Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:57, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить сущность такой экономической категории, как «прибыль», источники ее формирования.
Задачами курсовой работы является изучение сущности прибыли, ее функций, видов, а также вопросов источников прибыли и определения рентабельности предприятий.
Введение 4
1. Сущность и виды прибыли 7
1.1. Определение экономической сущности прибыли 7
1.2. Виды прибыли 11
2. Источники прибыли, факторы и пути ее увеличения 14
2.1. Источники прибыли для производственной и торговой деятельности 14
2.2. Факторы изменения прибыли 16
3. Значение прибыли в формировании финансовых ресурсов предприятия 18
Заключение 29
Список литературы 32
Наряду
с финансированием
Обеспечивая
производственные, материальные и социальные
потребности за счет чистой прибыли,
предприятие должно стремиться к
установлению оптимального соотношения
между фондом накопления и потребления
с тем, чтобы учитывать условия
рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать
и поощрять результаты труда работников
предприятия15. Прибыль, остающаяся
в распоряжении предприятия, служит не
только источником финансирования производственного
и социального развития, а также материального
поощрения, но и используется в случаях
нарушения предприятием действующего
законодательства для уплаты различных
штрафов и санкций. Так, из чистой прибыли
уплачиваются штрафы при несоблюдении
требований по охране окружающей среды
от загрязнения, санитарных норм и правил.
При завышении регулируемых цен на продукцию
(работы, услуги) из чистой прибыли взыскивается
незаконно полученная предприятием прибыль.
В случаях
утаивания прибыли от налогообложения
или взносов во внебюджетные фонды также
взыскиваются штрафные санкции, источником
уплаты которых является чистая прибыль.
Получение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) связано с осуществлением основной деятельности субъектов хозяйствования. Прибыль входит в состав выручки от реализации. Поэтому ее формирование связано с поступлением выручки от реализации. Однако в отличие от выручки, поступление которой на расчетный счет фиксируется регулярно, объем полученной прибыли определяется только за определенный период (месяц, квартал, год) на основе данных бухгалтерского учета.
Реально формирование прибыли на предприятии происходит по мере реализации продукции. Поэтому в обороте предприятия прибыль появляется до ее отражения в отчетности.
Для формирования прибыли важное значение имеет определение момента реализации продукции. В отдельных законодательных актах по разному трактуется момент реализации.
Однако независимо от принятой трактовки момента реализации в законодательных актах, формирование на предприятии прибыли от реализации продукции имеет место только при условии реальной реализации, т.е. при зачислении средств от покупателя на расчетный счет поставщика.
Определение
момента реализации по дате отгрузки
товаров и связанное при этом
возникновение налоговых
Прибыль от реализации продукции непосредственно зависит от двух основных показателей:
- объем реализации продукции;
- себестоимость продукции.
На изменение объема реализации продукции влияет изменение:
- объема производства;
- остатков нереализованной продукции;
- прибыли в цене продукции (рентабельность продукции).
Необходимо обратить внимание на то, что изменение объема производства продукции, остатков нереализованной продукции оказывают влияние не только на объем реализации продукции, но и на ее себестоимость. Это достигается через: изменение условно-постоянных расходов (при изменении объема производства продукции); изменение расходов по хранению продукции и других расходов (при изменении остатков нереализованной продукции).
Существенное влияние на объем реализации продукции, а также непосредственно и прибыль от реализации оказывает размер прибыли, включаемой в цену продукции. В условиях формирования рыночной экономики, отменено в большинстве случаев государственное регулирование рентабельности продукции, создается возможность регулирования прибыли за счет указанного фактора. Этому способствует отсутствие достаточной конкуренции при производстве и реализации многих видов продукции.
Себестоимость продукции (работ, услуг) — это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на их производство (выполнение) и реализацию.
Затраты на производство продукции образуют ее производственную себестоимость. Затраты на производство и реализацию — образуют полную себестоимость продукции.
Возможность предприятия влиять на формирование себестоимости является существенной. Однако при этом необходимо учитывать следующие обстоятельства.
Во-первых, состав (перечень) затрат, которые следует относить на себестоимость, регламентированы государством.
На основе Типовых положений разработаны отраслевые, ведомственные положения, инструкции, которые определяют порядок определения плановой и фактической себестоимости продукции (работ, услуг).
Затраты производства (обращения), которые включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) группируются по следующим элементам:
- материальные затраты,
- затраты на оплату труда,
- отчисления на социальные мероприятия,
- амортизация основных фондов и нематериальных активов,
- другие затраты.
Во-вторых, в составе затрат, включаемых в себестоимость, размер отдельных из них также регулируется государством путем установления нормативов отчислений. Это прежде всего касается следующих элементов затрат:
- отчислений на социальные мероприятия;
- амортизации основных средств и нематериальных активов;
- других затрат .
Возможность
влиять на указанные элементы затрат
со стороны предприятий
Сокращение затрат на производство и реализацию продукции, т.е. снижение ее себестоимости является важным фактором увеличения прибыли от реализации. Оно может быть достигнуто за счет использования многочисленных факторов влияющих на сокращение затрат на производство и реализацию продукции. Для этого необходимо: знать подробный перечень указанных затрат, который дается в Типовых положениях по их учету; особенности состава и формирования затрат с учетом сферы и отрасли деятельности предприятия.
Следует отметить, что в современных условиях предприятия всех форм собственности получили больше самостоятельности в принятии решений относительно формирования себестоимости. Однако они не могут допускать отступлений от действующих законодательных и нормативных документов, которые регламентируют указанные вопросы.
От прибыли зависит нормальная деятельность любого предприятия, т.к.:
- прибыль обеспечивает расширенное воспроизводство (капитальные вложения в основные фонды и прирост оборотных средств),
- прибыль необходима для развития НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), обеспечивающие НТП,
- за счет прибыли финансируются затраты на социальные нужды,
- прибыль необходима для выплаты дивидендов, а следовательно от нее зависят инвестиции.
Кроме того прибыль предприятия имеет более широкое значение, т.к. из нее выплачивается налог на прибыль, являющийся частью доходов, за счет которых формируется бюджет государства16.
Хозяйствующий
субъект самостоятельно определяет
направления использования прибыли,
если иное не предусмотрено Уставом.
Схема распределения
чистой прибыли:
где ЧП – чистая прибыль;
РФ – резервный фонд;
ФН – фонд накопления;
ФП – фонд потребления.
Резервный фонд создается хозяйствующими субъектами на случай прекращения их деятельности для покрытия кредиторской задолженности. Он является обязательным для акционерных обществ, кооперативов, предприятий с иностранными инвестициями. Акционерные общества зачисляют в резервный фонд также эмиссионный доход, т.е. сумму разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученную при их реализации по цене, превышающей их номинальную стоимость. Эта сумма не подлежит какому-либо использованию или распределению, кроме случаев реализации акций по цене ниже номинальной стоимости. Резервный фонд акционерного общества используется на выплату процентов по облигациям и дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности чистой прибыли для этих целей. Его размер должен составлять не менее 15 % уставного капитала. Ежегодно резервный фонд пополняется за счет отчислений, составляющих практически не менее 5% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию, разработку и внедрение новой техники, прирост собственных оборотных средств и восполнение их недостатка, не другие затраты, обусловленные социально-экономическим развитием коллектива.
Фонд накопления и фонд потребления - это фонды специального назначения. Они образуются, если это предусмотрено учредительными документами. Фонд накопления представляет собой источник средств хозяйствующего субъекта, аккумулирующий прибыль и другие источники для создания нового имущества, приобретения основных фондов, оборотных средств и т.п. Фонд накопления показывает рост имущественного состояния хозяйствующего субъекта, увеличение собственных его средств. Вместе с тем операции по приобретению и созданию нового имущества хозяйствующего субъекта не затрагивают фонд накопления. Фонд накопления может уменьшаться в случаях:
1. списания затрат, связанных с созданием нового имущества, но по установленному порядку не включаемых в первоначальную стоимость этого имущества (на подготовку кадров);
2. определения его между юридическими лицами – учредителями;
3. погашения убытка хозяйствующего субъекта, выявленного по результатам работы за год.
Фонд
потребления представляет собой
источник средств хозяйствующего субъекта,
зарезервированный для
К трудовым и социальным льготам относятся: