Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 14:15, доклад
В настоящее время в системе отечественного кино и телевидения происходит активное развитие рыночных отношений. Кинотелетрансляция становится товаром сферы телеуслуг, а зрительская аудитория - реальным или потенциальным его покупателем. В новых условиях на деятельность системы кинотелевещания в целом, а также на формирование новых телевизионных программ и компаний, оказывает влияние ряд факторов, ограничивающих действие рыночного механизма в этой отрасли.
В настоящее
время в системе отечественного
кино и телевидения происходит активное
развитие рыночных отношений. Кинотелетрансляция
становится товаром сферы телеуслуг,
а зрительская аудитория - реальным или
потенциальным его покупателем. В новых
условиях на деятельность системы кинотелевещания
в целом, а также на формирование новых
телевизионных программ и компаний, оказывает
влияние ряд факторов, ограничивающих
действие рыночного механизма в этой отрасли.
Среди причин, существенно влияющих на
организацию и финансирование современного
отечественного телевещания в условиях
перехода к рынку, можно выделить исторически
сложившийся сверхцентрализованный и
монопольный характер государственного
телевещания, преимущества крупномасштабного
производства, ведущие к естественной
моноподии и олигополии, функционирование
телевидения в качестве смешанного общественного
блага, возникновение внешних издержек
или дополнительных выгод от деятельности
телесетей ( отрицательный и положительный
внешний эффект), ограниченность частот
вещания и ассиметрия информации. Эти
объективные причины создают препятствия
для организации рынка кинопоказа в системе
телевизионного вещания на принципах
свободной конкуренции и ведут к необходимости
государственного вмешательства в обеспечение
и производство телеуслуг, к ограничению
частнопредпринимательской деятельности
в этой сфере.
Телевизионный киносеанс
рассматривается как Внешний эффект телевизионного
вещания может выражать как положительные,
так и отрицательные Фактором, оказывающим наибольшее влияние на формирование новых телевизионных каналов и кинокомпаний в условиях перехода к рынку, является исторически сложившаяся государственная монополия а системе телевещания. Теоретически в
сфере кооперации телевидения с
кинематографией можно Факторы, ограничивающие действие рыночных отношений в системе показа кино на телевидении (общественное благо, внешний эффект, ассиметрия информации, монополия), и вмешательство государства препятствуют возникновению на рынке полноценной кинотелевизионной продукции в условиях свободной конкуренции. Поэтому для подавляющего числа стран с развитой системой телевещания более характерен случай, когда несколько телевизионных компаний (в среднем от двух до десяти) различных форм собственности господствуют на рынке кинотелевизионных постановок при более низких долгосрочных средних издержках, чем были бы у множества телестудий. В такой ситуации, на наш взгляд, правомерно говорить о естественной олигополии, то есть о такой объективно существующей рыночной структуре, при которой в производстве и реализации товара (услуги) участвует небольшое количество фирм, а появление новых затруднено или невозможно. Олигополистический
рынок кинотелевизионных - по крайней мере
некоторые из этих компаний
в олигополистической отрасли
обладают особо крупными - компании в сфере телевещания сознают свою взаимозависимость - всегда считаются с реакцией своих конкурентов, поведение любой из них оказывает непосредственное воздействие и само испытывает на себе влияние со стороны конкурентов. Причинами, лежащими в основе развития олигополии в сфере телевещания, являются эффект масштаба, барьеры для вступления в отрасль и преимущества слияния компаний. Эффект масштаба, или эффект массового производства - экономия, обусловленная ростом масштабов производства. Достаточно эффективное телепроизводство возможно только при небольшом числе компаний; другими словами, эффективность требует, чтобы производственная мощность каждой компании занимала большую долю совокупного рынка. В современных условиях эффект масштаба может стать трудно преодолимым барьером для вступления кино в эту отрасль. Чтобы добиться низких издержек на единицу кинотелепродукции, любые вновь вступающие в эту отрасль кинокомпании должны быть крупными производителями. Эффект масштаба объясняет не только развитие олигополии в системе телевизионного вещания, но также и невозможность того, что эта отрасль станет более конкурентной. В некоторых странах (США, Франция, Италия) правительство часто предоставляет естественным олигополиям в сфере телевидения исключительные привилегии и создает барьеры для вступления в отрасль, выдавая лицензии на право вещания. Каждый фактор ограниченности
действия рыночных механизмов а сфере
телевешания соответственно вызывает
определенный тип правительственного
вмешательства или Анализ мировой практики телевещания показал, что естественная монополия в области телевидения на общенациональном уровне в условиях научно-технического прогресса трансформируется в естественную олигополию, то есть налицо нескольких крупных телевизионных компаний с различными формами собственности. 0дигополистический рынок в сфере телекинопоказа так же, как и монополистический, носит объективный характер и нуждается в регулировании со стороны государства. |