Прибыль и рентабельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:19, реферат

Описание работы

Целью любого предприятия является прибыль, она же, соответственно, является и важнейшим объектом экономического анализа. Однако, сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием своих ресурсов. Одним из основных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия, является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным (прибыли) ресурсам.

Содержание

Введение.
Сущность, значение прибыли и рентабельности в условиях реформирования экономики
Виды прибыли и их расчет
Рентабельность
Показатели рентабельности
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

прибыль и рентабельность.docx

— 44.23 Кб (Скачать)

      Итак, целью деятельности любой коммерческой структуры в условиях рыночной экономики является получение прибыли, способной обеспечить ее дальнейшее развитие. Прибыльность рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие деловой активности организации, как результат ее деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них.

      В зависимости от положения организации  на рынке, наличия ресурсов, длительности периода основная цель может быть конкретизирована. В долгосрочном периоде это будет достижение максимальной прибыли, в краткосрочном – необходимой прибыли при определенных объемах деятельности, и во все периоды -  обеспечение конкурентоспособности организации. При этом максимизация прибыли в долгосрочном периоде возможна лишь при поэтапном достижении определенных необходимых размеров прибыли. Обеспечение необходимого объема прибыли в долгосрочном и краткосрочной периодах обусловлено жизненно важными потребностями в развитии организации, удовлетворении экономических интересов собственников, обеспечении интересов общества и коллектива.

    1. Виды прибыли и их расчет

     Различают прибыль бухгалтерскую и чистую экономическую прибыль. Как правило, под экономической прибылью – понимается разность между общей выручкой и внешними и внутренними издержками.

     В число внутренних издержек включают при этом и нормальную прибыль  предпринимателя. (Нормальная прибыль  предпринимателя - это минимальная  плата, необходимая, чтобы удержать предпринимательский талант).

     Прибыль, определяемая на основании данных бухгалтерского учета, представляет собой разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками.

     В настоящее время в бухгалтерском  учете выделяют пять видов (этапов) прибыли: валовая прибыль,  прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, прибыль (убыток) от обычной деятельности,  чистая прибыль (нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода).

     Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности. Валовую прибыль рассчитывают по формуле

   

   где     ВР – выручка от реализации; 

         С – себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг.

   Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов:

   

   где    Ру – расходы на управление;

         Рк– коммерческие расходы.

   Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные:

   

   где    Содр – операционные доходы и расходы; 

         Свдр – внереализационные доходы и расходы.

     В число операционных доходов включают поступления, связанные с предоставлением  за плату во временное пользование  активов организации; поступления, связанные с предоставлением  за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы  и другие виды интеллектуальной собственности; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

     Операционные  расходы – это расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями.

     Внереализационными  доходами являются штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов).

     К внереализационными расходами относят  штрафы, пени, неустойки за нарушение  условий договоров; возмещение причиненных  организацией убытков; убытки прошлых  лет, признанные в отчетном году; суммы  дебиторской задолженности, по которой  истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; курсовые разницы; сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов).

     Прибыль (убыток) от обычной  деятельности может быть получена вычитанием из прибыли до налогообложения суммы налога на прибыль и иных  аналогичных обязательных платежей (суммы штрафных санкций, подлежащих уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды):

   

   где    Н – сумма налогов.

     Чистая  прибыль – это прибыль от обычной деятельности с учетом чрезвычайных доходов и расходов:

   

   где    Чдр – чрезвычайные доходы и расходы.

     Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие  как последствия чрезвычайных обстоятельств  хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. п.). К ним относятся страховое  возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных  к восстановлению и дальнейшему  использованию активов, и т. п. В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие  как  последствия  чрезвычайных  обстоятельств  хозяйственной  деятельности (стихийного  бедствия,  пожара,  аварии,  национализации имущества и т. п.).

     Для большинства предприятий основной источник прибыли связан с его  производственной и предпринимательской  деятельностью. Эффективность его  использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства к постоянно  меняющейся конъюнктуре. Величина прибыли  зависит от правильности выбора производственного  профиля предприятия по выпуску  продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным или высоким спросом); от создания конкурентоспособных условий  продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.); от объемов производства (чем  больше объем производства, тем больше масса прибыли); от снижения издержек производства.

     Кроме производственной и предпринимательской  деятельности источником образования  прибыли предприятия может быть его монопольное положение по выпуску той или иной продукции  или уникальности продукта. Этот источник поддерживается за счет постоянного  совершенствования технологии, обновления выпускаемой продукции, обеспечения  ее конкурентоспособности.

     На  изменение прибыли влияют две  группы факторов: внешние и внутренние. К внешним факторам относятся  природные условия; транспортные условия; социально-экономические условия; уровень  развития внешнеэкономических связей; цены на производственные ресурсы и  др.

     Внутренними факторами изменения прибыли  могут быть основные факторы (объем  продаж, себестоимость продукции, структура  продукции и затрат, цена продукции); неосновные факторы, связанные с  нарушением хозяйственной дисциплины (неправильное установление цен, нарушения  условий труда и качества продукции, ведущие к штрафам и экономическим  санкциям и др.).

     При выборе путей увеличения прибыли  ориентируются в основном на внутренние факторы, влияющие на величину прибыли. Увеличение прибыли предприятия  может быть достигнуто за счет увеличения выпуска продукции; улучшения качества продукции; продажи излишнего оборудования и другого имущества или сдачи  его в аренду; снижения себестоимости  продукции за счет более рационального  использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени; диверсификации производства; расширения рынка продаж и т.д. 

    1. Рентабельность

      Для оценки эффективности работы организаций  недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что организация работает хорошо. Абсолютная сумма прибыли не позволяет судить о степени доходности  той или иной организации. Многие организации, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объемы продаж, разные затраты. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель - уровень рентабельности. Прибыль и рентабельность – тесно взаимосвязанные понятия, но не тождественные  по своим аналитическим возможностям. Рентабельность целесообразно рассматривать с двух позиций – как объективную экономическую категорию и как количественный и качественный показатель.

     Термин  рентабельность ведет свое происхождение  от слова «рента», что в буквальном смысле означает доход. Таким образом, термин рентабельность в широком  смысле слова означает прибыльность, доходность, финансовый результат деятельности  организации.

      Рентабельность – синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности организаций за определенный период.

      В экономической теории применяется  несколько определений категорий  рентабельности: 1) прибыльность, 2) отношение  полезного результата торговой деятельности в виде прибыли к стоимости  совокупных затрат на ее получение, 3) сопоставление  результатов хозяйственной деятельности с затратами или ресурсами, 4) интегральный показатель, обобщающий другие показатели эффективности.

      В любом определении рентабельность будет означать процентное отношение  суммы полученной (ожидаемой) прибыли  к одному из показателей: объему товарооборота, расходам на реализацию, средней стоимости основных и оборотных средств, фонду оплаты труда.

      Значимость  коэффициента рентабельности в условиях ориентации на рыночные отношения определяется интересом к нему не только работников одной организации, но и интересом государства, контрагентов, собственников, кредиторов и заемщиков.

      Повышение уровня рентабельности для коллектива организации означает укрепление финансового  положения, а, следовательно, увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, для управленцев - это информация о результатах применяемой тактики и стратегии о целесообразности ее корректировки.

      Собственников (акционеров и учредителей) показатель рентабельности интересует с точки  зрения прибыльности их паевых и учредительских взносов в составе общих вложений. Если уровень рентабельности возрастает, то возрастает интерес к организации других  потенциальных акционеров, цена акций в этом случае тоже возрастает.

      Кредиторов  и заемщиков денежных средств  уровень рентабельности  и его  изменение интересует с точки  зрения реальности получения процентов  по обязательствам, снижения риска  невозврата заемных средств, платежеспособности  клиента  и возможностей для дальнейшего его развития.

      Динамика  рентабельности организаций изучается  также налоговыми службами, фондовыми  биржами, профессиональными  ассоциациями. 

Информация о работе Прибыль и рентабельность