Прибыль и рентабельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:22, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы выяснить сущность прибыли, факторы ее определяющие, источники ее получения, закономерности распределения прибыли предприятия, раскрыть значение рентабельности как оценки результативности экономической деятельности предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Доходы. 4
1.1. Характеристика доходов торговой организации. 4
1.2. Виды доходов. 5
1.3. Виды факторных доходов. 7

2. Понятия издержек. 8
2.1.Ресурсы предприятия. 10
3.Выручка и прибыль предприятия. 12
3.1.Виды прибыли. 13
3.2. Источники прибыли. Факторы и пути ее увеличения. 14
3.3. Теории прибыли. 15
3.4. Распределение прибыли предприятия. 16
3.5.Распределение прибыли, оставшейся в распоряжении
предприятия............................................................................................... 20
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа -Прибыль и рентабельность.doc

— 313.00 Кб (Скачать)

      Следует различать понятия «затраты»  и «издержки», что связано с  различием соответственно расходуемых на производство ресурсов (материальных, природных, энергетических, трудовых, информационных и пр.) и их стоимостной оценки. Поэтому  издержки – это не  просто затраты, а затраты ресурсов, принявшие на рынке стоимостную форму. Издержками называют денежное выражение использования производственных ресурсов, в результате которого осуществляется производство и реализация продукции.

      Существует  несколько подходов к рассмотрению издержек производства.

      Во  – первых, издержки производства с  позиции социально - экономических  отношений делятся на издержки общества и издержки предприятия. С позиций  общества к издержкам относятся затраты всего живого и овеществленного труда, отраженные в стоимости готовой продукции.

      Издержки  производства предприятия представляют собой результат воспроизводственного процесса и отражают денежные затраты предприятия на потребленные в производстве средства производства и выплату заработной платы.

      Во  – вторых, существуют так называемые экономический и бухгалтерский  подходы к определению издержек предприятия.

      При бухгалтерском подходе издержки представляют собой фактический  расход факторов производства для изготовления определенного количества продукции по ценам их приобретения.(5) 
 

______________________________________________________________________________________________________________________________________

(5)Экономический учебник. Издание 3-е, переработанное и дополненное; под редакцией д.э.н. профессора К.С.Булатова, Москва 2003г., стр. 76-78.

(4)Экономическая теория. Учебник для вузов, третье издание. Под редакцией д.э.н., проф. А..И.Добрынина; д.э.н., проф. Л.С.Тарасевича.

     Экономическое понимание издержек производства основывается на факте редкости ресурсов и возможности их альтернативного использования. Экономические издержки любого ресурса, выбранного для производства товара, равны его стоимости при наилучшем из всех возможных вариантов использования. (4)

      Общая величина издержек фирмы (предприятия) складывается из:

  • внешних (явных) издержек и
  • внутренних (неявных) издержек (рис. 3).

Общие издержки фирмы включают в себя расходы  на приобретение ресурсов всех видов, которые фирма собрала воедино и использовала для организации производства, включая и собственность самой фирмы, и предпринимательские способности ее владельца.(7)

      Явные (explicit costs) – это альтернативные издержки, которые принимают форму явных денежных платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. Они связаны с приобретением ресурсов на стороне. Например, зарплата рабочим, менеджерам, оплата транспортных расходов и пр.

      Неявные (implicit costs) – это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы (предприятия), которые недополучены в обмен на явные (денежные) платежи.

      Например, недополученная прибыль при отказе от сдачи в аренду собственных зданий. (4)

____________________________________________________________________________________________________________________________

(7)И.В.Липсиц, Учебник для вузов, Москва 2004, стр. 137-141.

(4)Экономическая теория. Учебник для вузов, третье издание. Под редакцией д.э.н., проф. А..И.Добрынина; д.э.н., проф. Л.С.Тарасевича.

     Соотнося  доходы (совокупный доход) с издержками (часто не только с издержками производства, но и с другими издержками — налогами, рекламой и т.д.), определяют превышение доходов над издержками. Это превышение называется прибылью (чистым доходом).

      Данное определение прибыли — в широком значении. В сущности, это совокупность чистых факторных доходов, ведь доходы фирмы от продажи продукции расходуются преимущественно на оплату факторов производства. В том случае, когда у фирмы есть собственные, т.е. принадлежащие ей, экономические ресурсы (например, свое месторождение полезных ископаемых), доход от них, пусть даже неявный, фактически присутствует в прибыли фирмы. (5) 

           2.1.Ресурсы предприятия.

  Любая фирма при осуществлении своей  деятельности пользуется ресурсами двух видов:

  • внешними;
  • внутренними.

      Внешние ресурсы — это все то, что фирма покупает у других коммерческих организаций или граждан. К этой категории относятся: материалы, детали, энергия, рабочая сила и т. д. Они расходуются для производства определенного объема продукции, а для изготовления следующей партии их надо приобретать вновь. Например, заработная плата рассчитывается за месяц, и ею оплачивается тот объем продукции или услуг, который наемный работник изготовил за это время. Наступает новый месяц, и за трудовые услуги надо платить опять. Внутренние ресурсы - это все то, что принадлежит самой фирме и используется ею для организации своей деятельности. Важнейшие из таких ресурсов - помещения, оборудование, земля, денежные средства владельца фирмы, использованные для ее создания. Эти ресурсы не надо ни у кого покупать (в отличие, скажем, от рабочей силы).  
 

________________________________________________________________________

(5)Экономический учебник. Издание 3-е,переработанное и дополненное; под редакцией д.э.н. профессора К.С.Булатова, Москва 2003г., стр. 76-78.

Но от этого внутренние ресурсы не становятся бесплатными (даровыми).

      Все они остаются ограниченными и  потому имеют свою ценность. Для  примера рассмотрим такие внутренние ресурсы, как собственные денежные средства и предпринимательские услуги владельца фирмы.

      На  первый взгляд они бесплатны: ведь их не надо ни у кого покупать. Однако свои денежные сбережения и силы, вложенные  в деятельность фирмы, ее владелец мог бы направить на иные цели и на этом что-то заработать. Например, деньги положить в банк, а свои способности продать за заработную плату, нанявшись на работу в другую фирму.

      Но  он отдал (вложил) эти ресурсы в  свою фирму. Естественно, что такой шаг будет экономически рациональным лишь в том случае, если деятельность фирмы принесет ее владельцу доход, по крайней мере, не меньший, чем он получил бы при ином использовании своего предпринимательского таланта и сбережений.

     Такой доход принято называть (нормальной прибылью(4)), и он составляет тот минимум, который предприниматель должен получить, чтобы:

  • возместить вложенные в дело средства и усилия;
  • сохранить заинтересованность в дальнейшем занятии делами 
    фирмы;
  • вкладывать и дальше в развитие фирмы суммы, достаточные для 
    сохранения конкурентоспособности ее товаров или услуг.

  Если  предприниматель не получает нормальной прибыли, то, скорее всего, он либо сам  бросит свое занятие и станет наемным  работником, либо фирма в конце  концов захиреет и будет вытеснена  с рынка конкурентами. 

_____________________________________________________________________________

(4) Нормальная прибыль – вознаграждение предпринимателю, достаточное для поддержания деятельности в выбранном направлении. Экономическая теория. Учебник для вузов, третье издание. Под редакцией д.э.н., проф. А..И.Добрынина; д.э.н., проф. Л.С.Тарасевича.

Все это  справедливо и для иных видов  внутренних (собственных) ресурсов фирмы. Например, здание, которое принадлежит  фирме и используется для ее деятельности, можно было сдать в (аренду (В))   кому-то другому и получить за это арендную плату. Значит, доход от использования здания на собственные нужды желательно получить в размере, не меньшем возможной арендной платы.

     3.Выручка и прибыль предприятия.

      На  рынке предприятия выступают  как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает еще получения прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.

      Если  выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприятие всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее извлекает. Если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При затратах, превышающих выручку, предприятие, превышает установленный объем затрат и получает убытки — отрицательный финансовый результат, что ставит предприятие в достаточно сложное финансовое положение,  не исключающее и банкротство.

      Для предприятия прибыль является показателем, создающим стимул для инвестирования в те сферы, где можно добиться наибольшего прироста стоимости. Прибыль  как категория рыночных отношений выполняет следующие функции:

__________________________________________________________________

(В)Аренда – форма хозяйствования, при которой арендодатель передает определенное имущество арендатору на основе договора о сроке, возмездности и других условиях пользования. Экономическая теория. Учебник для вузов, третье издание. Под редакцией д.э.н., проф. А..И.Добрынина; д.э.н., проф. Л.СТарасевича.

    • характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;
    • является основным элементом финансовых ресурсов предприятия;
    • является источником формирования бюджетов разных уровней.

      Определенную  роль играют и убытки. Они высвечивают  ошибки и просчеты предприятия в  направлениях использования финансовых средств, организации производства и сбыта продукции. (5) 

             3.1. Виды прибыли.

         Различают следующие виды прибыли:

  • бухгалтерскую — часть дохода фирмы, которая остается от общей выручки после возмещения внешних издержек, т. е. платы за ресурсы поставщиков. Такая трактовка включает только явные издержки и игнорирует временные (скрытые) издержки;
  • экономическую (чистую) — то, что остается после вычитания из общего дохода фирмы всех издержек (внешних и внутренних, включая в последние нормальную прибыль предпринимателя);

     балансовую  — разницу между выручкой от реализации продукции и суммой материальных затрат, амортизации и заработной платы. Иногда балансовую прибыль называют общей прибылью, поскольку именно она является источником распределения и использования средств предприятия

     Если  фирма (предприятие) располагает бухгалтерской прибылью это не еще не означает, что у нее есть шансы на успешное развитие в будущем.

         Ведь эта прибыль может быть  равна или даже меньше нормальной  прибыли предпринимателя. И если предприниматель возьмет эту нормальную прибыль для своих личных нужд, то тогда у фирмы (предприятия) не оста-

_____________________________________________________________________________

(5)Экономический учебник. Издание 3-е, переработанное и дополненное; под редакцией д.э.н. профессора К.С.Булатова, Москва 2003г., стр. 76-78.

нется собственных денежных средств для  развития. Отсюда следует что, перспективы развития приобретут весьма сомнительный характер -  ведь теперь они будут зависеть только от возможности взять деньги в долг.

      Если  фирма (предприятие) имеет экономическую прибыль, то это уже серьезный признак ее благополучия и перспектив на будущее. Ведь это означает, что прибыли хватает и на удовлетворение требований собственника, и на покрытие расходов, на развитие в размерах больших, чем у фирм, имеющих только нормальную прибыль. Чем больше средств вкладывается в развитие фирмы, и чем рациональнее они расходуются, тем больше ее шансы победить конкурентов в рекламе, маркетинге, освоении новых товаров или повышении качества уже выпускаемых изделий. 

              3.2. Источники прибыли. Факторы и пути ее увеличения.

     Для большинства предприятий основной источник прибыли связан с его непосредственно предпринимательской и производственной деятельностью. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения подстроить развитие производства к ее изменениям. Величина прибыли зависит от правильности выбора производимых продуктов, пользующихся постоянным или высоким спросом; от снижения издержек производства; от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.п.).

     Источником  образования прибыли может быть и его монопольное положение по выпуску какой-либо продукции или уникального продукта. Для этого требуется постоянное совершенствование технологий, обновление продукции, обеспечение ее продуктивности.

Информация о работе Прибыль и рентабельность