Прибыль коммерческого предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Главная цель данной работы – исследовать прибыль торгового предприятия, а также определить факторы на нее влияющие и определить ее пути повышения на конкретном предприятии торговли.

Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:

- изучение сущности, функций, видов, источников образования прибыли торгового предприятия;

- изучение факторов, оказывающих влияние на прибыль и методики их расчета;

- изучение краткой организационно-экономической характеристики деятельности предприятия;

- анализ доходов, расходов коммерческого предприятия;

- расчет и анализ факторов, влияющих на прибыль от продаж и чистую прибыль;

- расчет и анализ рентабельности деятельности предприятия;

- расчет резервов роста прибыли и рентабельности.

Работа содержит 1 файл

курсак.docx

— 123.46 Кб (Скачать)

     Введение 

     Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых  предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория  она характеризует финансовый результат  предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность  производства, объем и качество произведенной  продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее  воздействие на укрепление коммерческого  расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.

     Прибыль – один из основных финансовых показателей  плана и оценки хозяйственной  деятельности предприятий. За счет прибыли  осуществляется финансирование мероприятий  по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда  оплаты труда их работников. Она  является не только источником обеспечения  внутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все  большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и  благотворительных фондов.

     Главная цель данной работы – исследовать  прибыль торгового предприятия, а также определить факторы на нее влияющие и определить ее пути повышения на конкретном предприятии торговли.

     Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:

     - изучение сущности, функций, видов,  источников образования прибыли  торгового предприятия;

     - изучение факторов, оказывающих  влияние на прибыль и методики  их расчета;

     - изучение краткой организационно-экономической  характеристики деятельности предприятия;

     - анализ доходов, расходов коммерческого  предприятия;

     - расчет и анализ факторов, влияющих  на прибыль от продаж и чистую  прибыль;

     - расчет и анализ рентабельности  деятельности предприятия;

     - расчет резервов роста прибыли  и рентабельности.

     Объектом  исследования является оптовое предприятие ИП «Шпирук Е.М.». Предметом исследования выступает прибыль торгового предприятия. 

1. Прибыль как экономическая  категория и ее  характеристика 

     1.1. Сущность, функции и источники  образования прибыли коммерческого  предприятия 

     Конечной  целью и движущим мотивом предпринимательской  деятельности является прибыль. В общем  виде под прибылью понимается разница  между доходами и издержками производства.

     Прибыль как экономическая категория  отражает чистый доход, созданный в  сфере материального производства в процессе предпринимательской  деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов  является готовая продукция, которая  становится товаром при условии  ее реализации потребителю.

     На  уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает  форму прибыли. На рынке товаров  предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив  цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее получает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации без убытков отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки – отрицательный финансовый результат, что ставит в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

     Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница  между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную  стоимость и акцизами и затратами  на производство и реализацию, включаемыми  в себестоимость продукции (работ, услуг).

     Из  приведенного определения следует, что ее происхождение связано  с получением валового дохода предприятием от реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения. Валовой доход  предприятия – выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом  материальных затрат – представляет собой форму чистой продукции  предприятия, включает в себя оплату труда и прибыль. Связь между  ними показана в табл. 1. 

     Табл. 1 – Себестоимость, валовой доход  и прибыль предприятия

  Валовой доход
Материальные  затраты Оплата труда Прибыль
Издержки  производства (себестоимость) Чистый доход
Объем реализации
 

     Трудовой  коллектив заинтересован как  в повышении оплаты труда, так  и в росте прибыли, поскольку  последняя в условиях конкуренции  является источником не только выживания, но и расширения производства, а следовательно, и роста благосостояния работников предприятия, их жизненного уровня. Из этого также следует, что масса прибыли и валового дохода характеризует не что иное, как размер эффекта, получаемого в результате производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

     Прибыль – это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи  продукции чистый доход принимает  форму прибыли. Количественно она  представляет собой разность между  чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного  налога и других отчислений из выручки  в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной  продукции. Значит, чем больше предприятие  реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем  лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи  с использованием и реализацией  продукции.

     Объем реализации и величина прибыли, уровень  рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и  финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют  все стороны хозяйствования.

     Прибыль как важнейшая категория рыночных отношении выполняет определенные функции.

     Во-первых, характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли  оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной  и финансовой деятельности предприятия  используется система показателей.

     Значение  прибыли состоит в том, что  она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы, как  зависящие, так и не зависящие  от усилий предприятия. Практически  вне сферы воздействия предприятия  находятся конъюнктура рынка, уровень  цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят  от предприятия такие факторы, как  уровень цен на реализуемую продукцию  и заработная плата, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние  и эффективность производственного  и финансового планирования.

     Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой  продукции и себестоимость, поэтому  для выяснения конечного финансового  результата необходимо сопоставить  стоимость объема реализуемой продукции  и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

     Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей  функцией. Ее содержание состоит в  том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

     В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в  виде налогов и наряду с другими  доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных  инвестиционных, производственных, научно-технических  и социальных программ.

     В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции  этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль  является сигналом, указывающим, где  можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и  убытки. Они высвечивают ошибки и  просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта  продукции.

     Экономическая нестабильность, монопольное положение  товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов  главным образом в результате повышения цен. Устранению инфляционного  наполнения прибыли способствуют финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная  система налогов. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ.

     Рассматривая  прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной  и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели.

     В условиях рыночных отношений предприятие  должно стремиться если не к получению  максимальной прибыли, то по крайней мере к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию.

     В условиях рыночных отношений, как свидетельствует  мировая практика, имеются три основных источника получения прибыли:

     первый  источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску  той или иной продукции или(и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий;

     второй  источник связан непосредственно с  производственной и предпринимательской  деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его  использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно  меняющуюся конъюнктуру. Здесь все  сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от структуры снижения издержек производства; 6

Информация о работе Прибыль коммерческого предприятия