Принципы и системы нормирования труда на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Проблемы нормирования труда в последние годы объективно выдвинулись на первый план и является одним из важных элементов системы управления персоналом организации. Связано это, прежде всего с необходимостью повышения эффективности использования трудового потенциала работников, оптимизации их численного и профессионального состава и современной корректировкой требований к персоналу исходя из условий рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРИЯ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА 5
1. Сущность нормирования труда 5
1.2 Функции нормирования труда 7
1.3 Содержание нормирования труда 7
1.4 Задачи нормирования труда 8
1.5 Значение нормирования труда 9
1.6 Принципы нормирования труда 11
1.7 Классификация норм труда 12
1.8 Структура рабочего времени 14
1.9 Состав и расчет технически обоснованных норм
времени и выработки 18
2. МЕТОДЫ НОРМИРОВАНИЯ 21
2.1 Методы нормирования затрат труда и качество норм труда 21
2.2 Изучение затрат рабочего времени наблюдением 25
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ХОЗ.МЕХ.docx

— 108.75 Кб (Скачать)

     В массовом производстве удовлетворяются  доверительной вероятностью ожидаемого результата, равной 0,84. В этом случае для определения числа замеров используется формула

      Чз = 2(1 — Кн)1002н • m2,

       где Чз — число замеров (наблюдений); 2 — коэффициент, характеризующий уровень вероятности нахождения ошибки наблюдения в заданных пределах (2 — для массового, крупносерийного производства и 3 — для мелкосерийного и единичного); Кн — доля времени работы оборудования (коэффициент загруженности оборудования или рабочего); m — допустимая величина относительной ошибки результатов наблюдений (принимается в пределах 3—10% величины).

     Для мелкосерийного и единичного производства, которое характеризуется нестабильными условиями производственного процесса, доверительная вероятность принимается равной 0,92; число замеров определяется по формуле:

      Чз = 3(1 — Кн)1002н• m2.

     Высокая достоверность результатов наблюдений обеспечивается при соблюдении требований случайности и независимости  проводимых наблюдений. Соблюдение этих условий достигается использованием способа лотереи при определении времени начала обхода или таблиц случайных чисел.

     При последовательном обходе работником всех расположенных на участке объектов состояние каждого из них фиксируется  в тот момент, когда работник проходит мимо него. Все отметки заносятся в наблюдательный лист.

     Общий результат сменного наблюдения определяется при подсчете числа отметок (фиксажных моментов) по каждому станку или рабочему месту.

     На  основе метода моментных наблюдений для всей группы станков (рабочих мест) может быть определена структура затрат всего рабочего времени, характер и доля потерь времени, степень использования оборудования, величина и характер его простоев, коэффициенты занятости рабочих.

     Пример. Моментные наблюдения проводились в цехе на 20 рабочих местах станочников. Принятый коэффициент их загрузки равнялся 0,8, а возможная ошибка в результатах наблюдений ±4%. Отсюда необходимый объем наблюдений составил 312 человеко-моментов: 

      М=2(1-0,8)1002/0,8•42=312

Чтобы зафиксировать 312 человеко - моментов, наблюдатель должен был совершить 16 обходов (312 : 20). Совершив 16 обходов, наблюдатель зафиксировал простои рабочих по различным причинам в 50 случаях или 16%. Таким образом, фактический коэффициент загруженности оказался равен 84%. Следовательно, 84% рабочего времени использовалось на полезную работу, а 16% составили потери времени, имевшие место по причинам, указанным в наблюдательном листе. Если моментные наблюдения проводились в течение восьмичасовой рабочей смены, то потери времени одного рабочего составили в среднем 76,8 мин [8 ч • 60 мин • 0,16], а всех рабочих — 25,6 человеко-часа (76,8 • 20: 60). Для ликвидации выявленных потерь рабочего времени составляется план мероприятий, реализация которого позволит повысить производительность труда в среднем на 13,1% (25,6•100/8•20•0,82). Здесь 0,82 — коэффициент затрат оперативного времени. 
 
 
 

  1. ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ  ОХРАНЫ ТРУДА
 
 

     В соответствии с ч. 1 ст. 210 ТК РФ основными  направлениями государственной  политики в области охраны труда  являются:

     - обеспечение приоритета сохранения  жизни и здоровья работников;

     - принятие и реализация федеральных  законов и иных нормативных  правовых актов Российской Федерации,  законов и иных нормативных  правовых актов субъектов Российской  Федерации в области охраны  труда, а также федеральных  целевых, ведомственных целевых  и территориальных целевых программ  улучшения условий и охраны  труда;

     - государственное управление охраной  труда;

     - государственный надзор и контроль  за соблюдением государственных  нормативных требований охраны  труда;

     - государственная экспертиза условий  труда;

     - установление порядка проведения  аттестации рабочих мест по  условиям труда и порядка подтверждения  соответствия организации работ  по охране труда государственным  нормативным требованиям охраны  труда;

     - содействие общественному контролю  за соблюдением прав и законных  интересов работников в области  охраны труда;

     - профилактика несчастных случаев  и повреждения здоровья работников;

     - расследование и учет несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний;

     - защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний, а также членов  их семей на основе обязательного  социального страхования работников  от несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний;

     - установление компенсаций за  тяжелую работу и работу с  вредными и (или) опасными условиями  труда;

     - координация деятельности в области  охраны труда, охраны окружающей  природной среды и других видов  экономической и социальной деятельности;

     - распространение передового отечественного  и зарубежного опыта работы  по улучшению условий и охраны  труда;

     - участие государства в финансировании  мероприятий по охране труда;

     - подготовка специалистов по охране  труда и повышение их квалификации;

     - организация государственной статистической  отчетности об условиях труда,  а также о производственном  травматизме, профессиональной заболеваемости  и об их материальных последствиях;

     - обеспечение функционирования единой  информационной системы охраны  труда;

     - международное сотрудничество в  области охраны труда;

     - проведение эффективной налоговой  политики, стимулирующей создание  безопасных условий труда, разработку  и внедрение безопасных техники  и технологий, производство средств  индивидуальной и коллективной  защиты работников;

     - установление порядка обеспечения  работников средствами индивидуальной  и коллективной защиты, а также  санитарно-бытовыми помещениями  и устройствами, лечебно-профилактическими  средствами за счет средств  работодателей.

     Закрепление в названной статье основных направлений  государственной политики в области  охраны труда - это законодательное  определение проблем, которые надлежит постоянно решать государственным  органам власти, органам местного самоуправления в соответствии с  их компетенцией и работодателям  на соответствующем уровне исходя из конкретной ситуации в этой области, а также путей и методов  их решения. По мере необходимости основные направления государственной политики изменяются и дополняются, в связи с чем содержание статьи обновляется. В частности, ст. 210 ТК РФ дополнена такими направлениями, как проведение государственной экспертизы условий труда; установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; осуществление профилактики несчастных случаев и повреждения здоровья работников.

     При этом следует отметить, что если необходимость проведения государственной  экспертизы условий труда и аттестации рабочих мест по условиям труда и  подтверждения соответствия организации  работ по охране труда государственным  нормативным требованиям охраны труда в качестве обязанности  работодателя предусматривалась (ст. 212 ТК РФ), то как направление государственной  политики необходимость осуществления  указанных действий признана законодательством  труда впервые. Также впервые  в качестве одного из направлений  государственной политики в области  охраны труда предусмотрена необходимость  профилактики несчастных случаев и  повреждения здоровья работников на производстве. Реализация этого направления  явится эффективным способом сбережения жизни и здоровья работающего  населения.

     Функции по выработке государственной политики в сфере условий и охраны труда  возложены на Минздравсоцразвития  России. Для осуществления этих функций  оно наделено соответствующими полномочиями, в частности может вносить  в Правительство РФ проекты федеральных  законов, нормативных правовых актов  Президента РФ и проекты других документов, по которым требуется решение  Правительства, а также проводить  анализ реализации государственной  политики в указанной сфере 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Мировой опыт свидетельствует о постоянном расширении сферы применения нормирования труда. В зарубежной практике, как  правило, лишь небольшие предприятия  с численностью работающих до 50 человек  не применяют нормы труда, ограничиваясь  соблюдением элементарных правил организации  труда. Зарубежные специалисты отмечают, что внедряя и совершенствуя  нормы труда, предприниматели получают значительный эффект, выражающийся в  увеличении объемов выпуска и  повышении качества продукции (услуг) при неизменных производственных мощностях, в росте прибыли за счет сокращения издержек, а также социальный эффект за счет снижения текучести кадров, уменьшение числа трудовых конфликтов.

     Таким образом, нормирование труда, являясь  инструментом учета, анализа и планирования трудозатрат, влияет на издержки и соответственно на прибыль предприятия. Разработка нормативов и норм труда включает различные методы, среди которых  наиболее перспективным считается  метод микроэлементного нормирования. Однако в последние годы, в связи  с усилением значимости теории качества трудовой жизни, наблюдается отказ  от мелочного регламентирования  трудовых движений ради обогащения труда  и снижения монотонности в работе. В России ослабление внимания к нормированию труда вызвано объективными причинами  реформирования экономики. В перспективе  каждое предприятие должно будет  строить свою систему нормирования труда,  учитывающую как ее общеметодологические основы, так и особенности труда  в отрасли. 
 
 

  

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 

  1. Бычин В.Б., Малинин С.В. Нормирование труда: Учебник./ Под ред. Одегова Ю.Г. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.-320 с.
  2. Владимирова Л.П. Экономика труда: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2002.-300 с.
  3. 5. Мосейчук М.А. Нормирование труда – понятие, виды и законодательное регулирование // Заработная плата. 2004.. № 2.
  4. Аврашков Л.Я. Адамчук В.В.,  Антонова О.В., и др. Экономика предприятия.- М., ЮНИТИ, 2001.
  5. Вильям ДЖ. Стивенсон Управление производством. - М., ЗАО «Изд-во БИНОМ», 2000.
  6. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. Учебное пособие.-М.:ИЭП, 2004.
  7. Калачева А.П.Организация работы предприятия.-М.:ПРИОР, 2000.- 431с.

Информация о работе Принципы и системы нормирования труда на предприятии