Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 08:31, реферат
Основная задача исследования состояла в том, чтобы рассмотреть проблему неформального лесопользования, с одной стороны, на микроуровне, т.е. на уровне конкретных взаимодействий различных акторов поля лесных отношений, с другой стороны, рассмотреть её как вписанную в более широкий социально-экономический и культурный контекст — как на уровне структур, так и на уровне практик. Мы стремились понять, какую роль в отношениях лесопользования играют неформальные правила, каковы эти правила и как они влияют на общую ситуацию в местных сообществах.
Введение
Правовые проблемы лесопользования
Экономические проблемы лесопользования
Социальные проблемы лесопользования
Технические проблемы лесопользования
Эффективность лесопользования
Заключение
Список литературы
Тема: проблемы лесопользования в Иркутской области
Содержание:
Введение
Особая актуальность проблемы неформальной экономики связана с обсуждением и принятием нового Лесного Кодекса (ЛК) — могут ли неформальные отношения повлиять на эффективность нового ЛК и, прежде всего, перспективного введения института частной собственности и возможного изменения роли региональной и местной власти в управлении лесными ресурсами.
Основная задача исследования состояла в том, чтобы рассмотреть проблему неформального лесопользования, с одной стороны, на микроуровне, т.е. на уровне конкретных взаимодействий различных акторов поля лесных отношений, с другой стороны, рассмотреть её как вписанную в более широкий социально-экономический и культурный контекст — как на уровне структур, так и на уровне практик. Мы стремились понять, какую роль в отношениях лесопользования играют неформальные правила, каковы эти правила и как они влияют на общую ситуацию в местных сообществах.
Неформальная экономика лесопользования как объект исследования
В
нашем исследовании неформальная экономика
лесопользования
В нашем исследовании мы предполагали найти в системе взаимодействия акторов поля лесных отношений те узловые точки, где неформальные отношения являются значимыми, доминирующими, и где доминирование этих отношений может существенно влиять на социально-экономическую ситуацию в локальных сообществах.
Неформальные
отношения и нелегальные
рубки в сфере
лесопользования
Неформальные лесные
отношения
Неформальная экономика лесопользования не ограничивается лишь непосредственно процессом рубки и реализации леса, но охватывает большое число агентов разных уровней и отношений между ними (см. схему). Исследование показало, что неформальные отношения могут быть обнаружены на всех этапах взаимодействия по поводу лесодобычи и выходят за пределы собственно рубки деревьев. Собственно процесс рубки деревьев – не более, чем один из этапов этих отношений. Более того, сами неформальные (чёрные и серые) рубки во многом становятся возможными именно благодаря тому, что опираются на устойчивую систему неформальных отношений, выходящих за пределы собственно отношений вокруг леса, касающиеся социальной жизни в исследованных районах. Тем не менее доминирующий публичный дискурс, привлекающий внимание общественности к проблеме неформальной экономики лесопользования, конструируется именно вокруг нелегальных рубок, т.е. незаконной добычи леса.
Как
показывает наше исследование, повышенное
внимание к проблеме нелегальных
рубок заслоняет другие, более
значимые аспекты неформальной экономики,
а именно распространённость неформальных
отношений, пронизывающих буквально
все интеракции в сфере лесных
отношений, фактически определяющих ситуацию
в лесной сфере, но при этом совершенно
выпадающих из поля внимания участников
публичной дискуссии о
Нелегальные рубки
Что касается собственно нелегальных рубок, то мы рассматриваем их в виде спектра: от «чёрных» криминальных рубок к «белым», практически легальным:
Проведённый анализ позволяет сделать вывод о том, что:
а) даже на этапе рубки, абсолютно «чёрные» рубки представляют собой лишь одну из возможных неформальных практик, гораздо более широк спектр «серых» рубок, произведённых с теми или иными нарушениями;
б) ситуация в лесном секторе сегодня такова, что полностью «легальные» рубки, произведённые с соблюдением всех формальных правил, оказываются практически невозможными.
Соответственно, лидирующая позиция полностью незаконных «чёрных лесорубов» с точки зрения нанесённого лесу и экономике региона/страны ущерба вызывает сомнения. Основным аргументом в пользу данного утверждения является то, что огромный спектр перечисленных выше «серых» и «белых» неформальных рубок доступен лишь лесопользователям, ведущим легальный бизнес.
Причина этого состоит в том, что известные игроки белого сектора рынка имеют необходимые ресурсы (материальные, технические, информационные и социальные – в виде социального капитала связей и репутации) для того, чтобы быть успешными также и в «сером» секторе; предприятия же, работающие только в «чёрном» секторе лишены большей части этих ресурсов. На практике, один и тот же заготовитель постоянно перемещается из одного «серого» сектора в другой (более «тёмный» или более «светлый»), в зависимости от конкретной деляны, времени года, отношений с лесником и администрацией конкретного лесхоза (арендатор может иметь делянки на территории разных лесхозов) и т.д.
Всё это заставляет предположить, что объём леса, добываемого за счёт неформальных практик, в которые вовлечены официальные игроки «белого» сектора лесодобычи, превосходит объём откровенно криминальных «чёрных» лесных рубок
Причины
распространённости
неформальных отношений
Неэффективность действующих
формальных механизмов
Основанием для распространённости неформальных отношений в сфере лесодобычи является неэффективность существующих формальных правил, которые на практике оказываются:
а)
невыполнимыми в связи с
б) не подкреплёнными механизмами контроля за их реализацией. Примеры: нехватка лесников и отсутствие механизмов контроля не дают возможности контролировать соблюдения правил рубки; механизмы проведения конкурсов и аукционов несовершенны настолько, что дают возможность задействовать коррупционные и иные неформальные практики;
в) заведомо содержащими потенциал неформальных отношений. Примеры: техническая невозможность точного измерения объёма рубки; зависимость лесной милиции от местной власти; волюнтаризм лесхоза в вопросе отвода лесосеки и контроля за соблюдением норм; взаимная зависимость всех институтов власти в регионе, что ведёт к неформальному влиянию на получение лучших участков леса; механизм рубки леса по социальным лимитам.
Неэффективность
формальных правил и отсутствие механизмов
контроля за их реализацией ведёт
к возникновению огромного
Альтернативные легитимации
Несколько
примеров из полевого
дневника наблюдений
Ситуация 1: «Мы наблюдали ситуацию, когда человек в середине дня волок через всю деревню трактором крупный лиственничный ствол (около 2 м3), и это не вызывало ни у кого из присутствовавших никаких вопросов или действий... Между тем, для любого очевидца было ясно, что ствол этот был срублен абсолютно нелегально, в лесах 1–й группы, и тем не менее ни у лесников лесхоза, ни у лесников национального парка (на территории которого находится посёлок) не возникло никаких вопросов». Ситуация 2: «Один из лесников в разговоре сообщил, что «нормальный переруб» — в пределах 50%, при этом закрепленное писаным правом ограничение — 15%» Ситуация 3: «В одном из лесхозов мы назначили встречу с директором заранее – накануне, по телефону. В разговоре он спросил о теме предстоящего разговора, мы назвали в качестве основной интересующей нас темы принятие нового Лесного кодекса. Придя на следующий день к директору лесхоза, мы обнаружили, что он подготовился — перед ним на столе лежала (принтерная) распечатка Лесного кодекса ИЗ СИСТЕМЫ «ГАРАНТ». Когда речь зашла о новом ЛК, директор, дабы не показаться голословным, указывал конкретные статьи из своей распечатки данного Кодекса и комментировал. В процессе разговора, однако, выяснилось, что перед ним лежала распечатка «старого» — ныне действующего Лесного кодекса, хотя он был уверен, что это проект нового Кодекса и пользовался распечаткой именно в таком качестве, критикуя отдельные статьи «нового кодекса» и говоря о невозможности их выполнения на практике». |
Можно было бы предположить, что альтернативный свод правил существует параллельно писаному праву, «дополняя» его в тех случаях, когда формальное право «молчит», т.е. что неписанное право не вступает в противоречие с писанным, но занимает пустующую нишу. Однако результаты нашего исследования не подтверждают данный тезис. Они говорят либо об откровенном незнании формальной нормы (даже ключевые агенты отношений в сфере лесопользования, представляющие формальные институты, иногда не знакомы с формальными правилами, призванными регулировать эти отношения), либо о том, что неписаные правила становятся настолько важнее писанных, что последними на практике пренебрегают. Причиной этой ситуации является не только упомянутая выше неэффективность действующих формальных механизмов, но и существование альтернативных легитимаций – стратегий внутреннего оправдания, одобрения участниками лесных отношений сложившихся практик лесопользования, даже если эти практики нарушают установленные законом правила.
Как
показывает наше исследование, причиной
распространённости неформальных практик
является их легитимность с точки
зрения участников лесных отношений. Существует
целый свод неписаных правил и
набор неформальных практик, которые
не являются формальными и законными,
но являются легитимными в глазах
участников лесных отношений. Эти легитимные,
но неформальные нормы и практики
фактически представляют собой своего
рода альтернативную систему правил
и отношений в сфере
Основания альтернативной легитимации
Проведённое исследование позволяет выделить некоторые основания (источники) альтернативной легитимации, распространённые среди участников лесных отношений в исследованном регионе. Мы предварительно выделили четыре основных источника альтернативных легитимаций:
Информация о работе Проблемы лесопользования в Иркутской области