Основы планирования деятельности предприятий в рыночных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ планирования деятельности предприятия в рыночных условиях и выполнение практического задания.
Исходя из поставленной цели, данная курсовая работа ставит перед собой следующие основные задачи:
Рассмотреть экономическую сущность внутрифирменного финансового планирования в деятельности предприятия в рыночных условиях.
Изучить методы и виды планирования деятельности предприятий.
Выполнить практическое задание по определению основных экономических показателей предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИТИЙ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ 4
1.1. Экономическая сущность внутрифирменного финансового планирования в деятельности предприятия в рыночных условиях 4
1.2. Методы и виды планирования 8
2. ЗАДАНИЕ 15
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 21
3.1. Расчет материальных затрат (МЗ) 21
3.2. Расчет трудовых затрат (ТЗ) 24
3.3. Расчет плановой себестоимости единицы продукции 24
3.4. Расчёт производственной мощности и фактического выпуска продукции 31
3.5. Расчет амортизационных отчислений основных фондов (ОФ) 32
3.6. Расчет норматива оборотных средств 36
3.7.Расчет основных экономических показателей работы предприятия 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Работа содержит 1 файл

Экономика организации тема 23, расчетный вариант 3.docx

— 1.55 Мб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИТИЙ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ 4

1.1. Экономическая сущность внутрифирменного финансового планирования в деятельности предприятия в рыночных условиях 4

1.2. Методы  и виды планирования 8

2. ЗАДАНИЕ 15

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 21

3.1. Расчет материальных  затрат (МЗ) 21

3.2. Расчет трудовых  затрат (ТЗ) 24

3.3. Расчет плановой  себестоимости единицы  продукции 24

3.4. Расчёт производственной  мощности и фактического  выпуска продукции 31

3.5. Расчет амортизационных  отчислений основных  фондов (ОФ) 32

3.6. Расчет норматива  оборотных средств 36

3.7.Расчет  основных экономических  показателей работы  предприятия 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  ЛИТЕРАТУРЫ 45 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     В мире ограниченных производственных ресурсов рыночное планирование их использования служит основой экономической свободы как производителей товаров и услуг, так и потребителей материальных благ.

     В условиях рынка, когда действующие  цены на все продукты и ресурсы  свободно устанавливаются самими конкурирующими производителями и потребителями, каждое предприятие или фирма самостоятельно решают, какие товары и в каких количествах им следует производить в предстоящем плановом периоде.

     Сбалансированный  план представляет предприятию вполне ощутимые блага: четкую мгновенную программу  производственной деятельности, эффективную  обратную связь, эффективную стратегию  совершенствования производства, устремленность персонала фирмы к инновациям, сокращение издержек производства.

     В первую очередь необходимостью отптимального планирования в условиях рыночного хозяйствования, и определяется актуальность и значимость данной темы работы.

     Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ планирования деятельности предприятия в рыночных условиях и выполнение практического задания.

     Исходя  из поставленной цели, данная курсовая работа ставит перед собой следующие  основные задачи:

  1. Рассмотреть экономическую сущность внутрифирменного финансового планирования в деятельности предприятия  в рыночных условиях.
  2. Изучить методы и виды планирования деятельности предприятий.
  3. Выполнить практическое задание по определению основных экономических показателей предприятия.

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИТИЙ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
    1. Экономическая сущность внутрифирменного финансового планирования в деятельности предприятия в рыночных условиях

     Каждое  предприятие независимо от сферы  его деятельности и масштабов  производства  должно  планировать  свою  деятельность.  Планирование -  это процесс формирования целей, определения приоритетов, средств  и методов их достижения. Процесс  планирования охватывает ряд направлений. Одно из них - прогнозирование,  т.е.  разработка  планов  по  достижению  стратегических  целей предприятия (перспективное, стратегическое планирование) [9,  c. 183]. 

     В рыночной экономике, ориентирующей  каждого производителя и предпринимателя на максимальное удовлетворение потребностей в своих товарах и получение наибольшего дохода, новые функции приобретает внутрихозяйственное планирование деятельности на всех предприятиях.

     Рыночное  планирование в настоящее время  призвано обеспечивать не только производство пользующейся высоким спросом у покупателей новой продукции, но и всеми необходимыми экономическими ресурсами, а также способствовать их полной занятости и достижению возможного объема производства товаров, выполнения работ и оказания услуг. В ходе планирования экономической деятельности каждого предприятия необходимо достижение полного объема производства и занятости имеющихся ресурсов, что в свою очередь предполагает рациональное использование человеческого потенциала, производственных фондов, материальных запасов, рабочего времени, технологических методов, денежных средств, информационных возможностей и многих других факторов.

     Следовательно, сущность планирования в свободных рыночных отношениях заключается в научном обосновании на предприятиях или фирмах предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.

     Внутрифирменное планирование рыночной деятельности предприятий  предусматривает не только целостное рассмотрение ряда производственно-хозяйственных, организационно-управленческих, финансово-экономических и многих иных проблем, но и ориентацию на будущее принимаемых решений. Поэтому всякое решение любой существующей проблемы в ходе планирования может рассматриваться как средство для достижения более отдаленного результата.

     Эффективность функционирования предприятия определяется многими обстоятельствами. Среди  них: правильность установления "что, сколько, какого качества и к какому времени производить продукцию  или оказывать услуги" с учетом спроса и предложения; выбор оптимальной  технологии и организации производства; своевременное и рациональное ресурсное  обеспечение; величина основного и  оборотного капиталов; формы и методы реализации продукции и т.д.

     В условиях рыночной системы хозяйствования диапазон использования этих факторов чрезвычайно большой. Поэтому каждое предприятие должно стремиться к  их оптимальному сочетанию [1, c. 96].

     Во  всяком процессе планирования выбор  основных целей и возможных средств или способов их выполнения тесно связаны и переплетены между собой. Выдвигаемые планово-экономические или иные внутрихозяйственные цели во многом влияют при имеющихся ограничениях и на выбор средств для их предстоящего осуществления. Вместе с тем не менее очевиден и тот факт, что имеющиеся в распоряжении предприятия производственные ресурсы, технологические средства и финансовые возможности влияют также и на выбор стратегических или тактических целей его развития. Например, возможность или способность стабилизации и подъема производства на отечественных машиностроительных предприятиях в период перехода к рынку существенно ограничивается уровнем их реальных доходов и состоянием платежеспособности. Иными словами, наше представление о возможных финансовых исходах или, точнее говоря, о финансовом состоянии предприятия влияет на выбор тех важнейших или приоритетных экономических целей, к которым следует стремиться при планировании их производственной деятельности.

     Таким образом, рыночное планирование внутрихозяйственной деятельности служит основой современного маркетинга, производственного менеджмента и в целом всей экономической системы хозяйствования.

     Это означает, что в процессе планирования необходим комплексный, системный подход к решению возникающих на предприятии производственно-экономических и всех иных проблем. Формулировка производственных целей и выбор экономических ресурсов, направленных на достижение требуемых рынком плановых показателей или задач, представляет перспективное планирование или комплексное решение будущих проблем. В связи с этим внутрифирменное планирование подразумевает, что ни одна производственная или предпринимательская проблема не должна рассматриваться изолированно друг от друга и каждая из них формулируется с учетом ее принадлежности к системе или множеству взаимосвязанных задач или целей, выступающих на каждом предприятии как единая экономическая система.

     Это предполагает необходимость применения соответствующих форм и методов  их внутренней увязки. Такой формой является планирование производственной и хозяйственной деятельности предприятия. Опыт многих преуспевающих компаний промышленных стран показывает, что  в условиях рынка с его жесткой  конкуренцией планирование хозяйственно-производственной деятельности является важнейшим условием их выживаемости, экономического роста  и процветания. Именно оно позволяет  оптимально увязать имеющиеся возможности  предприятия по выпуску продукции  со сложившимися на рынке спросом  и предложением.

     Это вытекает из самой сущности планирования, проявляющейся в том, что:

     • во-первых, оно имеет дело с выбором  из множества возможных альтернатив  развития предприятия в будущем;

     • во-вторых, реализация выбранной альтернативы осуществляется на основе решений, принимаемых  сегодня. Отсюда всегда существует вероятность  ошибки;

     • в-третьих, планирование есть непрерывный  процесс принятия решений, в ходе которого устанавливаются и постоянно  уточняются по времени цели и задачи развития предприятия (начиная с  производства изделий, их реализации и  кончая дальнейшим его развитием); определяются стратегия и политика по их достижению; разрабатываются детальные планы, в которых скоординировано выполнение показателей, отражающих различные стороны ведения экономики предприятия;

     • в-четвертых, исходной предпосылкой планирования должен стать принцип, согласно которому функционирование предприятия должно быть рентабельно и обеспечивать денежные поступления и прибыль  в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия  группы лиц (собственников, учредителей, коллективов акционеров, государства  и т.д.);

     • в-пятых, в силу различий в самой  сущности и характере проявления факторов производства и задач, вытекающих из отдельных направлений деятельности предприятия, планирование подразделяется на долгосрочное и краткосрочное. Так, например, приобретение оборудования и характер его использования, кадровая политика, определение ассортимента продукции и рынка сбыта требуют  рассмотрения в долговременном плане. В то же время текущее обеспечение  предприятия сырьем и материалами, плата за энергию, воду нуждаются  в анализе в краткосрочном  периоде.

     На  практике применяется стратегическое, долгосрочное, краткосрочное, а также  текущее планирование.

     Каждый  из указанных видов планирования имеет свою методологию, формы и  методы увязки и расчета показателей. Они являются предметом рассмотрения одной из ведущих отраслей знания экономической науки - "Прогнозирование  и планирование экономической деятельности" [2, c. 97-98].

    1. Методы  и виды планирования

     Существует  несколько методов планирования (рис. 1.1) [6, c. 248-249]:

Информация о работе Основы планирования деятельности предприятий в рыночных условиях