Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:15, курсовая работа
Современное российское общество находится на сложном и важном этапе своего развития, связанным с переходом к новому качеству жизни. Несмотря на избитость слов, именно сложность ситуации определяет в настоящее время условия развития различных форм предпринимательской деятельности. В данной работе речь пойдет об одной из наиболее интересных форм предпринимательской деятельности – кооперативах и их союзах, а конкретнее об экономической основе их деятельности.
Введение 4
I Экономико-теоретические основы потребительской кооперации 6
1.1 Понятие и виды собственности 6 1.2 Кооперативная собственность и её особенности
II Особенности воспроизводства и реализации собственности 17
2.1 Доходы кооперативов: понятие и источники 17
III Проблемы развития потребительской кооперации 21
3.1 Проблемы и пути развития потребительской кооперации региона
Заключение 31
Список использованной литературы 32
Прибыль потребительского общества, остающаяся у него после внесения обязательных платежей в бюджет, направляется:
1. на развитие материально-технической базы, на новое строительство объектов и ремонт существующих;
2. на наращивание капитала, в частности на увеличение собственных оборотных средств;
3. на социальное развитие трудовых коллективов;
4. на кооперативные выплаты пайщикам.
Согласно законодательству размеры кооперативных выплат пайщикам определяются общим собранием потребительского общества и не должны превышать 20% от его доходов. Принцип ограничения выплат вытекает из целей и задач потребительского общества и ориентирован на приоритетное использование его доходов (прибыли) для экономического и социального развития.
В силу различных причин, зависящих и не зависящих от кооператива, его предпринимательская деятельность может оказаться убыточной. Убыток – это отрицательная разность между доходами кооператива и его расходами. Иначе говоря, расходы превышают полученные доходы. Одна из особенностей кооперативной формы собственности и хозяйствования заключается в том, что членам-пайщикам кооператива принадлежит не только прибыль, но и убыток.
В пункте 4 статьи 116 ГК РФ записано, что члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. Члены потребительского кооператива солидарно несут ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из его членов.
Эти положения касаются всех потребительских кооперативов: потребительских обществ, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, кредитных потребительских кооперативов граждан, садоводческих потребительских кооперативов и т.д.
Статья 2 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» предусматривает распределение прибыли между его членами с учетом их личного трудового участия или неучастия в хозяйственной деятельности кооператива. А пункт 6 статьи 36 того же закона гласит: «В производственном кооперативе убытки покрываются в первую очередь за счет резервного фонда, во вторую очередь за счет уменьшения размеров приращенных паев или за счет дополнительного внесения паевых взносов». Конкретно порядок распределения убытков кооператива должен быть утвержден на общем собрании членов в течение трех месяцев после окончания финансового года.
Правило
покрытия убытков кооперативного общества
его членами побуждает
III Проблемы развития потребительской кооперации
3.1 Проблемы и пути развития потребительской кооперации региона
В
настоящее время в развитии экономики
региона происходят интенсивные качественные
позитивные изменения, выражающиеся в
осознанном стремлении к интегрированию
хозяйственной деятельности различных
торговых структур в рамках общей организационной
формы. Таким образом, уровень концентрации
экономики повышается благодаря формированию
очень сильных торговых систем, сосредоточенных,
как правило, в областном центре. Чрезмерная
концентрация обуславливает отток всех
видов ресурсов из сельской местности,
что, наряду с другими известными факторами,
приводит, в свою очередь, к убыточности
сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В решении указанной проблемы значительную
роль играет система потребительской
кооперации. Обслуживая в основном сельское
население, она берет на себя основные
функции обустройства села, формирования
торговой и производственной инфраструктуры,
экономической и социальной защиты населения,
посредством согласованного взаимодействия
хозяйствующих субъектов во всей воспроизводственно-
Потребительская кооперация как одна из старейших организационных форм некоммерческого сектора экономики до сих пор не потеряла своей значимости в силу того, что ни одна существующая организационная система не ставит своей целью помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям в развитии их экономики и повышении эффективности производства, а также решение социальных и экономических проблем жителей сельской местности.
Определяя
место потребительской
Необходимо отметить, что по поводу содержания кооперации как общественного института также существует несколько точек зрения. Каждая из них в отдельности не в состоянии раскрыть социально-экономического значения кооперации.
Обобщая
трактовки разных исследователей кооперативной
теории и практики, можно сделать
вывод, что кооперация объединяет в
своем понятии три
Таблица 1
Содержательные элементы кооперации
Элементы кооперации | Кооперация как форма труда | Кооперация как хозяйственное предприятие | Кооперация как общественное движение |
Понятие элемента кооперации | Процесс объединения трудовой деятельности, обусловленный общественным разделением труда. | Особая форма
организации производства, представляющую
собой хозяйственное |
Определенная идеология, ставящая перед собой цель реформирования несовершенного капиталистического общества в общество социальной справедливости. |
Содержание элементов кооперации | Всеобщая форма, которая лежит в основе всех общественных устройств. При этом особое значение принадлежит формам человеческой деятельности. | Добровольный союз людей, равноправно участвующих в его управлении и который имеет своей целью, благодаря общему ведению хозяйства, уменьшение расходов членов кооператива на их потребительские нужды и увеличение собственных трудовых доходов. | Пропаганда кооперативной идеологии, фактическое объединение людей, взаимопомощь, установление ими солидарной ответственности. |
Основные моменты элементов кооперации | Познание общих принципов кооперации в существующих видах организаций является важным направлением современных экономических, социологических, управленческих и иных видов исследований. | Эта форма кооперации не является всеобщей закономерностью. В качестве общей причины возникновения именно такой формы кооперации необходимо назвать становление и развитие капиталистического общества и рыночной экономики. Естественным продолжением является формирование единого внутреннего и мировых рынков, в результате усиления процесса разделения труда, развития системы денежного обращения и кредитно-банковских структур, провозглашения элементарных демократических прав и свобод. | Надо сказать, что в XIX веке в западноевропейском обществе имели место различные точки зрения на место и роль кооперации в решении социальных вопросов, в преобразовании общества на справедливых началах. |
Основные представители | К. Маркс,
Ф. Энгельс, М.И.Мещеряков, А.И. Пригожий, Л. В. Никифоров и др. |
И.В. Емельянов,
А.В. Чаянов,
М.И. Туган- Барановский, Р. Оуэн, Ш. Фурье, Г. Шульце-Делич, Ф. Райфайзен, В.Г. Венжер, А.П. Макаренко, К.И. Вахитов, А.В. Ткач и др. |
Л. Блан, У. Кинг,
Ш. Жид, Н.Г. Чернышевский, С.Л. Маслов, В.Ф. Тотомианц, Н.П. Баллин, Ф.Г. Тернер и др. |
В
настоящее время процесс
Основными
функциями потребительской
-
создание и развитие
-
закупка у граждан и
-
производство пищевых
-
совершенствование переработки,
-
поддержание сохранившихся
Потребительская кооперация в каждом регионе выступает надежным союзником местных органов власти в реализации программ социальной защиты населения, а именно: оказание поддержки и содействия безработным, малоимущим. Представители регионального и местного самоуправления признают благородную миссию потребительской кооперации и начинают видеть в ней партнера и создавать условия для ее свободного и самостоятельного развития.
Таким образом, чтобы обеспечить экономический рост и поддержать социальную стабильность на селе, необходимо сконцентрировать усилия на тех направлениях, на которых потребительская кооперация имеет конкурентные преимущества. Их реальное наличие позволяет оптимистично оценить будущее потребительской кооперации России.
Потребительская
кооперация Владимирской области представляет
собой хозяйственную и
Анализ финансовых результатов деятельности организаций потребительской кооперации региона показал, что существует ряд проблем. К одной из наиболее важных из них следует отнести низкие темпы роста объема товарооборота, о чем свидетельствует динамика оборота розничной торговли за 2002-2004 годы, представленная на рис. 1.
Рис.
1. Динамика оборота розничной торговли
за 2002-2004 годы (млрд. руб.)
Целью
дальнейшего исследования является
выявление возможностей и направлений
повышения объема товарооборота
организаций потребительской
Первым шагом в обработке разнородной информации, имеющей отношение к оценке объема товарооборота, является выделение факторов, определяющих его величину. Выбор факторов может быть осуществлен в соответствии с результатами качественного и количественного анализа причинно-следственных связей. В ходе первого определяются признаки, дающие наиболее полное представление о том или ином элементе торговой инфрастуктуры, в ходе второго устанавливается степень тесноты связи между показателями данной системы. Наиболее совершенным показателем такой связи является корреляционно-регрессионный анализ.