Особенности и формы государственного предпринимательства: теоретические аспекты и современная практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа посвящена конкретному аспекту государственного управления – государственному предпринимательству.
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических аспектов и современной практики государственного предпринимательства в России и зарубежных странах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы государственного предпринимательст-ва…………...........5
1.1. Сущность и особенности государственного предпринимательст-ва……….......5
1.2. Основные формы государственного предпринимательст-ва………………..…..9
2 Современные тенденции развития государственного предпринимательст-ва…...18
2.1. Зарубежный опыт государственного предпринимательст-ва…….……………18
2.2. Государственное предпринимательство в современной экономике Рос-сии.23
2.3. Основные направления совершенствования государственного предпринимательст-ва…………………………………………….…………………………….....….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………...………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….38

Работа содержит 1 файл

Мой готовый курсяк.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

        Кроме того, выделяют еще такую функцию государственного предпринимательства, как воздействие на определенные уклады, с тем, чтобы в них развивались элементы рыночного хозяйства, стимулировался рост негосударственных частнопредпринимательских форм.

        Также существенной функцией является антимонопольная деятельность: противопоставление монополизации отдельных отраслей на основе низких цен на продукцию госпредприятий или установление предельного их уровня при закупках продукции у монополистов. 

        1.2. Основные формы  государственного предпринимательства

        В соответствии с  общими чертами, свойственными предпринимательской деятельности, и особенностями, свойственными государству как субъекту экономической деятельности, можно выделить ряд форм государственного предпринимательства. При этом следует исходить из того, что родовым признаком предпринимательской деятельности государства является получение дохода в процессе воспроизводства государственной собственности.

        Основой предпринимательской  деятельности является собственность. Предпринимательство выступает  способом развития собственности в  ее исторически определенной форме – форме капитала. При этом не имеет значения, участвует собственник в процессе управления или нет. Управление в процессе развития собственности обосабливается от собственника в силу общественного разделения труда. Но то же самое разделение труда и развитие собственности как общественного явления, усложнение его структуры порождают новые формы предпринимательства. Полная бездеятельность собственника в процессе ее капиталистического воспроизводства, как массовое и типичное явление, исключена.

        Формы государственной предпринимательской деятельности представляют собой экономические процессы, в которых осуществляется воспроизводство собственности.

        Создание унитарных  государственных предприятий является одним из способов реализации коммерческой деятельности государством.

        Унитарным предприятием признается организация, все имущество которой находится соответственно в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

        Имущество унитарного предприятия, принадлежащее ему  на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

        Допускается существование двух видов государственных унитарных предприятий: унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (государственное предприятие или муниципальное предприятие); унитарное предприятие, основанное на праве оперативного ведения (казенное предприятие).5

        Правовое положение  государственного унитарного предприятия отличается определенной спецификой.

        Учитывая необходимость  соблюдения принципа унитарности (единственный учредитель, неделимость уставного фонда), создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, относящегося к собственности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, должно быть запрещено.

        Как и вся коммерческая организация, унитарное предприятие  должно иметь фирменное наименование. Полное фирменное наименование должно содержать слова “унитарное предприятие” и указание на собственника его имущества, а также на характер деятельности унитарного предприятия. Полное фирменное наименование казенного предприятия должно содержать также указание на то, что оно является казенным.

        Унитарные предприятия  могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, в которых в соответствии с законом допускается участие юридических лиц. Особенностью же права унитарных предприятий на участие в иных юридических лицах является то, что при этом должны учитываться установленные законом ограничения на распоряжение имуществом.

        В случае, когда унитарное  предприятие в праве распоряжаться  имуществом только с согласия собственника, решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только после получения согласия собственника на внесение имущества в качестве вклада в уставной капитал хозяйственного общества или товарищества, взноса в кооператив, фонд либо иную некоммерческую организацию.

        Одной из основных форм государственного предпринимательства является государственный заказ.

        Государственный заказ  – выдаваемый государственными органами и оплачиваемый из средств государственного бюджета заказ на изготовление продукции, выпуск товаров, проведение работ, в которых заинтересовано государство. Такой заказ может выполняться не только государственными, но и другими предприятиями. Заказ обычно выдается на конкурсной основе.6

        Для организации  работы по выполнению федеральных целевых программ Постановлением Правительства РФ утвержден порядок закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд, в котором установлены общие положения по формированию и реализации государственных заказов и особенности формирования отдельных видов заказов.

        В федеральном законе “О поставках продукции для федеральных государственных нужд” различают федеральные и региональные государственные нужды. К федеральным государственным нуждам относятся потребности РФ в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных и межгосударственных целевых программ, в которых участвует РФ (ст. 1 “Поставки продукции для федеральных государственных нужд”). Региональные нужды – это потребности субъектов РФ в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения регионов и реализации региональных целевых программ.7

        Размещение государственных  заказов может проходить двумя  способами: в добровольном порядке; путем обязательного принятия их к исполнению.

        Добровольный порядок  является общим принципом размещения государственных заказов и имеет место при конкурсном размещении. Предметом конкуренции является минимальная стоимость исполнения контракта при обеспечении качества и экологических требований. Правовой режим обязательного принятия государственных заказов к исполнению применяется для предприятий – монополистов, изготовителей вооружения, федеральных казенных предприятий и в некоторых других случаях. Государственным контрактом может быть предусмотрено, что поставка товара осуществляется конкретному покупателю, который государственным заказчиком прикрепляется к поставщику.

        Важным инструментом обеспечения самостоятельности государственных предприятий являются контракты (соглашения), заключаемые ими с правительством на поставку товаров и услуг, ответственность за удовлетворение потребностей которых несет государственный сектор. Контракты предусматривают: среднесрочные задачи развития предприятия; задачи по обеспечению занятости; проведению НИОКР, экономии энергетических ресурсов; механизм финансовых отношений с государством (общий размер инвестиций, государственных дотаций, дивидендов, получаемых собственником). Контракты позволяют государству четко определить задачи каждого предприятия в рамках общей стратегии развития национальной экономики, его финансовые взаимоотношения с правительственными организациями, исходя из твердо установленных налогов, цен и тарифов на продукцию.

        В статье 528 Гражданского кодекса РФ подробно регламентированы порядок и сроки заключения государственного контракта обычным способом, то есть путем направления государственным заказчиком поставщику проекта государственного контракта. Одним из важнейших вопросов обеспечения государственных нужд является надлежащая регламентация финансирования государственных контрактов.

        Немаловажной формой управления федеральной государственной собственностью является обременение ее по договорам аренды.

        Аренда – это  основанное на договоре срочное возмездное владение, пользование землей, иными природными ресурсами, предприятиями, имуществом или правами, необходимыми арендатору для самостоятельного осуществления предпринимательской деятельности.8

        Договор аренды – выражение в комплексе юридических и экономических отношений по поводу аренды. По договору аренды арендодатель берет на себя обязательство предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.9 При заключении договора аренды федеральной собственности Министерство государственного имущества РФ в лице своих органов проводит торги на право заключения договоров аренды недвижимости, относящейся к федеральной собственности.

        Продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования объекта аренды, является его собственностью. В качестве объектов аренды могут быть взяты: земельные участки и другие обособленные объекты; предприятия и другие имущественные комплексы; отдельные здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, инструмент; иные виды имущества, сырье, продукция, другие вещи, не теряющие своих натуральных свойств в процессе их использования; права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги, и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.

        В договоре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.10 Договор аренды заключается на срок, определенный договором. Если срок аренды не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества – за три месяца.11

        Еще одной формой государственного предпринимательства  является лизинг.

        Лизинг – это долгосрочная аренда машин, оборудования, транспортных средств и другого движимого и недвижимого имущества производственного назначения.

        По договору лизинга  лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Лизингодатель не несет ответственности за выбор предмета лизинга и продавца.12

        В отличие от обычной  аренды лизинг предполагает наличие не менее трех участников: фирмы, производящие необходимые машины и оборудование; лизингодатели, закупающие оборудование у производителей; лизингополучатели, пользующиеся полученными объектами по договору лизинга.

        Доверительное (трастовое) управление имуществом – это передача объектов государственной собственности в доверительное управление.

        По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

        Потребность в такой  передаче может определяться неспособностью собственника эффективно использовать объекты принадлежащего ему имущества или желанием использовать для этого профессионалов.

        Особенности трастового управления не влечет права собственности на имущество от собственника к доверительному управляющему. Объектами доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, исключительные права и другое имущество. Доверительным управляющим может быть ИП или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия. Договор доверительного управления заключается на срок не более пяти лет. Руководителю предоставляется существенный объем полномочий и необходимый уровень автономии от органов государственного управления. Органы государственного управления не вмешиваются в деятельность предприятий, сохраняющих право вето по ключевым вопросам. Органы государственного управления осуществляют контроль за финансовым состоянием предприятия и ходом выполнения предприятием проекта.

Информация о работе Особенности и формы государственного предпринимательства: теоретические аспекты и современная практика