Понятие и значение маржинального анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:55, контрольная работа

Описание работы

Маржинальный анализ называют еще анализом безубыточности или содействия доходу, или CVP-анализом. В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат, в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использование категории маржи покрытия.

Содержание

Понятие и значение маржинального анализа.
Использование индексного метода в экономическом анализе.
Задание №1.
Задание №2.
Задание №3.
Использованная литература.

Работа содержит 1 файл

КР_Вариант 4.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

      Содержание: 

      
  1. Понятие и  значение маржинального анализа.
  2. Использование индексного метода в экономическом анализе.

      Задание №1.

      Задание №2.

      Задание №3.

      Использованная  литература.

 

    1. Понятие и значение маржинального анализа.
 

     Маржинальный  анализ (marginal analysis) – анализ себестоимости продукции или услуг, эффективности принимаемых решений с применением метода калькуляции по прямым затратам.

     Маржинальный анализ называют еще анализом безубыточности или содействия доходу, или CVP-анализом. В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат, в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использование категории маржи покрытия.

      В основу методики маржинального анализа  положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные(непропорциональные) и использование категории маржинального дохода.

      Известно, что:

      Прибыль=Доход  от реализации – Переменные издержки – Постоянные истержки.

      Маржинальный  доход предприятия – это доход  от реализации продукции минус сумма переменных издержек. Таким образом, маржинальный доход включает в себя постоянные затраты и прибыль.

      Маржинальный  доход на единицу продукции – разность между ценой единицы продукции и переменными затратами на нее.

      Маржинальный  анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями.

      Маржинальный  анализ позволяет:

      – более точно оценить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;

      – определить критический уровень  объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;

      – установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;

      – рассчитать необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;

      – обосновать наиболее оптимальный вариант  управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и другие с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.

      Проведение  расчетов, основанных на соотношении «затраты – объем – прибыль», требует соблюдения ряда предпосылок:

      – классификация издержек на переменные и постоянные;

      – переменные издержки изменяются пропорционально  объем производства (реализации) продукции;

      – постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;

      – тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются.

 

    1. Использование индексного метода в экономическом анализе
 

     Индексный метод - это метод экономического анализа, который основан на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню в предыдущие временные периоды или к уровню аналогичного явления, принятому в качестве базы сравнения. Всякий индекс исчисляется сопоставлением соизмеряемой (отчетной) величины с базисной. Индексы, выражающие соотношение непосредственно соизмеряемых величин, называются индивидуальными, а характеризующие соотношения сложных явлений - групповыми, или тотальными.

     Индексным методом можно выявить влияние  на изучаемый совокупный показатель различных факторов. В статистике известно несколько форм индексов, которые используются в аналитической работе (агрегатная, арифметическая, гармоническая и др.).

     Агрегатный  индекс является основной формой всякого  общего индекса. Именно агрегатный индекс можно преобразовать в средний арифметический или средний гармонический индекс. Схема расчета агрегатного индекса следующая: 

     ∑ g1p1 - ∑ g0p0 = (∑ g1p0 - ∑ g0p0) + (∑ g1p1 - ∑ g1p0), 

     где, (∑ g1p0 - ∑ g0p0) - влияние количества; (∑ g1p1 - ∑ g1p0) – влияние цен.

     Здесь следует отметить, что агрегатный индекс является основной основой всякого  общего индекса; его можно преобразовать  как в средний арифметический, так и в средний гармонический  индексы.

     Что же касается среднегармонического индекса, то преобразование осуществляется следующим образом:

     

     С помощью индексных пересчетов можно  осуществлять преобразование агрегатного  индекса в средний гармонический.

     Способ относительных чисел применяется тогда, когда изучаемый показатель является результатом произведения нескольких факторов. Он отличается от предыдущих тем, что расчеты влияния факторов на изучаемый показатель проводятся исходя из относительных показателей их изменения, выраженных в процентах или коэффициентах. При определении влияния первого фактора процентное выражение изменения его величины, деленное на 100, умножают на базисную величину изучаемого показателя.

     Для определения влияния второго  и каждого последующего фактора сначала устанавливают процентное выражение изменения изучаемого показателя за счет соответствующего фактора с учетом влияния предшествующих факторов и затем умножают его на базисное значение изучаемого показателя. Влияние последнего фактора определяется так: из показателя выполнения плана вычитают совокупный процент влияния всех предшествующих факторов; полученный результат умножают на базисную величину изучаемого показателя и делят на 100.

     Индексный метод основывается на сопоставлении показателей отчетного и базисного периодов. Основным условием при этом является то, что сопоставляемые величины должны быть идентичны, т. е. рассчитываться одинаково (в одной методологии) или в одних ценах (в ценах базисного или отчетного периода) и обязательно в одних единицах измерения. Индексный метод — один из наиболее распространенных, поскольку с его помощью можно выявить влияние на изучаемый совокупный показатель различных факторов. В практике статистических и аналитических расчетов известно несколько форм индексов: агрегатная , арифметическая, гармоническая и др. 

    Задание № 1 

     На  основе следующих данных таблиц 1, 2 определить потери продукции по изделию «А» цеха № 1 в связи с нерациональным использованием оборудования. При решении заданий по вариантам, в условие вместо «Х» подставляется соответствующее ему значение. 

 Таблица 1. Анализ факторов, влияющих на отклонение от плана  по выпуску товарной продукции по изделию «А»

Показатели  План  Факт  Отклонение  от плана (+,-) Основные факторы, влияющие на отклонение
1. Отработано  тысяч машино-часов 10 12    
2. Выпуск  товарной продукции за 1 машино-час, тыс. руб. 40 Х    
3. Общий  выпуск товарной продукции по  изделию «А», млн. руб. (стр1.×  стр.2) ? ?    
 

     Таблица 2. Фактический выпуск продукции за 1 машино-час

Показатель  Вариант
4
Выпуск  ТП за 1 машино-час, тыс. руб. 22
 

     Решение:

     Общий выпуск товарной продукции по плану: .

     Общий выпуск товарной продукции по факту: .

     Выполнение  плана в выпуске товарной продукции в процентном отношении: .

     Отклонение  от плана в выпуске товарной продукции в процентном отношении: .

     Потери продукции по изделию «А» цеха № 1 в связи с нерациональным использованием оборудования в материальном отношении: тыс. руб. 

     Ответ: 136 тыс. руб.

 

    Задание № 2 

     По  данным таблицы 3 найти влияние основных факторов на изменение фондоотдачи на 1 рубль основных фондов. Распространить влияние факторов на объем выпущенной продукции. Сделать выводы. 

     Таблица 3. Показатели эффективности  использования основных фондов

Показатели План  Отчет Отклонение  от плана (+,-)
1. Выпуск  продукции, млн. руб. 1120 1146  
2. Среднегодовая  стоимость основных фондов, млн.  руб. 6200 6516  
2.1. в  т.ч. активной части 4000 4116  
3. Удельный  вес активной части в стоимости  основных фондов ? ?  
4. Фондоотдача  основных фондов, руб. ? ?  
5. Фондоотдача  активной части основных фондов, руб. ? ?  
 
 

    Решение:

    Рассчитаем  показатели:

  1. Удельный вес активной части в стоимости основных фондов:

    ;

    ;

    .

  1. Фондоотдача основных фондов:

      

;

        руб. / руб.;

        руб. / руб.

      3. фондоотдача активной части основных  фондов:

      

;

        руб. / руб.;

        руб. / руб.

      Результаты  расчетов представим в таблице. 

Показатели План  Отчет Отклонение  от плана (+,-)
1. Выпуск продукции, млн. руб. 1120 1146 26
2. Среднегодовая стоимость основных фондов, млн. руб. 6200 6516 316
2.1. в т.ч. активной части 4000 4116 116
3. Удельный вес активной части  в стоимости основных фондов 64,52 63,17 -1,35
4. Фондоотдача основных фондов, руб. 0,181 0,176 -0,005
5. Фондоотдача активной части основных фондов, руб. 0,280 0,278 -0,002
 

      Факторами первого уровня, влияющими на фондоотдачу основных производственных фондов, являются изменение доли активной части фондов в общей сумме ОПФ и изменение фондоотдачи активной части фондов:

Информация о работе Понятие и значение маржинального анализа