Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 16:22, реферат
Основной целью проводимых в современной России социально-экономических реформ является построение в стране открытой экономики рыночного типа. Для успешного развития такой экономики необходимо, чтобы главным ориентиром производства и продажи товаров стали потребности и спрос конкретных групп потребителей. Эффективная работа на внутреннем и внешнем рынке требует знания и учета объективных рыночных законов, умение организовать регулярное получение и оперативное использование рыночной информации, способности повысить конкурентоспособность своей продукции и т.д.
Введение
1. Сущность маркетинга, его элементы
2. Основные принципы маркетинга
3. Основные функции маркетинга
Заключение
Список используемой литературы
· маркетинговые исследования;
· планирование политики в области выпуска и ассортимента продукции;
· ценообразование;
· продвижение товара;
· товародвижение и сбыт;
· маркетинг менеджмент.
В зависимости от сферы действия различают такие виды маркетинга:
· маркетинг услуг;
· маркетинг организации - деятельность, предпринимаемая с целью создания и поддержания благоприятного имиджа организации;
· маркетинг отдельной личности – деятельность, направленная на создание, поддержание либо изменение поведения общественности по отношению к конкретным лицам. Например, политические деятели используют персональный маркетинг в целях повышения своей популярности;
· маркетинг места - деятельность, предпринимаемая с целью, например, привлечения туристов в места отдыха, застройки жилых кварталов;
· маркетинг идей - деятельность, направленная на проведение прививок, сокращение потребления табачных изделий, алкогольных напитков и т.д.
С точки зрения поэтапной интернационализации выделяют внутренний и международный маркетинг. Внутренний маркетинг включает в себя местный маркетинг, когда фирма выходит с товаром на местный рынок. Национальный маркетинг предполагает выход фирмы за пределы того региона, где она расположена, и деятельность на всю страну.
Международный
маркетинг начинается с простой
экспортной деятельности, затем включает
в себя создание дочерних фирм, филиалов,
отделений в зарубежных странах
и завершается созданием
Высшей точкой развития международного маркетинга является глобальный маркетинг, предполагающий свободное перемещение товаров, рабочей силы и капитала по всему миру.
По виду деятельности различают:
· финансовый маркетинг;
· инновационный маркетинг (в области разработки и внедрения инноваций, достижений научно-технического прогресса, ноу-хау);
· промышленный (в области производства и удовлетворения потребности в промышленной продукции);
· маркетинг в сфере услуг.
Вид маркетинга определяется также состоянием спроса. С этой точки зрения выделяют следующие виды спроса: отрицательный, скрытый, падающий, нерегулярный, полноценный, чрезмерный, нерациональный и отсутствие спроса.
3. Основные функции маркетинга
1. Аналитическая функция.
Вся экономическая система общества функционирует на основе понимания того, что хочет рынок и как он реагирует на появление того или иного продукта. Таким образом, изучение рынка — это первое, чем должен заниматься специалист по маркетингу. Изучение рынка проводится по таким критериям, как его географическое положение, емкость, спецификация, количество конкурентов, состояние спроса-предложения на продукт, который предприятие намерено производить (или даже производит) и предложить к продаже.
На любом рынке имеется множество потребителей, которые могут заинтересоваться продукцией или услугой компании. И здесь главное — определить среди них свою группу, т.е. провести сегментацию рынка. Каждое предприятие имеет свои методы маркетингового исследования в этой области, но общим является изучение: во-первых, структуры потребителей — по количеству, если это отдельные покупатели, и величине, если это фирмы, по возрасту и полу, образовательному цензу, социальному положению, а во-вторых, запросов потребителей — объем закупок, реакция на появление новых товаров и на изменение цен. Затем необходимо изучить товарную структуру, чтобы определить существующий ассортимент и выявить, есть ли продукт, подобный тому, который предприятие намерено предложить, а также каковы действующие на рынке стандарты, нормы, требования к качеству товаров. Одновременно изучаются компании-конкуренты: товарное предложение и спрос на их продукцию, система сбыта, прогноз на будущее в плане конкуренции продукции.
2. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ.
Производственная функция маркетинга включает три подфункции:
· Организацию материально-технического снабжения:
Материально-техническое
снабжение – это наиболее существенный
элемент обеспечения
Перед
службой снабжения стоят
· скоординированные с планом производства по срокам и объемам поставки элементов материально-технического снабжения;
· наличие альтернативных источников снабжения;
· регулярность и определенную равномерность поставок во избежание затоваривания складского хозяйства, что неизбежно увеличивает накладные расходы;
· удовлетворительное качество поставляемого сырья
· долговременный и устойчивый характер хозяйственных связей с поставщиками.
Система
материально-технического снабжения,
которую в зарубежной литературе
часто идентифицируют с понятием «закупочная
логистика», оказывает существенное воздействие
на накладные расходы и тем самым на себестоимость
готовой продукции. Идеально, когда предприятие
вообще не имеет развитого складского
хозяйства и заготовительного производства.
Избыточные запасы могут резко понизить
скорость оборота капитала, ухудшить финансовое
положение и конкурентные позиции компании.
Поэтому очень многие предприятия на Западе,
в США и особенно в Японии активно переходят
на систему снабжения, получившую название
«точно в срок». В рамках этой системы
поставщик и заказчик согласовывают суточные
и даже почасовые графики поставки комплектующих
и материалов.
· · Управление качеством и конкурентоспособностью товаров:
Товар
может стать конкурентоспособным, т.е.
занять достойное место в ряду аналогов
и субститутов, только в том случае, если
он будет отвечать такому трудноуловимому
и многозначному понятию, как качество.
В быту качество часто понимают прежде
всего как отсутствие явных дефектов или
брака. Более строгое требование — соответствие
стандартам. Однако этого тоже недостаточно.
Товар должен удовлетворять явным ожиданиям
потребителя - технически, эксплуатационно,
эстетически, по цене. А если он еще сможет
способствовать удовлетворению высших
потребностей - статусных, духовных - успех
его на рынке будет обеспечен. Качество
товара в маркетинге — это степень удовлетворения
потребности, решения проблемы потребителя.
В этой связи качество оценивается комплексом
потребительских параметров товара: а)
нормативных; б) сопоставимых «жестких»,
т.е. хорошо измеримых в конкретных единицах,
и в) «мягких» - оцениваемых экспертным
путем в баллах. Прежде всего важно, чтобы
наш товар не выходил по своим показателям
за пределы жестко установленных нормативов
(например, по токсичности, пожароопасности
и другим параметрам), соблюдение которых
является предметом внимания законодательства
о защите потребителей, если нормативные
требования соблюдены, то сопоставляются
так называемые жесткие потребительские
параметры: производительность, энергопотребление,
габариты и другие функциональные, конструктивные,
технологические характеристики, измеряемые
физическими способами.
Общая схема оценки конкурентоспособности представлена на рис. 1.
Изучение рынка
Сбор данных о конкурентах
Запросы потенциальных потребителей
Анализ проекта, оценка стоимости, определение емкости рынка и перспектив сбыта изделий
Формулировка требований к изделию
Определение
целей анализа конкуренто-
Определение перечня параметров, подлежащих оценке
Выбор базы сравнения
Анализ нормативных параметров. Расчет группового показателя
Определение группового показателя по техническим параметрам
Определение группового по экономическим параметрам
Анализ цены потребления
Расчет интегрального показателя
Вывод о конкурентоспособности
Разработка
мер по повышению
Оценка
конкурентоспособности
· если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам;
· если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения об изделиях, которые выйдут на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.
Особое место в изучении рынка занимает долгосрочное прогнозирование его развития. На основе изучения рынка и требований покупателей выбирается продукция, по которой будет проводиться анализ или формулируются требования к будущему изделию, а далее определяется номенклатура параметров, участвующих в оценке.
При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар. По каждой из групп параметров проводится сравнение, показывающее насколько эти параметры близки к соответствующему параметру потребности.
Анализ
конкурентоспособности
Производится подсчет групповых показателей, которые в количественной форме выражают различие между анализируемой продукцией и потребностью по данной группе параметров и позволяет судить о степени удовлетворения потребности по этой группе. Рассчитывается интегральный показатель, который используется для оценки конкурентоспособности анализируемой продукции по всем рассматриваемым группам параметров в целом.