Особенности и границы рыночных отношений в сфере кооперации кинематографии с телевизионным вещанием

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 14:15, доклад

Описание работы

В настоящее время в системе отечественного кино и телевидения происходит активное развитие рыночных отношений. Кинотелетрансляция становится товаром сферы телеуслуг, а зрительская аудитория - реальным или потенциальным его покупателем. В новых условиях на деятельность системы кинотелевещания в целом, а также на формирование новых телевизионных программ и компаний, оказывает влияние ряд факторов, ограничивающих действие рыночного механизма в этой отрасли.

Работа содержит 1 файл

Особенности и границы рыночных отношений в сфере кооперации кинематографии с телевизионным вещанием.doc

— 39.50 Кб (Скачать)

Особенности и границы рыночных отношений в сфере  кооперации кинематографии с телевизионным  вещанием

В настоящее  время в системе отечественного кино и телевидения происходит активное развитие рыночных отношений. Кинотелетрансляция становится товаром сферы телеуслуг, а зрительская аудитория - реальным или потенциальным его покупателем. В новых условиях на деятельность системы кинотелевещания в целом, а также на формирование новых телевизионных программ и компаний, оказывает влияние ряд факторов, ограничивающих действие рыночного механизма в этой отрасли. Среди причин, существенно влияющих на организацию и финансирование современного отечественного телевещания в условиях перехода к рынку, можно выделить исторически сложившийся сверхцентрализованный и монопольный характер государственного телевещания, преимущества крупномасштабного производства, ведущие к естественной моноподии и олигополии, функционирование телевидения в качестве смешанного общественного блага, возникновение внешних издержек или дополнительных выгод от деятельности телесетей ( отрицательный и положительный внешний эффект), ограниченность частот вещания и ассиметрия информации. Эти объективные причины создают препятствия для организации рынка кинопоказа в системе телевизионного вещания на принципах свободной конкуренции и ведут к необходимости государственного вмешательства в обеспечение и производство телеуслуг, к ограничению частнопредпринимательской деятельности в этой сфере.

Телевизионный киносеанс  рассматривается как общественное благо, так как оно обладает характеристиками, присущими этой экономической категории: неделимостью, совместным характером потребления, высокой социальной значимостью. Потребление услуг кино телевидением, безусловно, не связано с конкуренцией. Каждый раз, когда еще один зрительяначинает принимать данную программу в данное время, полезность и доступность этой программы для других телезрителей не уменьшается. Однако право на получение выгод от телевещания является исключаемым. Затраты на предотвращение приема программ теми дополнительными потребителями, которые не уплатили за это право, не слишком высоки. Кабельное телевидение и другие услуги с зашифрованной передачей сигналов, для приема которых необходимо платить особые взносы, демонстрируют это со всей очевидностью. Зрители, не уплатившие эти взносы, могут быть лишены возможности принимать программы. В связи с этим телевидение не может быть отнесено к "чистым" общественным благам и носит "смешанный" характер. Здесь имеет место сочетание широкой доступности телеэфира со свободой выбора телеканалов и программ, наличием предельных издержек по предоставлению их дополнительному потребителю и платностью за отдельные их виды. Поэтому на государственном телевидении механизм бюджетного финансирования преобладает, но должен дополняться доходами от собственной деятельности.

Внешний эффект телевизионного вещания может выражать как положительные, так и отрицательные последствия  деятельности телевидения. Внешний  положительный эффект (полезность услуги, не отраженная в ее цене) кинотелевещания заключается в росте информированности всего общества, повышения уровня его образованности и культурного развития. Одним из примеров отрицательного внешнего эффекта (стоимость использования ресурса, не отраженная в его цене) могут служить социальные последствия от пропаганды насилия на телеэкранах, в основном происходящих именно от показа кино на телевидении, выражающемся в росте преступности.

Фактором, оказывающим  наибольшее влияние на формирование новых телевизионных каналов  и кинокомпаний в условиях перехода к рынку, является исторически сложившаяся государственная монополия а системе телевещания.

Теоретически в  сфере кооперации телевидения с  кинематографией можно рассмотреть  возможность существования естественной монополии, что обусловлено спецификой технологии кино и телевизионного производства, особенностью создаваемого продукта и особым характером его передачи и потребления (посредством телесетей). Здесь массовое потребление продукции киностудий и высокая стоимость основного оборудования вызывает необходимость крупномасштабного производства. Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком.

Факторы, ограничивающие действие рыночных отношений в системе  показа кино на телевидении (общественное благо, внешний эффект, ассиметрия информации, монополия), и вмешательство государства  препятствуют возникновению на рынке полноценной кинотелевизионной продукции в условиях свободной конкуренции. Поэтому для подавляющего числа стран с развитой системой телевещания более характерен случай, когда несколько телевизионных компаний (в среднем от двух до десяти) различных форм собственности господствуют на рынке кинотелевизионных постановок при более низких долгосрочных средних издержках, чем были бы у множества телестудий. В такой ситуации, на наш взгляд, правомерно говорить о естественной олигополии, то есть о такой объективно существующей рыночной структуре, при которой в производстве и реализации товара (услуги) участвует небольшое количество фирм, а появление новых затруднено или невозможно.

Олигополистический  рынок кинотелевизионных постановок обладает следующими чертами: - небольшое число телекомпаний (от 2 до 10) производит более 50% всех телевизионных услуг;

- по крайней мере  некоторые из этих компаний  в олигополистической отрасли  обладают особо крупными рыночными  долями, что позволяет им доминировать  на рынке телеуслуг;

- компании в сфере телевещания сознают свою взаимозависимость - всегда считаются с реакцией своих конкурентов, поведение любой из них оказывает непосредственное воздействие и само испытывает на себе влияние со стороны конкурентов.

Причинами, лежащими в основе развития олигополии в сфере телевещания, являются эффект масштаба, барьеры для вступления в отрасль и преимущества слияния компаний. Эффект масштаба, или эффект массового производства - экономия, обусловленная ростом масштабов производства. Достаточно эффективное телепроизводство возможно только при небольшом числе компаний; другими словами, эффективность требует, чтобы производственная мощность каждой компании занимала большую долю совокупного рынка. В современных условиях эффект масштаба может стать трудно преодолимым барьером для вступления кино в эту отрасль. Чтобы добиться низких издержек на единицу кинотелепродукции, любые вновь вступающие в эту отрасль кинокомпании должны быть крупными производителями. Эффект масштаба объясняет не только развитие олигополии в системе телевизионного вещания, но также и невозможность того, что эта отрасль станет более конкурентной. В некоторых странах (США, Франция, Италия) правительство часто предоставляет естественным олигополиям в сфере телевидения исключительные привилегии и создает барьеры для вступления в отрасль, выдавая лицензии на право вещания.

Каждый фактор ограниченности действия рыночных механизмов а сфере  телевешания соответственно вызывает определенный тип правительственного вмешательства или государственного регулирования этой отрасли. Например, для нейтрализации или усиления внешнего эффекта существуют такие меры, как принятие законов, регулирующих деятельность телекомпаний, введение льготного или, наоборот, высокого налога на доходы, уточнение прав собственности. При объективном росте затрат на телевизионную кинопостановку государство либо берет на себя финансирование этого общественного блага, либо оказывает поддержку в форме прямых субсидий и налоговых льгот частным кинокомпаниям, которые имеют своей целью увеличить объемы предложения телевидению своих услуг.

Анализ мировой  практики телевещания показал, что  естественная монополия в области  телевидения на общенациональном уровне в условиях научно-технического прогресса  трансформируется в естественную олигополию, то есть налицо нескольких крупных телевизионных компаний с различными формами собственности. 0дигополистический рынок в сфере телекинопоказа так же, как и монополистический, носит объективный характер и нуждается в регулировании со стороны государства.

Информация о работе Особенности и границы рыночных отношений в сфере кооперации кинематографии с телевизионным вещанием