Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 19:55, реферат
Фирма, с одной стороны, выступает как поставщик своих товаров, с другой как потребитель, как носитель спроса на факторы производства. При этом цены на отдельные факторы производства должны быть пропорциональны соответствующим физическим объемом производимых с их помощью продуктов. Коэффициентом пропорциональности выступает предельные издержки производства.
В результате в точке равновесия достигается «справедливое» распределение продукта, при котором каждый участник обмена получает лишь ту долю продукта, которая соответствует принадлежащим ему фактором производства и их вкладу в производство.
Таким образом,
независимо от типа рыночных структур
необходимым условием их нормального
функционирования является экономическая
свобода, самостоятельность, независимость
субъектов экономических
2.1 Характеристика монополии и определение.
Монополия- наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции.
От слова «моно» - один, «полис» - продаю.
Монополия – это состояние рынка , при котором некоторые субъекты бизнеса, во-первых, имеют действительную возможность навязывать окружению свои эгоистические интересы, а во-вторых непременно пользуются этой возможность.
Свойства монополий
Монополия | |
Количество фирм |
Одна |
Свобода входа |
Очень ограничена или исключена |
Свойства продукции |
Часто уникальная |
Кривая спроса и его эластичность |
Отрицательный наклон, спрос неэластичен |
Контроль фирмы за ценой |
Значительный |
Монополии
– крупные хозяйственные
Если
обратить внимание на монополистические
образования в промышленном производстве,
то это отдельные крупные
Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к. оно позволяет избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своим контрагенам, а иногда и обществу свои личные интересы.
При анализе
монополии важно учитывать
Формирование
и рост монополий исторически
неразрывно связаны перерастанием
капитала свободной конкуренции
в монополистический
Монополии
благодаря высокому уровню сосредоточения
экономических ресурсов создают
возможности для ускорения
2.2 Выпуск и цены.
В отличии от фирмы в условиях совершенной конкуренции монополист является не ценополучателем, а «создателем цен». Он может выбирать, какую цену назначить, хотя он и ограничен в этом выборе кривой спроса. Повышение цены монополистом снижает количество блага, на которое предъявляется спрос.
Общее правило максимизации прибыли распространяется и на монополиста. Он выбирает выпуск (Qm) при равенстве предельной выручке предельным издержкам (MR = MC). На рис. 1 изображен оптимум монополиста. Он определяет цену (Рm) и получает экономическую прибыль, показанную затененным прямоугольником.
Рис. 1. Оптимум монополиста.
Обратим внимание на то обстоятельство, что монополист выбирает выпуск относительно эластичного участка кривой спроса. Почему он ведет себя таким образом? Дело в том, что как мы уже знаем, MR = 0 там, где |ED| = 1, а MR > 0, там, где |ED|> 1. Поскольку МС, по определению, всегда больше нуля, то их равенство с MR возможно, естественно, только там, где и MR > 0. В результате максимизирующий совокупную прибыль монополист не может выбрать выпуск относительно неэластичного участка кривой спроса или даже там, где |ED| = 1.
Что касается длительного периода, то здесь, в отличии от рынка с совершенной конкуренцией, монополист может сохранить положительную экономическую прибыль, так как входные барьеры препятствуют появлению в отрасли новых фирм. Единственная разница между коротким и длительным периодами будет в том, что в последнем монополист будет приравнивать предельную выручку (MR) к предельным издержкам длительного периода (LMC)
В то же время неверно было бы полагать, что монополист обязательно во всех случаях имеет экономическую прибыль и не имеет убытков. В коротком периоде монополист может работать и с убытками, например, если его издержки слишком высоки. В таком случае, приравнивая MR и МС, он минимизирует убыток.
Для капиталиста характерно стремление к получению помимо обычной еще добавочной прибыли, или сверхприбыли. И "монополия дает такую сверх-прибыль, то есть избыток прибыли сверх нормальной". Термин "избыток прибыли" здесь употреблен не в значении добавочной прибыли, прибыль более высокую по сравнению со средней получали некоторые капиталисты и в период свободной конкуренции путем понижения стоимости товара ниже общественной стоимости. Но если раньше добавочную прибыль получали лишь в редких случаях, то во времена, когда появились монополии, самые кпруные из них добиваются добавочной прибыли в течении длительного времени, и добавочная прибыль становится частью сверхприбыли, получаемой монополиями. Сверхприбыль обязана своим существованием использованию достижений научно-технического прогресса, господству монополий в целом, вывозу капитала, экономическому разделению мира между союзами капиталистов.
Таким образом, прибыли, присваиваемые монополиями, состоят из следующих элементов: средней прибыли, добавочной прибыли и монопольной сверхприбыли, связанной с продажей монополиями товаров по ценам выше их стоимости. Таковы части общей прибыли по теории Маркса. Прибыли монополий играют главную роль в их экономическом господстве.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конкуренция
с одной стороны, это
Конкуренция как экономический
процесс может быть
Независимо от типа рыночных
структур необходимым условием
их нормального
Изучив
предложенную тему, следует отметить,
что основной отрицательной стороной
монополизации экономики
В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и сомоорганизующимся рынком.
Окончательная
цель заключается в том, чтобы
на рынке остались лишь те предприятия,
которые обеспечат более
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Курс экономической теории. Учебное пособие. Киров, 1993 год.
2. С.Фишер., Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи. Экономика. М.,1993 год
3. Дж.Вильсон,
В.Цапелик. «Естественные
4. В.Миронов, А.Зимогляд, А.Яковлев «Российский монополизм и приватизация»// Экономист 1995 год № 6.
5. Иохин В. Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристь, 2000.
6. Курс экономической теории: учебник – 4 – е дополненное и переработанное издение – Киров: «АСА», 2001.
7. Самуэльсон П. Эклномика. Т. 2 .М,: МГП «Алгон», ВМИИСИ, 2002
8. Чапурин Н. И. Основы экономической теории. – М., 2000
Информация о работе Понятие и признаки чистой конкуренции, прибыль монополии