Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 12:10, курсовая работа
Цель написания курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть и роль государства в рыночной экономике; проанализировать проблему вмешательства государства в рыночную экономику; рассмотреть эти же вопросы конкретно для РБ на всех этапах её развития.
Введение
1 Содержание сферы, объективная необходимость и границы коррекции рыночного механизма государством
2 Основные концепции государственного регулирования национальной экономики в условиях рынка
2.1 Меркантилизм
2.2 Классическая теория
2.3 Кейнсианская теория
2.4 Неоклассическая теория
2.5 Социально-ориетированная модель
3 Экономические функции государства, инструменты и методы государственного регулирования экономики
3.1 Понятия, сущность экономических функций государства
3 2 Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики
3.3 Антимонопольное регулирование
3.4 Проведение политики макроэкономической стабилизации. Антициклическая, антиинфляционная политика государства
3.5 Воздействие на размещение ресурсов. Государственная политика регулирования цен
3.6 Деятельность государства в сфере распределения и перераспределения доходов
4 Особенности государственного регулирования экономики в Республике Беларусь
Заключение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Содержание
сферы, объективная
2 Основные
концепции государственного
2.1 Меркантилизм
2.2 Классическая теория
2.3 Кейнсианская теория
2.4 Неоклассическая теория
2.5 Социально-ориетированная модель
3 Экономические
функции государства,
3.1 Понятия, сущность экономических функций государства
3 2 Создание
и регулирование правовой
3.3 Антимонопольное регулирование
3.4 Проведение
политики макроэкономической
3.5 Воздействие на размещение ресурсов. Государственная политика регулирования цен
3.6 Деятельность
государства в сфере
4 Особенности
государственного
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Проблема государственного вмешательства в рыночную экономику является основной для любого государства. Рыночная экономика, обладая некоторыми достоинствами, имеет ряд существенных недостатков. Один из них – неуправляемость, при которой трудно направить развитие экономики на достижение общенациональных целей (укрепление геополитического положения страны в мире, обеспечение научно-технического, социально экономического, культурного, духовного и нравственного прогресса общества, достойной жизни граждан). Поэтому государство должно вмешиваться в рыночную экономику. Но каковы пределы этого вмешательства? В рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведёнными товарами, как это делается в распределительной экономике. Оно должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыночная система – это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики. Именно поэтому во всех развитых странах мира широко используются различные формы и методы государственного регулирования экономики, такие как правовое, финансово-бюджетное, кредитное, разработка государственных целевых программ, индикативное планирование. Необходимость и эффективность этих методов показывает опыт США, Франции, Германии, Японии, Китая и других стран. К сожалению, в России все эти методы до сих пор не получили достаточного развития. Между тем необходимость их для России особенно велика в силу своеобразия её рыночной экономики, возникшей не естественно-историческим путём, а путём уничтожения принципиально более высокой ступени развития человеческого общества, какой являлось советское общество.
Цель написания курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть и роль государства в рыночной экономике; проанализировать проблему вмешательства государства в рыночную экономику; рассмотреть эти же вопросы конкретно для РБ на всех этапах её развития.
Выбранная тема курсовой работы является актуальной, так как роль государства в рыночной экономике с каждым годом увеличивается.
1. Содержание сферы, объективная необходимость и границы коррекции рыночного механизма государством.
Государство всегда играло важную роль в развитии рыночной экономики. Даже свободная конкуренция не могла обойтись без государства, которое брало на себя ответственность за организацию денежного обращения, обеспечение правовой основы рыночной экономики. Необходимость в деятельности государства вызывалась потребностями развития самой рыночной экономики, обнаруживающей и плюсы, и минусы своего функционирования. Так, доходы в рыночной экономике распределяются только по результатам конкуренции; отсюда высокие и низкие доходы, банкротства. Но это распределение не затрагивает занятых в фундаментальной науке, в управлении. Оно не распространяется на тех, кто еще не работает (дети), и тех, кто уже не работает (старики, инвалиды). Кроме того, рыночный механизм не обеспечивает работой всех, кто может и хочет работать. Стратегические прорывы в науке, технологии, структурные преобразования в экономике не могут быть осуществлены без участия государства, как не могут быть решены без него и региональные проблемы. Негативные последствия рыночного механизма (монополизм, инфляция и др.) также требуют вмешательства государства. Следовательно, рыночный механизм нуждается в коррекции, которую способно осуществить только государство. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику. Степень государственного вмешательства в экономику неодинакова в различных странах с рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии государство активнее влияет на экономические процессы, чем в США. Но общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система государственного управления предстает как основной регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой оно всегда выполняет вспомогательные функции. На этапе перехода к рынку роль государства более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. Это связано с двумя основными причинами. Во–первых, на переходном этапе рынок находится в стадии становления и его регулирующие возможности недостаточно высоки, что обуславливает необходимость более интенсивного вмешательства государства в экономические процессы. Во–вторых, переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автоматически, стихийно. Государство призвано регулировать процессы перехода, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий для его нормального функционирования.
Рыночная система
Итак, рыночная система не безупречна. В этой связи возникает необходимость стороннего осуществления внешней коррекции «провалов» рынка, т. е. того, что не в состоянии сделать изнутри рыночный механизм саморегулирования. Эти функции берет на себя государство. Кроме того, государство — инициатор и проводник разного рода экономических преобразования и реформ в странах с транзитивной (переходной) экономикой. В этих странах государство осуществляет функции по созданию основ рынка.
Вмешательство государства в экономику
не должно быть чрезмерным. Чтобы не
подавить рыночные механизмы функционирования
экономической системы, не лишить ее гибкости
и адаптивности, не снизить экономической
эффективности, государству следует сосредоточить
свои усилия там, где рынок обнаруживает
свою несостоятельность. Это и предопределяет
основные экономически значимые для общества
функции государства.
По вопросам, в каких пропорциях должно
сочетаться государственное и рыночное
регулирование, каковы границы и направления
государственного вмешательства, существует
широкий спектр мнений и подходов - от
полного государственного монополизма
до крайнего экономического либерализма.
Однако необходимость выполнения государством
определенных функций в экономике не подвергается
сомнению. Это еще раз получило подтверждение
в ходе "кейнсианской революции",
которая совершила переворот в классических
воззрениях на рыночную экономику и доказала
невозможность самоисцеления экономического
спада. Государство должно постоянно кон-тролировать
результаты регулирования и своевременно
принимать меры для погашения негативных
последствий. Следовательно, государственная
деятельность не должна переходить границы,
угрожающие рыночному механизму. В целом
трудно переоценить роль государства
в экономике. Оно создает условия для экономической
деятельности, защищает предпринимателей
от угрозы со стороны монополий, обеспечивает
потребности общества в общественных
товарах, обеспечивает социальную защиту
малообеспеченных слоев населения, решает
вопросы национальной обороны. Основная
задача государства состоит в том, чтобы
удерживать «золотую середину» в сфере
влияния на рыночную экономику.
2. Основные концепции государственного регулирования национальной экономики в условиях рынка
2.1 Меркантилизм
Меркантилизм (итал. il mercante, торговец, купец, от лат. mercanti, торговать) — система доктрин, выдвигавшихся авторами трактатов XVI—XVIII вв., обосновывавших необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность, в основном в форме протекционизма — установления высоких импортных пошлин, субсидий национальным производителям и т. д. Термин был предложен Адамом Смитом[1], критиковавшим труды меркантилистов. Смит утверждал, что меркантилисты, которые в большинстве являлись экономистами-практиками, отстаивали интересы торгово-монополистических институтов Ост-Индской компании и др. Однако впоследствии такая трактовка была оспорена. По мнению английского историка Ч. Уилсона, в конце XVII века в Англии в выработке меркантилистских законов участвовал более широкий круг людей, чем купцы и промышленники. Как результат меркантилистской политики этот автор указывает, помимо удовлетворения интересов английских купцов и промышленников, также на увеличения занятости, на снятие предпосылок спекуляции на продовольствии, на увеличение поступлений в госбюджет и на упрочение национальной безопасности.
Идеология меркантилизма такова:
а) сущность богатства выражают драгоценные металлы;
б) труд производителен лишь в тех отраслях производства, которые работают на экспорт;
в) государство должно поощрять экспорт, обеспечивать монополии отечественным коммерсантам и предотвращать конкуренцию;
г) рост населения необходим для поддержания низкого уровня заработной платы и высокого уровня нормы прибыли.
Ранний меркантилизм относится к трети XV - середине XVI вв. Представители: Стаффорд, де Сантис, Скаруффи. Под богатством понимается золото и серебро. Главным в этом учении является теория денежного баланса, которая обосновала политику увеличения денежного богатства чисто законодательным путем. В целях удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу. Все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранцы должны были истратить на покупку местных изделий. В связи с недостатком денег их функции сводились к средству накопления.
Поздний меркантилизм относится ко 2-й половине XVI вв. Представители: Томас Ман, А. Серра, Антуан де Монкретьен. Ими была создана теория активного торгового баланса, который обеспечивается путем вывоза готовых изделий из своей страны. Разрешался вывоз денег за границу. Главенствовал принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой. Под богатством понимается избыток продуктов, который на внешнем рынке превращается в деньги. Деньги выполняют функции средства накопления и средства обращения, т.е. поздний меркантилизм трактовал деньги как капитал, признавал, что деньги – это товар.
Принципы меркантилистов:
1) регулирование внешней торговли с целью притока в страну золота и серебра;
2) поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья;
3) протекционистские тарифы на импортируемые промышленные товары;
4) поощрение экспорта, особенно готовой продукции;
5) рост населения для поддержания низкого уровня зарплаты.
Поздний меркантилизм был прогрессивным. Он содействовал развитию торговли, судостроению, промышленности, международному разделению труда. Главной задачей меркантилистской политики было привлечение в страну возможно большего количества золота и серебра. Объективной основой этого стремления была возросшая потребность в деньгах в связи с развитием товарно-денежных отношений. В своих исследованиях меркантилисты много внимания уделяли деньгам. Они были убеждены во всемогуществе денег. Подчеркивая власть денег, они были правы - владелец денег держит в своих руках общественную силу. Но сущности денег они не поняли. Они не могли объяснить, почему деньги как всеобщая форма богатства противостоят всем другим товарам. Они считали, что золото и серебро сами по себе, как вещи, по своей природе, есть деньги. Они не понимали, что деньги - это товар, но товар особый, так как он выполняет роль всеобщего эквивалента. Деньги как особый товар выступает в качестве всеобщего и непосредственного воплощения стоимости. Но они являются деньгами не от БОГА, а становятся ими лишь в определенных исторических условиях. Внимание меркантилистов сосредоточивалось прежде всего на двух функциях денег - сокровищ и мировых денег. В этих функциях деньги выступают как всеобщее воплощение общественного богатства. И это правильно. Они правильно также отмечали важную особенность денежного обращения, состоящую в том, что деньги постоянно выпадают из обращения; что существует стремление удержать их от обращения, сохранить как сокровище.
Информация о работе Особенности государственного регулирования экономики в Республике Беларусь