Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 16:26, реферат
Говоря о современных методах упаковки и таре, необходимо вспомнить их историю. Упаковка всегда играла важную роль в жизни человечества и, как вехи на пути, отмечала этапы его развития.
Еще в средние века начинается маркировка товаров. Для маркировки мешков, например, использовались клейма, положившие начало развитию товарных знаков и марок. Вслед за клеймом изготовителя появляется маркировка товара шрифтом, а затем и наклейкой, которая становится прототипом этикетки.
Уже на ранних этапах своего развития упаковка сочетала в себе три основных фактора: материал, конструкцию и внешний вид. Этикетки на закрытых аптечных упаковках уже в XVIII в. выполняли рекламную функцию, а не только маркировали товар.
Введение
1.Понятие упаковки и тары
2.Функции упаковки и тары
2.1Дизайн упаковки
2.2 Новые тенденции в области упаковки
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный торгово-экономический университет
Уфимский
институт
Факультет: коммерции
и менеджмента
Реферат по дисциплине «Технология, техническое оснащение и проектирование предприятий торговли»» на тему:
Понятие упаковки и тары, их функции
Хабибуллина Регина Р.
Уфа,2009
Содержание
Введение
1.Понятие упаковки и тары
2.Функции упаковки и тары
2.1Дизайн упаковки
2.2 Новые тенденции в области упаковки
Заключение
Список
использованной литературы
Введение.
Говоря о современных методах упаковки
и таре, необходимо вспомнить их историю.
Упаковка всегда играла важную роль в
жизни человечества и, как вехи на пути,
отмечала этапы его развития.
Еще в средние века начинается маркировка
товаров. Для маркировки мешков, например,
использовались клейма, положившие начало
развитию товарных знаков и марок. Вслед
за клеймом изготовителя появляется маркировка
товара шрифтом, а затем и наклейкой, которая
становится прототипом этикетки.
Уже на ранних этапах своего развития
упаковка сочетала в себе три основных
фактора: материал, конструкцию и внешний
вид. Этикетки на закрытых аптечных упаковках
уже в XVIII в. выполняли рекламную функцию,
а не только маркировали товар.
В 1922 году в раскопках поселения в Иране,
археологи нашли сосуд, сделанный пять
тысяч лет назад, в котором был обнаружен
осадок, оказавшийся по химическому составу
пивом. На старинных клеймах кувшина встречается
рельефный рисунок, изображающий людей,
сидящих вокруг больших кувшинов и потягивающих
пиво через соломинки. Эти кувшины еще
не были упаковкой, но они были началом,
первым опытом упаковки. Там же был найден
кувшин, в котором когда-то содержалось
вино. Кувшины отличались друг от друга.
Тот, что для пива, устанавливался вертикально,
а кувшин для вина должен был лежать на
боку и закрывался затычкой из необожженной
глины, разбухающей, как пробка, и непропускающей
воздух, тем самым предохраняя вино от
скисания. Тара символически изображала
продукт. Такое яркое отождествление тары
с ее содержимым и символикой говорит
о том, что коммуникативный аспект упаковки
имеет очень древние корни.
Самая известная тара из древнего средиземноморского
региона– это ханаакский кувшин, или амфора.
Обычная амфора делалась объемом около
30 литров, с небольшими ручками наверху;
днище ее закруглено, что способствует
более равномерному распределению давления,
которому подвергается тара. В них перевозили
вино, масло и другие жидкости, в том числе
и воду. Амфоры для того времени были многопрофильной
тарой, как и наши картонные коробки или
55-галонные нефтяные бочки. Ханаакский
кувшин подвергался маркировке. Количество
информации на маркировке, было почти
как на винных этикетках. Там были сведения
о возрасте вина, сорте винограда и местности,
а также о том, сухое оно или сладкое. Кувшины
были непрозрачными, поэтому маркировка
являлась важной составляющей.
“Самые дорогие вещи бывают в маленьких
упаковках”– это расхожее мнение. Драгоценные
вещи нуждаются в специальной упаковке.
Косметическая и парфюмерная тара изготавливалась
из таких драгоценных материалов, как
золото, слоновая кость, алебастр, жадеит,
хрусталь и фарфор. Упаковка должна была
подчеркнуть всю прелесть и роскошь аромата.
Все сосуды, особенно стеклянные, являются
связующим звеном между античным миром
и зарождением современной упаковки.
К началу средневековья в разряде упаковочных
материалов уже числились кожа, ткань,
дерево, камень, керамика и стекло.
В начале XIX века парфюмерия стала предметом
серьезного научного исследования. Увеличение
количества маркированных духов повлияло
на расширение печатной продукции, когда
потребовались изысканные, яркие и запоминающиеся
этикетки для украшения стандартных флаконов.
В середине XIX века начала формироваться
упаковка в ее современном виде. Часто
флаконы продавали в деревянных коробочках,
обитых шелком или бархатом и украшенных
эмалью. Покупали эти коробочки уже обычные
потребители.
1.Понятие
упаковки и тары.
Согласно ГОСТу 17527-86 «Упаковка. Термины
и определения» под упаковкой понимается
средство или комплекс средств, обеспечивающих
защиту продукции от повреждений и потерь,
окружающей среды, загрязнений, а также
обеспечивающих процесс обращения. Тара
– это основной элемент упаковки, представляющий
собой изделие для размещения продукции.
Перемещение продукта от производителя
к потребителю является неминуемой предпосылкой
реализации его потребительной стоимости.
При этом важно обеспечить полную сохранность
количества, качества и товарного вида
продукции на всем пути ее следования.
С целью защиты продукции от механических,
климатических, биологических и других
воздействий и обеспечения ее качественной
сохранности при транспортировании и
хранении применяют различные виды тары
и упаковки. 2.Функции
тары и упаковки.
Упаковка служит инструментом обеспечения удобств, нужных покупателям, в следующих областях:
· защитные возможности,
· простота транспортировки,
· простота открывания,
· простота использования,
· простота повторного открывания/закрывания (хранения),
· простота хранения (в месте использования),
· простота утилизации.
Одной из основных функций упаковки всегда была защита продукта. По существу, эта функция наиболее востребована потребителем и ожидаема им. Функциональность в отношении защитных свойств может только усилить позитивное представление о брэнде, в то время как недооценка этого ключевого фактора непростительна. Главное, что следует понять «то, что удобства, предлагаемые упаковкой, значительно влияют на устойчивые представления потребителя о купленном брэнде». Чувствуется, что поскольку взаимодействие потребителя и продукта на этапе "после покупки" более полное, то существует очень большая вероятность, что именно в это время потребитель сформирует полное мнение о продукте.
Наряду
с основной своей функцией– обеспечивать
сохранность упакованного товара– тара
выполняет и другие. Она способствует
ускорению передачи товарно-материальных
ценностей от производителей потребителям:
облегчает перемещение продукции при
погрузочно-разгрузочных работах и внутрискладских
операциях: обеспечивает безопасные условия
труда при переработке упакованных грузов;
улучшает учет и организацию сбыта продукции;
повышает эффективность использования
транспортных средств и складских помещений.
Имея оригинальную маркировку, тара выполняет
рекламную функцию, доводит до потребителя
первые сведения о продукции и правила
обращения с ней. Рекламная маркировка
на потребительской таре (упаковке) воздействует
на покупательский спрос. В рыночной экономике
рекламная роль тары– один из важнейших
инструментариев маркетинга. При транспортировании
и хранении огнеопасных, взрывчатых и
ядовитых продуктов упаковка обеспечивает
защиту человека и окружающей среды от
вредного воздействия указанных материалов.
Тара характеризуется многообразием видов,
типов конструкций, разнообразием применяемых
для ее изготовления материалов и широтой
сфер применения. Это обуславливает ее
классификацию. Все многообразие тары
по своему функциональному назначению
подразделяется на транспортную
и потребительскую (упаковку). Особую
группу составляет тара-оборудование,
представляющее собой изделие для размещения,
транспортирования, временного хранения
и продажи из него товаров методом самообслуживания.
По применяемым материалам тара бывает
деревянная, картонная,
бумажная, металлическая,
полимерная, тканевая,
стеклянная и из комбинированных
материалов.
По размерам различают крупногабаритную
и малогабаритную тару. К крупногабаритной
относится транспортная тара, размеры
которой превышают 1200х1000х1200 мм.
В зависимости от кратности использования
различают разовую,
возвратную и многооборотную
тару. Разовая тара предназначена для
однократного использования при поставках
продукции. Возвратная тара– это тара,
бывшая в употреблении и используемая
повторно. Многооборотная тара предназначена
для многократного ее использования при
поставках продукции. Отличается прочностными
показателями и организационно-юридическими
условиями сдачи и возврата.
По степени
жесткости конструкции, то есть по способности
к сопротивлению внешним
По конструктивному исполнению тару подразделяют
на неразборную, разборную
и разборно-складную.
В зависимости от наличия крышки или
другого укупорочного средства тара бывает
закрытая и открытая.
Различают тару плотную, детали
которой соединены между собой без просветов,
и решетчатую, детали которой соединены
между собой с заданными просветами.
По герметичности тара разделяется на
герметичную и негерметичную. Разновидностями
герметичной тары является пыле -,
свето-, жиро -, газо-
и паронепроницаемая
тара.
Исходя из специфики функционального
назначения и особенностей конструктивных
исполнений, различают изотермическую,
и изобарическую, и аэрозольную
тару. Изотермическая – это тара, внутри
которой сохраняется заданная температура
в течение определенного времени. Изобарическая
– это герметичная тара, внутри которой
сохраняется заданное давление. Аэрозольная
тара – это изобарическая тара с распылительным
клапаном, придающим продукции при ее
потреблении аэрозольное состояние.
По принадлежности и условиям использования
тару делят на производственную,
инвентарную и складскую.
Производственная тара предназначена
для хранения, перемещения и складирования
сырья, заготовок, деталей, сборочных единиц,
готовой продукции, а также отходов в производстве.
Инвентарная тара – это многооборотная
тара, принадлежащая конкретному предприятию
и подлежащая возврату данному предприятию.
Складская тара представляет собой разновидность
транспортной тары, используемой для приемки,
хранения и комплектации продукции в складских
условиях.
Тару, обеспечивающую защиту упакованной
продукции от воздействия радиоактивных
и отравляющих веществ, а также бактериальных
(биологических) средств, называют защитной.
Существует также экспортная тара,
предназначенная для поставки продукции
за границу, и импортная тара. В зависимости
от сферы применения различают универсальную
и специализированную тару. Первую используют
для упаковывания, транспортирования
и хранения различных видов продукции.
Вторую – для одной какой-либо определенной
продукции или для определенных условий
эксплуатации.
Как правило,
в контрактах различают внешнюю
(наружную или транспортную) тару (ящики,
деревянные или металлические барабаны,
бочки, клети, бидоны, фляги, картонные
коробки, бумажные жесткие пакеты, мешки,
контейнеры и т. д.) и внутреннюю (первичную
или потребительскую) упаковку. Последнюю
применяют для каждого изделия или какой-то
определенной части, массы или объема
продукции. Она является неотделимой частью
товара (пленочные и бумажные пакеты, коробки,
тюбики, флаконы, банки из стекла и железа,
бутылки .).
2.1Дизайн упаковки.
Очевидно, и закономерно, что успех предприятия
зависит от его продукции. Своих целей
могут добиться те из предприятий, которым
удается постоянно и систематически сбалансировать
предложения с потребностями потребителей.
Именно поэтому главное место в стратегическом
планировании фирм все больше занимает
маркетинг, то есть методы и способы сбыта
произведенной продукции.
Фирмы прибегают к услугам рекламных агентств,
так как именно они предлагают все, что
связано со сбытом или профессиональной
упаковкой товара. Агентства стремятся
принимать участие в разработке товара.
Очень многие одинаковые товары предлагаются
на рынок различными изготовителями. Отличаются
они порой только по упаковке. Дизайнерам
ломают головы над тем, чем можно “соблазнить”
покупателя. Главный принцип в их работе
– создание устойчивой связи “человек
– товар”. Почему покупатель приобретает
этот товар, и не желает покупать другой.
Ответы на эти вопросы можно получить,
лишь проводя серьезные маркетинговые
исследования. У некоторых покупателей
есть чувство юмора, другие совершенно
серьезны. Чем большее внимание дизайнер
уделяет запоминающимся элементам, тем
успешнее складывается судьба товара
на рынке. Влияние, конечно, оказывает
и название. При изобилии товара наименований
обычного языка не хватает, и специалисты
по рекламе прибегают к словотворчеству.
Важны два компонента: внимание и степень
запоминания. Немаловажно и легкое произношение.
В этой связи интересно, что новые товары
популярных фирм быстрее пробивают себе
дорогу.
Упаковка сама по себе – решающий носитель
рекламы продукта. Дизайн приобретает
превалирующее значение, так как внешний
вид является, в понимании потребителя,
частью предложения. Поэтому необходимо
взаимовлияние дизайна и маркетинга, ибо
невозможно продавать товары без учета
требований и пожеланий покупателей. А
они концентрируются в дизайне.
2.2Новые тенденции
в области упаковки.
Каким бы новым и оригинальным ни было
решение упаковки, оно всегда должно подчиняться
требованиям, предъявляемым к упаковываемому
товару. Самой же упаковке необходимо
обладать определенными свойствами:
1) защитными,
2) потребительскими,
3) экологическими,
4) рекламно-эстетическими.
Защитные
свойства должны обеспечить сохранность
продукта с момента упаковки до момента
потребления. Они предусматривают защиту
продукта от: 1) механических, 2) физических,
3) химических, 4) климатических,
5) биологических воздействий и предотвращают
изменения продукта сверх установленных
нормативов. Потребительские свойства
включают в себя:
1) разнообразие форм и размеров упаковки,
2) степень готовности продукта к употреблению,
3) удобство обращения с упакованным продуктом,
4) удобство потребления, 5) возможность
переноса упаковки, 6) наличие устройств,
предотвращающих несанкционированное
вскрытие упаковки и осуществляющих контроль
за содержимым, 7) простоту и надежность
повторной укупорки емкостей. Наличие
определенных экологических свойств необходимо:
1) для обеспечения минимального загрязнения
среды использованной упаковкой, 2) наиболее
эффективной и экономически выгодной
утилизации ее отходов.
Упаковка
– составная часть современной
массовой культуры, продукт дизайна,
поэтому она должна не только удовлетворять
любые, даже
изысканные эстетические потребности
покупателя, но и формировать эстетический
уровень массового потребителя. Рекламно-эстетические
свойства упаковки: 1) информативность,
2) привлечение внимания покупателя,3)стимулирование
сделать покупку.
Эти свойства продлевают коммерческую
жизнь товара, выводят его на рынок, переключают
покупательский спрос на обновленную
продукцию.
Упаковка с расширенными потребительскими
и рекламно-эстетическими свойствами
необходима для упаковывания бытовых
товаров, при этом часть защитных функций
можно переложить на транспортную тару.
Известно, что активным средством повышения
привлекательности упаковки является
обновление конструкции и формообразования.
Но наибольшая эффективность достигается
в случае соответствия художественно-конструкторского
решения упаковки критериям изобретения
и промышленного образца. При этом, с одной
стороны, достигаются высокие технические
качества упаковки, а с другой – оригинальный
внешний вид.
Проектирование такой упаковки начинается
с анализа известных решений и тенденций.
Из них выбирается прототип будущей упаковки,
максимально проявляющий запланированные
свойства, например потребительские и
рекламно-эстетические. Иногда дальнейшее
их улучшение на базе существующей технологии
может оказаться экономически нецелесообразным.
Поэтому выявляются и анализируются недостатки
прототипа, в частности в конструкции
и форме. Как правило, к этим недостаткам
относятся низкая прочность, жесткость
и надежность потребительской тары. Решению
этих проблем может послужить введение
в конструкцию новых элементов или образование
нового соединения известных элементов
и узлов, позволяющие качественно улучшить
свойства прототипа либо придать ему новые
свойства. Так, введение в конструкцию
упрочняющих элементов может упростить
сборку, повысить надежность тары, а также
привести к новому формообразованию.
В качестве примера разработки упаковок
с акцентированными потребительскими
и рекламно-эстетическими свойствами
служат треугольные конструкции. Треугольная
форма используется довольно редко, поэтому
она притягивает к себе внимание потребителя
больше, чем какая-либо другая. Кроме того,
она конструктивно проще, имеет меньше
сторон и обладает повышенной жесткостью
треугольного поперечного сечения. Вертикальная
ориентация силуэта придает ему легкость
и стройность, сохраняя при этом устойчивость
и сбалансированность. Такие упаковки
чаще используются для сувениров, ценных
подарков, ювелирных и парфюмерных изделий,
сложных бытовых товаров. Складная коробка
с треугольными торцевыми стенками отличается
повышенной жесткостью и прочностью. Это
достигается за счет треугольных торцевых
стенок, соединенных между собой посредством
язычка так, что в совокупности они представляют
собой трехгранную пирамиду, вогнутую
внутрь коробки. Конструктивное решение
выполнено на уровне изобретения, хотя
не менее важной целью был оригинальный
внешний вид как средство достижения повышенных
потребительских и эстетических свойств.
Эта цель была достигнута, и оригинальное
формообразование признано промышленным
образцом. В дальнейшем представленный
образец формообразования был дополнен
серией коробок с трапециевидным и прямоугольным
поперечным сечением.
Другим примером в достижении нового этапа
потребительских и рекламно-эстетических
свойств служит демонстрационная упаковка
«клин–блистер». Как и в первом случае,
здесь исходной была треугольная форма.
В качестве прототипа использовалась
упаковка типа «блистер», что определило
высокие демонстрационные качества упаковки
благодаря использованию формованного
прозрачного футляра из жесткого листового
полимера, позволяющего осматривать изделие
в упаковке. Однако недостатками треугольной
формы являются неэффективное использование
внутреннего объема для прямоугольных
изделий, ее сложность, затрудняющая складирование
группы упаковок на торговых площадях,
а недостатками упаковки «блистер» –
разовое вскрытие, сопровождающееся разрушением
упаковки, низкая прочность и недостаточная
защищенность от ударных нагрузок. Сущность
нового решения заключается в объединении
клиновидной формы с прозрачным блистерным
элементом, выходящим наружу коробки через
вырубное окно и имеющим вид треугольной
призмы, меньшая сторона которой расположена
у вершины коробки.
Форма упаковки адаптирована к параллелепипеду
и позволяет осматривать упакованный
товар в трех взаимно перпендикулярных
направлениях, а также многократно вскрывать
упаковку без повреждения. Здесь треугольная
(клиновидная) форма упаковки занимает
доминирующее положение в формообразовании,
так как она оригинальна и привлекательна,
а блистерный элемент раскрывает содержание
товара, рекламирует его внешний вид. Вместе
с тем встречные формы блистера и коробки
уравновешивают друг друга, создают оригинальный
силуэт.
Конструктивный подход к решению данной
упаковки позволил одновременно выйти
на изобретение и промышленный образец.
Результат создания новой оригинальной
упаковки внешне проявляется в новом формообразовании,
в то время как методом его достижения
является конструктивный подход к решению
технических задач. Этот путь позволяет
максимально, на новом уровне развить
потребительские и рекламно-эстетические
качества проектируемых упаковок, необходимых
для удовлетворения покупательского спроса
и движения товара на рынке.