Ответственность за экологические правонарушения в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 07:34, реферат

Описание работы

Экономическая проблема охраны окружающей среды заключается в оценке ущерба, нанесенного загрязнением атмосферы, водных ресурсов, разработкой и использованием недр. Экономический ущерб представляет собой затраты, возникающие вследствие повышенного (сверх того уровня, при котором не возникает негативных последствий) загрязнения воздушной среды, водных ресурсов, земной поверхности.

Содержание

Введение 3
Контроль за состоянием окружающей среды 4
Экономическое регулирование охраны окружающей среды 5
Особенности природоохранной деятельности в России 7
Ответственность за экологические правонарушения в Российской Федерации 10
Заключение 11
Список литературы

Работа содержит 1 файл

экономика природопользования.doc

— 68.00 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение                                                                                                               3
  2. Контроль за состоянием окружающей среды                                                    4
    1. Экономическое регулирование охраны окружающей среды                  5
  3. Особенности природоохранной деятельности в России                                 7
  4. Ответственность за экологические правонарушения в Российской Федерации 10
  5. Заключение                                                                                                           11
  6. Список литературы                                                                                              13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

   Проблема  защиты экологии встала перед человечеством  сравнительно недавно. Но уже в нашем веке, который ознаменовал себя масштабным истощением природных ресурсов, огромным количеством вредных выбросов в атмосферу и океан, уничтожением лесов и множеством иных факторов, усугубляющих положение с экологией на нашей планете, экологическая катастрофа приблизилась необычайно. “Озоновая дыра”, радиоактивное загрязнение, глобальное потепление климата, состояние воздушных бассейнов в крупных городах наглядно свидетельствуют о том, что наша среда обитания истощена до предела. От нашей активности в сфере охраны окружающей среды зависит решение вопроса о выживании, сохранение здоровья людей и создание нормальных условий их жизнедеятельности. Термин “охрана окружающей среды” не совсем удачен. Под ним понимаются экономические, правовые, социально-политические и организационно-хозяйственные механизмы, которые бы привели нагрузку на окружающую среду в соответствие с ее “пределом прочности”.

     Экономическая проблема охраны окружающей среды заключается  в оценке ущерба, нанесенного загрязнением атмосферы, водных ресурсов, разработкой и использованием недр. Экономический ущерб представляет собой затраты, возникающие вследствие повышенного (сверх того уровня, при котором не возникает негативных последствий) загрязнения воздушной среды, водных ресурсов, земной поверхности.

     В этой связи, весьма актуальным становится экономический аспект проблемы. В  самом деле, благие призывы - “не  сорить”, в обязательном порядке  должны быть подкреплены комплексом экономических и других мер воздействия  на тех, кто эти призывы игнорирует. Об охране экологии, в век бизнеса, нельзя говорить иначе, как в экономических категориях. 
 
 

     2. Контроль за состоянием окружающей среды.

     Для обеспечения объективной информацией  процессов создания, реализации и  оценки экологической политики необходима система экологического мониторинга. Более того, в некоторых странах, например в Японии, в каждом регулирующем законе содержится требование к административным органам осуществлять постоянный надзор загрязнения.

     Экологический мониторинг может быть задействован на следующих этапах экологической политики:

     1) Оценка стратегии с целью проверки  возможности возникновения нежелательных последствий в перспективе.

     2) Деятельность по уменьшению загрязнения  окружающей среды, например:

     - краткосрочный мониторинг при катастрофическом загрязнении в целях охраны здоровья людей;

     - мониторинг соблюдения стандартов  выбросов и качества окружающей среды;

     - мониторинг при комплексной оценке  экологического воздействия.

     3) Выявление новых проблем и создание политики по их решению.

     Распределение ролей в экологическом мониторинге между национальным правительством, штатными (региональными) и местными властями зависит от структуры институтов в каждой конкретной стране. Обычно мониторинг проводится местными властями. Они должны контролировать выбросы предприятий и реагировать на превышение лимитов и других разрешающих условий, а также если деятельность предприятия осуществляется при отсутствии требуемого разрешения. Если разрешение не предусмотрено, местные власти должны проверять, ведется ли деятельность в соответствии со специальными требованиями законодательства в этой области.

     Частные агентства и Фирмы также вовлечены во многих случаях в схемы мониторинга. Очевидно, что первым шагом в контроле загрязнения является знание типа и объема выброса загрязнителя. Поэтому фирмы занимаются мониторингом своих собственных выбросов в целях оценки соблюдения ими разрешений или лицензий и нормативного (стандартного) состояния окружающей среды в окрестностях данного объекта. 

     2.1 Экономическое регулирование  охраны окружающей  среды.

     Многие  специалисты, в том числе и  юристы, в развитых странах считают  экологические проблемы, по сути, проблемами экономическими. Такая позиция согласуется  с тем, что в настоящее время  во многих странах и особенно в США наблюдается ослабление административного регулирования экономики. Экономические методы адресны, однозначно определяют требования к управляемому объекту, однако в отличие от административных команд учитывают, что объекты управления сознательно ставят перед собой цели и столь же сознательно стремятся к их достижению. Такая целевая установка - важная отличительная особенность управления в социальных и экономических системах. Поэтому сущность экономических методов состоит в организации деятельности управляемых объектов путем создания преимуществ в потреблении. Этим управление экономическими методами отличается от стимулирования, которое предусматривает поощрение и санкции неэкономического характера.

     Роль  экономических методов заключается  в создании механизмов управления, стимулирующих средоохранную деятельность и поиск путей минимизации экономических затрат, которое понесет общество ради достижения желаемого состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов.

     В числе экономических инструментов экологического регулирования можно назвать:

     -платежи  или налоги за право пользования  природными ресурсами;

     - компенсационные платежи за выбытие  природных ресурсов из целевого  использования или ухудшение  их качества, вызванное производственной  деятельностью;

     - платежи или налоги за выбросы  загрязняющих веществ в окружающую  среду;

     - дополнительный налог с прибыли  предприятий, выпускающих экологически  вредную продукцию или применяющих  экологически опасные технологии.

     Все эти чисто экономические инструменты служат соблюдению экологических стандартов наиболее эффективным путем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Особенности природоохранной  деятельности в  России.

     В нашей стране на первом этапе становления  хозяйственного механизма природопользования недостатки административной системы руководства проявлялись более явно и отчетливо, чем в других странах. Экономические методы управления на этом этапе отсутствовали практически полностью. На это, в частности, указывает бесконтрольный порядок финансирования большинства отраслей и предприятий, занятых воспроизводством природных ресурсов, отсутствие достоверной денежной оценки результатов деятельности этих отраслей, бесплатность большинства видов природопользования и т.д. К наиболее существенным недостаткам относилось практически полное игнорирование экономических и тем более рыночных стимулов, либо их формальное применение, не затрагивающее в должной мере экономические интересы предприятий-природопользователей; централизованное директивное установление заниженных цен на природное сырье и продукты его переработки, что приводило к расточительному использованию ресурсов предприятиями; ограничение самостоятельности и отсутствие необходимой экономической ответственности у предприятий за загрязнение природной среды и экономное использование природных ресурсов; ведомственная система руководства народным хозяйством обусловливала преобладание отраслевого подхода к регулированию природопользования, что противоречило территориальной организации экологических систем и комплексному характеру многих природных объектов; государственная монополия на природные ресурсы, огосударствление всех сфер и отраслей природопользования, приводящее к расточительному использованию природных ресурсов.

     Недостатки  командно - административной системы руководства природопользования ещё более усугублялись из - за отсутствия отработанной законодательной базы природопользования. Вследствие этого природопользование было расточительным и неэффективным. В большинстве регионов страны заметно ухудшилась экологическая обстановка, особенно в промышленных центрах.

     В начале 90 - х годов в нашей стране был принят закон РСФСР “Об  охране окружающей природной среды”. С его принятием начался новый  период в формировании механизма  природопользования, который характеризуется как этап преимущественного применения экономических, включая рыночные, методов. Принятие закона способствовало формированию и укреплению экологического правопорядка и обеспечению экологической безопасности на территории страны. Хозяйственная, управленческая и иная деятельность, оказывающая отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, обязывалась руководствоваться следующими основными принципами:

     - приоритетом охраны жизни и  здоровья человека, обеспечения  благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

     - научно обоснованным сочетанием  экологических и экономических  интересов общества, обеспечивающих  реальные гарантии прав человека  на здоровую и благоприятную  для жизни окружающую природную  среду;

     - рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

     - соблюдением требований природоохранительного  законодательства, неотвратимостью  наступления ответственности за  их нарушения;

     - гласностью в работе и тесной  связью с общественными организациями  в решении природоохранительных  задач;

     - международным сотрудничеством в охране окружающей природной среды.

     Закон определил объекты охраны окружающей природной среды, к которым отнесены естественные экологические системы , озоновый слой атмосферы, земля, её недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. Были разграничены вопросы, входящие в компетенцию различных структур государственной власти, органов местного самоуправления. В законодательном порядке зафиксировано право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды. Раздел III Закона определил экономические механизмы охраны окружающей природной среды и сформулировал перечень задач, на решение которых направлено действие указанных механизмов:

     - планирование и финансирование  природоохранительных мероприятий; 

     - установление лимитов использования  природных ресурсов, выбросов и  сбросов загрязняющих веществ  в окружающую природную среду  и размещение отходов;

     - установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов;

     - предоставление предприятиям, учреждениям  и организациям, а также гражданам  налоговых, кредитных и иных  льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

     - возмещение в установленном порядке  вреда, причиненного окружающей  природной среде и здоровью  человека. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 

     5. Ответственность  за экологические  правонарушения в  Российской Федерации.

     Перефразируя  известное выражение, сформулируем экологический постулат: “Экология  имеет шансы уцелеть, только если действует ответственность за нанесенный ей ущерб”. Экономико-правовое пространство - естественный фон всей современной деятельности людей и, на практике, экономические методы действуют в комплексе с установленными нормами права. Кратко коснемся существующих в нашей стране правовых методов регулирования охраны окружающей среды, проще говоря, рассмотрим, какая ответственность установлена за экологические правонарушения.

     В соответствии со статьей 81 Закона РСФСР  от 19.12.97 № 2060 - 1 “Об охране окружающей природной среды” за экологические  правонарушения предприятия, учреждения, организации несут административную и гражданско-правовую ответственность, а должностные лица и граждане - дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско - правовую и материальную ответственность.

     Ответственность за совершение экологических правонарушений предусмотрена не только Законом, но также и Кодексом законов о труде РФ, Кодексом об административных правонарушениях РФ, Уголовным кодексом РФ, и иными законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Ответственность за экологические правонарушения в Российской Федерации