Правовые аспекты оценки недвижимости

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является подробный анализ нормативных актов в области оценки недвижимого имущества. Сначала разбирается общее понятие оценочной деятельности, а также приводится краткая история оценки недвижимости в России. Затем приводится описание основных нормативных актов в сфере оценки недвижимости. При этом отдельное внимание уделяется государственному кадастру недвижимости, который стал особенно активно развиваться в последние годы. В заключение приводится анализ проблем, стоящих перед оценкой недвижимости сегодня в России, и путей их решений.

Содержание

Введение 3
Часть 1. Оценка недвижимости и ее значение 4
1.1. Основные понятия оценочной деятельности 4
1.2. Краткая история оценки недвижимости 5
1.3. Место оценки недвижимости в рыночной экономике 9
Часть 2. Правовая база оценки недвижимости 12
2.1. Законодательство об оценочной деятельности 12
2.2. Оценочные стандарты в области недвижимости 16
2.3. Государственный кадастр недвижимости 24
Часть 3. Перспективы развития оценки недвижимости в России 28
3.1. Проблемы, стоящие перед оценкой недвижимости 28
3.2. Пути развития правовых норм оценки недвижимости 33
3.3. Способы совершенствования оценки недвижимости 35
Заключение 39
Список использованной литературы 40

Работа содержит 1 файл

Правовые аспекты оценки недвижимости.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

• данные о состоянии земельного участка;

• данные о сооружениях, входящих в состав недвижимости;

• данные об имуществе, не являющемся недвижимым, но подлежащем оценке в составе последнего;

• данные о районе расположения оцениваемого объекта и его непосредственном окружении, отражающие их влияние на величину стоимости объекта;

• данные о состоянии  рынка недвижимости применительно  к оцениваемому объекту.  
2. Рассмотреть существующий способ использования оцениваемого объекта недвижимости и проанализировать способ его наилучшего использования. При этом следует определить способ его наилучшего использования как незастроенного и способ его наилучшего использования существующими сооружениями (улучшениями).

  1. Собрать и проанализировать данные о сделках с объектами недвижимости, имевших место на рынке в недавнем прошлом, относительно объектов, сходных с оцениваемым. При анализе указанных данных с целью получения оценки стоимости рассматриваемого объекта оценщик должен учесть все существенные различия между ним и объектами-аналогами, оказавшими влияние на цены продаж, с тем, чтобы внести соответствующие корректировки в цены продаж этих объектов. В обязательном порядке следует учитывать различия в составе передаваемых имущественных прав, в условиях оплаты при продаже объектов, в состоянии рынка на дату продажи и дату оценки, местоположении объектов и в их физических характеристиках (размер, состав, физическое состояние и т.п.).

При недостатке или отсутствии данных о продажах сравнимых объектов недвижимости оценщик может использовать данные об арендной плате по сравнимым с оцениваемым объектам, а также о предложениях по покупке и продаже таких объектов, понимая при этом условия и ограничения, существующие при использовании подобных данных для оценки стоимости рассматриваемого объекта.

  1. Собрать и проанализировать данные, необходимые для оценки стоимости земельного участка в составе объекта недвижимости.
  2. Собрать и проанализировать данные, относительно текущих затрат на создание сооружений, которые по своим потребительским свойствам могут служить заменой сооружениям, имеющимся в составе оцениваемого объекта недвижимости. Если предметом оценки являются предполагаемые сооружения (улучшения) оценщик должен тщательно изучить документацию, необходимую для установления характеристик предполагаемых сооружений.
  3. Собрать необходимые данные и оценить имеющийся износ оцениваемого объекта недвижимости. При этом следует учитывать как физический, так и функциональный износ сооружений, а также возможную потерю стоимости сооружений, связанную с состоянием внешней среды (как природной, так и жилой) оцениваемого объекта.
  4. Собрать, если это уместно, данные относительно экономических характеристик оцениваемого объекта. К ним относятся данные о доходах, получаемых от эксплуатации объекта (потенциальных и действительных), о расходах, связанных с эксплуатацией объекта, об арендной плате, установившейся на рынке для аналогичных объектов. Оценщик должен также дать, если это необходимо, обоснованный прогноз возможных будущих доходов и расходов при эксплуатации оцениваемой недвижимости.
  5. Собрать данные, необходимые для расчета нормы капитализации (и/или дисконтирования) применительно к оцениваемому объекту.  
    9. При оценке стоимости объекта недвижимости учитывать влияние на стоимость наличия и сроки действующих договоров аренды объекта, опционов на их продление, договоров (опционов) на продажу объекта.  
    10. Провести обоснованное согласование расчетных оценок стоимости недвижимости, полученных в результате использования различных методов оценки (на основе анализа данных о рынке аналогичных объектов, с помощью оценки затрат на создание объекта, который может служить заменой оцениваемому, и методом капитализации доходов). При этом в качестве окончательного заключения об оценке стоимости недвижимости может выступать как единственное число, так и диапазон чисел, в котором находится значение стоимости.

После проведения всех вышеперечисленных  процедур оценщик составляет отчет  об оценке недвижимости. Документ этот крайне важный, поскольку если он оформлен в ненадлежащем порядке или составлен  с ошибками, то ущерб понесет не только сам оценщик, но и заказчик. Поэтому всякий отчет об оценке стоимости недвижимости, должен иметь максимально доказательную силу в отношении сделанных выводов. Для достижения этой цели отчет должен содержать:

1. Описание объекта недвижимости. Это описание должно позволять четко идентифицировать объект недвижимости и однозначно отделять его от других объектов и определять его состав.

2. Описание имущества, не являющегося недвижимым, но включаемого в оценку стоимости (если таковое имеется).

3. Описание подлежащих оценке интересов (имущественных прав) в недвижимости.

4. Указание на дату, по состоянию на которую проводится оценка стоимости, и дату предоставления отчета.

5.Указание цели оценки.

6. Указание вида стоимости, подлежащей оценке, и развернутое определение данного вида стоимости, т.е. формулировка того, что именно понимается оценщиком под указанным видом стоимости.

7. Изложение всех предположений и ограничительных условий, в рамках которых производилась оценка.

8. Описание характера и объема собранных и использованных при выполнении работы фактических данных.

9. Изложение процедуры определения способа наилучшего использования недвижимости и заключение оценщика относительно такого способа.

10. Изложение применявшихся при оценке методов и процедур и использованных при этом данных, а также аргументов, на основании которых были сделаны выводы о величине стоимости. В отчете следует указать источники данных с тем, чтобы сделать возможным их объективную проверку. Если при оценке недвижимости оценщик не применял каких-либо из обычно используемых методов, то в отчете должно содержаться объяснение причин этого.

11. Сертификат оценщика, содержащий его заявление об отсутствии у него личного интереса в оцениваемой недвижимости (или четкое указание на то, в чем именно состоит этот интерес); заявление о качестве использованных данных, о факте личного осмотра недвижимости, заявление о следовании Стандартам и др. заявления, важные для понимания читателя того, в какой мере он может полагаться на данный отчет.

12. Мнение оценщика о величине стоимости оцениваемого объекта и подпись оценщика. Если работа проводилась совместно несколькими оценщиками каждый из них, согласный с ее результатами, должен подписать отчет. Любой оценщик, не согласный со всеми выводами или частью выводов должен изложить свое личное мнение и включить его в отчет. Если работа проводилась под чьим-либо руководством, руководитель работы должен подписать отчет и тем самым взять на себя ответственность за его содержание. 
13. Сведения о квалификации оценщика и опыте его профессиональной работы. 
Кроме всего вышеизложенного в п.п. 6.1- 6.13 отчет об оценке стоимости недвижимости должен излагать все использованные в работе данные, процедуры, аргументы и выводы четко и ясно с тем, чтобы читатель отчета мог правильно понимать его и полагаться на его выводы.

Отчет должен быть разделен на главы (разделы), которые должны быть поименованы. Перечень глав (разделов) отчета является его составной частью.

Требования, предъявляемые  к отчету об оценке недвижимости, не зависят от того, является ли отчет  полным или кратким. В зависимости  от объема отчета меняется лишь полнота  освещения соответствующих вопросов. В кратком отчете допускается не подробное обсуждение вопроса, а ссылка на материалы, имеющиеся у оценщика. В случае предоставления клиенту краткого отчета в нем должно содержаться указание на то, что он является кратким. Объем краткого отчета должен быть достаточен для того, чтобы все требования к отчету об оценке были выполнены. В больших по объему отчетах для удобства пользователя следует привести краткое изложение важнейших фактов и выводов, содержащихся в отчете, поместив его перед основным текстом.

 

 

 

 

 

 

2.3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ

Оценка недвижимости, производимая саморегулируемыми организациями,  не может быть единственной формой оценки недвижимого имущества. Необходима централизованная система учета. Отметим, что землеустроительные и земельно-учетные работы возникли еще 450 лет назад, когда в России был образован Поместный приказ. До революции учет земли постоянно развивался, и в итоге был наведен порядок в использовании российских земель, что существенно поправило положение Российской империи.

Деятельность органов  землеустройства после 1917 года была направлена на обеспечение централизованного  управления единым земельным фондом государства. Землеустроительная служба СССР осуществляла регулирование в  области земельных ресурсов и играла решающую роль в организации охраны и рационального использования земель.

После развала СССР все  опять же в корне поменялось. Переход России в конце ХХ века к рыночной экономике потребовал создания нового земельного строя. В целях обеспечения равноправного развития всех форм собственности и хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель в 1990 году создан Государственный комитет РСФСР по земельной реформе (Госкомзем России).

За прошедшие годы с развитием рыночных отношений  государственная земельная политика претерпевала существенные изменения. Реформирование земельных отношений  в России сопровождалось острой борьбой  по вопросам собственности на землю, форм хозяйствования на ней.

В настоящее время  после многочисленных преобразований федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами является Федеральное  агентство кадастра объектов недвижимости, осуществляющее следующие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции:

1) ведение государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества; землеустройство;

2) государственная кадастровая оценка земель; мониторинг земель;

3) государственный контроль за использованием и охраной земель.

На данный момент постепенно реализуется правительственная  Программа «Создание системы  кадастра недвижимости на 2006 – 2011 годы». Она направлена на организацию в стране системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости. Основная цель данной системы - обеспечить реализацию государственной политики эффективного и рационального использования земельных ресурсов и иной недвижимости, а также управление ими в интересах укрепления национальной экономики и повышения благосостояния граждан.

Для достижения поставленной цели в рамках данной программы требуется  решить следующие задачи:

1) обеспечить государственные гарантии прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество;

2) совершенствовать систему налогового администрирования;

3) создать полный и достоверный источник информации об объектах недвижимости;

4) улучшить качество государственных кадастровых услуг, оказываемых организациям и гражданам, а также органам государственной власти и местного самоуправления;

5) сформировать единую систему государственного кадастрового учета, обеспечивающую индивидуализацию и идентификацию объектов недвижимости;

6) осуществить информационное наполнение государственного кадастра недвижимости;

7) модернизировать институт налоговой оценки объектов недвижимости, провести кадастровую оценку таких объектов;

8) сократить затраты времени на государственный кадастровый учет объектов недвижимости и получение сведений из государственного кадастра недвижимости;

9) создать механизм для доступа к информационным ресурсам государственного кадастра недвижимости на основе развития сервисных услуг с использованием портальных Интернет-технологий.

Таким образом, кадастровый  учет становится важным не только в  целях поддержки налогообложения  земельных участков и природоохранной  политики государства, подготовки земельной  статистической информации и защиты государственных земель, но и для  гарантии земельной собственности, развития и мониторинга рынка земли, сокращения земельных споров, помощи в перераспределении прав на землю, улучшении планирования использования земель. Учет осуществляется по месту нахождения земельного участка в кадастровом округе. Место осуществления кадастрового учета участка, расположенного в границах двух и более кадастровых округов, определяется в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Основной нормативный акт в области централизованного учета недвижимости – это Федеральный Закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В соответствии с ним основанием для выполнения кадастровых работ является договор подряда или определение суда.

Основным результатом кадастровых работ в отношении земельного участка является межевой план, который представляет собой документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о данном земельном участке и заверенный подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Межевой план состоит из двух частей: графической и текстовой. На нем воспроизведены внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указана зависящая от целей выполнения кадастровых работ следующая информация:

1) об образуемом земельном участке при постановке его на учет;

2) о части или частях земельного участка при учете его части или частей;

3) новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке при учете его изменений.

Отметим, что информация о кадастровой стоимости недвижимости становится все более и более  доступной. Одним из доказательств  данного утверждения служит интерактивная  кадастровая карта, недавно появившаяся  на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧАСТЬ 3.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОЦЕНКИ НЕДВИЖИМОСТИ В РОССИИ

 

    1. ПРОБЛЕМЫ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД ОЦЕНКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ

Ни одна страна, даже самая  развитая, не может обойтись без  проблем в области оценки недвижимости. И так как в России рынок недвижимости нестабилен, оценщики сталкиваются со многими трудностями.

Одна из наиболее актуальных проблем – это широко распространенная вовлеченность недвижимости в сферу теневой экономики. Например, множество арендных договоров, относящихся к коммерческой недвижимости, имеют "теневую" составляющую для избегания НДС. Другими словами, только часть арендной платы указывается в договоре и включает НДС, а другая часть платится наличными, избегая налогообложения.

С профессиональной точки зрения, здание, нагруженное такими арендными договорами, может иметь по крайней мере две рыночные стоимости - одну, основанную на официальных договорах аренды, другую - на фактических доходах от аренды. Более того, при продаже такого здания ожидаемая цена за него будет, скорее всего, где-то между этими крайними значениями. Адекватный учет такого сорта теневых компонентов в зависимости от конкретной задачи оценки требует определенного профессионального мастерства и вполне заслуживает чисто профессионального обсуждения.

Информация о работе Правовые аспекты оценки недвижимости