Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 19:56, курсовая работа
Главная цель данной работы – исследовать прибыль торгового предприятия, а также определить факторы на нее влияющие и определить ее пути повышения на конкретном предприятии торговли.
Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:
- изучение сущности, функций, видов, источников образования прибыли торгового предприятия;
- изучение факторов, оказывающих влияние на прибыль и методики их расчета;
- изучение краткой организационно-экономической характеристики деятельности предприятия;
- анализ доходов, расходов коммерческого предприятия;
- расчет и анализ факторов, влияющих на прибыль от продаж и чистую прибыль;
- расчет и анализ рентабельности деятельности предприятия;
- расчет резервов роста прибыли и рентабельности.
третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.
В практическом плане прибыль представляет собой обобщающий показатель результатов хозяйственной деятельности предприятий любой формы собственности.
Различают
прибыль бухгалтерскую и
1.2.
Виды прибыли и их
Различают прибыль бухгалтерскую и чистую экономическую прибыль. Как правило, под экономической прибылью – понимается разность между общей выручкой и внешними и внутренними издержками. В число внутренних издержек включают при этом и нормальную прибыль предпринимателя. (Нормальная прибыль предпринимателя - это минимальная плата, необходимая, чтобы удержать предпринимательский талант.)
Прибыль, определяемая на основании данных бухгалтерского учета, представляет собой разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками.
В
настоящее время в
Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности. Валовую прибыль рассчитывают по формуле
где ВР – выручка от реализации; С – себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг.
Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов:
где Ру – расходы на управление;Рк– коммерческие расходы.
Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные:
где Содр – операционные доходы и расходы; Свдр – внереализационные доходы и расходы.
В число операционных доходов включают поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.
Операционные расходы – это расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями.
Внереализационными доходами являются штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов).
К внереализационными расходами относят штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; курсовые разницы; сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов).
Прибыль (убыток) от обычной деятельности может быть получена вычитанием из прибыли до налогообложения суммы налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей (суммы штрафных санкций, подлежащих уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды):
где Н – сумма налогов.
Чистая прибыль – это прибыль от обычной деятельности с учетом чрезвычайных доходов и расходов
где Чдр – чрезвычайные доходы и расходы.
Чрезвычайными
доходами считаются поступления, возникающие
как последствия чрезвычайных обстоятельств
хозяйственной деятельности (стихийного
бедствия, пожара, аварии, национализации
и т. п.). К ним относятся страховое
возмещение, стоимость материальных
ценностей, остающихся от списания непригодных
к восстановлению и дальнейшему
использованию активов, и т. п. В
составе чрезвычайных расходов отражаются
расходы, возникающие как последствия
чрезвычайных обстоятельств хозяйственной
деятельности (стихийного бедствия, пожара,
аварии, национализации имущества и т.
п.).
1.3 Факторы, оказывающие влияние на прибыль, и методика оценки их влияния
В экономической литературе выделяют множество факторов, влияющих на прибыль, что требует их классификации с целью выявления основных направлений определения резервов и путей увеличения прибыли. Обобщения, имеющиеся в экономической литературе, точек зрения ученых по вопросам классификации факторов, определяющих прибыль, позволяют предложить следующие основные признаки классификации.
В зависимости от среды функционирования предприятия совокупность факторов, влияющих на прибыль, может подразделяться на две группы:
1) внешние факторы, включающие в себя состояние конъюнктуры рынка, в т.ч. потребительских товаров, уровень инфляции; уровни ставок тарифов, налогов; размер ставок тарифов процентов по кредитам, займам; степень государственного регулирования рынка и т.д.
2) внутренние факторы включают в себя:
- уровень хозяйствования и управления предприятием,
- объем и структура товарооборота,
- объем
реализованных торговых
- размер прочих поступлений доходов,
- объем издержек обращения,
- размер прочих расходов,
- скорость оборачиваемости товаров,
- эффективность использования ресурсов (трудовых, материальных и т.д.)
В зависимости от характера деятельности факторы, влияющие на прибыль, делятся на производственные и непроизводственные.
К основным производственным факторам относятся: эффективность использования ресурсов, уровень технической оснащенности, уровень организации труда на предприятии. Данные факторы, в свою очередь, подразделяются на экстенсивные (рост уровня торговых надбавок, изменение суммы издержек обращения, размер стоимости финансовых ресурсов и т.д.) и интенсивные (рост суммы валовой прибыли за счет роста товарооборота, изменение уровня издержек обращения, повышение эффективности использования ресурсов).
Непроизводственные факторы включают в себя условия снабженческо-сбытовой деятельности, условия конъюнктуры рынка, условия труда работников.
По срокам воздействия факторы подразделяются на:
По уровню управления факторы делятся на 3 группы: общеэкономические, региональные, внутрихозяйственные.
Общеэкономическими факторами, определяющими размер прибыли, являются уровень инфляции, размер ставок налогов, сборов, порядок и распределение прибыли в соответствии законодательством, государственное регулирование цен и уровня торговых надбавок.
К региональным факторам относятся уровень ставок, тарифов, региональных налогов и сборов, постановление местных органов власти в области регулирования деятельности торговых предприятий, ставки оплаты за аренду помещений, ставки по коммунальным платежам, средний уровень валовой прибыли в предприятиях торговли региона.
Внутрихозяйственные факторы включает в себя факторы, влияющие на прибыль: размер полученных торговых надбавок, использование свободных денежных средств предприятия, выбор предприятием системой налогообложения прибыли, размер торговой площади, используемой самостоятельно для предпринимательской деятельности и для сдачи в аренду, и т.п.
По времени воздействия факторы подразделяются на постоянно действующие (уровень постоянных издержек обращения, размер уровня торговых надбавок, уровень инфляции и т.п.) и временные факторы (вложение денежных средств на депозит, резкое изменение конъюнктуры рынка, сезонный характер спроса потребителей и т.п.).
По степени управляемости факторы, формирующие прибыль, делятся на две группы:
Значительное влияние на прибыль оказывает повышение производительности труда, обеспечивающее рост товарооборота, а отсюда и прибыли от реализации товаров. Для определения влияния этого фактора на прибыль необходимо прирост товарооборота за счет повышения производительности труда умножить на базисный уровень прибыли от реализации товаров (по плану или фактически за прошлый период) и разделить на 100.
Аналогичным приемом можно измерить влияние на прибыль изменения фондоотдачи. [26]
Выявление факторов, влияющих на прибыль, предполагает изучение экономических условий ее формирования. Под воздействием внешних и внутренних условий хозяйственной деятельности торгового предприятия существенно изменяются абсолютная величина и относительный уровень прибыли.
Для выявления степени воздействия того или иного взаимовлияющего фактора на величину прибыли можно применить метод комплексного анализа экономической эффективности хозяйственной деятельности. При этом в совокупность взаимовлияющих факторов включаются показатели, характеризующие ресурсы, затраты и конечные результаты. Затраты возникают в ходе целенаправленного потребления ресурсов. Можно сказать, что ресурсы трансформируются через затраты в конечные результаты хозяйственной деятельности. [26]