Предприятие и предпринимательство в рыночной среде

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучить предпринимательство и предпринимательскую деятельность.
Исходя из этой цели рассмотрим следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность и виды предпринимательства;
- изучить классификацию предпринимательской деятельности;
- определить виды предпринимательской деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
1.1 Понятие и содержание предпринимательства
1.2 Сущность и функции предпринимательства
1.3 Виды предпринимательской деятельности
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Виды предпринимательской деятельности
2.2 Основные формы предпринимательства
2.3 Предпринимательский потенциал Казахстана
Глава 2.Предприятие и его виды.
2.1.Сущность и основные черты предприятия. Сущность и цели предприятия.
2.2.Классификация предприятий. Сущность и основные способы классификации.
2.3.Организационно-правовые типы предприятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

2. Организаторская  функция. Мобилизованные ресурсы  могут принести пользу их собственнику, предпринимателю и обществу в целом лишь в том случае, если они будут должным образом использоваться. Поэтому предприниматель берет на себя функцию организации производства, сбыта, исследования рынка, научных разработок и т. п. Конечно, непосредственно организацией работы предприятия в тех или иных направлениях могут заниматься наемные менеджеры, но это не меняет существа дела. Ведь предприниматель проявил организаторские способности, уже хотя бы в том, что нашел нужных, способных эффективно управлять предприятиями людей. Кроме того, принятие принципиальных решений предприниматель всегда оставляет за собой.

3. Творческая  функция. Предприниматель постоянно  нацелен на поиск новых решений.  Стремление максимизировать прибыль  или другой результат, признаваемый  предпринимателем в качестве цели своей деятельности, не дает ему довольствоваться сложившимся положением. Он постоянно ищет, как улучшить свое дело. Появлением множества оригинальных научно-технических, экономических и организационных решений человечество обязано творческой функции предпринимательства. [11, 217]

1.3 Виды предпринимательской  деятельности

Поскольку любая  экономическая деятельность связана  с типовыми фазами воспроизводственного цикла (производство – обмен –  распределение – потребление), в  зависимости от содержания предпринимательской деятельности и ее связи с основными фазами воспроизводственного процесса различают следующие виды предпринимательства:

- производственное;

- коммерческое;

- финансовое;

- посредническое;

- страховое.

Производственное  предпринимательство – это деятельность, в условиях которой предприниматель непосредственным образом осуществляет производство продукции, товаров, работ, услуг, информации, духовных ценностей для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. При этом функция производства является для предпринимателя основной.

Результатом производственно - предпринимательской акции является реализация покупателю определенного  объема произведенных товаров и  получение за них денежной выручки.

В коммерческом предпринимательстве предприниматель выступает в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителя, покупателю. В таком предпринимательстве фактором является сам товар, а прибыль предпринимателя образуется путем продажи товара по цене, превышающей цену приобретения.

Определяющую  роль в коммерческом предпринимательстве  играют товарно-денежные, торгово-обменные операции. Это сделки по купле-продаже. В нем нет необходимости в  обеспечении производственными  ресурсами, связанными с выпусков продукции. Коммерческой сделке должен предшествовать анализ рынка, в результате которого прогнозируются объем закупки и продажи товара, цена покупки и цена реализации товара.

Финансовое предпринимательство  есть особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги и ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателю или представляемые ему в кредит. Прибыль предпринимателя возникает в результате продажи финансовых ресурсов с получением их процентов, прибавочного капитала.

Как в прочих видах коммерческой деятельности, финансово-кредитной  сделке должны предшествовать анализ рынка ценных бумаг и маркетинговая  деятельность, связанная с поиском, выявлением и привлечением потенциальных покупателей.

Посредничеством называют предпринимательство, в котором  предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает  в роли посредника связующего звена  в процессе товарного обмена, в  товарно-денежных операциях. Главная  задача и предмет предпринимательской деятельности посредника – соединить две заинтересованные во взаимной сделке стороны. Так что есть основания утверждать, что посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход и прибыль.

Страховое предпринимательство  заключается в том, что предприниматель  гарантирует страхователю имущества, жизни за определенную дату компенсацию  возможного ущерба в результате непредвиденного  бедствия. Страхование имущества, здоровья, жизни есть особая форма финансово-кредитного предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, выплачиваемая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то основная часть взносов образует предпринимательский доход.

При всем разнообразии видов и способов осуществления  предпринимательства любой предпринимательской  операции свойственно наличие определенных процедур, выполняемых в некоторой  последовательности: для предпринимательства характерны также типичные товарно-денежные отношения между участниками осуществления операции.

Рассмотрим принципиальную схему предпринимательской операции, на которой изображены ее участники  и возникающие между ними в  процессе операции связи, отношения и товарно-денежные потоки обмена.

Детализируемая  схема предпринимательства отличается от упрощенной схемы тем, что в  ней выделены и указаны разные виды факторов, средств, ресурсов предпринимательской  деятельности, денежных платежей и денежных поступлений предпринимателя.

 
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Виды предпринимательской  деятельности

Всё многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным  признакам: виды деятельности, формам собственности, количество собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени использования наёмного труда и др.

Различают следующие  виды предпринимательской деятельности:

- производственную;

- коммерческую;

- финансовую;

- консультативную. [12, с. 241]

Производственное  предпринимательство можно назвать  ведущим видом предпринимательства. Здесь осуществляется производство продукции, товаров, работ, оказываются  услуги, создаются определенные духовные ценности. В условиях перехода к рыночной экономике эта сфера деятельности претерпела наибольшие негативные изменения: распались хозяйственные связи, нарушилось материально-техническое обеспечение, упал сбыт продукции, резко ухудшилось финансовое положение предприятий.

К производственному  предпринимательству относятся  инновационная, научно техническая  деятельность, непосредственно производства товаров и услуг, производственное их потребление, а также информационная деятельность в этих областях.

Любой предприниматель, вознамерившийся заняться производственной деятельности, прежде всего, должен определить какие конкретно товары он будет производить, какие виды услуг намерен оказывать. Далее предприниматель приступает к маркетинговой деятельности. Для выявления потребности в товаре, с проса на него он вступает в контакты с потенциальными потребителями, покупателями товаров, с оптовыми или оптово-розничными торговыми организациями.

Следующий этап производственного предпринимательства  – приобретение или аренда (наём) факторов производства: производственных фондов; рабочей силы; информации.

Осуществление предпринимательской сделки связано  с денежными затратами. Для начала производственной деятельности предпринимателю  надо иметь необходимый стартовый  капитал. Не каждый может его иметь. В этом случае предприниматель обращается в коммерческий банк или к другому обладателю свободных денежных средств за получением кредита.

Результатом производственной деятельности предпринимателя являются реализация продукции (работ, услуг) покупателю, потребителю и выручка определенной суммы денег. Разность между денежной выручкой и издержками производства составит прибыль предприятия.

Следующим видом  предпринимательской деятельности является коммерческое предпринимательство. Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат товарные биржи и торговые организации.

Товарная биржа  – это разновидность оптового товарного рынка без предварительного осмотра покупателем образцов заранее  установленных минимальных партий товаров. На товарной биржи добровольно объединяются коммерческие посредники и их служащие для проведения торговых операций по совместно разработанным и соблюдаемым правилам.

Цель такой  биржи – создать механизм управления свободной конкуренцией и с её помощью с учётом изменения спроса и предложения выявить реальные рыночные цены.

Товарные биржи  выполняют следующие основные функции:

- оказание посреднических  услуг по заключению торговых  сделок;

- упорядочение  товарной торговли, регулирование  торговых операций и разрешение  торговых споров;

- сбор и публикацию  сведений о ценах, состояний  производства и других факторов, оказывающих влияние на цены. [22, с. 359]

Основное содержание коммерческой купли – продажи, другими  словами, по перепродаже товаров  и услуг: приобретается готовый  товар, который затем реализуется потребителю.

Разновидностью  коммерческого предпринимательства  является финансовое предпринимательство, с той разницей, что объектом купли  – продажи выступает специфический  товар в виде денег, валюты, ценных бумаг. Предпринимательская деятельность сводится к поиску и привлечению потенциальных покупателей денег или ценных бумаг, к анализу движение их номинальной стоимости, к выявлению потребностей в кредитах предпринимательства составляют операции и сделки. Агентами рынка денег и ценных бумаг выступают коммерческие банки, фондовые биржи, предприятие, организации, а также отдельные граждане.

Четвертый вид  предпринимательской деятельности – консультативное предпринимательство. Слово «консультант» происходит от лат. Consultans-советующий. Под этим термином понимается специалист в определенной области, дающий советы по вопросам своей специальности. В зарубежной практике коммерческая, платная консультация по вопросам управления получила название консалтинг.

В промышленно  развитых странах с рыночной экономикой вложение средств в интеллектуальный капитал в форме консультационных услуг считаются не менее эффективными, нежели вложения в новое оборудование или передовую технологию.

В нашей стране в современных условиях подобного  отношения к консультанту не наблюдается. Более того, имеющийся интеллектуальный потенциал в области экономики и управления используется далеко не полностью. Наблюдается парадоксальная ситуация: большинство предприятий находится в тяжёлом экономическом положении нередко по причинам организационно-управленческого характера, неприспособленности к рыночным условиям, не используя при этом имеющийся интеллектуальный потенциал в данной области. Те же руководители, которые своевременно прибегли к помощи консультантов, уже ощутили пользу и экономический эффект финансово-хозяйственного анализа, разработки программ оздоровления, активного маркетинга, разработки инвестиционной и финансовой политики и т.д.

Консалтинговые  услуги могут осуществляться в форме  устных разовых советов. Однако чаще они предоставляются в виде консалтинговых проектов и включают в себя следующие основные этапы:

- выявление проблем  (диагностика);

- разработка  решений, проекта;

- осуществление  решений, проекта.

Для нынешнего  этапа развития экономики Казахстана, когда экономическая ситуация и деятельность отдельных предприятий претерпевают существенные изменения и постоянно возникают новые проблемы очень необходимы консультанты. Однако, учитывая ограниченность финансовых средств большинства предприятий, следует приглашать консультантов главным образом для выявления и установления степени важности самих проблем предприятия, фирмы. И начинать надо с главной проблемы – стратегии развития предприятия. Лишь после этого следует консультироваться по проблемам маркетинга, развития инновационного потенциала и прочим проблемам.

2.2 Основные формы  предпринимательства

Предпринимательский сектор национального хозяйства  обычно насчитывает огромное количество фирм, которые для целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков. Наиболее распространенными являются классификации по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.

По формам собственности  предприятия подразделяются на:

Информация о работе Предприятие и предпринимательство в рыночной среде