Основные принципы формирования и распределения прибыли на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Анализ прибыли предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявить резервы роста прибыли, что, в конечном счете, позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность. Актуальной становится проблема создания таких условий собственной работы предприятия и разработка производителями соответствующей этим условиям финансово-хозяйственной политики, которые способствовали бы достижению поставленной цели увеличения прибыли и ее оптимизации.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………..
1. Основные принципы формирования и распределения прибыли на
предприятии
1.1 Прибыль и ее экономическое содержание………………………….……..
1.2 Форма №2 баланса предприятия, как источник информации о
формировании прибыли предприятия. Виды прибыли……………..……
1.3 Значение прибыли для предприятия. Факторы, влияющие на
величину прибыли…………………………………………………...…….
1.4 Порядок распределения прибыли. Специализированные фонды,
формируемые за счет прибыли предприятия……………………………
2. Практическая часть…………………………………….……………………..
Заключение…………………………………………………….…………………
Список литературы…………………………………..…………………………..

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 72.89 Кб (Скачать)

- превышение (снижение) стоимости произведенной продукции над затратами на ее производство;

- превышение выручки от продаж (стоимости реализованной продукции) над полными затратами, понесенными в связи с ее производством и продажей (реализацией);

- превышение чистой прибыли отчетного периода над понесенными убытками. [11, c. 201]

Таким образом, финансовый результат  в конечном итоге является финансово-экономической базой приращения собственного капитала предприятия. Кроме того, положительный финансовый результат свидетельствует об эффективном и целесообразном использовании активов предприятия, его основного и оборотного капитала.

Конечный финансовый результат  деятельности предприятия любой  организационно-правовой формы хозяйствования выражается так называемой бухгалтерской прибылью (убытком), выявленной за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех ее хозяйственных операций и оценки статей бухгалтерского баланса.

Конечный финансовый результат отчетного периода отражается в бухгалтерском балансе как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т.е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

Чистая прибыль складывается из финансового результата от продаж (реализации) товаров, продукции (работ, услуг); доходов от участия в других организациях; процентов к получению за минусом их к уплате; операционных доходов и расходов; внереализационных доходов и расходов, отложенных налоговых активов за минусом отложенных налоговых обязательства, а также за вычетом текущего налога на прибыль.

Прибыль от продаж товаров (работ, услуг) определяется как разница  между выручкой (нетто) от продаж за минусом НДС, акцизов и аналогичных  обязательных платежей и затратами на ее производство и реализацию. К обязательным платежам относятся экспортные пошлины, а также процентные надбавки к розничным ценам к некоторым видам продукции.

Помимо, чистой прибыли и прибыли от продажи  товаров (работ, услуг, принято выделять следующие виды прибыли:

Балансовая  прибыль - конечный финансовый результат, выявленный в отчетный период на основании  бухгалтерского учета всех хозяйственных  операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса.

Валовая (банковская) прибыль - выраженный в  денежной форме чистый доход на вложенный  капитал. Она представляет собой  разницу между нетто-выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью этих продаж без условно-постоянных управленческих расходов и затрат по сбыту (коммерческих расходов).

Маржинальная  прибыль - это превышение выручки над переменными затратами на производство продукции, которое позволяет возместить постоянные затраты и получить прибыль.

Номинальная прибыль - это прибыль, обозначенная в финансовой отчетности, которая  соответствует балансовой прибыли.

Реальная  прибыль - это номинальная прибыль, скорректированная на инфляцию. Для определения реальной прибыли номинальная прибыль соотносится с индексом потребительских цен. [17, c. 90]

Нераспределенная  прибыль представляет собой конечный финансовый результат отчетного  периода за вычетом налогов и  иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение договоров. По своему содержанию соответствует  чистой прибыли.

Таким образом, «Отчет о финансовых результатах», форма №2 - одна из основных форм бухгалтерской отчетности, которая характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период и содержит данные о доходах, расходах и финансовых результатах в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты. В форме № 2 отражается величина балансовой прибыли или убытка и отдельные слагаемые этого показателя: прибыль/убытки от реализации продукции; операционные доходы и расходы (положительные и отрицательные курсовые разницы); доходы и расходы от прочей внереализационной деятельности (штрафы, безнадежные долги);

Форма №2 баланса является важнейшим источником для анализа показателей рентабельности предприятия, рентабельности реализованной продукции, рентабельности производства продукции, а также для определения величины чистой прибыли.

 

 

 

1.3 Значение прибыли для предприятия. Факторы, влияющие на величину

прибыли.

 

Прибыль является показателем  для определения рентабельности собственных и заемных средств предприятия, основных производственных фондов, авансированного капитала и каждой акции. Характеризуя целесообразность  вложений средств в активы данного предприятия и степень умелости его хозяйствования, прибыль является наилучшим измерителем его финансового здоровья.

Рост прибыли создает  финансовую базу для самофинансирования, 
расширенного воспроизводства, решения социальных и материальных проблем предприятия. За счет прибыли выполняются обязательства перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий. Они характеризуются степень его деловой активности и финансового благополучия. Чтобы управлять прибылью, нужно знать механизм ее формирования, уметь определить долю каждого фактора ее роста или снижения. [6, c. 170]

Изменения социально-экономического развития государства в период перехода к рыночным отношениям приводят к  качественным структурным сдвигам  в сторону интенсификации производства, что обуславливает неизменный рост денежных накоплений и, главным образом, прибыли предприятий различных форм собственности.

На изменение прибыли  влияют две группы факторов: внешние  и внутренние. Внутренние факторы  изменения прибыли подразделяются на основные и неосновные. Важнейшими в группе основных являются: валовой  доход и доход от продажи продукции (объем продаж), себестоимость продукции, структура продукции и затрат, величина амортизационных отчислений, цена продукции. К неосновным факторам относятся факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины, такие как ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, другие нарушения, ведущие к штрафам и экономическим санкциям

К внешним факторам, влияющим на прибыль предприятия, относятся: социально-экономические условия, цены на производственные ресурсы, уровень  развития внешнеэкономических связей, транспортные и природные условия.

Важнейшими факторами  роста прибыли являются рост объема производства и продажи продукции, внедрение научно-технических разработок, повышение производительности труда, улучшение качества продукции.

Основной источник денежных накоплений предприятий - доход предприятия от продажи продукции, а именно та его часть, которая остается за вычетом расходов на материальные, трудовые и другие денежные затраты, связанные с производством и продажей этой продукции. В условиях радикального изменения управления экономикой показатель дохода от продажи продукции становится одним из важнейших показателей деятельности предприятий. Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема проданной продукции. А это значит, что производиться должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются спросом на рынке.

В этих целях необходимо изучать рыночные условия хозяйствования и возможности внедрения производимой продукции на рынок путем расширения объемов ее продажи. С развитием  предпринимательства и повышением конкуренции возрастает ответственность  предприятий за выполнение принятых на себя обязательств. Таким образом, показатель дохода от продажи продукции  отвечает требованиям коммерческого  расчета и, в свою очередь, способствует развитию производственно-хозяйственной деятельности. [8, c. 121]

Заинтересованность предприятий  в производстве и продаже качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая  при прочих равных условиях находится  в прямой зависимости от объема продажи этой продукции.

Расходы на производство и  продажу продукции, определяющие себестоимость, состоят из стоимости используемых в производстве продукции природных  ресурсов, сырья, основных и вспомогательных  материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих производственных расходов а также  внепроизводственных затрат.

Состав и структура  затрат зависят от характера и  условий производства при той  или иной форме собственности, от соотношения материальных и трудовых затрат и других факторов.

Итак, прибыль как основная форма денежных накоплений зависит, прежде всего, от снижения затрат на производство и обращение продукции, а также  от увеличения объема продажи продукции.

Размер прибыли как  конечного финансового результата работы предприятия зависит и  от второй, не менее важной величины — объема валового дохода предприятия. Размер валового дохода предприятия  и соответственно прибыли зависит  не только от количества и качества произведенной и проданной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), но и от уровня применяемых цен.

Виды и уровень применяемых  цен определяют в конечном счете  объем валового дохода предприятия, а следовательно, прибыли.

Проблема ценообразования  занимает ключевое место в системе  рыночных отношений. Проведенная либерализация  цен привела к резкому сокращению воздействия государства на процесс  регулирования цен, следствием чего явился рост цен почти на все производимые товары. С помощью высоких цен  предприятия возмещают любые  по величине производственные затраты, что отнюдь не содействует повышению качества продукции и эффективности производства.

Следующий фактор, влияющий на величину прибыли - это амортизация основных фондов и нематериальных активов. Сумма амортизационных отчислений определяется на основании балансовой стоимости основных фондов и действующих норм амортизации и амортизации нематериальных активов, исходя из срока полезного использования таких нематериальных активов, но не более 10 лет непрерывной эксплуатации. При этом учитывается ускоренная амортизация активной части основных производственных фондов, что выражается в установленных законодательством более высоких нормах амортизации на соответствующие виды основных фондов. [17, c. 82]

Таким образом, прибыль предприятия  формируется под воздействием следующих  основных факторов: валовых доходов  предприятия, дохода предприятия от продажи продукции, валовых расходов предприятия, уровня действующих цен  на продаваемую продукцию и величины амортизационных отчислений.

Важнейшим из них является величина валовых расходов. Количественно  в структуре цены расходы занимают значительный удельный вес, поэтому  снижение расходов очень заметно  сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях. В анализе факторов, влияющих на величину прибыли, лежат резервы увеличения прибыли предприятия, основными из которых являются: обеспечение роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства, улучшение условий продажи продукции, в том числе за счет совершенствования расчетно-платежных отношений между предприятиями, изменение структуры производимой и продаваемой продукции за счет увеличения доли более рентабельной, снижение валовых расходов на производство и обращение продукции.

 

1.4 Порядок распределения прибыли. Специализированные фонды,

формируемые за счет прибыли  предприятия

 

Распределение и использование  прибыли является важным хозяйственным  процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предприятия, так и  формирование доходов государства.

Механизм распределения  прибыли должен быть построен таким  образом, чтобы способствовать повышению  эффективности производства, стимулировать  развитие новых форм хозяйствования.

В зависимости от объективных  условий общественного производства на различных этапах развития отечественной  экономики система распределения  прибыли менялась и совершенствовалась. Одной из важнейших проблем распределения  прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение  доли прибыли, аккумулируемой в доходах  бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов.

С развитием рыночных отношений  предприятия имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той ее части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению  и другим направлениям в соответствии с законодательством. [1, c. 169]

Таким образом, возникает  необходимость в четкой системе  распределения прибыли, прежде всего, на стадии, предшествующей образованию  чистой прибыли.

При распределении прибыли  предприятия необходимо учитывать  основные принципы распределения, которые  можно сформулировать следующим образом:

Информация о работе Основные принципы формирования и распределения прибыли на предприятии