Автор: u*************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 23:44, реферат
Государственное регулирование сельского хозяйства за рубежом − это сложный механизм, включающий инструменты воздействия на доходы фермеров, структуру сельскохозяйственного производства, аграрный рынок, социальную структуру села, межотраслевые и межхозяйственные отношения.
Цель регулирования − создание стабильных экономических, правовых и социальных условий для развития сельского хозяйства, удовлетворение потребностей населения в качественных продуктах питания по социально-приемлемым ценам, охрана окружающей среды.
Глава 1. Содержание аграрной политики в развитых странах
Введение
1. Меры прямого и косвенного государственного субсидирования
2. Политика аграрных цен и фермерских доходов
3. Ценообразования
Глава 2. Приоритеты аграрной политики в развитых странах мира
1. Франция
2. Германия
3. США
4. Финляндия
5. Италия
Заключение
Литература
Министерство сельского хозяйства РФ
ФГБОУ ВПО «ЧГСХА»
Кафедра
организации аграрного
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Аграрная политика» на тему:
Приоритеты аграрной политики в развитых странах мира
(США,
Франция, Германия, Италия, Финляндия
).
Выполнила студентка 2 курса
экономического факультета по специальности
бухгалтерский учет анализ и аудит
Карпова Анастасия
Проверил Крайнов Г Н
Дата проверки « »
Оценка « »
Подпись
«
»
Чебоксары 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Содержание аграрной политики в развитых странах
Введение
1. Меры прямого и косвенного государственного субсидирования
2. Политика аграрных цен и фермерских доходов
3. Ценообразования
Глава 2. Приоритеты аграрной политики в развитых странах мира
1. Франция
2. Германия
3. США
4. Финляндия
5. Италия
Заключение
Литература
Введение
Государственное регулирование сельского хозяйства за рубежом − это сложный механизм, включающий инструменты воздействия на доходы фермеров, структуру сельскохозяйственного производства, аграрный рынок, социальную структуру села, межотраслевые и межхозяйственные отношения.
Цель регулирования − создание стабильных экономических, правовых и социальных условий для развития сельского хозяйства, удовлетворение потребностей населения в качественных продуктах питания по социально-приемлемым ценам, охрана окружающей среды.
В исследовании реферата была использована следующая структура: в первой главе раскрываются основные программы аграрной политики развитых странах ;во второй- рассматривается более конкретно практика поддержки сельского хозяйства в ряде стран.
В процессе работы было использовано источников:
1. Зинченко А.П. Аграрная политика – М «КолосС», 2004 г.
2. Киршке Д. Международная аграрная экономика и аграрная политика // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2000 г. – №6. - С. 5–13.
3. Новичков В.И. Аграрная политика: предмет, задачи, методология: Учебное пособие. – Саратовский университет, 2000 г. – 20 с.
4. Новичков В.И., Калашников И.Б., Новичкова В.И. Аграрная политика: Учебное пособие, 2001 г.-С. 10
5. Серова Е.В. Аграрная политика. – М.: ВШЭ, 1999 г.
6. Зладченко
А.П. Аграрная политика: учебник.-М., 2004.
Содержание
аграрной политики в
развитых странах
В настоящее
время основным содержанием аграрной
политики большинства экономически
развитых стран является государственная
поддержка аграрного сектора
посредством разного рода субсидий,
дотаций и льгот. В некоторых
странах государственные
1. Меры прямого и косвенного государственного субсидирования
Можно выделить меры прямого и косвенного государственного субсидирования.
К мерам
прямого государственного субсидирования
относится поддержка доходов
сельхозпроизводителей, которая заключается
в:
- прямых государственных компенсационных
платежах;
- платежах при ущербе от стихийных бедствий;
- платежах за ущерб, связанный с реорганизацией
производства (выплаты за сокращение посевных
площадей, вынужденный забой скота и т.д.).
К мерам косвенного государственного
регулирования АПК относятся:
1. Ценовое вмешательство на рынке продовольствия
посредством поддержки внутренних цен
на сельскохозяйственную продукцию,
установления квот, тарифов, налогов на
экспорт и импорт продовольствия;
2. Компенсация издержек сельхозпроизводителей
на приобретение средств производства
путем предоставления субсидий на приобретение
удобрений, ядохимикатов и кормов, выплату
процентов по полученным кредитам, выплаты
по страхованию имущества;
3. Содействие развитию рынка, предусматривающее
выделение государственных средств на
разработку и осуществление рыночных
программ, субсидии на хранение продукции
и транспортные работы по перевозкам продукции.
4. Содействие развитию производственной
инфраструктуры, которое предполагает
выделение государственных средств на
проведение мероприятий долгосрочного
характера, обеспечивающих рост эффективности
производства − субсидии на строительство
производственных помещений, осуществление
ирригационных проектов, рекультивацию
земель, а также на содействие созданию
фермерских объединений.
В структуре
государственных субсидий зарубежных
стран наибольший удельный вес занимают
средства на поддержку цен. В современных
концепциях ценообразования на сельскохозяйственную
продукцию в странах с развитой
рыночной экономикой предусматривается
активное государственное вмешательство
в формирование и регулирование
цен. Система государственного регулирования
цен практически во всех странах
с развитой рыночной экономикой одинакова
и предусматривает:
- установление верхних и нижних пределов
колебания цен и индикативной или условной
цены, которую стремится поддерживать
государство;
- скупку либо продажу нескоропортящейся
продукции в целях товарной интервенции
и поддержания желаемого уровня
2. Политика аграрных цен и фермерских доходов .
Политика
аграрных цен и
фермерских доходов
в развитых странах предполагает, прежде
всего, организацию слежения таких экономических
показателей, как: издержки производства
по группам специализированных хозяйств
(страны ЕС) или по видам производства
(США); паритет цен на промышленную и сельскохозяйственную
продукцию; доходность ферм и отраслей
производства.
В результате получается проработанная
в деталях информационно-статистическая
система данных, необходимая, во-первых,
для регулярного воздействия на рыночные
цены и, во-вторых, для влияния на производство,
уровни доходов, накоплений, инвестиций.
В рамках государственной поддержки сельского
хозяйства США существуют два вида цен:
- целевые (гарантированные)
цены, которые распространяются на наиболее
важные виды сельскохозяйственной продукции.
Уровень целевых цен рассчитан таким образом,
чтобы они гарантировали уровень дохода
для самофинансирования расширенного
воспроизводства на фермах со средним
и пониженным уровнями затрат. Реализация
фермерской продукции происходит по рыночным
ценам, которые могут быть выше, ниже либо
равны целевым. Но в конце года (иногда
и в течение года по авансовым платежам)
фермер получает разницу между целевой
ценой и ценой реализации, если последняя
ниже. Таким образом, именно целевая цена
является экономической реальностью для
фермера, т.е. окончательной ценой реализации,
которую стали называть гарантированной;
- залоговые цены (залоговые
ставки). По залоговой фиксированной
цене фермер сдает в Товарно-кредитную
корпорацию (ТКК) под залог всю продукцию
в случае, если рыночные цены складываются
ниже залоговой цены.
В странах ЕС функционирует несколько иной ценовой механизм: на сравнительно высоком уровне установлены целевые или ориентирные цены, гарантирующие средним и крупным по размерам производства фермерским хозяйствам определенный уровень дохода. Функцию минимальных цен выполняют цены вмешательства. По этим заранее фиксированным ценам сельскохозяйственную продукцию у фермеров закупают государственные закупочные организации, что является действенным средством против снижения рыночных цен ниже установленного минимума.
3. Ценообразования
К особенностям
ценообразования
на сельскохозяйственную продукцию в
развитых странах относится дифференциация
целевых (гарантированных) цен по месяцам
хозяйственного года в пределах до 10% их
среднегодового уровня. Это предусмотрено
с целью компенсации затрат фермерам за
хранение нереализованной продукции непосредственно
в своих хозяйствах или на оплату тарифов
коммерческих государственных складов.
В последнем случае производится частичная
компенсация убытков от потерь сельскохозяйственной
продукции при хранении.
Один из важнейших показателей государственного
регулирования сельского хозяйства в
развитых странах − уровень бюджетной
поддержки фермерских цен на произведенную
продукцию. Этот показатель отражает отношение
всех ценовых и внеценовых бюджетных дотаций
на производство и реализацию (в том числе
на экспорт) определенной сельскохозяйственной
продукции к ее фермерской цене. Начиная
с 80-х гг., уровень бюджетной поддержки
фермерских цен повысился с 14,7 до 35,8%, в
том числе на растениеводческую продукцию
− с 8,5 до 47, животноводческую − с 20 до
28,5%.
Общей основой ценообразования в АПК зарубежных
стран является приведение в соответствие
закупочных цен на сельскохозяйственную
продукцию общественно необходимым затратам
на ее производство и реализацию. При этом
стремятся учитывать уровень и динамику
мировых цен. Важнейшей функцией цены
остается регулирование доходов сельского
хозяйства для дальнейшего развития отрасли.
Система ценообразования предусматривает
оперативное слежение за динамикой цен
на средства производства, издержек и
доходов в сельском хозяйстве, цен на конечную
продукцию и услуги АПК.Субсидии в странах
ЕС достигли 45-50% стоимости произведенной
фермерами товарной продукции, в России
− лишь 3,5%. В США на развитие сельского
хозяйства в расчете на единицу продукции
вкладывается средств на 30% больше, чем
в другие отрасли.
Помимо ценового механизма, регулирования
рынков сельскохозяйственного сырья и
продовольствия включают контроль за
предоставлением бюджетных дотаций (национальный
аспект), а также общеевропейские меры,
направленные на обеспечение доходов
производителей, поддержание на определенном
уровне розничных цен, что позволяет унифицировать
условия конкуренции как в области производства,
так и в области сбыта..
В ЕС национальные дотации предоставляются
в рамках общеевропейской дотационной
политики в соответствии с ее принципами.
Всякая другая помощь, создающая условия
наибольшего благоприятствования в рамках
какой-либо отдельной страны, запрещена.
К такого рода помощи относятся:
Вместе
с тем национальное
Кроме того, бюджетная поддержка может
предоставляться как государствами-членами
ЕС, так и автономными образованиями (автономные
районы Италии, департаменты и районы
Франции, округа в Германии) или федеральными
государствами (земли Германии), которые
имеют свои бюджеты (поступления от налогов).
Однако определено, что абсолютная сумма
субсидий на инвестиции не должна превышать
заданного объема.
Таким образом, общеевропейская
политика в аграрном
секторе направлена
на четкую организацию
рынков сбыта, поддержание
фермерских доходов,
помощь в реализации
излишков продукции
и решение ряда других
проблем.
Особого внимания заслуживает опыт
США по субсидированию сельского хозяйства.
Бюджетные расходы США на сельское хозяйство
зависят от экономической ситуации −
в кризисные годы их значение резко возрастает,
в более стабильные периоды уровень государственного
субсидирования заметно снижается. Так,
в связи с кризисом 1980−1985 годов бюджетные
расходы на сельское хозяйство в 1986 году
составили 58,7 млрд долл., или 5,9% от всего
федерального бюджета. Конец 80-х годов
был благоприятным для сельского хозяйства,
и уровень государственного субсидирования
заметно снизился, составив в 1989 году 52
млрд долл., или 4,6% федерального бюджета.
Бюджетные средства выделяются на финансирование
следующих программ:
- сельскохозяйственные исследования;
- организация маркетинга и информации
о рынках и ценах;
- кредитование;
- консервация и изъятие земель;
- поддержка цен, закупка, компенсационные
платежи;
- поддержка фермерских снабженческих
и сбытовых кооперативов,
рыночные заказы;
- субсидирование продовольствия;
- экспортные субсидии;
- международная продовольственная помощь.
В структуре расходов
федерального бюджета
на сельское хозяйство
главными являются два
направления:
1) программы стабилизации доходов (на
них приходится около 60%
бюджетных расходов по статье «Сельское
хозяйство»);
2) программы сельскохозяйственных исследований
и обслуживания
науки.
Необходимо отметить, что наибольшую долю
помощи (около 70% бюджетных средств) получают
относительно крупные хозяйства, обеспечивающие
высокую эффективность ведения производства,
а фактически бюджетным финансированием
охвачена одна треть американских ферм.
Однако, начиная с конца 80-х годов, аграрная
политика США предусматривает снижение
уровня воздействия на аграрный сектор.
Правительство США отказалось от ряда
программ и сократило объемы финансирования
на их поддержку. Политика США в области
сельского хозяйства, рассчитанная на
7 лет (1996−2002 гг.), предусматривала сокращение
финансовой поддержки на 30%.
Рассмотрим более конкретно практику
поддержки сельского хозяйства в ряде
стран.