Принципы и методы планирования торговой деятельности в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:58, контрольная работа

Описание работы

Планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Именно посредством планирования руководство организации стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство целей для всех ее членов. В управлении планирование занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации целей организации

Содержание

Вопрос 1. Принципы и методы планирования торговой деятельности в рыночной экономики 3 стр.
1.1 Сущность и цели планирования 3 стр.
1.2 Классификация планирования 4 стр.
1.3 Основные принципы планирования 6 стр.
Методы планирования 7 стр.
Вопрос 2. Показатели использования оборотных средств в торговле. пути ускорения оборачиваемости оборотных средств. 8 стр.
Задача 14 стр.
Литература 17 стр.

Работа содержит 1 файл

экономика предприятий торговли.doc

— 130.50 Кб (Скачать)
 

ВАРИАНТ 9 

План 

    Вопрос 1. Принципы и методы планирования торговой деятельности в рыночной экономики                                                                                           3 стр. 

    1.1 Сущность и цели планирования                                                                   3 стр.

    1.2 Классификация планирования                                                                     4 стр.

    1.3 Основные принципы планирования                                                           6 стр.

    Методы планирования                                                                                        7 стр. 

    Вопрос 2. Показатели использования оборотных средств в торговле. пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.                     8 стр. 

    Задача                                                                                                                               14 стр. 

    Литература                                                                                                                     17 стр. 
 
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Вопрос 1. Принципы и методы планирования торговой деятельности в рыночной экономики

    1.1 Сущность и цели планирования

    Планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Именно посредством планирования руководство организации стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство целей для всех ее членов. В управлении планирование занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации целей организации

    Планирование - процесс формирования целей, определения приоритетов, средств и методов их достижения.

    По  сути, и содержанию функция планирования должна отвечать на следующие три  вопроса [4, c.54]:

    1. В каком состоянии организация находится в настоящее время?

    2. В каком направлении хочет  двигаться организация?

    3. Каким образом организация собирается  сделать это?

    Сущность  планирования состоит в обосновании  целей и способов их достижения на основе выявления комплекса задач  и работ, а также определения эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимодействия.

    Планирование  направлено на оптимальное использование  возможностей предприятия и предотвращение ошибочных действий, могущих привести к снижению эффективности деятельности предприятия, потере клиентов.

    Основная  цель планирования - интеграция всех членов организации для решения комплекса задач и выполнения работ, обеспечивающих эффективное достижение конечных результатов [1, c.76].

    Сущность  планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого ее подразделения в отдельности на установленный период времени, определении финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

    Таким образом, назначение планирования состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития всей организации в целом.

    1.2 Классификация планирования

 

    Планирование  можно классифицировать по различным  направлениям:

    1. По степени охвата сфер деятельности [3, c.43]:

  • общее планирование, т.е. планирование всех сфер деятельности предприятия;
  • частное планирование, т.е. планирование определенных сфер деятельности.

    2. По содержанию (видам) планирования:

  • стратегическое - поиск новых возможностей, создание определенных предпосылок;
  • оперативное - реализация возможностей и контроль текущего хода производства.
  • текущее - планирование, в котором увязываются все направления деятельности предприятия и работы всех его структурных подразделений на предстоящий финансовый год.

    3. По объектам функционирования:

  • планирование производства;
  • планирование сбыта;
  • планирование финансов;
  • планирование кадров.

    4. По периодам (охвату отрезка времени):

  • краткосрочное, охватывающее отрезок времени от месяца до 1 года работы предприятия;
  • среднесрочное, охватывающее отрезок времени от 1 года до 5 лет
  • долгосрочное планирование, охватывающее отрезок времени больше 5 лет.

    5. По возможности внесения изменений:

  • жесткое - не предполагает внесения изменений;
  • гибкое - при таком планировании внесение изменений возможно.

    В качестве оценки эффективности планирования используют несколько критериев:

  1. полнота планирования, т.е. степень охвата планированием всех подразделений предприятий;
  2. непрерывность планирования;
  3. гибкость планирования, т.е. возможность оперативной корректировки планов;
  4. возможность контроля за выполнением плана;
  5. экономичность планирования;
  6. точность планирования.

    Весь  процесс планирования в экономической организации можно разделить на три основные стадии: процесс стратегического планирования, процесс оперативного планирования и процесс текущего планирования.

    Стратегическое  планирование ставит целью дать комплексное  научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период. Стратегическое планирование задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования цен.

    Оперативное планирование чаще всего охватывает пятилетний срок, как наиболее удобный  для обновления производственного аппарата и ассортимента продукции и услуг. В них формулируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия предприятия в целом и каждого подразделения; стратегия продажи услуг; финансовая стратегия кадровая политика; определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения. Такое планирование предусматривает разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития [7, c.65].

    Текущее планирование осуществляется путем  детальной разработки оперативных  планов для компании в целом и  ее отдельных подразделений, в частности, программ маркетинга, планов по научным  исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению. Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. В календарных планах предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение обслуживающего персонала.

    1.3 Основные принципы  планирования

 

    Принципы  планирования предприятие может выбирать самостоятельно. К основным принципам планирования относятся следующие [2, c.43]:

    Гибкость (адаптивность) - реакция на изменчивость условий, которая проявляется в придании планам способности менять свою направленность с целью противодействия возможному или действительному уменьшению эффективности функционирования экономического объекта - это значит, что предприятие должно иметь некоторый запас прочности, некоторый резерв (денежный, производственные мощности, площади).

    Непрерывность предполагает, что планирование должно осуществляться непрерывно в рамках установленного цикла; такое планирование позволяет вовлекать в процесс разработки плана работников предприятия.

    Холизм - объединяет два направления координацию и интеграцию. Принцип координации устанавливает, что деятельность любой части организации нельзя планировать эффективно, если делать это независимо от остальных единиц данного уровня. Принцип интеграции предполагает, что в организации существуют разнообразные относительно обособленные подразделения со своими частными планами, но каждая из подсистем должна действовать исходя из общих стратегий развития предприятия и ее план должен быть частью плана подразделения более высокого уровня. Следовательно, согласно принципу холизма, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгоднее планировать одновременно и во взаимозависимости.

    Оптимальность - выбор из альтернативных вариантов развития такого, который обеспечит максимальную эффективность функционирования предприятия.

    Комплексность - взаимосвязь взаимозависимость всех элементов системы планирования.

    Целенаправленность - разработка планов для достижения намеченных целей.

    Точность предполагает, что планы должны быть конкретизированы и детализированы в такой степени, в какой это необходимо для успешной реализации плана и в какой позволяют внутренние возможности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.4 Методы планирования

    Методы  планирования представляют собой способы преобразования экономической информации с целью определения темпов и оптимальных пропорций развития объекта планирования, а также путей наиболее эффективного использования ресурсов. Методы планирования предполагают обоснование и непосредственные расчеты показателей хозяйственной деятельности организации.

    Основные  методы планирования - балансовый, нормативный, индексный, расчетно-аналитический (экономико-статистический), экономико-математическое моделирование.

    Сущность  балансового метода заключается в том, что он позволяет путем построения соответствующих балансов взаимно увязывать имеющиеся в наличии ресурсы (материальные, трудовые, финансовые) и фактические потребности. Построение различных балансов позволяет определить возможные конечные результаты хозяйственной деятельности в плановом периоде, наиболее эффективную структуру источников ресурсов, вскрыть резервы улучшения использования ресурсов. Каждый баланс состоит из отдельных статей, в которых указываются размеры отдельных видов ресурсов, с одной стороны, и потребностей в этих ресурсах - с другой. Экономическое обоснование показателей этих статей представляет собой сложный самостоятельный этап планирования с применением различных методов. Финансовый план организации ОП имеет форму баланса, в котором увязываются источники денежных доходов и направления расходов.

    Применение  балансового метода при планировании деятельности ресторанного хозяйства позволяет непосредственно увязывать выпуск продукции и объем товарооборота с продовольственными ресурсами. Зная формулу продуктового баланса, связь между его элементами, поступление сырья и товаров можно определить так [5, c.43]:

    П = Р + Е + Зк - Зн,

где П - поступление сырья и товаров;

    Р - расход сырья и товаров;

    Е - естественная убыль в пределах нормы;

Информация о работе Принципы и методы планирования торговой деятельности в рыночной экономике