Приоритеты аграрной политики в развитых странах мира (США, Франция, Германия, Италия, Финляндия ).

Автор: u*************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 23:44, реферат

Описание работы

Государственное регулирование сельского хозяйства за рубежом − это сложный механизм, включающий инструменты воздействия на доходы фермеров, структуру сельскохозяйственного производства, аграрный рынок, социальную структуру села, межотраслевые и межхозяйственные отношения.

Цель регулирования − создание стабильных экономических, правовых и социальных условий для развития сельского хозяйства, удовлетворение потребностей населения в качественных продуктах питания по социально-приемлемым ценам, охрана окружающей среды.

Содержание

Глава 1. Содержание аграрной политики в развитых странах

Введение

1. Меры прямого и косвенного государственного субсидирования

2. Политика аграрных цен и фермерских доходов

3. Ценообразования

Глава 2. Приоритеты аграрной политики в развитых странах мира

1. Франция

2. Германия

3. США

4. Финляндия

5. Италия

Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

Аграрная политика.docx

— 46.08 Кб (Скачать)

 

Министерство сельского  хозяйства РФ

ФГБОУ ВПО  «ЧГСХА»

Кафедра организации аграрного производства 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Аграрная политика»  на тему:

Приоритеты  аграрной политики в развитых странах  мира

(США,  Франция, Германия, Италия, Финляндия ).  
 
 
 
 

              Выполнила студентка 2 курса

              экономического  факультета по специальности

              бухгалтерский учет анализ и аудит

              Карпова Анастасия

              Проверил Крайнов Г Н

              Дата  проверки «                 »

              Оценка  «                      »

              Подпись «                     » 
               
               
               
               

Чебоксары 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Содержание аграрной политики в развитых странах

Введение

1. Меры прямого и косвенного государственного субсидирования

2. Политика аграрных цен и фермерских доходов

3. Ценообразования

Глава 2. Приоритеты аграрной политики в развитых странах мира

1. Франция

2. Германия

3. США

4. Финляндия 

5. Италия

Заключение 

Литература 
 
 
 
 

 

Введение

Государственное регулирование сельского  хозяйства за рубежом  − это сложный механизм, включающий инструменты воздействия на доходы фермеров, структуру сельскохозяйственного производства, аграрный рынок, социальную структуру села, межотраслевые и межхозяйственные отношения.

Цель  регулирования − создание стабильных экономических, правовых и социальных условий для развития сельского хозяйства, удовлетворение потребностей населения в качественных продуктах питания по социально-приемлемым ценам, охрана окружающей среды.

В исследовании реферата была использована следующая  структура: в первой главе раскрываются основные программы аграрной политики  развитых странах ;во второй-  рассматривается более конкретно практика поддержки сельского хозяйства в ряде стран.

В процессе работы было использовано источников:

 1. Зинченко А.П. Аграрная политика – М «КолосС», 2004 г.

2. Киршке Д. Международная аграрная экономика и аграрная политика // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2000 г. – №6. - С. 5–13.

3. Новичков В.И. Аграрная политика: предмет, задачи, методология: Учебное пособие. – Саратовский университет, 2000 г. – 20 с.

4. Новичков В.И., Калашников И.Б., Новичкова В.И. Аграрная политика: Учебное пособие, 2001 г.-С. 10

5. Серова Е.В. Аграрная политика. – М.: ВШЭ, 1999 г.

6. Зладченко А.П. Аграрная политика: учебник.-М., 2004. 

 

Содержание  аграрной политики в  развитых странах 

В настоящее  время основным содержанием аграрной политики большинства экономически развитых стран является государственная  поддержка аграрного сектора  посредством разного рода субсидий, дотаций и льгот. В некоторых  странах государственные финансовые вложения в сельское хозяйство в 1,5-2 раза превышают рыночную стоимость  его продукции. Государственная  поддержка сельского хозяйства  и пищевой промышленности сыграла  основную роль в резком увеличении производства продовольствия в странах, являющихся в настоящее время  его крупнейшими экспортерами −  в США, Канаде, странах ЕС.

1. Меры прямого и  косвенного государственного  субсидирования

Можно выделить меры прямого и косвенного государственного субсидирования.

К мерам  прямого государственного субсидирования относится поддержка доходов  сельхозпроизводителей, которая заключается  в: 
-    прямых государственных компенсационных платежах; 
-    платежах при ущербе от стихийных бедствий; 
-    платежах за ущерб,  связанный с реорганизацией производства (выплаты за сокращение посевных площадей, вынужденный забой скота и т.д.). 
К мерам косвенного государственного регулирования АПК относятся: 
1.    Ценовое вмешательство на рынке продовольствия посредством поддержки внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию, 
установления квот, тарифов, налогов на экспорт и импорт продовольствия; 
2.    Компенсация издержек сельхозпроизводителей на приобретение средств производства путем предоставления субсидий на приобретение удобрений, ядохимикатов и кормов, выплату процентов по полученным кредитам, выплаты по страхованию имущества; 
3.    Содействие развитию рынка, предусматривающее   выделение государственных  средств  на  разработку  и  осуществление  рыночных программ, субсидии на хранение продукции и транспортные работы по перевозкам продукции. 
4. Содействие развитию производственной инфраструктуры, которое предполагает выделение государственных средств на проведение мероприятий долгосрочного характера, обеспечивающих рост эффективности производства − субсидии на строительство производственных помещений, осуществление ирригационных проектов,
рекультивацию земель, а также на содействие созданию фермерских объединений.

В структуре  государственных субсидий зарубежных стран наибольший удельный вес занимают средства на поддержку цен. В современных  концепциях ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в странах с развитой рыночной экономикой предусматривается  активное государственное вмешательство  в формирование и регулирование  цен. Система государственного регулирования  цен практически во всех странах  с развитой рыночной экономикой одинакова  и предусматривает: 
-    установление  верхних и  нижних пределов  колебания цен  и индикативной  или  условной  цены,  которую  стремится  поддерживать государство; 
-    скупку либо продажу нескоропортящейся продукции в целях товарной интервенции и поддержания желаемого уровня

2. Политика аграрных цен и фермерских доходов .

Политика  аграрных цен и  фермерских доходов  в развитых странах предполагает, прежде всего, организацию слежения таких экономических показателей, как: издержки производства по группам специализированных хозяйств (страны ЕС) или по видам производства (США); паритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; доходность ферм и отраслей производства. 
В результате получается проработанная в деталях информационно-статистическая система данных, необходимая, во-первых, для регулярного воздействия на рыночные цены и, во-вторых, для влияния на производство, уровни доходов, накоплений, инвестиций. 
В рамках государственной поддержки сельского хозяйства США существуют два вида цен: 
-    целевые (гарантированные) цены, которые распространяются на наиболее важные виды сельскохозяйственной продукции. Уровень целевых цен рассчитан таким образом, чтобы они гарантировали уровень дохода для самофинансирования расширенного воспроизводства на фермах со средним и пониженным уровнями затрат. Реализация   фермерской продукции происходит по рыночным ценам, которые могут быть выше, ниже либо равны целевым. Но в конце года (иногда и в течение года по авансовым платежам) фермер получает разницу между целевой ценой и ценой реализации, если последняя ниже. Таким образом, именно целевая цена является экономической  реальностью для фермера, т.е. окончательной ценой реализации, которую стали называть гарантированной; 
-    залоговые цены (залоговые ставки). По залоговой фиксированной цене фермер сдает в Товарно-кредитную корпорацию (ТКК) под залог всю продукцию в случае, если рыночные цены складываются ниже залоговой цены.  

В странах  ЕС функционирует несколько иной ценовой механизм: на сравнительно высоком уровне установлены целевые  или ориентирные цены, гарантирующие  средним и крупным по размерам производства фермерским хозяйствам определенный уровень дохода. Функцию минимальных  цен выполняют цены вмешательства. По этим заранее фиксированным ценам  сельскохозяйственную продукцию у  фермеров закупают государственные  закупочные организации, что является действенным средством против снижения рыночных цен ниже установленного минимума.

3. Ценообразования

К особенностям ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в развитых странах относится дифференциация целевых (гарантированных) цен по месяцам хозяйственного года в пределах до 10% их среднегодового уровня. Это предусмотрено с целью компенсации затрат фермерам за хранение нереализованной продукции непосредственно в своих хозяйствах или на оплату тарифов коммерческих государственных складов. В последнем случае производится частичная компенсация убытков от потерь сельскохозяйственной продукции при хранении. 
Один из важнейших показателей государственного регулирования сельского хозяйства в развитых странах − уровень бюджетной поддержки фермерских цен на произведенную продукцию. Этот показатель отражает отношение всех ценовых и внеценовых бюджетных дотаций на производство и реализацию (в том числе на экспорт) определенной сельскохозяйственной продукции к ее фермерской цене. Начиная с 80-х гг., уровень бюджетной поддержки фермерских цен повысился с 14,7 до 35,8%, в том числе на растениеводческую продукцию − с 8,5 до 47, животноводческую − с 20 до 28,5%. 
Общей основой ценообразования в АПК зарубежных стран является приведение в соответствие закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию общественно необходимым затратам на ее производство и реализацию. При этом стремятся учитывать уровень и динамику мировых цен. Важнейшей функцией цены остается регулирование доходов сельского хозяйства для дальнейшего развития отрасли. Система ценообразования предусматривает оперативное слежение за динамикой цен на средства производства, издержек и доходов в сельском хозяйстве, цен на конечную продукцию и услуги АПК.Субсидии в странах ЕС достигли 45-50% стоимости произведенной фермерами товарной продукции, в России − лишь 3,5%. В США на развитие сельского хозяйства в расчете на единицу продукции вкладывается средств на 30% больше, чем в другие отрасли. 
Помимо ценового механизма, регулирования рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия включают контроль за предоставлением бюджетных дотаций (национальный аспект), а также общеевропейские меры, направленные на обеспечение доходов производителей, поддержание на определенном уровне розничных цен, что позволяет унифицировать условия конкуренции как в области производства, так и в области сбыта.. 
В ЕС национальные дотации предоставляются в рамках общеевропейской дотационной политики в соответствии с ее принципами. Всякая другая помощь, создающая условия наибольшего благоприятствования в рамках какой-либо отдельной страны, запрещена. К такого рода помощи относятся:

  • ценовые вмешательства (надбавки к ценам),
  • регулирование объемов производства,
  • высокая компенсация за экспортную продукцию.

     Вместе  с тем национальное правительство  участвует в финансировании и  проведении мероприятий по повышению  качества производимой продукции,  обеспечению ветеринарного надзора,  внедрению достижений научно-технического  прогресса, охране окружающей  среды, стимулированию производства  в так называемых проблемных  районах, обеспечению минимального  уровня доходов мелким хозяйствам. 
    Кроме того, бюджетная поддержка может предоставляться как государствами-членами ЕС, так и автономными образованиями (автономные районы Италии, департаменты и районы Франции, округа в Германии) или федеральными государствами (земли Германии), которые имеют свои бюджеты (поступления от налогов). Однако определено, что абсолютная сумма субсидий на инвестиции не должна превышать заданного объема. 
    Таким образом, общеевропейская политика в аграрном секторе направлена на четкую организацию рынков сбыта, поддержание фермерских доходов, помощь в реализации излишков продукции и решение ряда других проблем. 
    Особого внимания заслуживает опыт США по субсидированию сельского хозяйства. Бюджетные расходы США на сельское хозяйство зависят от экономической ситуации − в кризисные годы их значение резко возрастает, в более стабильные периоды уровень государственного субсидирования заметно снижается. Так, в связи с кризисом 1980−1985 годов бюджетные расходы на сельское хозяйство в 1986 году составили 58,7 млрд долл., или 5,9% от всего федерального бюджета. Конец 80-х годов был благоприятным для сельского хозяйства, и уровень государственного субсидирования заметно снизился, составив в 1989 году 52 млрд долл., или 4,6% федерального бюджета. Бюджетные средства выделяются на финансирование следующих программ: 
    -    сельскохозяйственные исследования; 
    -    организация маркетинга и информации о рынках и ценах; 
    -    кредитование; 
    -    консервация и изъятие земель; 
    -    поддержка цен, закупка, компенсационные платежи; 
    -    поддержка фермерских снабженческих и сбытовых кооперативов, 
    рыночные заказы; 
    -    субсидирование продовольствия; 
    -    экспортные субсидии; 
    -    международная продовольственная помощь. 
    В структуре расходов федерального бюджета на сельское хозяйство  главными являются два направления: 
    1)    программы стабилизации доходов (на них приходится около 60% 
    бюджетных расходов по статье «Сельское хозяйство»); 
    2)    программы сельскохозяйственных исследований и обслуживания 
    науки. 
    Необходимо отметить, что наибольшую долю помощи (около 70% бюджетных средств) получают относительно крупные хозяйства, обеспечивающие высокую эффективность ведения производства, а фактически бюджетным финансированием охвачена одна треть американских ферм. 
    Однако, начиная с конца 80-х годов, аграрная политика США предусматривает снижение уровня воздействия на аграрный сектор. Правительство США отказалось от ряда программ и сократило объемы финансирования на их поддержку. Политика США в области сельского хозяйства,  рассчитанная  на  7  лет  (1996−2002  гг.),   предусматривала сокращение финансовой поддержки на 30%. 
    Рассмотрим более конкретно практику поддержки сельского хозяйства в ряде стран.
     

Информация о работе Приоритеты аграрной политики в развитых странах мира (США, Франция, Германия, Италия, Финляндия ).