Приоритеты аграрной политики в развитых странах мира (США, Франция, Германия, Италия, Финляндия ).

Автор: u*************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 23:44, реферат

Описание работы

Государственное регулирование сельского хозяйства за рубежом − это сложный механизм, включающий инструменты воздействия на доходы фермеров, структуру сельскохозяйственного производства, аграрный рынок, социальную структуру села, межотраслевые и межхозяйственные отношения.

Цель регулирования − создание стабильных экономических, правовых и социальных условий для развития сельского хозяйства, удовлетворение потребностей населения в качественных продуктах питания по социально-приемлемым ценам, охрана окружающей среды.

Содержание

Глава 1. Содержание аграрной политики в развитых странах

Введение

1. Меры прямого и косвенного государственного субсидирования

2. Политика аграрных цен и фермерских доходов

3. Ценообразования

Глава 2. Приоритеты аграрной политики в развитых странах мира

1. Франция

2. Германия

3. США

4. Финляндия

5. Италия

Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

Аграрная политика.docx

— 46.08 Кб (Скачать)

 

    Приоритеты  аграрной политики в  развитых странах  мира

    1. Франция

    Управление  продовольственным комплексом во Франции  осуществляют Министерство сельского  и лесного хозяйства, его региональные и департаментские управления, сельскохозяйственные палаты, а также ряд смешанных, полугосударственных и профессиональных организаций. Таким образом, создана единая система органов по ориентации сельскохозяйственного производства и управления рынками сельскохозяйственной продукции, компетенция которой выходит за рамки сельскохозяйственного сектора, так как охватывает и проблемы продовольственной экономики. Специализированные органы выполняют консультативные, информационные, координационные функции. 
    Органом координации межотраслевых связей в продовольственном комплексе Франции является Высший совет по ориентации и координации развития сельского хозяйства и пищевой промышленности. В Совет входят представители министерств финансов, промышленности, сельского и лесного хозяйства, сферы переработки и реализации агропродовольственной продукции. Он разрабатывает меры по совершенствованию организации и управления продуктовыми подкомплексами, согласовывает действия участников производства и реализации продукции и представителей государственных органов власти в вопросах определения аграрной и продовольственной политики, сфер вложения финансовых средств, внедрения научно- технических достижений, развития внешнеэкономической деятельности.  
    В компетенцию Высшего совета входят межотраслевые организации по зерну, скоту, молочному хозяйству, сахару, масличным и другим продуктам, через которые регулируется  внутренний рынок сельскохозяйственной продукции, выплачиваются субсидии на ее хранение, переработку и экспорт, производится закупка сельскохозяйственных продуктов по гарантированным ценам. Существуют два типа межотраслевых организаций: государственные или полугосударственные, осуществляющие меры административного регулирования производства и сбыта соответствующих продуктов; ассоциации частных предпринимателей, призванные активно содействовать государственным межотраслевым учреждениям, а также давать правительственным органам рекомендации относительно соответствующих отраслейАПК. 
    Основные функции Министерства сельского и лесного хозяйства (МСЛХ) сводятся к координации финансовых, административных и технических мер в области продовольственного и лесного хозяйства. МСЛХ изучает проблемы модернизации сельского хозяйства, тарифной политики, воздействия на рынок сельскохозяйственной продукции, поощрения экспорта продукции. Оно выполняет задачи по контролю качества продовольствия, защите растений и охране животных, международной кооперации в области продовольственного хозяйства. 
    Структура МСЛХ во Франции отражает выполняемые им функции. В его состав входят 9 подразделений (главные управления, управления и службы), которые укомплектованы узкоспециализированными структурными единицами для решения поставленных задач. 
    На местном уровне управление продовольственным комплексом осуществляют 22 региональных и 100 департаментских управлений. Региональные и департаментские управления находятся в непосредственном контакте с перерабатывающей промышленностью, фермерами и другими категориями сельского населения. 
    Характерной чертой французской системы управления в сельскохозяйственном секторе является то, что в ней значительное место принадлежит различным профессиональным сельскохозяйственным органам. Из них две реальные силы оказывают заметное влияние на формирование аграрной политики − система сельскохозяйственных палат и сеть профессиональных союзов. Они осуществляют определенные нормативные полномочия: кодифицируют местные  сельскохозяйственные традиции, распространяют нормы по сбыту сельхозпродукции. Бюджет сельскохозяйственных палат формируется за счет налога с земельных собственников, субсидий, обязательств потребителей и займов. 
    Существенное влияние на аграрную политику государства оказывает развитая сеть профессиональных союзов Наиболее крупной и влиятельной является Национальная федерация профсоюзов сельскохозяйственных производителей.

 

    2. Германия

     Еще  в 1955 году переговоры  Союза фермеров Германии с правительством привели к принятию закона о сельском хозяйстве Германии. В этом законе закреплены основы аграрной политики в общегосударственном масштабе, а также описаны конкретные политические средства ее осуществления. Таким образом, заложенные в законе положения должны были стать исходной точкой для всех мероприятий по содействию аграрному сектору на национальном уровне. Поскольку закон содержал в основном довольно общие положения, Союз фермеров Германии попытался закрепить в нем ряд конкретных мер помощи. Это долгосрочные гарантии высоких закупочных цен на сельскохозяйственные продукты и институциализация аграрной политики, которая должна была положить конец постоянным политическим столкновениям по вопросам сельского хозяйства. 
    Союзу фермеров не удалось прямо закрепить в законе постоянные гарантии цен и доходов. Однако в законе указывалось на то, что по отношению к сельскому хозяйству должны применяться защитные мероприятия. С помощью всеобщих инструментов хозяйственного регулирования, таких, как торговая, кредитная, ценовая политика и т.д., было решено уравнять относительно неблагоприятное положение сельского хозяйства с остальными народнохозяйственными отраслями, чтобы создать условия для повышения уровня производства. 
    Таким образом, аграриям в законе удалось отразить необходимость постоянной защиты их интересов на самом высоком политическом уровне. Эта защита не предполагала защиту и поддержку каждого предприятия в отдельности (что не соответствовало бы немецким представлениям о системе хозяйствования), но была учтена необходимость выживания всего сельского хозяйства в целом и его поддержки. 
    В параграфе 4 закона указывалось, что министр сельского хозяйства ежегодно обязан публиковать официальный отчет о положении в сельском хозяйстве за прошлый год. Закон служит основой для предоставления федеральных средств для осуществления целей, предусмотренных законом. 
    Программа сельскохозяйственного кредитования для всех земель Германии имеет цель поддержки инвестиционных мероприятий по рационализации и улучшению условий жизни. Получить кредит могут только сельхозпроизводители, общие доходы которых не превышают установленных границ. Подлежат поддержке также внутрихозяйственные инвестиции, направленные на улучшение качества продукции. 
    На новых землях поощряются дополнительные инвестиции в сельскохозяйственное производство для приобретения сельскохозяйственной  техники не старше 5 лет и т.д. Производитель сельхозпродукции может получить льготный кредит до 143 000 немецких марок на 1 работника или предприятие. В областях с неблагоприятными климатическими условиями государство берет на себя погашение 5% по кредиту, в традиционных областях − 3%. 
    Рассчитанная общая сумма процентов по кредиту, погашение которых государство берет на себя, выплачивается единовременно. Собственный вклад хозяйств в инвестиции должен составлять минимум 10%. 
    Содействие реорганизации старых и образованию новых  предприятий распространено на все реорганизованные сельскохозяйственные предприятия, существующие в форме кооперативов, обществ и товариществ, работающих в сфере садоводства, рыбоводства - и пчеловодства. На поддержку со стороны  государства могут рассчитывать фермеры, которые более половины своего рабочего времени посвящают работе в сельском хозяйстве и у которых более половины их суммарных доходов приходится на сельское хозяйство, а также  те, доходы которых от сельского хозяйства составляют не менее 25% общих доходов. 
    В Германии льготный государственный кредит предоставляется под 1%  годовых в течение 28 лет. Кроме того для молодых фермеров предусматриваются особо льготные условия для получения кредита.

 

    3. Соединенные Штаты  Америки

    Министерство  сельского хозяйства США собирает данные для аналитических целей  по ценам на сельскохозяйственную продукцию  и на средства производства для сельского  хозяйства. Но в Америке ценовой  паритет  (соотношение двух индексов: цен на сельскохозяйственную продукцию и цен на средства производства для сельского хозяйства), начиная со Второй мировой войны, непрерывно падает, с небольшими подъемами. 
    Тенденция падения ценового паритета в долгосрочной перспективе в рыночной экономике хорошо объяснена. С экономическим развитием страны население все меньшую долю своего растущего дохода тратит на продукты питания. В Америке расходы на питание (включая питание в ресторане) сегодня составляют только 12% против 22% в 1948 г. Возросшая продуктивность ведет не только к удешевлению продовольствия, но и позволяет переместить ресурсы из сельского хозяйства в другие отрасли. Правительство США не контролирует и не субсидирует цены на сельскохозяйственные ресурсы. Также оно не контролирует процентную ставку по правительственным программам по аграрному кредиту. 
    Отсутствие контроля за ценами означает, что цены являются равновесными. Эти цены являются ключевой характеристикой американской аграрной  экономики. Следовательно, нет тенденций к появлению дефицита, избытка топлива, сельхозтехники и т.д. Поэтому нет оснований для государственного распределения ресурсов для фермеров. Хотя в сельском хозяйстве нет регулируемых цен и дотаций на средства производства, американское правительство помогает фермерам создавать собственные кооперативы по закупкам и иногда производству средств производства, а также применяет другие меры поддержания конкуренции в “1-й сфере американского АПК”. Это также включает в себя проведение либеральной политики в международной торговле средствами сельскохозяйственного производства. С 1933 г. Министерство сельского хозяйства США реализует программы по поддержанию определенных минимальных цен для фермеров в определенных условиях по ряду продуктов (в основном по зерну и хлопку). Эти программы лишь дополняют рыночную экономику, действующую в американском сельском хозяйстве. Закупки Министерства сельского хозяйства США были покупками “покупателя в последней инстанции”, закупками избытка продукции для последующего хранения и реализации непосредственно через конкурентные коммерческие рыночные каналы. Бюджетные расходы на американские программы ценовой поддержки и стабилизации различаются очень сильно по годам, повышаясь в годы большого урожая и низких рыночных цен. Прямые правительственные выплаты фермерам обычно составляют 5% всех поступлений от реализации сельскохозяйственной продукции (это включает выплаты за консервацию плодородных земель). Рекордный урожай был в 1987 г., когда прямые правительственные выплаты достигли 16,7 млрд долларов, или 12% всех поступлений от продажи фермерской продукции. Это также составило одну треть  процента ВВП США в этот год. 
    Министерство сельского хозяйства США также помогает американским фермерам реализовывать их продукцию, поддерживая сбытовые кооперативы и гарантируя конкурентность рынка сельскохозяйственной продукции, предоставляя исчерпывающую информацию о стандартах и ценах на мировых рынках. Число занятых на фермах сейчас менее 3 млн человек из 130 млн человек трудовых ресурсов США. Фермер в этой стране  менее защищен государством, чем в странах Европейского союза, так как рыночный механизм США основан на ценах, более полно отражающих закон спроса и предложения, а государственное вмешательство в ценообразование минимальное. Какую бы программу финансирования мы ни рассмотрели, она направлена прежде всего на защиту потребителя и природной среды. Фермерам приходится действовать в условиях жесткой конкуренции. 
    В результате этого эффективность сельскохозяйственного производства в США выше, чем во многих странах ЕС. 
    В странах ЕС приняты более гуманные, щадящие крестьянские хозяйства, принципы аграрной политики. На начальном этапе в странах ЕС государственная финансовая помощь сельскому хозяйству в рамках единой сельскохозяйственной политики связывалась с необходимостью достижения самообеспеченности по основным продуктам.  В США же она была направлена преимущественно на увеличение сельскохозяйственного экспорта, защиту природной среды. 
    Государственное регулирование сельского хозяйства в США активно стимулировало его модернизацию и обеспечило благоприятный для отрасли общий режим доходов, налогообложения, накопления капитала. Важная составная часть государственного регулирования − финансово-кредитная поддержка аграрного сектора экономики. Финансирование осуществляется путем выделения из государственного бюджета ассигнований, которые направляются строго на целевые программы. На федеральном уровне превалируют две крупные программы: “Стабилизация доходов” и “Научное обеспечение”. 
    К числу главных относится программа “Стабилизация доходов фермеров”, на реализацию которой в настоящее время направляются крупные средства: от 30 до 50% всех бюджетных ассигнований в сельское хозяйство. В состав этой программы входят программы «Страхование урожая» и «Сельскохозяйственный кредит». По программе  «Страхование урожая» средства выделяет федеральная корпорация страхования урожая Министерства сельского хозяйства США, которая осуществляет страхование урожая фермеров от стихийных бедствий. На федеральном уровне действуют более 10 межотраслевых целевых программ: консервация и изъятие земель, продовольственная помощь малоимущим слоям населения, маркетинг и инспекция и другие. 80% бюджетных средств, распределяемых на эти программы, контролирует Министерство сельского хозяйства через Товарно-кредитную корпорацию (ТКК), Администрацию по делам фермеров (АДФ) и другие финансово-кредитные органы, оставшиеся (20%) средств расходуются через органы управления штатов и местные органы управления. 
    В последние годы самой приоритетной стала «Государственная программа поддержки цен». В настоящее время бюджетным финансированием по данной программе охвачена 1/3 американских ферм, причем 70% этих средств получают фермеры, обеспечивающие годовой объем товарной продукции в стоимостном выражении не менее 100 тыс. долларов. 
    Еще одна группа субсидий в системе прямого субсидирования фермерских доходов − платежи, возмещающие ущерб от стихийных бедствий. Их  получают фермеры, производящие зерно и хлопок-сырец, при условии участия в программах сокращения площади посевов. С этой группой субсидий связана программа«Страхованиеурожая». 
    Значительные средства выделяются из госбюджета США на финансирование программы «Продовольственная помощь», цель которой, во-первых, проложить пути реализации товарных «неликвидов» продовольствия, во-вторых, расширить внутренний рынок сбыта продовольствия, не снижая рыночных цен, и, в-третьих, повысить уровень продовольственного обеспечения низкооплачиваемых слоев населения при существующих рыночных ценах. Эта программа служит средством расширения спроса. В состав программы входят: программа продовольственных талонов, нескольких программ детского питания и т.д. 
    На современном этапе развития сельскохозяйственного производства США возрастает необходимость в ссудном капитале. Поэтому в системе государственного регулирования экономики страны важным является функционирование сельскохозяйственного кредита, в том числе льготного. Государственное регулирование сельскохозяйственного кредита выражается в следующих формах: создание особых государственных  кредитных институтов, организующих деятельность сети кооперативных банков сельскохозяйственного кредита; наделение кредитных организаций правом выпуска ценных бумаг; облегчение фермерам доступа к кредиту с помощью низких кредитных ставок; бюджетное финансирование организаций сельскохозяйственного кредита для покрытия убытков, вызванных снижением кредитных ставок и неуплатойкредитов. 
    Под контролем Министерства сельского хозяйства США функционирует ряд финансово-кредитных организаций, осуществляющих льготное кредитование фермеров. 
    Таким образом, в США финансово-кредитная поддержка фермеров и сельских жителей − важная составная часть процессов воспроизводства в сельском хозяйстве. 

 

    4. Финляндия

      Главная цель АПК  в Финляндии – самообеспечение страны основными продовольственными товарами – достигнута, хотя иногда при неблагоприятных погодных условиях некоторые сельскохозяйственные продукты импортируются. Доля сельского хозяйства в ВНП составляет 3%. В отрасли трудится 190 тыс. человек, или 8% общего числа занятых в народном хозяйстве. 
    Сельское хозяйство Финляндии базируется на семейных фермах, то есть на частной собственности, трудовом вкладе семьи и значении фермы как источника средств к существованию. Труд фермерских семей в сельскохозяйственном производстве составляет 94% их всех трудовых затрат. В основном семьи сами обслуживают свое хозяйство. 
    Значительная доля ферм – скотоводческого направления или смешанные, в которых разведение скота сочетается с выращиванием растениеводческих культур. Из 2,2 млн га пахотных земель только 15% занято под продовольственные культуры. До 1/3 пашни используется для выращивания кормовых культур и половина – для производства фуражного зерна. 65% общего дохода приходится на скотоводство, 23% − на земледелие, остальное – доход от аренды, сельскохозяйственные субсидии и различные компенсации, выплачиваемые для того, чтобы сбалансировать производство продукции. 
    Аграрную политику в Финляндии формирует Министерство сельского и лесного  хозяйства  при активном участии профессиональных и кооперативных объединений производителей. На региональном уровне в системе управления сельским хозяйством  Финляндии интересы фермеров защищают профессиональные объединения производителей. Около 90% фермеров являются членами сельскохозяйственных профессиональных организаций – обществ производителей. Общества производителей охраняют местные интересы землевладельцев, они имеются в каждой коммуне. Общества финансируются из членских взносов, частично из дохода от реальных инвестиций. От правительства они денег не получают. 
    Общегосударственными профессиональными организациями крестьян являются центральные союзы предпринимателей сельскохозяйственного производства (финский и шведский). Оба союза работают в тесном сотрудничестве. Важная задача центральных союзов – ведение переговоров и разработка соглашений с правительством по вопросам объема сельскохозяйственной продукции, цен на продовольствие и другим, касающимся доходов фермеров. Центральные союзы проводят большую работу по распространению информации для фермеров, официальных лиц, представителей экономики, профсоюзов и населения. 
    Решающая роль в выработке и осуществлении аграрной политики принадлежит сельскохозяйственным кооперативам. Все субсидии и суммы на поддержку сельского хозяйства  выплачиваются через сельскохозяйственные кооперативы. 
    Кооперативы – наиболее действенная структура в аграрной сфере Финляндии, обеспечивающая фермерам необходимые условия производства и гарантирующая сбыт продукции, внедрение достижений НТП. Объединяя практически всех фермеров, кооперативы играют ведущую роль в экономических связях аграрного сектора с другими отраслями народного хозяйства. Это касается как сбыта сельскохозяйственной продукции и ее переработки, так и производственного снабжения, кредитования и обслуживания фермерских хозяйств. 
    Велико значение кооперативов в интеграции сельского хозяйства и сферы переработки. Практически все мясоперерабатывающие предприятия и молочные заводы являются   кооперативной собственностью. Свыше 75% мяса и продуктов его переработки и 92% молока и молочных продуктов поступают от кооперативов. 
    Вторым по объему направлением кооперативной деятельности является производственное снабжение фермерских хозяйств. В Финляндии кооперативы поставляют до 50% удобрений, 65% кормов, 40% техники и топлива. 
    В целом успехи деятельности сельскохозяйственных кооперативов объясняются тем, что они представляют собой удачную форму координации крупного производства в условиях развития агропромышленной интеграции и мелкого фермерского хозяйства, основанного на частной земельной собственности. 
    Таким образом, благодаря участию трех структур (государственной, профессиональной и производственной ) в определении аграрной политики Финляндии сложилась стройная система управления сельским хозяйством. 
    Министерство сельского и лесного хозяйства (государственный уровень) формирует основные направления хозяйственной деятельности в отрасли. Детальная проработка практических вопросов и проблем аграрного производства осуществляется в ходе переговоров и соглашений правительства с представителями обществ производителей (профессиональный уровень) и сельскохозяйственных кооперативов (производственный уровень). Такое сотрудничество позволяет выработать оптимальные условия для эффективной деятельности фермеров и ограничить административное вмешательство государства в сельскохозяйственное производство.

 

5. Италия

В 1990 в Италии насчитывалось 2940 тыс. крестьянских хозяйств, а площадь обрабатываемой земли  составляла 22,6 млн. га. Лишь 4% хозяйств можно было отнести к разряду  крупных. В хозяйствах работали сами землевладельцы и члены их семей (всего ок. 2 млн. человек); средняя площадь земельного надела составляла 5,4 га. Кроме того, многие итальянцы, занятые в других сферах деятельности, получали дополнительные доходы или продовольствие для собственного потребления с небольших земельных участков площадью менее 1 га.  
 
После принятия в 1950 законов о земельной реформе число крупных хозяйств сократилось (особенно на Юге) за счет перераспределения земли между крестьянами. Однако число мелких хозяйств в 1960–1970-х годах тоже уменьшилось, так как сельское хозяйство Италии модернизировалось за счет внедрения дорогостоящих сельскохозяйственных машин, оказавшихся недоступными для многих крестьян. В период с 1960 по 1978 количество тракторов в Италии выросло почти в четыре раза.  
 
Основные сельскохозяйственные культуры. Зерновые являются основными продовольственными культурами. Итальянские фермы поставляют ок. 2/3 зерна, потребляемого на внутреннем рынке. Главная зерновая культура – пшеница, выращиваемая по всей стране. В 1992 было получено 8,9 млн. т пшеницы. Половину ее урожая собирают на Севере, где, несомненно, самая высокая урожайность этой культуры. Кукуруза и рис тоже выращиваются на Севере. Прочие важные зерновые культуры – овес и ячмень.  
 
Большое значение, особенно на Юге, имеет выращивание таких типичных средиземноморских культур, как маслины, виноград, цитрусовые и миндаль. Италия – один из крупнейших в мире производителей оливкового масла и вин, и эти виды продукции, наряду с томатами, фруктами и ранними овощами (такими, как горох и фасоль), занимают важное место в экспорте.  
 
Основные технические культуры – сахарная свекла (в основном в области Венеция), табак (в основном на Юге), соя, конопля, хлопчатник и лен. 

Планы развития сельского хозяйства. В 1960-х годах  правительства Италии поощряли механизацию  хозяйств, техническое обучение, кооперативную  переработку и сбыт продукции, охрану почв, ирригацию и лесовозобновление. Многие из этих программ субсидировались ЕС в 1970-е годы. Однако общая аграрная политика ЕС состояла главным образом в том, чтобы установить систему цен, при которой гораздо больше средств тратилось на поддержание цен на такие виды продукции, производимые североевропейскими странами, как молоко и говядина, а не на фрукты, овощи, вино, весьма важные для экономики Италии. 

Информация о работе Приоритеты аграрной политики в развитых странах мира (США, Франция, Германия, Италия, Финляндия ).