Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 16:17, курсовая работа
Проблемы нормирования труда в последние годы объективно выдвинулись на первый план и является одним из важных элементов системы управления персоналом организации. Связано это, прежде всего с необходимостью повышения эффективности использования трудового потенциала работников, оптимизации их численного и профессионального состава и современной корректировкой требований к персоналу исходя из условий рынка.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРИЯ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА 5
1. Сущность нормирования труда 5
1.2 Функции нормирования труда 7
1.3 Содержание нормирования труда 7
1.4 Задачи нормирования труда 8
1.5 Значение нормирования труда 9
1.6 Принципы нормирования труда 11
1.7 Классификация норм труда 12
1.8 Структура рабочего времени 14
1.9 Состав и расчет технически обоснованных норм
времени и выработки 18
2. МЕТОДЫ НОРМИРОВАНИЯ 21
2.1 Методы нормирования затрат труда и качество норм труда 21
2.2 Изучение затрат рабочего времени наблюдением 25
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
В массовом производстве удовлетворяются доверительной вероятностью ожидаемого результата, равной 0,84. В этом случае для определения числа замеров используется формула
Чз = 2(1 — Кн)1002/Кн • m2,
где Чз — число замеров (наблюдений); 2 — коэффициент, характеризующий уровень вероятности нахождения ошибки наблюдения в заданных пределах (2 — для массового, крупносерийного производства и 3 — для мелкосерийного и единичного); Кн — доля времени работы оборудования (коэффициент загруженности оборудования или рабочего); m — допустимая величина относительной ошибки результатов наблюдений (принимается в пределах 3—10% величины).
Для мелкосерийного и единичного производства, которое характеризуется нестабильными условиями производственного процесса, доверительная вероятность принимается равной 0,92; число замеров определяется по формуле:
Чз = 3(1 — Кн)1002/Кн• m2.
Высокая
достоверность результатов
При последовательном обходе работником всех расположенных на участке объектов состояние каждого из них фиксируется в тот момент, когда работник проходит мимо него. Все отметки заносятся в наблюдательный лист.
Общий результат сменного наблюдения определяется при подсчете числа отметок (фиксажных моментов) по каждому станку или рабочему месту.
На основе метода моментных наблюдений для всей группы станков (рабочих мест) может быть определена структура затрат всего рабочего времени, характер и доля потерь времени, степень использования оборудования, величина и характер его простоев, коэффициенты занятости рабочих.
Пример. Моментные наблюдения проводились в цехе на 20 рабочих местах станочников. Принятый коэффициент их загрузки равнялся 0,8, а возможная ошибка в результатах наблюдений ±4%. Отсюда необходимый объем наблюдений составил 312 человеко-моментов:
М=2(1-0,8)1002/0,8•42=
Чтобы
зафиксировать 312 человеко - моментов,
наблюдатель должен был совершить
16 обходов (312 : 20). Совершив 16 обходов, наблюдатель
зафиксировал простои рабочих по различным
причинам в 50 случаях или 16%. Таким образом,
фактический коэффициент загруженности
оказался равен 84%. Следовательно, 84% рабочего
времени использовалось на полезную работу,
а 16% составили потери времени, имевшие
место по причинам, указанным в наблюдательном
листе. Если моментные наблюдения проводились
в течение восьмичасовой рабочей смены,
то потери времени одного рабочего составили
в среднем 76,8 мин [8 ч • 60 мин • 0,16], а всех
рабочих — 25,6 человеко-часа (76,8 • 20: 60).
Для ликвидации выявленных потерь рабочего
времени составляется план мероприятий,
реализация которого позволит повысить
производительность труда в среднем на
13,1% (25,6•100/8•20•0,82). Здесь 0,82 — коэффициент
затрат оперативного времени.
В соответствии с ч. 1 ст. 210 ТК РФ основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:
-
обеспечение приоритета
-
принятие и реализация
-
государственное управление
-
государственный надзор и
-
государственная экспертиза
-
установление порядка
-
содействие общественному
-
профилактика несчастных
-
расследование и учет
-
защита законных интересов
-
установление компенсаций за
тяжелую работу и работу с
вредными и (или) опасными
-
координация деятельности в
-
распространение передового
-
участие государства в
-
подготовка специалистов по
-
организация государственной
-
обеспечение функционирования
-
международное сотрудничество
-
проведение эффективной
-
установление порядка
Закрепление в названной статье основных направлений государственной политики в области охраны труда - это законодательное определение проблем, которые надлежит постоянно решать государственным органам власти, органам местного самоуправления в соответствии с их компетенцией и работодателям на соответствующем уровне исходя из конкретной ситуации в этой области, а также путей и методов их решения. По мере необходимости основные направления государственной политики изменяются и дополняются, в связи с чем содержание статьи обновляется. В частности, ст. 210 ТК РФ дополнена такими направлениями, как проведение государственной экспертизы условий труда; установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; осуществление профилактики несчастных случаев и повреждения здоровья работников.
При
этом следует отметить, что если
необходимость проведения государственной
экспертизы условий труда и аттестации
рабочих мест по условиям труда и
подтверждения соответствия организации
работ по охране труда государственным
нормативным требованиям охраны
труда в качестве обязанности
работодателя предусматривалась (ст. 212
ТК РФ), то как направление
Функции
по выработке государственной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мировой опыт свидетельствует о постоянном расширении сферы применения нормирования труда. В зарубежной практике, как правило, лишь небольшие предприятия с численностью работающих до 50 человек не применяют нормы труда, ограничиваясь соблюдением элементарных правил организации труда. Зарубежные специалисты отмечают, что внедряя и совершенствуя нормы труда, предприниматели получают значительный эффект, выражающийся в увеличении объемов выпуска и повышении качества продукции (услуг) при неизменных производственных мощностях, в росте прибыли за счет сокращения издержек, а также социальный эффект за счет снижения текучести кадров, уменьшение числа трудовых конфликтов.
Таким
образом, нормирование труда, являясь
инструментом учета, анализа и планирования
трудозатрат, влияет на издержки и соответственно
на прибыль предприятия. Разработка
нормативов и норм труда включает
различные методы, среди которых
наиболее перспективным считается
метод микроэлементного нормирования.
Однако в последние годы, в связи
с усилением значимости теории качества
трудовой жизни, наблюдается отказ
от мелочного регламентирования
трудовых движений ради обогащения труда
и снижения монотонности в работе.
В России ослабление внимания к нормированию
труда вызвано объективными причинами
реформирования экономики. В перспективе
каждое предприятие должно будет
строить свою систему нормирования
труда, учитывающую как ее общеметодологические
основы, так и особенности труда
в отрасли.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Принципы и системы нормирования труда на предприятии