Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 12:10, курсовая работа
Цель написания курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть и роль государства в рыночной экономике; проанализировать проблему вмешательства государства в рыночную экономику; рассмотреть эти же вопросы конкретно для РБ на всех этапах её развития.
Введение
1 Содержание сферы, объективная необходимость и границы коррекции рыночного механизма государством
2 Основные концепции государственного регулирования национальной экономики в условиях рынка
2.1 Меркантилизм
2.2 Классическая теория
2.3 Кейнсианская теория
2.4 Неоклассическая теория
2.5 Социально-ориетированная модель
3 Экономические функции государства, инструменты и методы государственного регулирования экономики
3.1 Понятия, сущность экономических функций государства
3 2 Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики
3.3 Антимонопольное регулирование
3.4 Проведение политики макроэкономической стабилизации. Антициклическая, антиинфляционная политика государства
3.5 Воздействие на размещение ресурсов. Государственная политика регулирования цен
3.6 Деятельность государства в сфере распределения и перераспределения доходов
4 Особенности государственного регулирования экономики в Республике Беларусь
Заключение
Список литературы
Для наращивания объема предложения применяется такой метод, как льготное налогообложение предприятий, повышающих уровень товарности национальной экономики, особенно в тех ее секторах, где формируются рыночные отношения, например информационное производство, охваченное товарными отношениями только на 30%. Средствами антиинфляционной тактики могут быть импорт потребительских товаров и реализация части государственных резервов, разумно организованная приватизация государственной собственности.
Цель краткосрочного регулирования текущего спроса состоит в увеличении объема сбережений и уменьшении уровня их ликвидности. Это можно осуществить, например, путем повышения процентов по срочным вкладам, временного замораживания вкладов до востребования, широкого распространения акционерной формы собственности. В любом случае меры краткосрочного регулирования, предпринимаемые правительством, должны сочетаться с долгосрочной антиинфляционной стратегией, направленной на установление равновесия денежного и товарного рынков.
3.5 Воздействие на размещение ресурсов. Государственная политика регулирования цен
Объектом непосредственного воздействия государства является не только макроэкономика, но и микроэкономика. Безусловным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Но в определенных ситуациях (таких как влияние внешних эффектов, несовершенство конкуренции и т.д.), возникает проблема несправедливого распределения ресурсов, и становится необходимым вмешательство государства для решения этой проблемы.
В каждом конкретном случае возникновения подобной проблемы используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д.
Государство взяло на себя задачу сгладить неравенство путем политических мер и программ. Все эти программы осуществляют передачу доходов правительства тем домохозяйствам, которые в противном случае получали бы незначительный доход или вовсе его не имели. Государство изменяет также распределение доходов путем рыночного вмешательства, то есть путем модификации цен, устанавливаемых рыночными силами.
Государственное регулирование цен — это действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление процесса государственного регулирования цен и контроля за их соблюдением. Политика государственного регулирования цен является частью экономической политики государства и в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение.
Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствует развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.
Система государственного
регулирования цен
Будучи центральным
органом федеральной
На уровне субъектов РБ вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, органы местного самоуправления.
Органы ценообразования субъектов государства ведут большую работу по ценообразованию: осуществляют прямое государственное регулирование цен на местных рынках РБ; обеспечивают реализацию на местном рынке политики и законодательства по ценообразованию; устанавливают на своей территории за счет средств местного бюджета фиксирование и регулирование цен на отдельные социально значимые товары, изготовляемые и реализуемые на местном рынке; осуществляют контроль за ценами.2
Особое значение имеет государственное регулирование цен на продукцию естественных монополий. В этих отраслях развитие конкуренции невозможно или неэффективно. Государственное регулирование цен можно рассматривать как одно из направлений макроэкономического регулирования экономики.
Цели государственного регулирования цен состоят в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма производителей, способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на использование достижений научно-технического прогресса. Поэтому, чтобы предупредить со стороны субъектов монополий завышение цен и тарифов на свою продукцию и сокращение объемов производства, необходимо государственное регулирование ценообразования.
На основе названных документов, определяющих обеспечение системы государственного регулирования ценообразования, правительство РФ принимает решения о введении государственного регулирования цен, осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по регулированию цен, утверждает перечни продукции, цены на которую на внутреннем рынке подлежат регулированию, и пересматривает их по мере необходимости.
Основными задачами государственного регулирования цен являются:
Обеспечение баланса интересов потребителей (в виде доступных цен) и регулируемых предприятий (в виде финансовых результатов, привлекательных для кредиторов и инвесторов).
Определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей.
Стимулирование предприятий отраслей естественных монополий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и т.д.
3.6 Деятельность государства в
сфере распределения и
Наряду с макроэкономической
сферой объектом непосредственного воздействия государства является
и микроэкономика. Общепризнанным достоинством
конкурентной рыночной системы является
способность эффективно распределять
ресурсы. Но в определенных ситуациях,
таких как внешние эффекты, общественные
товары, несовершенство конкуренции и
т.д., возникает проблема нерационального
распределения ресурсов, и необходимо
вмешательство государства для социально
справедливого решения этой проблемы.
4 Особенности государственного
регулирования экономики в
Рыночная экономика
может эффективно функционировать,
только если агенты рынка получают адекватные "сигналы"
— цены — для принятия решений по покупкам,
продажам, сбережениям и инвестициям.
Следовательно, главное экономическое
воздействие на процессы воспроизводства
оказывают цены, наиболее результативно
выполняющие свои функции только при наличии
стабильных финансов, т. е. эффективность
рыночных отношений зависит от гармоничного
единства финансов и цен. В условиях высокой
и несбалансированной инфляции первоочередное
значение приобретает достижение макроэкономической
стабилизации как необходимого условия
дальнейших реформ. Отказ от контроля высокой инфляции имеет
три важных последствия. Во-первых, в условиях
высокой инфляции доходы и богатство значительно
перераспределяются, что создает предпосылки
для снижения экономической эффективности.
Во-вторых, в условиях высокой инфляции
цены не выполняют своей сигнализирующей
роли, т. к. субъектам экономики становится
трудно интерпретировать ценовые изменения
как изменения относительных цен. В-третьих,
в течение периода высокой инфляции предприятия
и домашние хозяйства концентрируют экономическую
активность скорее на краткосрочных (часто
спекулятивных) мерах по защите своих
доходов и активов, чем на долгосрочных
решениях по поводу, например, сбережений
и инвестиций, которые так необходимы
для достижения устойчивого экономического
роста. Переходный период в реформируемой
экономике не обходится без "шоковой
терапии", если ей в наследство достались
деформированная структура относительных
цен или высокая макроэкономическая несбалансированность.
Если превалируют оба этих условия, тогда
"шоковая терапия" является крайне
необходимой, хотя и недостаточной для
стабилизации экономики. Опыт стран Центральной
и Восточной Европы (ДВЕ), в своей основной
массе выбравших путь "шоковой терапии",
показал успех и перспективность такого
подхода; тогда как страны, выбравшие путь
постепенных реформ, показывают значительно
меньшие экономические успехи. Отказ от
быстрого и решительногореформирования
в Республике Беларусь способствует консервации
следующих негативных особенностей переходного
периода (применительно к основным фазам
общественного воспроизводства): К этому
следует добавить такие специфические
особенности белорусской экономической
жизни, как: "правовой нигилизм", т.
е. стремление решать хозяйственные конфликты
не путем обращения в судебные инстанции,
а через поиск "вышестоящих" покровителей;
неполнота законодательства, регулирующего
рыночные отношения, и неразвитость судебной
системы подкрепляют данную тенденцию;
отсутствие представления у основной
массы населения о целях и путях реформирования
экономики; низкий уровень управляемости
внутри государственных структур. Исходя
из вышеперечисленных особенностей можно
выделить следующие факторы, влияющие
на издержки, цены и инфляцию: высокое
ресурсопотребление и, как следствие,
высокая материалоемкость и энергоемкость
продукции; высокая себестоимость как
результат отсталой технологии и 70% износа
основных производственных фондов предприятий;
затратные схемы ценообразования предприятий-монополистов;
низкая инвестиционная активность, не
способствующая инновационной деятельности
предприятий; низкий платежеспособный
спрос, который вынуждает предприятия
снижать объемы производства, сохраняя
производство лишь дешевой и некачественной
продукции.
Государство пытается решать эти проблемы
с помощью административного регулирования
экономических процессов, что, в свою очередь,
накладывает непосредственный отпечаток
на инфляцию, ценообразование и государственную
ценовую политику. В кризисные периоды
контроль над ценами усиливается. Правительство
нередко использует жесткую меру регулирования
— "замораживание" цен и заработной
платы. Необходимым условием успешного
осуществления указанного мероприятия
является консолидация населения, профсоюзов,
политических и общественных групп и движений
вокруг идеи о "замораживании" цен
и заработной платы, т. е. создание условий
экономической солидарности. Иначе вводимые
меры не будут иметь экономического эффекта.
В краткосрочном плане "замораживание"
цен и заработной платы способствует определенной
стабилизации экономики — замедлению
инфляции, увеличению занятости и росту
ВВП. Однако в долгосрочном периоде это
ведет к усилению негативных тенденций
в развитии экономики: росту дотаций из
бюджета, снижению доходной части за счет
снижения общего уровня прибыльности
предприятий, росту кредитных вложений
в экономику и др. В Республике Беларусь
на начальных этапах реформирования экономики
была проведена широкая либерализация
цен, которая привела к резкому и неуправляемому
росту цен и падению объемов промышленного
производства. В 1996—1999 гг. проводился
жесткий контроль цен преимущественно
административными методами в пользу
социальной стабильности и поддержки
неэффективных производителей. При этом
возникли следующие проблемы: ухудшение
финансовых показателей работы многих
предприятий, падение инвестиционной
активности, усугубление "перекрестного
субсидирования", возникновение дефицита
потребительских товаров. Данные меры
тем не менее не останавливают инфляцию.
Контроль цен, как утверждает наука и показывает
опыт, не является средством преодоления
инфляции. Необходимо дополнительно предусмотреть
меры по устранению глубинных причин роста
цен: "Не надо полагать, что можно контролировать
цены просто путем наделения административного
органа властью издавать приказы, запрещающие
их рост. Чтобы действенно контролировать
цены, такие приказы должны быть поддержаны
соответствующим действием в других областях.
Они должны быть дополнены денежной политикой
с целью ограничения денежной экспансии
и фискальной политикой для минимизации
правительственных дефицитов... Иначе
контролеры будут похожи на людей, которые
пытаются сбросить температуру, сидя на
ртутном столбике термометра, в то время
как кредиторы и потребители сбрасывают
уголь на пламя", — отмечал американский
экономист К. Уилкокс. Сегодня ни у кого
не вызывает сомнение необходимость присутствия
государственного регулирования в аграрной
сфере. В силу высокого органического
строения капитала в сельском хозяйстве
субъекты предпринимательской деятельности
получают более низкий доход и не могут
конкурировать на рынке с производителями
других отраслей. Кроме того, зависимость
урожая, а следовательно, и доходов сельскохозяйственных
товаропроизводителей от климатических
условий ведет к нестабильности их положения.
Государство, принимая во внимание то,
что продукты питания как товар имеют
малоэластичный спрос и предложение, а
также удовлетворяют потребности населения
базового порядка, берет на себя функции
регулирования отношений, складывающихся
на продовольственном рынке. Известный
американский экономист Д. Гэлбрейт, характеризуя
роль государства в макроэкономическом
регулировании пропорций развития производства
писал: "Государственное вмешательство
в интересы сельского хозяйства... имеет
существенное значение для сбалансированности
развития. Окажись сельское хозяйство
свободным от государственного вмешательства,
развитие бесспорно было бы недостаточным,
а к настоящему времени, возможно, и опасно
низким". Характерной чертой белорусской
практики управления АПК является отождествление
понятий "государственное регулирование"и
"государственное управление". Однако
следует иметь в виду, что между данными
категориями прослеживаются четкие различия. Под
государственным управлением агропромышленного
производства, на наш взгляд, следует понимать
прямое(непосредственное) управленческое
воздействие на организации агропромышленного
комплекса, осуществляемое преимущественно
посредством локального нормотворчества
и методами административного усмотрения.
Государственное управление должно ограничиваться
рамками государственной собственности
и его объектами, которыми являются: собственно
органы отраслевого управления (учреждения),
государственные унитарные предприятия
как республиканского, так и коммунального
уровня; пакеты акций в акционерных обществах;
контрольно-инспекционные службы и другие
государственные организации АПК, государственные
целевые программы. По отношению к этим
объектам государство (в лице органов
государственного управления) вправе
осуществлять как функции управления
собственностью, так и функции оперативного
управления если это предусмотрено учредительными
документами. Государственные органы
вправе назначать и снимать с работы руководителей
организаций государственной формы собственности
согласно условиям заключенного контракта,
устанавливать плановые задания, определять
порядок начисления и размеры оплаты труда,
контролировать хозяйственную и финансовую
деятельность и т.д. В отношении предприятий
других форм собственности, как это имеет
место в колхозах и других негосударственных
сельскохозяйственных организациях Беларуси,
такое вмешательство не должно иметь место
и может рассматриваться как прямое ограничение
предпринимательской деятельности. Под
государственным регулированием агропромышленного
производства подразумевается косвенное
(опосредованное, т.е. осуществляемое преимущественно
экономическим стимулированием), управленческое
воздействие на социально-экономические
процессы в (распределение, обмен и потребление)
как в государственном, так и частном секторах
агропромышленного производства. Объектами
государственного регулирования, независимо
от их правового статуса, выступают все
организации АПК. Государственное управление
тесно связано с понятием государственного
регулирования. И то, и другое осуществляется
государством через единую систему законодательства
и органов государственного управления
отраслью. Данная система в своей совокупности
представляет собой инструмент реализации
аграрной политики государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственное регулирование
экономики – это система
Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику и его пределам было различным на разных этапах её становления и развития.
Процесс государственного регулирования цен позволяет понять его закономерности и тенденции, использовать полученные знания при формировании ценового механизма в РБ в период перехода ее экономики к рынку.
Посредством государственного
регулирования цен эффективност
В целом, трудно переоценить роль государства в рыночной экономике, но, с другой стороны, слишком активное государственное вмешательство может заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны. Пожалуй, наиболее правильным принципом здесь будет следующий – конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства – везде, где необходимо.
В рыночной экономике существуют многие механизмы государственного регулирования цен, но, что принципиально важно, они базируются на использовании экономических методов, которые создают условия для повышения заинтересованности предприятия в удовлетворении потребностей общества или же, имеют ограничительный характер, защищают интересы общества, государства.
В данной курсовой работе
были рассмотрены основные вопросы
становления государственного регулирования
экономики на основе концепций, основные
функции государства, принципы регулирования
экономических процессов
Я считаю, что для современной Беларуси особенно важно государственное регулирование и поэтому надо изучать мировой опыт государственного регулирования.
Список использованных источников
Информация о работе Особенности государственного регулирования экономики в Республике Беларусь