Особенности государственного регулирования экономики в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть и роль государства в рыночной экономике; проанализировать проблему вмешательства государства в рыночную экономику; рассмотреть эти же вопросы конкретно для РБ на всех этапах её развития.

Содержание

Введение
1 Содержание сферы, объективная необходимость и границы коррекции рыночного механизма государством
2 Основные концепции государственного регулирования национальной экономики в условиях рынка
2.1 Меркантилизм
2.2 Классическая теория
2.3 Кейнсианская теория
2.4 Неоклассическая теория
2.5 Социально-ориетированная модель
3 Экономические функции государства, инструменты и методы государственного регулирования экономики
3.1 Понятия, сущность экономических функций государства
3 2 Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики
3.3 Антимонопольное регулирование
3.4 Проведение политики макроэкономической стабилизации. Антициклическая, антиинфляционная политика государства
3.5 Воздействие на размещение ресурсов. Государственная политика регулирования цен
3.6 Деятельность государства в сфере распределения и перераспределения доходов
4 Особенности государственного регулирования экономики в Республике Беларусь
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

полная работа.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

     Введение

    1 Содержание  сферы, объективная  необходимость   и  границы коррекции рыночного  механизма государством

     2 Основные  концепции государственного регулирования  национальной экономики в условиях  рынка

     2.1 Меркантилизм

     2.2 Классическая теория

     2.3 Кейнсианская  теория

     2.4 Неоклассическая  теория

     2.5 Социально-ориетированная модель

     3 Экономические  функции государства, инструменты  и методы государственного регулирования  экономики

     3.1 Понятия,  сущность экономических функций государства

     3 2 Создание  и регулирование правовой основы  функционирования экономики

     3.3 Антимонопольное  регулирование

     3.4 Проведение  политики макроэкономической стабилизации. Антициклическая, антиинфляционная  политика государства

     3.5 Воздействие  на размещение ресурсов. Государственная  политика регулирования цен

     3.6 Деятельность  государства в сфере распределения  и перераспределения доходов

     4 Особенности  государственного регулирования  экономики в Республике Беларусь

      Заключение 

      Список  литературы

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема государственного вмешательства в рыночную экономику является основной для любого государства. Рыночная экономика, обладая некоторыми достоинствами, имеет ряд существенных недостатков. Один из них – неуправляемость, при которой трудно направить развитие экономики на достижение общенациональных целей (укрепление геополитического положения страны в мире, обеспечение научно-технического, социально экономического, культурного, духовного и нравственного прогресса общества, достойной жизни граждан). Поэтому государство должно вмешиваться в рыночную экономику. Но каковы пределы этого вмешательства? В рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведёнными товарами, как это делается в распределительной экономике. Оно должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыночная система – это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики. Именно поэтому во всех развитых странах мира широко используются различные формы и методы государственного регулирования экономики, такие как правовое, финансово-бюджетное, кредитное, разработка государственных целевых программ, индикативное планирование. Необходимость и эффективность этих методов показывает опыт США, Франции, Германии, Японии, Китая и других стран. К сожалению, в России все эти методы до сих пор не получили достаточного развития. Между тем необходимость их для России особенно велика в силу своеобразия её рыночной экономики, возникшей не естественно-историческим путём, а путём уничтожения принципиально более высокой ступени развития человеческого общества, какой являлось советское общество.

Цель написания  курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть  и роль государства в рыночной экономике; проанализировать проблему вмешательства государства в рыночную экономику; рассмотреть эти же вопросы конкретно для РБ на всех этапах её развития.

Выбранная  тема курсовой работы является актуальной, так как роль государства в рыночной экономике с каждым годом увеличивается.

 

 

1. Содержание сферы, объективная необходимость и границы коррекции рыночного механизма государством.

 

Государство всегда играло важную роль в развитии рыночной экономики. Даже свободная конкуренция не могла обойтись без государства, которое брало на себя ответственность за организацию денежного обращения, обеспечение правовой основы рыночной экономики. Необходимость в деятельности государства вызывалась потребностями развития самой рыночной экономики, обнаруживающей и плюсы, и минусы своего функционирования. Так, доходы в рыночной экономике распределяются только по результатам конкуренции; отсюда высокие и низкие доходы, банкротства. Но это распределение не затрагивает занятых в фундаментальной науке, в управлении. Оно не распространяется на тех, кто еще не работает (дети), и тех, кто уже не работает (старики, инвалиды). Кроме того, рыночный механизм не обеспечивает работой всех, кто может и хочет работать. Стратегические прорывы в науке, технологии, структурные преобразования в экономике не могут быть осуществлены без участия государства, как не могут быть решены без него и региональные проблемы. Негативные последствия рыночного механизма (монополизм, инфляция и др.) также требуют вмешательства государства.  Следовательно, рыночный механизм нуждается в коррекции, которую способно осуществить только государство. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику. Степень государственного вмешательства в экономику неодинакова в различных странах с рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии государство активнее влияет на экономические процессы, чем в США. Но общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система государственного управления предстает как основной регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой оно всегда выполняет вспомогательные функции. На этапе перехода к рынку роль государства более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. Это связано с двумя основными причинами. Во–первых, на переходном этапе рынок находится в стадии становления и его регулирующие возможности недостаточно высоки, что обуславливает необходимость более интенсивного вмешательства государства в экономические процессы. Во–вторых, переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автоматически, стихийно. Государство призвано регулировать процессы перехода, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий для его нормального функционирования.

Рыночная система хозяйствования, основанная на рыночном механизме саморегулирования и управления экономической жизнью, признается экономистами наиболее эффективной формой организации экономики. Это объясняется особенностями самого рынка, который без вмешательства сторонних сил обеспечивает: эффективное распределение ресурсов за счет применения наиболее эффективных технологий, лучших методов организации и управлении производством; экономическую свободу, как для производителей, так и потребителей (в других экономических системах абсолютная свобода выбора невозможна). Также рынок обладает высокой степенью приспособляемости и адаптивностью к любым изменениям, как внешним, так и внутренним; может успешно функционировать при весьма ограниченной информации (основную информацию в рыночной системе несут цены);  обеспечивает оптимальное использование достижений НТП (в условиях конкуренции производители, стремясь максимизировать прибыль, идут на риск, связанный с нововведения- ми); способен удовлетворять самые разнообразные потребности, стимулируя улучшение качества продукции. ядом проблем, решение которых необходимо обществу. Речь идет о ситуациях, когда рыночный механизм, являющийся самонастраивающимся механизмом, побуждает субъектов рыночных отношений принимать неоптимальные или нежелательные экономические решения. Причем эти решения — не результат ошибок отдельных рыночных субъектов, а результат функционирования самого рыночного механизма, и порождены они его природой. В экономической теории эти неудачи рынка обозначаются словом «failures» — «провалы», «фиаско», «несостоятельность», «дефекты». Эти «провалы» рыночной системы и составляют объективные обстоятельства, обуславливающие необходимость государственного вмешательства в экономику. Среди основных «провалов» рынка можно упомянуть: воспроизводство значительного неравенства в распределении доходов; ориентация в основном не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги; неспособность устранять так называемые внешние эффекты, например рынок не решает экологические проблемы; общественные блага либо не производятся, либо производятся в недостаточном количестве (примеры общественных благ — национальная оборона, поддержание правопорядка, служба «скорой помощи», объекты общедоступной инфраструктуры); невозможность обеспечить полной занятости экономических ресурсов, что проявляется, в первую очередь, в таком явлении, как безработица; подверженность нестабильному развитию с присущими этому рецессионными и инфляционными явлениями; в рамках рыночной системы могут ослабнуть отношения конкуренции (возникают олигополистические и монополистические рынки); неспособность ставить и решать крупные общенациональные задачи, проблемы политического характера; некоторые необходимые элементы функционирования экономики рынок сам создать не может (различные виды законодательства, выпуск денег и пр.). 

Итак, рыночная система не безупречна. В этой связи возникает необходимость стороннего осуществления внешней коррекции «провалов» рынка, т. е. того, что не в состоянии сделать изнутри рыночный механизм саморегулирования. Эти функции берет на себя государство. Кроме того, государство — инициатор и проводник разного рода экономических преобразования и реформ в странах с транзитивной (переходной) экономикой.    В этих странах государство осуществляет функции по созданию основ рынка.

Вмешательство государства в экономику  не должно быть чрезмерным. Чтобы не подавить рыночные механизмы функционирования экономической системы, не лишить ее гибкости и адаптивности, не снизить экономической эффективности, государству следует сосредоточить свои усилия там, где рынок обнаруживает свою несостоятельность. Это и предопределяет основные экономически значимые для общества функции государства. 
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе "кейнсианской революции", которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада. Государство должно постоянно кон-тролировать результаты регулирования и своевременно принимать меры для погашения негативных последствий. Следовательно, государственная деятельность не должна переходить границы, угрожающие рыночному механизму. В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. Основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния на рыночную экономику.

2.  Основные концепции  государственного регулирования национальной экономики в условиях рынка

 

2.1 Меркантилизм

 

Меркантилизм (итал. il mercante, торговец, купец, от лат. mercanti, торговать) — система доктрин, выдвигавшихся авторами трактатов XVI—XVIII вв., обосновывавших необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность, в основном в форме протекционизма — установления высоких импортных пошлин, субсидий национальным производителям и т. д. Термин был предложен Адамом Смитом[1], критиковавшим труды меркантилистов. Смит утверждал, что меркантилисты, которые в большинстве являлись экономистами-практиками, отстаивали интересы торгово-монополистических институтов Ост-Индской компании и др. Однако впоследствии такая трактовка была оспорена. По мнению английского историка Ч. Уилсона, в конце XVII века в Англии в выработке меркантилистских законов участвовал более широкий круг людей, чем купцы и промышленники. Как результат меркантилистской политики этот автор указывает, помимо удовлетворения интересов английских купцов и промышленников, также на увеличения занятости, на снятие предпосылок спекуляции на продовольствии, на увеличение поступлений в госбюджет и на упрочение национальной безопасности.

Идеология меркантилизма такова:

а) сущность богатства выражают драгоценные металлы;

б) труд производителен лишь в тех  отраслях производства, которые работают на экспорт;

в) государство должно поощрять экспорт, обеспечивать монополии отечественным коммерсантам и предотвращать конкуренцию;

г) рост населения необходим для поддержания низкого уровня заработной платы и высокого уровня нормы прибыли.

Ранний меркантилизм относится к трети XV - середине XVI вв. Представители: Стаффорд, де Сантис, Скаруффи.   Под богатством понимается золото и серебро. Главным в этом учении является теория денежного баланса, которая обосновала политику увеличения денежного богатства чисто законодательным путем. В целях удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу. Все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранцы должны были истратить на покупку местных изделий. В связи с недостатком денег их функции сводились к средству накопления.

Поздний меркантилизм относится ко 2-й половине XVI вв. Представители: Томас Ман, А. Серра, Антуан де Монкретьен. Ими была создана теория активного торгового баланса, который обеспечивается путем вывоза готовых изделий из своей страны. Разрешался вывоз денег за границу. Главенствовал принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой.  Под богатством понимается избыток продуктов, который на внешнем рынке превращается в деньги. Деньги выполняют функции средства накопления и средства обращения, т.е. поздний меркантилизм трактовал деньги как капитал, признавал, что деньги – это товар.

Принципы меркантилистов:

1)      регулирование внешней торговли с целью притока в страну золота и серебра;

2)      поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья;

3)      протекционистские тарифы на импортируемые промышленные товары;

4)      поощрение экспорта, особенно готовой продукции;

5)      рост населения для поддержания низкого уровня зарплаты.

Поздний меркантилизм был  прогрессивным. Он содействовал развитию торговли, судостроению, промышленности, международному разделению труда.            Главной задачей меркантилистской политики было привлечение в страну возможно большего количества золота и серебра. Объективной основой этого стремления была возросшая потребность в деньгах в связи с развитием товарно-денежных отношений. В своих исследованиях меркантилисты много внимания уделяли деньгам. Они были убеждены во всемогуществе денег. Подчеркивая власть денег, они были правы - владелец денег держит в своих руках общественную силу. Но сущности денег они не поняли. Они не могли объяснить, почему деньги как всеобщая форма богатства противостоят всем другим товарам. Они считали, что золото и серебро сами по себе, как вещи, по своей природе, есть деньги. Они не понимали, что деньги - это товар, но товар особый, так как он выполняет роль всеобщего эквивалента. Деньги как особый товар выступает в качестве всеобщего и непосредственного воплощения стоимости. Но они являются деньгами не от БОГА, а становятся ими лишь в определенных исторических условиях. Внимание меркантилистов сосредоточивалось прежде всего на двух функциях денег - сокровищ и мировых денег. В этих функциях деньги выступают как всеобщее воплощение общественного богатства. И это правильно. Они правильно также отмечали важную особенность денежного обращения, состоящую в том, что деньги постоянно выпадают из обращения; что существует стремление удержать их от обращения, сохранить как сокровище.

Информация о работе Особенности государственного регулирования экономики в Республике Беларусь