Прогнозирование и планирование затрат

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы стало более полное исследование систем прогнозирования и планирования на современных предприятиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ. ЗНАЧИМОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЗАТРАТ 4
1.1. Понятие затрат предприятия. 4
1.2. Управление затратами предприятия. 5
1.3.Планирование и прогнозирование затрат на предприятии 11
ГЛАВА 2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 14
2.1. Современная система управления затратами 14
2.2. Контроллинг 18
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Работа содержит 1 файл

Прогнозирование и планирование затрат на предприятии КУРСОВАЯ.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

      Суть  метода оценки сложности изделия  заключается в следующем: на основе конструкции изделия оценивается  конструктивная сложность изделия; используя информацию о применяемом  оборудовании и типе сырья, определяется технологическая сложность изделия; взяв оба эти параметра, рассчитывается себестоимость изделия.

      Очень важно, чтобы на предприятии достигалась  непрерывность прогнозирования, т.е. наличие всех временных прогнозов, которые периодически должны пересматриваться, уточняться и продлеваться. Известно около 150 различных методов разработки прогнозов. Наибольшее распространение получили следующие методы: экстраполяции, экспертных оценок, моделирования.

      Метод экстраполяции заключается в  распространении закономерностей, сложившихся в науке и технике в предпрогнозный период, на будущее. Однако он не учитывает многих факторов, которые могут появиться в прогнозируемом периоде и в значительной мере изменить сложившуюся предпрогнозную закономерность, что существенно влияет на точность прогноза. Этот метод наиболее целесообразно применять для прогнозирования направлений и техники, изменяющихся во времени эволюционным путем.

      При прогнозировании новых направлений  развития науки и техники более  эффективны методы, учитывающие опережающую информацию о новых технических идеях и принципах. К ним относится метод экспертных оценок, который основан на статистической обработке прогнозных оценок, полученных путем опроса высококвалифицированных специалистов в соответствующих областях. Различают несколько методов экспертных оценок. Индивидуальный анкетный опрос позволяет выяснить независимое мнение экспертов.

      Метод «дельфи» предполагает проведение вторичного опроса после того, как эксперты ознакомятся с первоначальными оценками своих коллег. При достаточно близком совпадении мнений объект выражается с помощью средних оценок. Групповой метод прогнозирования основан на предварительном обсуждении «дерева целей» и выработке коллективных оценок соответствующими комиссиями.

      Методы  на основе моделирования: логические, информационные и математико-статистические. Данные методы прогнозирования на предприятиях не получили широкого распространения  в основном из-за их сложности и  отсутствия необходимой информации.

      В целом прогнозирование и планирование на предприятии должны осуществляться на основе выработанной стратегии развития предприятия, на далекую перспективу, с учетом реальных финансовых

     2.2. Контроллинг

      Дальнейшее  развитие теории и практики управления затратами и обеспечения прибыльной деятельности предприятий привело к формированию в 1970-х гг. контроллинга как целостной концепции экономического управления предприятием, ориентирующей руководителей на выявление всех шансов и рисков, которые связаны с получением прибыли.

      Контроллинг основан на принципах "директ-костинга", но может также включать в себя элементы системы "стандарт-костс" и подобных ей. Он шире двух названных  систем, разнообразнее по назначению, функциям, методам планирования, учета  и анализа, степени использования информации. Контроллинг не ограничивается контролем издержек, составляющим основную функцию системы "стандарт-костс" и рентабельности выпуска и реализации продукции, поставленных во главу утла в системе "директ-костинг" - он также обеспечивает достижение поставленной предприятием цели (как правило, получение максимальной прибыли, хотя в определенные периоды могут быть избраны и другие ориентиры, например, завоевание рынка, устранение конкурента). Контроллинг часто выполняет функции внутреннего контроля на предприятии, поддержания эффективности работы подразделений и организации в целом. В отличие от ревизии, он ориентирован на текущие результаты деятельности и не связан с документальной проверкой, необходимостью выхода на места совершения хозяйственных актов и операций [23, 45-53 стр.]

      Специфическим инструментом контроллинга является сумма  покрытия, которая показывает, какая  часть выручки от реализации продукции (работ, услуг) по рыночным ценам остается у предприятия после вычитания  из нее прямых переменных затрат на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг. Сумма покрытия включает постоянные затраты предприятия и прибыль. Постоянные (условно-постоянные) затраты в основном известны. Они включают общепроизводственные, общехозяйственные и коммерческие расходы. Их без большого труда можно определить по изделиям (работам, услугам) и производственным подразделениям, так как их чаще всего рассчитывают в процентах к основной заработной плате производственных рабочих.

      Вычитая из суммы покрытия, исчисленной для конкретного изделия, постоянные (накладные) расходы, мы оперативно получаем прибыль от производства и реализации этого изделия. Таким образом, нам удается без выполнения трудоемких учетных операций и расчетов оценить тот вклад, который вносит в покрытие постоянных затрат и формирование прибыли предприятия каждое изделие или производственное подразделение.

      Разные  изделия, продуктовые группы или  производственные подразделения предприятия  вносят розничный вклад и суммы  покрытия предприятия. Ввиду сказанного этот идеальный показатель, выраженный в процентах, является важным критерием при планировании производства и сбыта продукции в целях достижения максимального экономического результата предприятия - прибыли.

      С точки зрения особенностей формирования постоянных затрат можно выделить следующие уровни:

      1) изделия (работы, услуги);

      2) группы изделий (работ, услуг);

      3) места возникновения затрат;

      4) производственные подразделения;

      5) предприятие в целом.

      Такое разделение правомерно для достаточно крупных предприятий. На мелких и средних предприятиях достаточно выделять две группы постоянных затрат - общепроизводственные и общехозяйственные, чтобы ускорить процесс принятия хозяйственных решений.

      Контроллинг особенно эффективен, когда функции  управления предприятием делегированы его отделам и службам. В этом случае он помогает достичь максимально возможного общего результата деятельности. В совокупности функций контроллинга можно выделить предоставление информации, необходимой для управления, и функцию обоснования управленческих решений и их координации. Информацию для контроллинга поставляют планирование, нормирование, учет и контроль, ориентированные на достижение цели, конечного результата деятельности предприятия. Эта информация включает в себя заданные (нормативные, плановые) и фактические данные, отклонения, выявленные средствами учета в разрезе подразделений [18, 67-80 стр.]

      Функция обоснования решений состоит  в использовании данных анализа  отклонений, ставок покрытия, общих  результатов деятельности для выработки управленческих мер.

      Таким образом, контроллинг - это деятельность объединенных в определенную структуру  субъектов (органов, руководителей, исполнителей), которая направлена на гарантированное  достижение наиболее эффективным способом поставленных целей путем устранения "узких мест", выявленных при исследованиях.

      В рыночных условиях объемы продаж и  цены подвержены колебаниям, поэтому  степень покрытия затрат доходами варьируется  и по видам продукции (покупателям), и по группам расходов, и по отчетным периодам.

      В умении предвидеть хозяйственную и  коммерческую конъюнктуру, определить ожидаемую прибыль, выявить причины  отклонения фактических расходов от запланированных, своевременно принять  меры по регулированию этих отклонений и оптимизации соотношения затрат и результатов и заключается искусство экономического управления. Контроллинг - одна из составляющих этого искусства.

      Существуют  два уровня контроллинга - стратегический и оперативный.

      Стратегический  контроллинг направлен на создание потенциала успеха, т.е. обеспечение долгосрочного существования предприятия. Основная его задача - отслеживание степени адаптации предприятия к окружающей среде, т.е. выявление целесообразности продолжения намеченных стратегических мероприятий в течение срока реализации стратегического плана.

      Оперативный контроллинг направлен на достижение запланированного уровня дохода (прибыли). Его главной задачей является оценка экономической эффективности  производственных процессов, выявление "узких мест", вызывающих отклонение ожидаемой (фактической) прибыли от запланированной.

      Контроллингу  присущ специфический инструментарий т.е. взаимосвязанная совокупность методов получения, обработки, агрегирования, анализа, представления и использования  разнообразной экономической информации

      Главными  задачами контроллера являются:

    • формирование целей предприятия;
    • поиск альтернативных решений на основе имеющейся информации;
    • анализ экономической эффективности (особенно инвестиций и инноваций);
    • координация разработки оперативных плановых смет;
    • сравнение плановых показателей с фактическими и разработка предложений по преодолению отклонений;
    • определение "узких мест";
    • создание систем информации для планирования и управления;
 
    • консультирование  руководителей предприятия по производственно-экономическим вопросам;
    • производственно-экономическое обоснование информации других специализированных отделов [23, 128-133 стр.]

      Итак, контроллер совмещает многие функции  экономических и производственных служб, увязывает и координирует их с точки зрения получения запланированного дохода. Контроллер - это внутренний консультант руководителей предприятия. Действовать эффективно он может, только находясь на высшем уровне управления, ибо ошибки, допущенные высшим звеном, в большинстве случаев не удается компенсировать последующим звеньям.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

 

      Любое предприятие, начиная процесс производства или принимая решение о его  расширении, должно быть уверено, что  затраты окупятся и принесут прибыль. Соизмерение затрат и результатов позволяет оценить эффективность работы предприятия. Без такого сравнения могут быть допущены непоправимые ошибки при выборе экономической политики предприятия, при принятии важных управленческих решений, выборе видов предпринимательской деятельности, определении оптимальных объёмов и структуры выпуска продукции (работ, услуг), а также цен на продукцию (работы, услуги) [3, 5-7 стр.].

      Основным  финансовым результатом деятельности предприятия является прибыль, которая служит основой и источником средств для его дальнейшего развития. Повысить прибыль можно, увеличивая объёмы производства или цены на выпускаемую продукцию. Однако это не всегда возможно и целесообразно. Поэтому в системе развития предприятия в условиях значительных экономических ограничений повышение финансового результата непосредственно связано со снижением затрат.

      Практически на каждом предприятии имеются резервы  для снижения затрат до рационального  уровня, что и позволяет добиваться роста экономической эффективности деятельности, повышения конкурентоспособности. Снижение затрат на выпуск единицы продукции позволяет предприятию устанавливать более низкие и гибкие цены, что даёт важное преимущество перед конкурентами. Поэтому для каждого предприятия важен анализ затрат и эффективное управление ими для достижения высокого экономического результата.

      Важнейшими  задачами управления затратами являются:

  • повышение эффективности деятельности предприятия;
  • определение затрат по основным функциям управления;
  • расчет затрат по отдельным структурным подразделениям и предприятию в целом;
  • расчёт затрат на единицу продукции (работ, услуг) - калькулирование себестоимости продукции;
  • подготовка информационной базы, позволяющей оценивать затраты при выборе и принятии хозяйственных решений;
  • выявление технических способов и средств контроля и измерения затрат;
  • поиск резервов снижения затрат на всех этапах производственного процесса и во всех производственных подразделениях предприятия;
  • выбор методов нормирования затрат;
  • приведение анализа затрат с целью принятия управленческих решений по совершенствованию производственных процессов, формированию ассортиментной и ценовой политики, оптимизации загрузки производственных мощностей, выбору вариантов инвестирования, прогнозированию объёмов производства и сбыта продукции.

Информация о работе Прогнозирование и планирование затрат