Понятие и признаки чистой конкуренции, прибыль монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 19:55, реферат

Описание работы

Фирма, с одной стороны, выступает как поставщик своих товаров, с другой как потребитель, как носитель спроса на факторы производства. При этом цены на отдельные факторы производства должны быть пропорциональны соответствующим физическим объемом производимых с их помощью продуктов. Коэффициентом пропорциональности выступает предельные издержки производства.
В результате в точке равновесия достигается «справедливое» распределение продукта, при котором каждый участник обмена получает лишь ту долю продукта, которая соответствует принадлежащим ему фактором производства и их вкладу в производство.

Работа содержит 1 файл

Экономика отрасли.docx

— 41.15 Кб (Скачать)

Таким образом, независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального  функционирования является экономическая  свобода, самостоятельность, независимость  субъектов экономических отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРИБЫЛЬ МОНОПОЛИИ

 

2.1 Характеристика монополии  и определение.

 

Монополия- наиболее яркое проявление несовершенной  конкуренции.

От слова  «моно» - один, «полис» - продаю.

Монополия – это  состояние рынка , при котором некоторые субъекты бизнеса, во-первых, имеют действительную возможность навязывать  окружению свои эгоистические интересы, а во-вторых непременно пользуются этой возможность. 

Свойства  монополий

 

Монополия

Количество фирм

Одна

Свобода входа

Очень ограничена или исключена

Свойства продукции

Часто  уникальная

Кривая спроса и его эластичность

Отрицательный наклон, спрос неэластичен

Контроль фирмы за ценой

Значительный


 

Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в  частной собственности (индивидуальной, групповой  или акционерной) и  осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой  степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в  экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают  на все сферы жизни страны.

Если  обратить внимание на монополистические  образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные  товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного  вида благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие  монопольного положения. Последнее  определяется как доминирующее положение  предпринимателя, которое дает ему  возможность самостоятельно или  вместе с другими предпринимателями  ограничивать конкуренцию на рынке  определенного товара.

Монопольное положение является желанным для  каждого предпринимателя или  предприятия, т.к. оно позволяет избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты  навязывают своим контрагенам, а  иногда и обществу свои личные интересы.

При анализе  монополии важно учитывать неоднозначность  самого термина ,,монополия’’. Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления  из этимологии слова ,,моно’’- один, ,,полио’’- продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма – производитель  товаров не имеющих субститов. Следовательно  в использовании термина монополия, а тем более ,,чистая’’ монополия  всегда присутствует известная доля условности. Неслучайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому  термину: ,,несовершенный конкурент’’ (П.Самуэльсон), ,,ценоискатель’’ (П.Хейне).

Формирование  и рост монополий исторически  неразрывно связаны перерастанием  капитала свободной конкуренции  в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений  капиталистический рост монополий  привел к усилению их диктата и  господства. Совершенная конкуренция  и ,,чистая’’ абсолютная монополия  – это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела. ,,…монополии есть прямая противоположность свободной конкуренции…’’ (В.И.Ленин ,,Полное собрание сочинений’’).

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают  возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности  реализуются в тех случаях, когда  такое ускорение способствует извлечению монопольно - высоких прибылей. Йозеф  Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление  в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как  фирмы обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные  прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств  того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии  могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Выпуск и цены.

В отличии от фирмы в  условиях совершенной конкуренции  монополист является не ценополучателем, а «создателем цен». Он может выбирать, какую цену назначить, хотя он и ограничен  в этом выборе кривой спроса. Повышение  цены монополистом снижает количество блага, на которое предъявляется  спрос.

Общее правило максимизации прибыли распространяется и на монополиста. Он выбирает выпуск (Qm) при равенстве предельной выручке предельным издержкам (MR = MC). На рис. 1 изображен оптимум монополиста. Он определяет цену (Рm)  и получает экономическую прибыль, показанную затененным прямоугольником.

 

Рис. 1. Оптимум монополиста.

Обратим внимание на то обстоятельство, что монополист выбирает выпуск относительно эластичного участка кривой спроса. Почему он ведет себя таким образом? Дело в том, что как мы уже знаем, MR = 0 там, где |ED| = 1, а MR > 0, там, где |ED|> 1. Поскольку МС, по определению, всегда больше нуля, то их равенство с MR возможно, естественно, только там, где и MR > 0. В результате максимизирующий совокупную прибыль монополист не может выбрать выпуск относительно неэластичного участка кривой спроса или даже там, где |ED| = 1.

Что касается длительного  периода, то здесь, в отличии от рынка  с совершенной конкуренцией, монополист может сохранить положительную  экономическую прибыль, так как  входные барьеры препятствуют появлению  в отрасли новых фирм. Единственная разница между коротким и длительным периодами будет в том, что  в последнем монополист будет  приравнивать предельную выручку (MR) к предельным издержкам длительного периода (LMC)

В то же время неверно было бы полагать, что монополист обязательно  во всех случаях имеет экономическую  прибыль и не имеет убытков. В  коротком периоде монополист может  работать и с убытками, например, если его издержки слишком высоки. В таком случае, приравнивая MR и МС, он минимизирует убыток.

Для капиталиста  характерно стремление к получению  помимо обычной еще добавочной прибыли, или сверхприбыли. И "монополия дает такую сверх-прибыль, то есть избыток прибыли сверх нормальной". Термин "избыток прибыли" здесь употреблен не в значении добавочной прибыли, прибыль более высокую по сравнению со средней получали некоторые капиталисты и в период свободной конкуренции путем понижения стоимости товара ниже общественной стоимости. Но если раньше добавочную прибыль получали лишь в редких случаях, то во времена, когда появились монополии, самые кпруные из них добиваются добавочной прибыли в течении длительного времени, и добавочная прибыль становится частью сверхприбыли, получаемой монополиями. Сверхприбыль обязана своим существованием использованию достижений научно-технического прогресса, господству монополий в целом, вывозу капитала, экономическому разделению мира между союзами капиталистов.

 

 

 

Таким образом, прибыли, присваиваемые монополиями, состоят из следующих элементов: средней прибыли, добавочной прибыли и монопольной сверхприбыли, связанной с продажей монополиями товаров по ценам выше их стоимости. Таковы части общей прибыли по теории Маркса. Прибыли монополий играют главную роль в их экономическом господстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Конкуренция  с одной стороны, это экономическая  состязательность за достижение  лучших результатов в области  какой-либо деятельности, борьба  за товаропроизводителей за более  выгодные условия хозяйствования, получение наивысшей прибыли.  С другой стороны – элемент  рыночного механизма, обеспечивающий  взаимодействие рыночных субъектов  в производстве и сбыте продукции,  а также в сфере положения  капитала.

     Конкуренция как экономический  процесс может быть представлен  в виде совокупности определенных  действий субъектов хозяйствования  Предприятие в условии чистой  конкуренции не может оказывать  влияние на рыночную цену, так  как, изменяя объемы выпуска  продукции, оно не может повлиять  на общую массу предлагаемой  продукции ввиду того, что его  доля в общем выпуске продукции  отраслей мало значительна. Поэтому  для отдельно взятого предприятия  цена есть величина заданная.

             Независимо от типа рыночных  структур необходимым условием  их нормального функционирования  является экономическая свобода,  самостоятельность, независимость  субъектов экономических отношений.

Изучив  предложенную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности  воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит  в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить  возможности конкуренции и перевести  ее в неценовую.

В России на данном этапе проблема монополизации  перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство  в полном объеме сможет заменить десятилетиями  складывающиеся монополии свободным  и сомоорганизующимся рынком.

Окончательная цель заключается в том, чтобы  на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое  качество товара, относительно более  низкие цены и быструю сменяемость  ассортимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Курс экономической  теории. Учебное пособие. Киров, 1993 год.

2. С.Фишер., Р.Дорнбуш,  Р.Шмалензи. Экономика. М.,1993 год

3. Дж.Вильсон,  В.Цапелик. «Естественные монополии  России» //Вопросы экономики 1995 год № 11.

4.  В.Миронов,  А.Зимогляд, А.Яковлев «Российский  монополизм и приватизация»// Экономист  1995 год № 6.

5. Иохин В.  Я. Экономическая теория: Учебник.  – М.: Юристь, 2000.

6. Курс экономической  теории: учебник – 4 – е дополненное  и переработанное издение –  Киров: «АСА», 2001.

7. Самуэльсон  П. Эклномика. Т. 2 .М,: МГП «Алгон»,  ВМИИСИ, 2002

8. Чапурин  Н. И. Основы экономической  теории. – М., 2000

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие и признаки чистой конкуренции, прибыль монополии