Предприятия и предпринимательство в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:55, контрольная работа

Описание работы

Целью моей контрольной работы является рассмотрение таких понятий как предприятие и предпринимательская деятельность, изучение основных задач предпринимательства, видов и форм предпринимательской деятельности, механизмов функционирования предприятия, а также роль конкуренции в рыночной среде.

Содержание

Введение
1.Предприятия и предпринимательство в условиях рыночной экономики.
2.Цель функционирования предприятий.
3.Виды и формы предпринимательской деятельности.
4.Механизмы функционирования предприятия, роль конкуренции в рыночной среде.
Заключение
Список литературы
Задача № 22
Задача № 33

Работа содержит 1 файл

Эк.Организации.docx

— 45.67 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1.Предприятия и предпринимательство в условиях рыночной экономики.

2.Цель функционирования предприятий.

3.Виды и формы предпринимательской деятельности.

4.Механизмы функционирования предприятия, роль конкуренции в рыночной среде.

Заключение

Список  литературы

Задача  № 22

Задача  № 33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Сердцевину  любой экономики составляет производство, создание экономического продукта. Без  производства не может быть потребления. Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют работы и услуги, т.е. создают  основу для потребления и приумножения национального богатства.

    Экономику государства упрощенно можно  рассматривать как совокупность всевозможных предприятий, находящихся  в тесной производственной, кооперированной, коммерческой и другой взаимосвязи  между собой и государством.

    От  того, насколько эффективно работают предприятия, каково их финансовое состояние, зависят здоровье всей экономики  и индустриальная мощь государства. Если схематично представить всю  систему хозяйственного управления в стране в виде пирамиды, то её основанием являются предприятия. Государственное, региональное, ведомственное управление может рассматриваться по отношению к процессам, происходящим на уровне предприятия только как вторичные явления.

    Любые изменения в системе хозяйственного управления будут бессмысленными, если они благотворно не сказываются  на деятельности предприятия.[1 стр.5]

    Целью моей контрольной работы является рассмотрение таких понятий как предприятие  и предпринимательская деятельность, изучение основных задач предпринимательства, видов и форм предпринимательской деятельности, механизмов функционирования предприятия, а также роль конкуренции в рыночной среде. 
 

    1.Предприятия  и предпринимательство  в условиях рыночной  экономики.

    Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, производящий продукцию, выполняющий работу и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

    Предприятие как юридическое  лицо – это предприятие (организация, фирма, концерн), отвечающее определенным признакам, установленным законодательством страны. К числу признаков юридического лица относится: наличие своего имущества; самостоятельная имущественная ответственность; право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью, а также осуществлять от своего имени иные дозволенные законом действия; право от своего имени быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже, иметь самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и иные счета в банке.

    При любой форме хозяйствования предприятия  играют важнейшую роль в экономике  государства. С макроэкономических позиций предприятия являются основой  для:

    • увеличения национального дохода, валового внутреннего продукта, валового национального продукта;
    • возможности существования всего государства и выполнения им своих функций. Это связано с тем, что значительная часть государственного бюджета формируется за счет налогов и сборов и с предприятий;
    • обеспечения обороноспособности государства;
    • простого и расширенного воспроизводства;
    • развития национальной науки и ускорения НТП;
    • повышения материального благосостояния всех слоев граждан страны;
    • развития медицины, образования и культуры;
    • решения проблемы занятости;
    • решения многих других социальных проблем. Эту роль предприятия будут выполнять только в том случае, если они эффективно функционируют.

    Вся история развития общественного  производства свидетельствует и  доказывает, что наиболее эффективно предприятия функционируют в  условиях цивилизованного рынка, для  которого характерны наличие различных  форм собственности, здоровая конкуренция, демонополизация экономики, свободное  ценообразование, наличие развитой рыночной инфраструктуры, преимущество потребителя по сравнению с производителем и другие необходимые атрибуты.[1 стр.6]

    Предпринимательство – это активная деятельность людей с целью получить доход на вложенный труд и капитал. Предпринимательство – неотъемлемая часть хозяйственной деятельности руководителей и специалистов и условие эффективной деятельности производственных, коммерческих и финансовых организации, важнейшая функция управления экономикой.

    Главное содержание предпринимательства  в сфере производства заключается в  нахождении и формировании спроса на продукты (товары и услуги) и удовлетворении его путем изготовления и продажи потребителю, с пользой для  себя, этих продуктов. Безразлично, сам ли предприниматель организует производство этих товаров или выступает в качестве посредника между производителем и потребителем. Главное, что отличает предпринимательскую деятельность от деятельности других некоммерческих структур, - это прибыль, получаемая как разница между доходами и затратами предпринимателя. Предприниматель необязательно должен быть собственником предприятия, поэтому надо отличать доход предпринимателя от дохода собственника.

    Дивиденд  на акции, процент по депозитам, арендная плата за имущество (в том числе  за землю) есть доход на собственность. Но этот доход образуется только потому, что его предприниматель выплачивает  из своего дохода. Получив в свое распоряжение заимствованную собственность, предприниматель действует на рынке: организует выпуск новой продукции, налаживает эффективные коммерческие связи, пускает в оборот чужой  капитал, извлекает из этого прибыль. Собственник на рынке – фигура пассивная; предприниматель же, наоборот, - активный агент рынка, который формирует и развивает производство, устанавливает рыночные связи.

    Поиск нового, организация работы персонала  фирмы, направленная на выявление новых  возможностей для хозяйственной  активности, освоение новых рынков, переход к производству новых  товаров и услуг – это и есть предпринимательская деятельность. Предприниматель должен быть источником и руководителем творческой активности и предприимчивости работников фирмы.

    В повседневной жизни и хозяйственной  практике большинство людей в  той или иной мере соприкасаются  с практикой предпринимательства. Предпринимательство – это хозяйственная деятельность, отрицающая самоуспокоенность, застой, самодовольство, расточительство. Предприниматель ищет и находит пути развития и повышения эффективности производства, улучшения качества работы, увеличения прибыльности предприятия независимо от того, является ли он его владельцем или наемным служащим. Предпринимательский риск заключается в том, что владелец рискует своим капиталом, наемный работник – карьерой и заработной платой. Уровень качества их работы определяется объемом полученного дохода на капитал и наращиванием дохода.[2 стр.71-72] 

    2. Цель функционирования  предприятий.

    Основной  целью предприятия  в условиях рынка  является получение  прибыли. Это утверждение верно, но вряд ли достаточно полно. Не менее важной целью любого предприятия в условиях рынка является обеспечение стабильной финансовой устойчивости в его работе. Это более сложная для достижения цель, которая включает в себя не только получение прибыли, но и устойчивое её получение, а добиться этого не так-то просто.

    Предприятия могут достигать этой цели только в том случае, если в своей работе, будут придерживаться определенных принципов и выполнять необходимые  функции.

    Высшей  целью предпринимательской  деятельности является превышение результатов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность.

    Для достижения поставленной цели предприятия  должны:

    • выпускать высококачественную продукцию, систематически её обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;
    • рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;
    • разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
    • систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;
    • заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;
    • обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;
    • проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.

    Но  при этом очень важно, чтобы все  функции предприятия были направлены на реализацию выработанной стратегии  и на достижение поставленной цели.

    Выработка успешной стратегии начинается с  определения «миссии» фирмы, общей  цели функционирования коллектива. При  этом цели предприятия могут меняться. Все зависит от конкретных обязательств. Например, основной целью предприятия  на определенном этапе может быть не получение максимальной прибыли, а завоевание рынка. В этом случае  получение максимальной прибыли отодвигается как бы на второй план, но в будущем, в случае завоевания рынка, предприятие может с лихвой возместить недополученную прибыль.

    В современных условиях перед многими  отечественными предприятиями стоят  совершенно иные цели и задачи, а получение прибыли находится далеко не на первом месте. Руководители многих предприятий считают, что для них основной задачей на этом этапе являются реализация продукции, возможность выплаты заработной платы работникам предприятия и быть «на плаву». Остается надеяться, что этот тяжелый период для российской экономики скоро пройдет, предприятия начнут нормально работать, решать задачи и достигать цели, свойственные рыночной экономике, обратят больше внимания на использование таких прогрессивных общественных форм организации производства, как концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства.[1 стр.10-11]

    3. Виды и формы предпринимательской деятельности.

    Процесс общественного воспроизводства  включает  четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление. В соответствии с этим любая предпринимательская деятельность в той или иной мере связана с основными фазами воспроизводственного цикла. Поэтому принято различать следующие виды предпринимательства: производственное, коммерческое и финансовое. В последние десятилетия в странах с развитой рыночной экономикой выделяется ещё один вид предпринимательства – консультативный.

    Производственное  предпринимательство – это деятельность, направленная на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, подлежащих последующей реализации потребителям. Функция производства в данном виде предпринимательства является основной.

    Выбор области деятельности производственного  предпринимательства определяется финансовыми ресурсами и личными  склонностями предпринимателя, предварительно проводится маркетинговое исследование, изучается рынок, выясняется, насколько  потребителю необходим предлагаемый товар, какие уровень и динамика спроса, каковы предполагаемые издержки и объемы продаж.

    Производственное  предпринимательство обеспечивает, как правило, 10-12% рентабельности предприятия.

    Разновидностями производственного предпринимательства  являются производство товаров, оказание услуг, инновационное, научно-техническое  и информационное предпринимательство.

    Коммерческое  предпринимательство – деятельность, основу которой составляют товарно-денежные отношения торгово-обменные операции, т.е. перепродажа товаров и услуг. В отличие от производственно-предпринимательской деятельности  здесь нет высокой потребности в производственных ресурсах, в структуре капитала преобладает оборотный.

Информация о работе Предприятия и предпринимательство в условиях рыночной экономики