Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 11:33, курсовая работа
Главной целью курсовой работы является анализ путей повышения доходности предприятия, а именно, подробное рассмотрение:
1. Доходов и расходов предприятия
2. Абсолютного и относительного показателей доходности предприятия – прибыль и рентабельность.
Введение 3
1. Сущность доходности предприятия 5
1.1 Понятие и виды доходов и расходов предприятия 5
1.2. Прибыль как абсолютный показатель доходности предприятия. 16
1.3. Рентабельность, как относительный показатель доходности предприятия 27
2. Факторы, влияющие на доходность предприятия 30
3.Пути повышения доходности предприятия 35
Заключение 48
Список источников 50
По
характеру налогообложения
По степени учета инфляционного фактора различают следующие виды прибыли:
По характеру использования чистая прибыль разделяется на следующие виды:
Источники
прибыли в хозяйственной
В идеале предприятие должно постоянно стремиться к получению прибыли от всех источников, однако реально оно может одновременно использовать один или два источника. Комплексному использованию всех источников часто мешает отсутствие стратегического подхода к управлению.
Расчет прибыли предприятия.
В
зависимости от характера и условий
получения общая прибыль
Величина прибыли от продаж продукции (Ппр) рассчитывается по следующей формуле
, (1.6)
где Цi – отпускная цена единицы i-и продукции; Сi – себестоимость единицы i- продукции; Vi – объем реализации i- продукции.
Связь между выручкой от продаж продукции, издержками производства и прибылью отражает график определения точки безубыточности (график критического объема производства). В основу его построения положено деление затрат на условно-постоянные и переменные [9, с. 246].
При построении графика безубыточности используются следующие допущения:
При построении
графика по горизонтальной линии
откладывается объем
Рис. 1.5. График безубыточности
Затраты откладываются с подразделением их на постоянные (Зпост) и переменные (Зпер).
Точка перенесения линий выручки и суммарных затрат представляет собой точку безубыточности. Объем производства, соответствующий точке безубыточности, носит название критического (Вкр). При этом объеме прибыль равно нулю, у предприятия нет ни прибыли, ни убытков. При объеме производства ниже критического предприятие несет убытки. Если объем производства выше критического, предприятие получает прибыль [9, с. 246].
Подробный анализ ситуации безубыточности может позволить решить основные вопросы финансово-хозяйственной деятельности:
Определение точки безубыточности аналитическим методом:
(1.7)
где Зпост – условно-постоянные расходы на весь объем производства продукции, руб; Цед – цена единицы продукции, руб; Зпер.ед – переменные затраты на единицу продукции, руб.
Прибыль от прочих видов деятельности:
(1.8)
где Дпр – прочие доходы, Рпр – прочие расходы.
Распределение прибыли. Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.
Принципы распределения
На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды.
В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др.
Законодательно ограничивается размер резервного фонда предприятий, регулируется порядок формирования резерва по сомнительным долгам.
Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая - увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. Вторая, характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть в последующие годы направлен для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.
Распределение прибыли предприятия в общем виде представлено на рис.1.6.
Рис.1.6. Распределение прибыли предприятия
Основными фондами распределение чистой прибыли из рис.6. прибыли являются фонд накопления, фонд потребления и резервный фонд.
Фонд накопления предназначен:
Фонд потребления
Соотношение между этими фондами
предприятие устанавливает
Резервный фонд предназначен для компенсации недополучения доходов от предпринимательской деятельности вследствие наступления факторов риска. Эти средства могут быть направлены на корректировку параметров проекта в случае, если его реализация в силу различных причин идет не по намеченному плану.
Для более объективной оценки эффективности работы и доходности предприятия следует рассматривать не только показатель прибыли, а также следует использовать показатель рентабельности.
В узком смысле рентабельность означает соотношение прибыли с единовременными или текущими затратами, а в более широком смысле рентабельностью является доходность или прибыльность предприятия.
Рентабельность – это относительный качественный показатель эффективности производства на предприятии, характеризующий уровень отдачи и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции.[2, с. 145]
Для определения эффективности работы предприятия необходимо сопоставить результаты (в данном случае прибыль) с затратами или ресурсами, которые обеспечили эти результаты. В качестве критерия эффективности работы предприятия выступают различные показатели рентабельности.[5]
Основными показателями рентабельности являются:
Рентабельность продукции:
(1.9)
где Пп – прибыль от продаж; З – затраты. Рентабельность продукции может быть рассчитана как по всему выпуску продукции, так и по отдельным видам продукции.
Рентабельность продаж:
(1.10)
где В – выручка от продаж товаров. Этот показатель характеризует долю прибыли в выручке от продаж товаров.
Рентабельность производства:
(1.11)
где П - прибыль предприятия, руб.; ОПФ-среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.; НОС – нормируемые оборотные средства, руб. [6]
Рентабельность изделия :
(1.12)
или (1.13)
где Пед – прибыль на единицу изделия; С – себестоимость изделия, Цс – цена продажи изделия.
Рентабельность активов:
(1.14)
где Пд – прибыль до уплаты процентов и налога на прибыль; А – среднегодовая стоимость активов. Данный показатель обладает наиболее обобщающей оценкой эффективности формирования прибыли, он характеризует общий уровень прибыли, полученной от использования всех активов предприятия.
Рентабельность собственного капитала:
(1.15)
где Пч – чистая прибыль отчетного периода; Кс – среднегодовая величина собственного капитала. Рентабельность собственного капитала характеризует верхнюю границу потенциального внутреннего развития предприятия. Каждому предприятию приходится находить оптимальное соотношение между использованием средств на потребление (нормой распределения) и накопление (внутренними темпами роста), поэтому рентабельность собственного капитала можно представить как отношение чистой прибыли к величине собственного капитала.[6, с. 200]