Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 07:34, реферат
Экономическая проблема охраны окружающей среды заключается в оценке ущерба, нанесенного загрязнением атмосферы, водных ресурсов, разработкой и использованием недр. Экономический ущерб представляет собой затраты, возникающие вследствие повышенного (сверх того уровня, при котором не возникает негативных последствий) загрязнения воздушной среды, водных ресурсов, земной поверхности.
Введение 3
Контроль за состоянием окружающей среды 4
Экономическое регулирование охраны окружающей среды 5
Особенности природоохранной деятельности в России 7
Ответственность за экологические правонарушения в Российской Федерации 10
Заключение 11
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение.
Проблема защиты экологии встала перед человечеством сравнительно недавно. Но уже в нашем веке, который ознаменовал себя масштабным истощением природных ресурсов, огромным количеством вредных выбросов в атмосферу и океан, уничтожением лесов и множеством иных факторов, усугубляющих положение с экологией на нашей планете, экологическая катастрофа приблизилась необычайно. “Озоновая дыра”, радиоактивное загрязнение, глобальное потепление климата, состояние воздушных бассейнов в крупных городах наглядно свидетельствуют о том, что наша среда обитания истощена до предела. От нашей активности в сфере охраны окружающей среды зависит решение вопроса о выживании, сохранение здоровья людей и создание нормальных условий их жизнедеятельности. Термин “охрана окружающей среды” не совсем удачен. Под ним понимаются экономические, правовые, социально-политические и организационно-хозяйственные механизмы, которые бы привели нагрузку на окружающую среду в соответствие с ее “пределом прочности”.
Экономическая проблема охраны окружающей среды заключается в оценке ущерба, нанесенного загрязнением атмосферы, водных ресурсов, разработкой и использованием недр. Экономический ущерб представляет собой затраты, возникающие вследствие повышенного (сверх того уровня, при котором не возникает негативных последствий) загрязнения воздушной среды, водных ресурсов, земной поверхности.
В
этой связи, весьма актуальным становится
экономический аспект проблемы. В
самом деле, благие призывы - “не
сорить”, в обязательном порядке
должны быть подкреплены комплексом
экономических и других мер воздействия
на тех, кто эти призывы игнорирует. Об
охране экологии, в век бизнеса, нельзя
говорить иначе, как в экономических категориях.
2. Контроль за состоянием окружающей среды.
Для
обеспечения объективной
Экологический мониторинг может быть задействован на следующих этапах экологической политики:
1)
Оценка стратегии с целью
2)
Деятельность по уменьшению
- краткосрочный мониторинг при катастрофическом загрязнении в целях охраны здоровья людей;
-
мониторинг соблюдения
-
мониторинг при комплексной
3) Выявление новых проблем и создание политики по их решению.
Распределение ролей в экологическом мониторинге между национальным правительством, штатными (региональными) и местными властями зависит от структуры институтов в каждой конкретной стране. Обычно мониторинг проводится местными властями. Они должны контролировать выбросы предприятий и реагировать на превышение лимитов и других разрешающих условий, а также если деятельность предприятия осуществляется при отсутствии требуемого разрешения. Если разрешение не предусмотрено, местные власти должны проверять, ведется ли деятельность в соответствии со специальными требованиями законодательства в этой области.
Частные
агентства и Фирмы также
вовлечены во многих случаях в
схемы мониторинга. Очевидно,
что первым шагом в контроле загрязнения
является знание типа
и объема выброса загрязнителя.
Поэтому фирмы занимаются
мониторингом своих собственных
выбросов в целях оценки соблюдения
ими разрешений или лицензий
и нормативного (стандартного)
состояния окружающей среды в окрестностях
данного объекта.
2.1 Экономическое регулирование охраны окружающей среды.
Многие специалисты, в том числе и юристы, в развитых странах считают экологические проблемы, по сути, проблемами экономическими. Такая позиция согласуется с тем, что в настоящее время во многих странах и особенно в США наблюдается ослабление административного регулирования экономики. Экономические методы адресны, однозначно определяют требования к управляемому объекту, однако в отличие от административных команд учитывают, что объекты управления сознательно ставят перед собой цели и столь же сознательно стремятся к их достижению. Такая целевая установка - важная отличительная особенность управления в социальных и экономических системах. Поэтому сущность экономических методов состоит в организации деятельности управляемых объектов путем создания преимуществ в потреблении. Этим управление экономическими методами отличается от стимулирования, которое предусматривает поощрение и санкции неэкономического характера.
Роль
экономических методов
В
числе экономических
-платежи
или налоги за право
-
компенсационные платежи за
-
платежи или налоги за выбросы
загрязняющих веществ в
-
дополнительный налог с
Все
эти чисто экономические
4. Особенности природоохранной деятельности в России.
В
нашей стране на первом этапе становления
хозяйственного механизма природопользования
недостатки административной системы
руководства проявлялись более явно и
отчетливо, чем в других странах. Экономические
методы управления на этом этапе отсутствовали
практически полностью. На это, в частности,
указывает бесконтрольный порядок финансирования
большинства отраслей и предприятий, занятых
воспроизводством природных ресурсов,
отсутствие достоверной денежной оценки
результатов деятельности этих отраслей,
бесплатность большинства видов природопользования
и т.д. К наиболее существенным недостаткам
относилось практически полное игнорирование
экономических и тем более рыночных стимулов,
либо их формальное применение, не затрагивающее
в должной мере экономические интересы
предприятий-
Недостатки командно - административной системы руководства природопользования ещё более усугублялись из - за отсутствия отработанной законодательной базы природопользования. Вследствие этого природопользование было расточительным и неэффективным. В большинстве регионов страны заметно ухудшилась экологическая обстановка, особенно в промышленных центрах.
В начале 90 - х годов в нашей стране был принят закон РСФСР “Об охране окружающей природной среды”. С его принятием начался новый период в формировании механизма природопользования, который характеризуется как этап преимущественного применения экономических, включая рыночные, методов. Принятие закона способствовало формированию и укреплению экологического правопорядка и обеспечению экологической безопасности на территории страны. Хозяйственная, управленческая и иная деятельность, оказывающая отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, обязывалась руководствоваться следующими основными принципами:
- приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;
-
научно обоснованным
- рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;
-
соблюдением требований
-
гласностью в работе и тесной
связью с общественными
- международным сотрудничеством в охране окружающей природной среды.
Закон
определил объекты охраны окружающей
природной среды, к которым отнесены
естественные экологические системы
, озоновый слой атмосферы, земля, её недра,
поверхностные и подземные
-
планирование и финансирование
природоохранительных
-
установление лимитов
- установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов;
- предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
-
возмещение в установленном
5. Ответственность за экологические правонарушения в Российской Федерации.
Перефразируя известное выражение, сформулируем экологический постулат: “Экология имеет шансы уцелеть, только если действует ответственность за нанесенный ей ущерб”. Экономико-правовое пространство - естественный фон всей современной деятельности людей и, на практике, экономические методы действуют в комплексе с установленными нормами права. Кратко коснемся существующих в нашей стране правовых методов регулирования охраны окружающей среды, проще говоря, рассмотрим, какая ответственность установлена за экологические правонарушения.
В соответствии со статьей 81 Закона РСФСР от 19.12.97 № 2060 - 1 “Об охране окружающей природной среды” за экологические правонарушения предприятия, учреждения, организации несут административную и гражданско-правовую ответственность, а должностные лица и граждане - дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско - правовую и материальную ответственность.
Ответственность
за совершение экологических правонарушений
предусмотрена не только Законом, но также
и Кодексом законов о труде РФ, Кодексом
об административных правонарушениях
РФ, Уголовным кодексом РФ, и иными законодательными
актами Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации.
Информация о работе Ответственность за экологические правонарушения в Российской Федерации