Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 07:23, лекция
При расчете принимается максимально возможный плановый (эффективный) годовой фонд времени работы оборудования. Для агрегатов непрерывного действия (доменные и мартеновские печи, химические агрегаты и т.п.) плановый (эффективный) фонд времени (ТНЕПР) рассчитывается по формуле
7.
Производственная программа планируется
по основным цехам предприятия.
Гарантированность выполнения производственной программы обеспечивается ее обоснованием по трем основным направлениям (рис. 8):
Производственная программа разрабатывается по всей развернутой номенклатуре и ассортименту продукции и должна обеспечивать безусловное выполнение всех договоров и заказов по всем предусмотренным ими параметрам: объемам, срокам, показателям качества и др.
Слайд 28
Основные этапы разработки производственной программы:
Планирование
производства и реализации продукции
непосредственно связаны с
Слайд 29
Разработанные плановые задания должны быть реализованы качественно и в намеченные сроки. Для этого осуществляется оперативное управление производством. Оно включает разработку оперативно-календарных планов (графиков запуска-выпуска изделий), сменно-суточных заданий на уровне цехов, участков (бригад) и рабочих мест и контроля сроков их выполнения. Оперативное управление производством имеет большое значение для эффективного использования ресурсов предприятия и выполнения заказов в установленные сроки.
В процессе оперативного управления производством достигается четкое взаимодействие органов управления на всех стадиях производственного процесса – от получения сырья, материально-технических ресурсов до реализации продукции с целью комплексного и своевременного выполнения плана поставок продукции при наилучшем использовании располагаемых ресурсов.
Слайд 30
Таким образом, оперативное управление производством осуществляется на основе непрерывного (повседневного) слежения за ходом производства, оказывая целенаправленное воздействие на коллективы цехов, участков (бригад), рабочих для обеспечения безусловного выполнения утвержденной производственной программы.
Предпосылки эффективного оперативного управления:
При разработке производственной программы большое значение имеет правильный выбор способа выражения и единиц измерения заданного объема работ. Для этих целей используют натуральные, условно-натуральные, стоимостные и трудовые показатели.
Слайды 31, 32
4.
Товарная, валовая и
реализованная продукция
Товарная продукция – это продукция, предназначенная для реализации, она служит базой для расчета валовой и реализованной продукции и включает:
Товарная продукция в большинстве отраслей промышленности определяется по заводскому методу, т.е. в объем товарной продукции не включается стоимость готовых изделий, полуфабрикатов, изготовленных предприятием для собственных нужд; исключением являются предприятия пищевого комплекса.
Товарная продукция по готовым изделиям планируется в действующих ценах предприятия. По отчету она рассчитывается в фактически действующих в отчетном году ценах; также в отчете товарная продукция определяется в сопоставимых (неизменных на определенную дату) ценах предприятия.
Валовая продукция – это стоимость общего результата производственной деятельности предприятия за определенный период времени. Валовая продукция отличается от товарной продукции на величину изменения остатков незавершенного производства на начало и конец планового периода.
На
предприятиях с небольшой длительностью
производственного цикла
Изменение остатков незавершенного производства учитывается только на предприятиях с длительным (не менее 2 месяцев) производственным циклом и на предприятиях, где незавершенное производство велико по объему и может резко изменяться во времени. В машиностроении учитывается также изменение остатков инструментов и приспособлений.
Валовая продукция (ВП) рассчитывается по заводскому методу двумя способами:
1) как разница между валовым и внутризаводским оборотом;
где ВО – валовой оборот;
ВП
– внутризаводской оборот;
2) как сумма товарной продукции (ТП) и разности остатков незавершенного производства (инструментов, приспособлений) на начало и конец планируемого периода:
где НН и НК – стоимость остатков незавершенного производства на начало и конец данного периода.
Валовой оборот – это стоимость всего объема продукции, произведенного за определенный период всеми цехами предприятия, независимо от того, использовалась ли данная продукция внутри предприятия для дальнейшей переработки или была реализована на сторону.
Внутризаводской оборот – это стоимость продукции, выработанной одними и потребленной другими цехами в течение одного итого же периода времени.
Незавершенное производство – незаконченная производством продукция: заготовки, детали, полуфабрикаты, находящиеся на рабочих местах, контроле, транспортировке, в цеховых кладовых в виде запасов, а также продукция, не принятая ОТК и не сданная на склад готовых изделий.
Ожидаемые остатки незавершенного производства на начало планового года в цехах определяют по отчетным данным на основе инвентаризации.
На
конец планового года норматив остатка
незавершенного производства (НК)
рассчитывается по формуле
где NСУТ – суточный выпуск продукции в натуральном выражении;
С – себестоимость единицы продукции, руб.;
ТЦ – длительность производственного цикла, дни;
КГ – коэффициент готовности незавершенного производства;
СТП
– себестоимость товарной (валовой) продукции
за IV квартал, руб.
Пример. Товарная продукция составляет 1 млн руб. Остатки незавершенного производства на конец периода составили 300 тыс. руб., на начало периода – 100 тыс. руб.
Валовая продукция = 1000 – 100 + 300 = 1200 тыс. руб.
При уменьшении остатков незавершенного производства товарная продукция будет больше валовой на разницу остатков. Если незавершенное производство на начало периода составляло 300, а на конец 100 тыс. руб., то валовая продукция составит 800тыс. руб. (1000 – 300 + 100).
Реализованная продукция (объем продаж) равна товарной продукции в том случае, если остатки готовой продукции на складе на начало и конец периода остались без изменений. При увеличении остатков на складе объем продаж будет меньше товарной продукции. При уменьшении остатков объем реализации будет больше товарной продукции на величину снижения запасов готовой продукции.
Чистая
продукция – это вновь созданная стоимость
на предприятии. В нее входят оплата труда,
выданная в виде заработной платы, оплата
труда невыплаченная, но вошедшая в стоимость
товара в виде налога и различных начислений,
а также прибыль. В чистую продукцию не
входит перенесенная стоимость, созданная
на других предприятиях (оплата сырья,
материалов, энергии, топлива и амортизационные
отчисления с основных фондов).
Чистая = Объем – Материальные – Амортизация
продукция
продаж затраты
Чистая продукция на макроэкономическом уровне воплощается в аналогичный по содержанию показатель – национальный доход.
Условно-чистая
продукция – это вновь созданная стоимость,
но с учетом амортизационных отчислений.
Условно-чистая = Объем – Материальные
продукция продаж затраты.
Показатели чистой и условно–чистой продукции используются для анализа структуры стоимости продукции (работ, услуг), планирования фонда оплаты труда. Норматив чистой продукции представляет собой часть цены изделия, включающую основную и дополнительную заработную плату персонала с отчислениями на социальные нужды и нормативную прибыль.
Нормативная
стоимость обработки включает заработную
плату производственных рабочих с отчислениями
на социальные нужды, общепроизводственные
и общехозяйственные расходы.
Валовая продукция (и остальные стоимостные показатели) рассчитывается в действующих ценах и сопоставимых, т.е. неизменных на определенную дату, ценах предприятия. Действующие цены используются для текущих расчетов между производителями и покупателями, а сопоставимые (неизменные, фиксированные) – для определения динамики. В ряде случаев продукция может быть оценена в розничных или договорных ценах.
Обобщающим показателем производственной программы предприятия является объем продаж или реализованная продукция. Первый термин применяется в мировой практике, второй – в отечественной. Объем продаж более объективно отражает результат деятельности предприятия как выпускающего товары, так и производящего услуги.
Объем продаж – это стоимость товаров и услуг, произведенных и реализованных предприятием за определенный период времени.
Реализованная продукция характеризует стоимость объема продукции, поступившей в данном периоде на рынок и подлежащей оплате потребителями.
Реализованная продукция определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде готовых изделий, полуфабрикатов собственного производства и работ промышленного характера, предназначенных к реализации на сторону (включая капитальный ремонт своего оборудования и транспортных средств, выполняемый силами промышленно-производственного персонала), а также стоимость реализации продукции и выполнения работ для своего капитального строительства и других непромышленных хозяйств, находящихся на балансе предприятия.
Информация о работе Производственная программа и производственные мощности предприятия