Потребительская кооперация РМ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Современное российское общество находится на сложном и важном этапе своего развития, связанным с переходом к новому качеству жизни. Несмотря на избитость слов, именно сложность ситуации определяет в настоящее время условия развития различных форм предпринимательской деятельности. В данной работе речь пойдет об одной из наиболее интересных форм предпринимательской деятельности – кооперативах и их союзах, а конкретнее об экономической основе их деятельности.

Содержание

Введение 4
I Экономико-теоретические основы потребительской кооперации 6
1.1 Понятие и виды собственности 6 1.2 Кооперативная собственность и её особенности
II Особенности воспроизводства и реализации собственности 17
2.1 Доходы кооперативов: понятие и источники 17
III Проблемы развития потребительской кооперации 21
3.1 Проблемы и пути развития потребительской кооперации региона
Заключение 31
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Еряшкин.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

     Прибыль потребительского общества, остающаяся у него после внесения обязательных платежей в бюджет, направляется:

     1.  на развитие материально-технической базы, на новое строительство объектов и ремонт существующих;

     2.  на наращивание капитала, в частности на увеличение собственных оборотных средств;

     3.  на социальное развитие трудовых коллективов;

     4.  на кооперативные выплаты пайщикам.

     Согласно  законодательству размеры кооперативных  выплат пайщикам определяются общим  собранием потребительского общества и не должны превышать 20% от его доходов. Принцип ограничения выплат вытекает из целей и задач потребительского общества и ориентирован на приоритетное использование его доходов (прибыли) для экономического и социального развития.

     В силу различных причин, зависящих  и не зависящих от кооператива, его  предпринимательская деятельность может оказаться убыточной. Убыток – это отрицательная разность между доходами кооператива и его расходами. Иначе говоря, расходы превышают полученные доходы. Одна из особенностей кооперативной формы собственности и хозяйствования заключается в том, что членам-пайщикам кооператива принадлежит не только прибыль, но и убыток.

     В пункте 4 статьи 116 ГК РФ записано, что  члены потребительского кооператива  обязаны в течение трех месяцев  после утверждения ежегодного баланса  покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. Члены потребительского кооператива солидарно несут ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из его членов.

     Эти положения касаются всех потребительских  кооперативов: потребительских обществ, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, кредитных потребительских кооперативов граждан, садоводческих потребительских кооперативов и т.д.

     Статья 2 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» предусматривает распределение прибыли между его членами с учетом их личного трудового участия или неучастия в хозяйственной деятельности кооператива. А пункт 6 статьи 36 того же закона гласит: «В производственном кооперативе убытки покрываются в первую очередь за счет резервного фонда, во вторую очередь за счет уменьшения размеров приращенных паев или за счет дополнительного внесения паевых взносов». Конкретно порядок распределения убытков кооператива должен быть утвержден на общем собрании членов в течение трех месяцев после окончания финансового года.

     Правило покрытия убытков кооперативного общества его членами побуждает последних  всемерно стремиться к тому, чтобы  эти общества работали безубыточно, то есть были экономически эффективными. Только являясь эффективными в хозяйственном отношении, кооперативы способны успешно решать свои социально-этические задачи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     III Проблемы развития потребительской кооперации

     3.1 Проблемы и пути развития потребительской кооперации региона

     В настоящее время в развитии экономики региона происходят интенсивные качественные позитивные изменения, выражающиеся в осознанном стремлении к интегрированию хозяйственной деятельности различных торговых структур в рамках общей организационной формы. Таким образом, уровень концентрации экономики повышается благодаря формированию очень сильных торговых систем, сосредоточенных, как правило, в областном центре. Чрезмерная концентрация обуславливает отток всех видов ресурсов из сельской местности, что, наряду с другими известными факторами, приводит, в свою очередь, к убыточности сельскохозяйственных товаропроизводителей. В решении указанной проблемы значительную роль играет система потребительской кооперации. Обслуживая в основном сельское население, она берет на себя основные функции обустройства села, формирования торговой и производственной инфраструктуры, экономической и социальной защиты населения, посредством согласованного взаимодействия хозяйствующих субъектов во всей воспроизводственно-технологической цепочке. Это, в свою очередь, создает предпосылки для сбалансированного функционирования экономики сельской местности.

     Потребительская кооперация как одна из старейших  организационных форм некоммерческого  сектора экономики до сих пор  не потеряла своей значимости в силу того, что ни одна существующая организационная система не ставит своей целью помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям в развитии их экономики и повышении эффективности производства, а также решение социальных и экономических проблем жителей сельской местности.

     Определяя место потребительской кооперации в системе некоммерческого сектора  экономики, прежде всего хотелось бы отметить, что существует целый ряд  взглядов, позиций, точек зрения на саму природу некоммерческого сектора. Не ставя основной целью данной статьи рассмотрение существующих теорий, следует сделать одно важное замечание. Суть его сводится к тому, что потребительская кооперация, как организационно - правовая форма, скорее исключение для некоммерческого сектора, нежели его закономерный продукт. Сделанный вывод вытекает из того, что потребительская кооперация в большей степени подпадает под критериальные признаки коммерческого сектора экономики (извлечение прибыли и распределение её между участниками производства). Однако целевые функции потребительской кооперации и механизмы её управления, реализуясь в системе некоммерческих интересов (оказание помощи пайщикам, безработным, пенсионерам и т.п.), а также основанные на принципах демократического управления, конечно же, позволяют считать потребкооперацию некоммерческой структурой. Такой двойственный характер приведенной организационно-правовой формы позволяет считать кооперацию потребителей пограничной переходной формой от коммерческой к некоммерческой структуре экономики, соединяющей в себе признаки обеих структур, находящихся в своем единстве и противоречии1.

     Необходимо  отметить, что по поводу содержания кооперации как общественного института  также существует несколько точек  зрения. Каждая из них в отдельности  не в состоянии раскрыть социально-экономического значения кооперации.

     Обобщая трактовки разных исследователей кооперативной  теории и практики, можно сделать  вывод, что кооперация объединяет в  своем понятии три составляющие: кооперация - форма труда; кооперация - хозяйственное предприятие; кооперация - общественное движение (табл. 1).

     Таблица 1

     Содержательные  элементы кооперации

Элементы  кооперации Кооперация  как форма труда Кооперация  как хозяйственное предприятие Кооперация  как общественное движение
Понятие элемента кооперации Процесс объединения трудовой деятельности, обусловленный общественным разделением труда. Особая форма  организации производства, представляющую собой хозяйственное предприятие, которая организует ту или иную сторону  деятельности своих членов, не регламентируя  остальную сферу их деятельности. Определенная  идеология, ставящая перед собой  цель реформирования несовершенного капиталистического общества в общество социальной справедливости.
Содержание  элементов кооперации Всеобщая форма, которая лежит в основе всех общественных устройств. При этом особое значение принадлежит формам человеческой деятельности. Добровольный  союз людей, равноправно участвующих  в его управлении и который  имеет своей целью, благодаря  общему ведению хозяйства, уменьшение расходов членов кооператива на их потребительские нужды и увеличение собственных трудовых доходов. Пропаганда  кооперативной идеологии, фактическое  объединение людей, взаимопомощь, установление ими солидарной ответственности.
Основные  моменты элементов кооперации Познание общих  принципов кооперации в существующих видах организаций является важным направлением современных экономических, социологических, управленческих и иных видов исследований. Эта форма кооперации не является всеобщей закономерностью. В качестве общей причины возникновения именно такой формы кооперации необходимо назвать становление и развитие капиталистического общества и рыночной экономики. Естественным продолжением является формирование единого внутреннего и мировых рынков, в результате усиления процесса разделения труда, развития системы денежного обращения и кредитно-банковских структур, провозглашения элементарных демократических прав и свобод. Надо сказать, что в XIX веке в западноевропейском обществе имели место различные  точки зрения на место и роль кооперации в решении социальных вопросов, в преобразовании общества на справедливых началах.
Основные  представители К. Маркс,

Ф. Энгельс,

М.И.Мещеряков, А.И. Пригожий,

Л. В. Никифоров  и др.

И.В. Емельянов, А.В. Чаянов,

М.И. Туган- Барановский,

Р. Оуэн, Ш. Фурье, Г. Шульце-Делич, Ф. Райфайзен,

В.Г. Венжер, А.П. Макаренко,

К.И. Вахитов, А.В. Ткач и др.

Л. Блан, У. Кинг,

Ш. Жид,

Н.Г. Чернышевский, С.Л. Маслов,

В.Ф. Тотомианц,

Н.П. Баллин,

Ф.Г. Тернер и  др.

     В настоящее время процесс формирования и развития кооперации идет в направлении расширения и многообразия ее институциональных элементов и развития социально- ориентированного характера их деятельности. Она функционирует в соответствии с рыночными экономическими законами, которые предопределяют как особенности кооперативной сферы расширенного воспроизводства, так и специфические моменты, так как будучи многоотраслевой хозяйственной системой потребительская кооперация участвует не только в реализации конечного продукта и услуги, но непосредственно в их создании. Таким способом потребительская кооперация способствует сокращению времени обращения продукции и всего воспроизводственного цикла. При этом целевая экономическая функция потребительской кооперации заключается в доведении материальных благ до потребителя. Этот основной процесс в его непрерывности и определяет функциональное содержание потребительской кооперации. Формирование и развитие взаимоотношений между потребкооперацией и отраслями агропромышленного комплекса опосредуется кооперативными связями. Они отражают совокупность организационно-экономических и социально-экономических отношений в процессе взаимодействия кооперирующихся хозяйств. Организационными формами кооперативных связей являются предприятия и организации системы потребительской кооперации.

     Основными функциями потребительской кооперации на современном этапе являются:

     - создание и развитие организаций  торговли для обеспечения членов  потребительских обществ товарами;

     - закупка у граждан и юридических  лиц сельскохозяйственной продукции  и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их реализацией;

     - производство пищевых продуктов  и непродовольственных товаров  с последующей их реализацией  через организации розничной торговли; - оказание членам потребительских обществ производственных и непроизводственных услуг;

     - совершенствование переработки,  хранения, доведения сельскохозяйственной  продукции до потребителя; 

     - поддержание сохранившихся крупных сельскохозяйственных предприятий, которые нуждаются в оптимизации отношений с различными предприятиями и организациями.

     Потребительская кооперация в каждом регионе выступает  надежным союзником местных органов  власти в реализации программ социальной защиты населения, а именно: оказание поддержки и содействия безработным, малоимущим. Представители регионального и местного самоуправления признают благородную миссию потребительской кооперации и начинают видеть в ней партнера и создавать условия для ее свободного и самостоятельного развития.

     Таким образом, чтобы обеспечить экономический  рост и поддержать социальную стабильность на селе, необходимо сконцентрировать усилия на тех направлениях, на которых  потребительская кооперация имеет  конкурентные преимущества. Их реальное наличие позволяет оптимистично оценить будущее потребительской кооперации России.

     Потребительская кооперация Владимирской области представляет собой хозяйственную и общественную систему, на целенную на удовлетворение потребностей как членов-пайщиков потребительских обществ, так и всего населения области. Сегодня в 30 районных и потребительских обществах Владимирской области насчитывается 136,4 тыс. членов пайщиков. Система потребкооперации является основной торгующей организацией на селе, обслуживая более 1767 тыс. населенных пунктов, с населением 387,9 тыс. человек или более 25 процентов населения области. В кооперативных предприятиях и организациях трудятся около 6 тыс. человек2.

     Анализ  финансовых результатов деятельности организаций потребительской кооперации региона показал, что существует ряд проблем. К одной из наиболее важных из них следует отнести низкие темпы роста объема товарооборота, о чем свидетельствует динамика оборота розничной торговли за 2002-2004 годы, представленная на рис. 1.

     

     Рис. 1. Динамика оборота розничной торговли за 2002-2004 годы (млрд. руб.) 

     Целью дальнейшего исследования является выявление возможностей и направлений  повышения объема товарооборота  организаций потребительской кооперации области.

     Первым  шагом в обработке разнородной информации, имеющей отношение к оценке объема товарооборота, является выделение факторов, определяющих его величину. Выбор факторов может быть осуществлен в соответствии с результатами качественного и количественного анализа причинно-следственных связей. В ходе первого определяются признаки, дающие наиболее полное представление о том или ином элементе торговой инфрастуктуры, в ходе второго устанавливается степень тесноты связи между показателями данной системы. Наиболее совершенным показателем такой связи является корреляционно-регрессионный анализ.

Информация о работе Потребительская кооперация РМ