Предпринимательская деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 08:24, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в теоретическом и методологическом анализе мотивации предпринимательской деятельности.
Для достижения данной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Дать определение предпринимательской деятельности и бизнеса;
2. Рассмотреть структуру предпринимательской деятельности;
3. Описать теоретические и методологические основы мотивации предпринимательства, основные мотивы предпринимательской деятельности;
4. Выявить оценку эффективности предпринимательской деятельности.

Содержание

Введение_________________________________________________________4
1. Понятие предпринимательской деятельности________________________6
2. Мотивы и стимулы предпринимательской деятельности______________10
3. Цели организации предпринимательской деятельности_______________15
Заключение______________________________________________________20
Список использованных источников_________________________________22
Приложение № 2 Форма представления информации для сравнения организационно-правовых форм коммерческих организаций_____________23

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 34.13 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ  

Введение_________________________________________________________4

1. Понятие предпринимательской  деятельности________________________6

2. Мотивы и  стимулы предпринимательской деятельности______________10

3. Цели организации  предпринимательской деятельности_______________15

Заключение______________________________________________________20

Список использованных источников_________________________________22

 Приложение  № 2 Форма представления информации для сравнения  организационно-правовых форм коммерческих организаций_____________23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

  Предпринимательская деятельность (предпринимательство) является важнейшим элементом любой рыночной экономики, т. к. она обеспечивает экономический рост, производство возрастающей массы разнообразных товаров, призванных удовлетворить количественно и, что важнее, качественно изменяющиеся потребности общества, различных его слоев и индивидов. Это – движущая сила развития современного рыночного хозяйства, поэтому важно разобраться в различных аспектах предпринимательства как социально-экономического феномена.

Основным  двигателем развития и обновления экономической  жизни на современном этапе являются инициатива и творчество предпринимателей, осуществляющих ту или иную деятельность. Исходя из этого, особую актуальность приобретает исследование и анализ мотивации современного предпринимателя  в частности и предпринимательской  деятельности в целом.

 Предпринимательство  является главной опорой для  рыночной экономики страны. Именно  поэтому государственные органы  стараются стимулировать развитие  малого и среднего бизнеса,  что бы в итоге налоговые  платежи этих предприятий стали  лептой государственного бюджета,  и ощущался прирост ВВП в  экономике страны.

С экономической  точки зрения предполагается, что  хозяйственное действие мотивировано экономическим интересом. Определяющей чертой социологии является сфокусированность  на мотивации предпринимателя к  той или иной хозяйственной деятельности. При таком подходе мотивация  предпринимателей превращается в социологическую  проблему.

Объектом работы является предпринимательская деятельность.

Предметом является мотивация предпринимателей в их экономической деятельности.

Цель  работы состоит в теоретическом и методологическом анализе мотивации предпринимательской деятельности.

Для достижения данной цели предполагается решить следующие  задачи:

1.  Дать определение предпринимательской деятельности и бизнеса;

2.  Рассмотреть структуру предпринимательской деятельности;

3.  Описать теоретические и методологические основы мотивации предпринимательства, основные мотивы предпринимательской деятельности;

4.  Выявить оценку эффективности предпринимательской деятельности.

В данной работе попытаемся раскрыть сущность и содержание понятия предпринимательства, выделить особенности предпринимательского бизнеса, предпринимательских структур. И определить общее положение  дел предпринимательской деятельности в России.

В основу работы положены научные труды Радаева  В. В., Халина С. М., Шевченко И. К. 
 
 
 
 

1.ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА 

Первоначально проблема предпринимательства была поставлена политической экономией  как проблема объяснения источников экономического роста и природы  прибыли (термин «предпринимательство»  введен Р. Кантильоном в XVIII в.).  Предпринимательство является сферой профессиональной деятельности особой группы людей – предпринимателей. Предприниматель является самостоятельным экономическим агентом, действующим на свой собственный страх и риск и под свою ответственность, в том числе и материальную. Он должен обладать правами на использование функционирующего капитала, скажем, «пучком» из четырех прав:

1) права  владения, то есть права исключительного  физического контроля над благами;

2) права  использования, то есть права  применения полезных свойств,  благ для себя;

3) права  управления, то есть права решать, кто и как будет обеспечивать  использование благ;

4) права  на доход, то есть права обладать  результатами от использования  благ.

Предпринимательство как экономическое явление отражает товарный характер отношений хозяйствующих  субъектов на основе действия экономических  законов рыночной экономики (спроса и предложения, стоимости, конкуренции  и др.) и всех инструментов товарного  производства и обращения (цены, денег, финансов, кредита и т.д.).

Предпринимательство, как социальное явление, отражает возможности  каждого дееспособного индивидуума  быть собственником дела, проявлять  с наибольшей отдачей свои индивидуальные способности, творчество. Оно проявляется  в формировании нового слоя людей  – предприимчивых, тяготеющих к  самостоятельной хозяйственно-экономической  деятельности, способных создавать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленных целей. При этом оно способствует увеличению численности наемных работников, которые, в свою очередь экономически и социально заинтересованы в устойчивости предпринимательской деятельности.

Развитие  предпринимательства, предполагая  эффективное использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов, в  то же время требует и государственного регулирования в направлении  создания определенных благоприятных  для этого условий.

 Предпринимательство  – по сути, тип хозяйствования, базирующийся на инновационном  поведении собственников предприятий,  на умении находить и использовать  идеи, воплощать их в конкретные  предпринимательские проекты. Это,  как правило, рисковое дело, и  поэтому должно быть тщательно  обоснованно, опираясь на знания  рынка сбыта и конкурентов,  не пренебрегая при этом собственной  интуицией и, безусловно, поддержкой  государственных органов. За понятием  «предпринимательство» стоит «дело», предприятие, производство продукта (полезной вещи) или услуги (невещественного  продукта). Часто предпринимательскую  деятельность называют бизнесом. Бизнес – понятие более широкое, чем предпринимательская деятельность, поскольку к бизнесу относится совершение любых единичных разовых коммерческих сделок, в любой сфере деятельности, направленных на получение дохода (прибыли). Понятие «предпринимательство» в Энциклопедическом словаре предпринимателя: «Предпринимательство» (предпринимательская деятельность) – самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия)».

Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной  деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами».

 Предпринимательская деятельность – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В юридической  литературе системы указанных признаков  группируются по-разному, в зависимости  от различных оснований классификации. В то же время в соответствии с  логикой изложения данного определения  в п. 1 ст. 2 ГК РФ можно последовательно  выделить четыре признака, которые  служат исходными аргументами для  решения вопроса об отнесении  конкретной деятельности к предпринимательской. При этом законной предпринимательской  деятельностью может признаваться только та деятельность, которая характеризуется  всеми указанными ниже признаками в  совокупности.

Первый  признак – самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности.

Второй  признак тесно связан с первым – предприниматель действует на свой риск.

Третий  признак – цель предпринимательской деятельности заключается в систематическом получении прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Четвертый признак легальной предпринимательской деятельности характеризует ее участников.

Пятый признак – инновационность. Под предпринимательской деятельностью надо понимать не любую деятельность, связную с производством и реализацией товаров и услуг, а лишь связанную с обязательным вовлечением в хозяйственный процесс инновационного, поискового элемента, который может заключаться в различных моментах – поиске и освоении нового рынка, производстве новых товаров путем изменения профиля существующего производства или основания нового предприятия; внедрение новых методов организации производства, контроля за качеством продукции, новой техники и технологий; нахождение и использование новых источников материальных и финансовых ресурсов.  
 
 
 
 
 
 
 
 

2. МОТИВЫ И СТИМУЛЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Для  успешного вхождения физического  лица в образ предпринимателя,  последнему необходимо, прежде всего,  осознать мотивы, побуждающие его  открыть свое дело и, тем  самым, стать самостоятельным  субъектом предпринимательского  бизнеса.

Под мотивом  следует понимать совокупность побуждений людей к тем или иным действиям. Мотивы к предпринимательскому поведению  формируются при наличии потребности  быть предприимчивыми. Осознанная, осмысленная, изученная потребность становится поведенческим мотивом. Поэтому  предприимчивые действия людей и  выбор ими предпринимательской  профессии опираются не только на их призвание, но и на их желание.

Мотив (установка) предпринимательского действия – состояние предрасположенности, готовности, склонности предпринимателя действовать тем или иным образом. Предрасположенность является внутренней позицией предпринимателя по отношению к различным объектам и ситуациям, включая других людей, касающимся его деловой сферы. Мотивы (установки) придают ситуации личностный предпринимательский смысл.

Получение дохода, извлечение прибыли является основным мотивом, но не является самоцелью  и не является конечным. Не вся предпринимательская  деятельность осуществляется ради личного  потребления, напротив, она противостоит всякого рода гедонизму. Т. к. предпринимательство  по своей сути не только стратегическая, но творческая деятельность с высокой  степенью автономности в принятии решений. Другими словами, предпринимателя  увлекает сам процесс стремления к независимости и самореализации. И, деньги (как доход) – это критерий успеха, который демонстрирует, насколько  хорошо реализован изначально задуманный предпринимательский проект. Также  эти деньги выступают средством  обеспечения социального признания  со стороны общества и повышения  деловой репутации предпринимателя. Понятия «мотив предпринимательской  деятельности» и «предпринимательская установка», хотя и близки по смыслу, но не совпадают полностью. Мотив  более подвижен, более подвержен  эмоциям. Наоборот, установка носит  более стабильный характер.

Можно выделить следующие группы мотивов, побуждающие людей к предпринимательской  деятельности:

1.  экономические мотивы;

2.  социальные мотивы;

3.  психологические мотивы;

Информация о работе Предпринимательская деятельность