Особенности банкротства сельхозорганизаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 15:29, реферат

Описание работы

Не секрет, что финансовое положение большинства сельхозпредприятий оставляет желать лучшего. К сожалению, небольшому хозяйству, не занимающемуся переработкой и выпуском продукции в промышленном масштабе, очень трудно находить возможности для повышения своей рентабельности. Иногда даже фермерские хозяйства оказываются на грани банкротства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Случаи, в которых сельхозпредприятие могут признать банкротом……...….4
Субъективные причины применения к сельскохозяйственным организациям процедур банкротства……………………………………………………….……6
Кто может выступить инициатором банкротства?.............................................10
Заключение……………………………………………………………………….12
Список используемой литературы……………………………………………...13

Работа содержит 1 файл

банкротство реферат .docx

— 30.28 Кб (Скачать)

     Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

Случаи,  в которых сельхозпредприятие могут  признать банкротом……...….4

Субъективные  причины применения к сельскохозяйственным организациям процедур банкротства……………………………………………………….……6

Кто может  выступить инициатором банкротства?.............................................10

Заключение……………………………………………………………………….12

Список  используемой литературы……………………………………………...13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Не  секрет, что финансовое положение  большинства сельхозпредприятий оставляет  желать лучшего. К сожалению, небольшому хозяйству, не занимающемуся переработкой и выпуском продукции в промышленном масштабе, очень трудно находить возможности  для повышения своей рентабельности. Иногда даже фермерские хозяйства оказываются  на грани банкротства.

     В современных социально-экономических  условиях предприятия сельскохозяйственной отрасли, в большинстве своем, имеют  неудовлетворительное финансовое положение, по крайней мере, к 80% из них могут  быть применены критерии признаков  банкротства, определенные действующим  Федеральным Законом от 26.10.2002г  № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»: «Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены».

     Действительно, складывающаяся в настоящее время  экономическая конъюнктура характеризуется  глубокими межотраслевыми диспропорциями, которые не позволяют отрасли  сельского хозяйства конкурировать  с другими отраслями хозяйственной деятельности в плане экономической эффективности. Проблема недостаточной финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций является, одной из причин, и, одновременно, одним из следствий этого обстоятельства.

     В связи с этим, проблема предотвращения процесса массового банкротства  сельскохозяйственных предприятий  в настоящий момент стоит очень  остро.

     Случаи, в которых сельхозпредприятие могут признать банкротом

     Дело  о банкротстве сельхозпредприятия, как и любого другого, арбитражный  суд возбуждает только в том случае, если есть признаки финансовой несостоятельности  предприятия. Эти признаки определены в пункте 2 статьи 3 и в пункте 2 статьи 6 Закона № 127-ФЗ, и их суть в  следующем:

     – общая сумма, которую кредиторы  потребовали вернуть, составляет не менее 100 000 руб.;

     – срок, в который предприятие обязано  было выполнить требования кредиторов, просрочен на три месяца.

     Признаки  финансовой несостоятельности, указанные  выше, действуют и в том случае, когда речь идет о банкротстве  фермера (главы крестьянского фермерского  хозяйства). Но с некоторыми оговорками. Для того чтобы дело о банкротстве  началось, достаточно суммы кредиторской задолженности не в 100 000, а в 10 000 руб. Но, вообще, для признания фермера  банкротом задолженность должна быть больше стоимости того имущества, которое находится в собственности.

     Далее рассмотрим, что же следует понимать под задолженностью, которая может стать причиной банкротства. Как сказано в статье 4 Закона № 127-ФЗ, в составе задолженности учитываются денежные обязательства и обязательные платежи.

     К денежным обязательствам, в частности, относятся суммы по договорам, кредит (заем) и проценты по нему, суммы по неосновательному обогащению, размер вреда, причиненного имуществу кредиторов, подлежащий возмещению.

     Под термином «обязательные платежи» понимается недоимка по налогам и другим обязательным платежам. Суммы начисленных пеней и (или) штрафов, начисленных за неисполнение всех этих обязательств, в составе задолженности при определении признаков банкротства не учитываются.

     Размер задолженности определяется на дату, когда в арбитражный суд подано заявление о признании должника банкротом. Для денежных обязательств и обязательных платежей законодатель установил разный порядок их оформления. Денежные обязательства принимаются во внимания только в том случае, если требования кредиторов к должнику подтверждены решением арбитражного суда, третейского суда или народного суда. При этом на момент подачи заявления о банкротстве такое решение должно уже вступить в силу.

     Обязательные  платежи принимаются во внимание для возбуждения дела о банкротстве, если налоговый или таможенный орган  выставили требование взыскать задолженность  за счет имущества должника.

     Отсюда  следует вывод: того, что у предприятия  есть задолженность по налогам, еще  недостаточно для предъявления иска о банкротстве. Необходимо, чтобы  к этому моменту руководитель налоговой инспекции уже вынес  решение о взыскании задолженности  по налогам за счет имущества этого  предприятия. Напомним, что такое  решение должно отвечать требованиям  статьи 47 Налогового кодекса РФ. Только в этом случае решение налоговиков  можно считать законным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Субъективные  причины применения к сельскохозяйственным организациям процедур банкротства

      До  вступления в силу Федерального Закона от 09.07.2002г № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций», по данным Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, статистика о масштабах применения в отношении сельскохозяйственных организаций процедур банкротства была следующей.

      Таблица 1

      Динамика  поступления заявлений о признании банкротом должников за 1999-2002 г.г

Год Сельскохозяйственные  организации Крестьянские (фермерские) хозяйства
1999 416 79
2000 783 256
2001 1 442 616
2002 2 551 2 128
 

      Приведенная статистика характеризует процесс  обвального падения в период до 2002 года финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий различной формы  собственности. А также наблюдается значительное сокращение числа заявлений о банкротстве за 2007-2010 года в связи с вступлением в силу выше указанного закона.

      Таблица 2

      Динамика  поступления заявлений  о признании банкротом  должников за 2007-2010 г.г

Год Сельскохозяйственные  организации Крестьянские (фермерские) хозяйства
2007 987 549
2008 760 352
2009 498 185
2010

(за 6 месяцев года)

205 35
 

      Существовал целый комплекс объективных причин для описанного выше процесса. Их анализу  посвящены многие научные и прикладные исследования, поэтому в рамках настоящей  работы рассмотрение их влияния на процесс массового банкротства  сельскохозяйственных организаций  не представляется целесообразным.

      Гораздо интереснее проанализировать комплекс причин, оказавших не меньшее влияние  на процесс массового банкротства  сельскохозяйственных предприятий, но при этом носящих более субъективный характер.

        До принятия Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций» в действующей редакции ситуация с проведением процедур банкротства в отношении сельскохозяйственных организаций была практически неуправляемой.

      Главным инициатором процедур банкротства  сельскохозяйственных организаций  являлись территориальные органы Федеральной  службы России по финансовому оздоровлению и банкротству.

      В свою очередь, Федеральная служба действовала  на основании обращений территориальных  органов (районных инспекций) Министерства Российской Федерации по налогам  и сборам.

      При этом последние руководствовались  внутриведомственными инструкциями, предписывающими  применять против организаций, имеющих  большие суммы просроченной задолженности  по налогам и сборам, самые жесткие  меры воздействия, включая взыскание  задолженности в судебном порядке, а так же обращения в Арбитражный  суд о признании должника банкротом.

      Очевидно, при этом инструкции МНС РФ не учитывали  особенностей финансово-хозяйственного положения сельскохозяйственных организаций.

      Первым  шагом к принудительному исполнению обязательств по уплате просроченных платежей по налогам и сборам, по платежам во внебюджетные фонды, было так называемое «закрытие» счетов организаций. Все поступающие на банковские счета  сельскохозяйственных предприятий  средства в бесспорном порядке направлялись на погашение существующей задолженности. В результате текущая финансово-хозяйственная деятельность сельскохозяйственных предприятий, лишенных свободных оборотных средств, ставилась под угрозу.

      В результате предъявляемых судебных исков по взысканию просроченной задолженности по налогам и сборам, по решению суда, предприятию предписывалось в установленный срок (как правило, не превышающий 3-х месяцев) погасить всю сумму задолженности, включая  проценты, пени и штрафы.

      В случае неисполнения сельскохозяйственной организацией решения суда, решение  подлежало принудительному исполнению Федеральной службой судебных исполнителей. Во исполнение решение суда происходила  процедура ареста имущества сельскохозяйственной организации, - в первую очередь, обладающего  наибольшей ликвидностью. В состав этого имущества входили, в том  числе, товарно-сырьевые запасы, сельскохозяйственная техника, поголовье сельскохозяйственных животных.

      В несколько лучшем положении при  этом оказывались, по сравнению с  предприятиями иной организационно-правовой формы, сельскохозяйственные производственные кооперативы, благодаря положениям Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации».

      На  арестованное имущество сельскохозяйственных организаций обращалось взыскание  по решению суда – иными словами, оно подлежало реализации, и вырученные в результате этого денежные средства направлялись на погашение суммы  судебного иска.

      Существующая  практика оценки реализуемого имущества  по остаточной стоимости, которая, как  правило, была значительно ниже его  реальной рыночной стоимости, являлась причиной недобросовестных действий третьих  лиц, заинтересованных в приобретении этих видов имущества.

      Массовое  применение по отношению к сельскохозяйственным предприятиям процедур взыскания в  судебном порядке их задолженности  по просроченным налоговым платежам, обращение взыскания на имущество  должника, реализация этого имущества  по заниженным ценам, послужили причиной прекращения хозяйственной деятельности многих сельскохозяйственных предприятий.

Информация о работе Особенности банкротства сельхозорганизаций