Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2011 в 13:15, курсовая работа
Обеспечение комфортных тепловых условий в помещениях жилых и общественных зданий в холодное время года необходимо для высокопроизводительного труда, укрепления здоровья и улучшения отдыха людей.
Но ускорение темпов развития народного хозяйства сегодня не может быть достигнуто без проведения в жизнь мероприятий по экономии материальных и трудовых ресурсов.
Введение
Глава 1. Энергетика в экономике России
Глава 2. Экономия тепловой энергии
Глава 3. Экономия электрической энергии
Глава 4. Основы правительственной энергетической стратегии
Список использованной литературы
3. Объемы первичного энергопроизводства ЭС-2020, приведенные на рис.4, не свидетельствуют об оптимизации структуры генерации (для наглядности энергосодержание топлив представлено в кВт•ч).
Рис. 4
Рост
добычи топлив обусловлен расширением
экспорта. Объем внутреннего потребления
энергоресурсов за 20 лет остается неизменным,
что подтверждает неизбежность энергетической
паузы и сохранение в ЭС-2020 низкой
эффективности
Столь же наглядна структура энергетического
пользования (рис.5). В 2000 г. электроэнергия
составляет всего 12% от располагаемого
энергетического ресурса. Ожидается к
2020 г. повышение потребления газа, восстановление
потребления угля и понижение использования
нефти по сравнению с 1990 г. Таким образом,
ЭС-2020 строиться на вытеснении других
видов топлив газом. Несмотря на рост выработки
атомной энергии, в связи с консервацией
гидроэнергетики, используемые энергетические
ресурсы, в основном, остаются огневыми.
Рис. 5
В
2020 г. доля первичной электроэнергии
в энергоресурсах возрастет до 5.3%.
Последнее противоречит возможностям
экономики России по использованию
возобновляемых и внебиосферных источников
энергии.
На рис.6 показано прогнозируемое ЭС-2020
потребление топлива на ТЭС для выработки
тепла и электроэнергии.
Рис. 6
В
2002 г. эффективность использования
первичных энергоресурсов не превышала
0.6. Ожидается к 2020 г. увеличение эффективности
до 0.65. Таким образом, в ЭС-2020 не используются
стимулы форсированного внедрения
эффективных огневых технологий
выработки электроэнергии XXI века (рис.7).
Для конденсационных
Рис. 7
В 2000 г. выработка тепла в котельных равнялась всей централизованной выработке тепла и электроэнергии (рис.8).
Рис. 8
1600 млрд. кВт•ч тепловой энергии являются надежной основой повышения эффективности огневой технологии. ЭС-2020 не использует этот колоссальный ресурс, свойственный энергетике России. В 2020 г. производство тепла в котельных возрастает до 1800 млрд. кВт•ч (рис.9). В результате, на время энергетической паузы, ЭС-2020 закрепляет технологический застой в электроэнергетике, обосновывая его тем, что:
· Необходимо замещать выработавшие свой
ресурс мощности. При этом полагается,
что рыночные отношения решат
эту проблему количественно без
качественного преобразования энергетики.
Рис. 9
Развитие
атомной энергетики должно осуществляться
на апробированных технологиях, без
внедрения современных
Развитие
гидроэнергетики
В условиях устранения государства от
регулирования «свободного» рынка электроэнергии
подобный исход неизбежен, так как из ведения
государства исчезают не только рычаги
развития конкуренции, но и субъекты электроэнергетики,
ответственные за энергоснабжение потребителей.
Поэтому создаются идеальные условия
для развития в электроэнергетике рыночных
кризисов калифорнийского типа (рис.10).
Закон об электроэнергетике в Калифорнии
был принят в 1996 г., к 1998 г. создается сетевая
компания и служба системных операторов.
Далее потребовалось два года для опрокидывания
рынка. Вместо инвестиций был организован
незначительный дефицит энергии с блокаутом
потребителей. В результате временами
тарифы повышались многократно. Постепенный
рост основы тарифа до 5-кратной величины
обусловлен созданным дефицитом первичных
энергоресурсов. Многократные всплески
тарифов связаны с искусственными ограничениями
располагаемой мощности генерациями.
Рис. 10
Системные операторы сотню раз получали отказ от генераций по вводу мощностей из-за «экономических соображений». Мировая практика внедрения нерегулируемого «свободного» рынка в естественно монопольной электроэнергетике сопровождается сокращением инвестиций и деградацией технологий энергоснабжения, что подтверждается также многочисленными системными авариями. Поэтому в России энергетическая стратегия должна строиться на основе государственного менеджмента ее реализации в интересах энергетической безопасности.
Современный объем производства электроэнергии достаточен для самофинансирования его развития и оптимизации. ЭС-2020 предлагает до 2020 г. инвестировать в энергетику 172 млрд. долл. (рис.11).
Рис. 11
При
этом доля инвестиций к современному
тарифу 2 цента/кВт•ч составит 40%. Для всех
видов генераций инвестиционные отчисления
полагаются равными около 30%*. Таким образом,
представленный в ЭС-2020 объем инвестиций
следует считать минимально допустимым,
так как в предшествующее десятилетие
не было инвестиций даже на воспроизводство.
В 2004 г. намечается повысить тариф до 3
центов/кВт•ч, что значительно превышает
необходимый профицит на развитие электроэнергетики.
В результате огневые технологии получают
преимущественное развитие (82 млрд. долл.)
в силу меньшей капиталоемкости (рис.12)
и наличия коммерческих технологий, не
требующих фундаментальных разработок.
Рис. 12
Так,
например, для ТЭС полагается обновление
отработанных мощностей и внедрение
комбинированных циклов (480 долл./кВт).
Для АЭС намечено дальнейшее сооружение
коммерческих мощностей с капиталоемкостью
1100 долл./кВт. В этих условиях невозможно
решить проблему создания принципиально
новых технологий. Для гидроэнергетики
предлагается только обновление и завершение
начатого строительства (750 долл./кВт).
Таким образом, ЭС-2020 не предполагает
качественного изменения основы
отечественной генерации.
В России имеются все необходимые условия
для качественной оптимизации структуры
электроэнергетики за время энергетической
паузы (см. таблицу). В таблице приведена
минимизированная структура энергетической
стратегии (на основе оптимистического
варианта ЭС-2020).
|
Таблица.
Кардинальное
повышение эффективности
Рис.13
При этом, возможно не только остановить, но и снизить потребление газа на энергетические нужды. Электрификация котельных имеет капиталоемкость ниже 400 долл. кВт, что даст экономию в инвестициях не менее 15.5 млрд. долл. Эти средства могут быть использованы для развития гидро и атомной энергетики. Высвобождение 58 млн. т у.т. для экспорта создаст дополнительные налоговые поступления, которые позволят развить технологии газификации угля. В результате будут созданы технологические основы коммерческой рассредоточенной энергетики. Системные проблемы развития попутной энергетики не могут быть решены только на основе строительства гидроаккумулирующих станций. Следует уделить особое внимание развивающемуся в мире перспективных технологий направлению создания аккумуляторов с циркулирующим электролитом.
ЭС-2020 игнорирует грядущее развитие рассредоточенной энергетики. Дело в том, что уже сегодня маломощные установки, работающие по комбинированному циклу совместной выработки тепловой и электроэнергии, имеют эффективность 0.6 - 0.7. Дальнейшее ее развитие приведет к эффективности не менее 0.8. Поэтому следует не только ожидать, но и стимулировать замещение котельного теплопроизводства на системы рассредоточенной энергетики. В результате часть нецентрализованного теплоснабжения может быть осуществлена на коммерческой основе рассредоточенной энергетики без привлечения налоговых средств финансирования. В результате инвестиции могут быть оптимизированы для развития гидро и атомной энергетики.
Создание
рассредоточенной атомной энергетики.
ЭС-2020 строится на основе утвержденной
Правительством атомной стратегии
России. Сама по себе атомная стратегия
оптимизирована как по видам технологий,
так и по объемам производства.
При всем том она имеет уязвимые
места. Почти трехкратное развитие
АЭС основывается на отработанных технологиях
обеспечения безопасности без гарантии
естественной безопасности. Несмотря
на то, что опыт Франции подтверждает
биологическую приемлемость подобных
решений, движение зеленых, само по себе
или путем организованного
Развитие гидроэнергетики является безальтернативным направлением стратегии отечественной энергетики. Известно, что Россия обладает уникальным неиспользованным гидроэнергетическим ресурсом крупнейших рек. Только Сибирь и Дальний Восток располагают ресурсом крупнейших рек более 700 млрд. кВт•ч (рис.14). Ни одна из Европейских стран не обладает подобными возобновляемыми ресурсами. Однако ЭС-2020 предлагает ограничиться только окончанием начатых строек и восстановлением выработанных мощностей. Так, например, предлагается завершить строительство Бурейской ГЭС к 2010 г., т.е. ввести 1.2 ГВт за 7 лет. В то время как во времена СССР только за VI,VII пятилетки было введено более 9 ГВт гидроэнергетических мощностей. Поэтому энергетическая стратегия должна ориентировать на создание быстрыми темпами большой гидроэнергетики, что обеспечит для экономики России беспрецедентные энергетические преимущества. В ЭС-2020 должно быть включено строительство хотя бы одной ГЭС мощностью 8 ГВт (класса Осиновской или Туруханской ГЭС). Строительство мощной ГЭС позволит восстановить гидростроительную индустрию и обеспечить масштабный ввод гидроэнергетики в последующие годы. Располагаемые Россией гидроресурсы требует доведения темпов роста гидроэнергетики минимум до 10 ГВт за пятилетие.
Рис. 14
Финансовая
обоснованность подобного проекта
подтверждается тем, что существующий
энергетический тариф для строительства
подобных ГЭС требует увеличения
не более, чем на 0.06 цента/кВт•ч, при эквивалентной
капиталоемкости 2500 долл./кВт. Следует
учитывать, что каждая такая мощная ГЭС
будет экономить 3 млн. т у.т. ежегодно.
Таким образом, ЭС-2020 должна быть пересмотрена
в направлении:
В результате должна быть изменена целевая структура энергетической стратегии (рис.15). Попутная энергетика, необходимая для вытеснения КЭС, будет использовать только 42% прогнозируемой котельной теплогенерации 2020г. Все остальное тепло, около 1000 млрд. кВт•ч, может стать основой развития рассредоточенной огневой энергетики.
Информация о работе Основы правительственной энергетической стратегии