Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:45, курсовая работа
Курсовая работа посвящена конкретному аспекту государственного управления – государственному предпринимательству.
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических аспектов и современной практики государственного предпринимательства в России и зарубежных странах.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы государственного предпринимательст-ва…………...........5
1.1. Сущность и особенности государственного предпринимательст-ва……….......5
1.2. Основные формы государственного предпринимательст-ва………………..…..9
2 Современные тенденции развития государственного предпринимательст-ва…...18
2.1. Зарубежный опыт государственного предпринимательст-ва…….……………18
2.2. Государственное предпринимательство в современной экономике Рос-сии.23
2.3. Основные направления совершенствования государственного предпринимательст-ва…………………………………………….…………………………….....….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………...………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….38
Решение поставленных задач осуществляется с помощью программ реформирования государственных и муниципальных предприятий. В результате оптимизируется структура предприятий и собственности в целом, процессы управления ими, формируется экономическая специализация регионов, реализуются социально-экономические программы. Отсутствие соответствующих обоснований и расчетов, а также существенное изменение объемов прогнозируемых сумм указанных поступлений подтверждает низкое качество планирования бюджетного задания по платежам ФГУП, что снижает эффективность управления деятельностью ФГУП по обеспечению поступлений в федеральный бюджет части прибыли, остающейся после уплаты налогов.
Неотработанный
В результате заведомо
снижается эффективность
Минимуществом РФ не исполнены требования Постановления Правительства РФ "О реестре показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности"33. На 1 января 2007г. в Минимуществе РФ не создан единый Реестр показателей экономической деятельности ФГУП и ОАО, не осуществляется оценка эффективности управления государственным имуществом.
Представляется
Перечисляет часть прибыли в федеральный бюджет (по состоянию на 2007г.) примерно тысяча предприятий, что составляет по разным оценкам 7-10% от общего количества ФГУП, или примерно 16% от общего количества ФГУП.
Абсолютное
Управление
До настоящего времени
не регламентирован порядок
По состоянию на 1 января 2008г., если считать данные Госкомстата РФ достоверными, не определена ведомственная принадлежность 6-9 тыс. ФГУП.
Нарушение отраслевыми министерствами и ведомствами требований пункта 7 Постановления Правительства РФ "Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества" и непредставление ими сведений из своих баз данных в Минимущество РФ в рамках установленных процедур приводит к отсутствию адекватного учета федерального имущества, переданного ФГУП на праве хозяйственного ведения, в Реестре федерального имущества, что заведомо снижает эффективность управления деятельностью ФГУП35.
Требование пункта 5 Постановления Правительства РФ от 10 апреля 2002г. № 228 в части установления показателей экономической эффективности для "всех подведомственных" ФГУП министерства и ведомства исполняли только по кругу "признаваемых" ими подведомственных ФГУП36.
Уровень отчислений от чистой прибыли ФГУП, подлежащих взносу в федеральный бюджет и фактически уплаченных, как правило, в большинстве отраслевых министерств и ведомств вдвое ниже рекомендуемого Минимуществом РФ уровня в 10%. Имеет место низкий уровень администрирования ФГУП федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование в сферах управления, с точки зрения государственных интересов по обеспечению поступлений в федеральный бюджет указанного вида неналоговых доходов.
В целом по РФ имеются
резервы повышения
Для определения оптимального количества ФГУП необходима инвентаризация существующего массива ФГУП в РФ, то есть идентификация их, определение количества, установление ведомственной принадлежности и функционального предназначения.
Отсутствует эффективная координация в действиях заинтересованных ведомств между собой, со своими территориальными органами, а также с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в сферах управления по всем вопросам идентификации ФГУП, что отрицательно влияет на обеспечение поступлений в федеральный бюджет платежей из прибыли ФГУП.
В настоящее время наблюдается недостаток знаний у руководителей администраций субъектов Федерации и муниципальных образований в области управления собственностью и, в частности, реформирования и реструктуризации унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения. Усугубляет данное положение отсутствие необходимого количества научных и методических материалов, способных помочь им в этом направлении деятельности.
Анализ опыта работы российских регионов по реформированию и реструктурированию унитарных предприятий показал необходимость создания постоянно действующей структуры, связывающей органы управления имуществом субъекта Федерации (муниципального образования) и профессиональные консалтинговые фирмы. Данная структура позволит восполнить недостаток опыта Администрации области за счет привлечения специалистов из аккредитованных фирм для разработки полного комплекта документов в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, создание подобной структуры позволит осуществлять комплексный контроль за проведением реформирования унитарных предприятий. Это приведет к сокращению до минимума потерей производственных связей, прозрачности использования финансовой помощи, повышению эффективности социально-экономической политики региона (муниципального образования).
Выбор конкретного механизма реструктурирования унитарных предприятий должен осуществляться на основе экономической целесообразности и социальной эффективности исходя из интересов собственника имущества - субъекта Федерации или муниципального образования.
Эффективность реструктурирования может рассчитываться не только с позиции будущих поступлений в бюджет, но и с позиции развития инфраструктуры территории, социального эффекта (создание рабочих мест, экологическая безопасность и т.п.), интересов самого унитарного предприятия или его вышестоящего органа - отраслевого подразделения.
Процесс реформирования
должен проходить в рамках соблюдения
действующего законодательства. Для обеспечения
хода реформирования должны быть разработаны
показатели эффективности управления
предприятием; классификационный перечень
предприятий, подлежащих преобразованию
в хозяйственные общества; система поддержки
со стороны государственных и местных
органов власти; эффективная система контроля,
как за процессами преобразования предприятий,
так и за их хозяйственной деятельностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для решения проблем, возникающих в действии рыночного механизма, государство берет на себя функцию дополнения и усиления организующего воздействия, которое проявляется в установлении нормативной базы рыночной экономики, применении экономических методов управления по отношению к предприятиям всех форм собственности и непосредственном воздействии на управление предприятиями и их объединениями, т.е. государственном предпринимательстве.
Формы государственной
предпринимательской
Рассмотрение зарубежного опыта государственного предпринимательства позволяет во многом избежать серьезных ошибок в этой сфере и перенять основные положительные черты. Политика развитых стран, относительно национальных унитарных предприятий, главным образом, проводится по двум направлением: обеспечение финансирования из государственного бюджета и создание условий стабильного экономического развития (протекционистская политика, антикризисные и антициклические меры и т.п.), а также совершенствование законодательства, касающегося создания и функционирования государственных предприятий.
Основными проблемами государственного предпринимательства в РФ являются дефект нормативно-правовой базы, без которой невозможно произвести переход предприятий к новым принципам функционирования в сложившихся условиях рыночной системы; отсутствие эффективной координации в действиях заинтересованных ведомств между собой, со своими территориальными органами, а также с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в сферах управления по всем вопросам идентификации ФГУП; неотработанный механизм доведения Минимуществом РФ планового бюджетного задания до федеральных органов исполнительной власти.
Таким образом, главным
направлением совершенствования государственного
сектора в предпринимательстве является
разработка Правительством новых законов
по поддержке и стимулировании создания
унитарных предприятий, устранение пробельности
нормативно-правовой базы, создание постоянно
действующей структуры, связывающей органы
управления имуществом субъекта Федерации
(муниципального образования) и профессиональные
консалтинговые фирмы, а также поиск новых
источников финансирования и стабилизации
государственных предприятий.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. – М.: РИОР, 2003.
2 Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 года №1024 «О концепции управления государственным имуществом и приватизации в РФ». – М.: Феникс, 2007.
3 Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995года № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для Федеральных государственных нужд»». – М.: Феникс, 2007.
4 Постановление Правительства РФ от 11 января 2000 года «О Реестре показателей экономической эффективности деятельности Федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в Федеральной собственности». - №23. – М.: Вентана-Граф, 2007.
5 Постановление Правительства РФ от 3 июля 1998 года «Об организации учета Федерального имущества и ведения Реестра Федерального имущества». - №696. – М.: Факториал, 2006.
6 Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2002 года «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении Федеральных государственных унитарных предприятий». - №228. – М.: Алфавит, 2007.
7 Распоряжение Минимущества РФ от 23 июня 2000 года «Об организации учета уставов федеральных государственных унитарных предприятий, контрактов с их руководителями и сведений из уставов и контрактов в системе учета Федерального имущества и ведения Реестра Федерального имущества». - №104-р. – М.: Феникс, 2007.
8 Бюджетное Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30 мая 2006 года «О бюджетной политике в 2007 году». – М.: «ИНФРА-М», 2007.
9 Указ Президента РФ от 8 июля 1994 года №1484 «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств Федерального бюджета». – М.: ПРИФ, 2004.