Основные принципы формирования и распределения прибыли на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Анализ прибыли предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявить резервы роста прибыли, что, в конечном счете, позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность. Актуальной становится проблема создания таких условий собственной работы предприятия и разработка производителями соответствующей этим условиям финансово-хозяйственной политики, которые способствовали бы достижению поставленной цели увеличения прибыли и ее оптимизации.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………..
1. Основные принципы формирования и распределения прибыли на
предприятии
1.1 Прибыль и ее экономическое содержание………………………….……..
1.2 Форма №2 баланса предприятия, как источник информации о
формировании прибыли предприятия. Виды прибыли……………..……
1.3 Значение прибыли для предприятия. Факторы, влияющие на
величину прибыли…………………………………………………...…….
1.4 Порядок распределения прибыли. Специализированные фонды,
формируемые за счет прибыли предприятия……………………………
2. Практическая часть…………………………………….……………………..
Заключение…………………………………………………….…………………
Список литературы…………………………………..…………………………..

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 72.89 Кб (Скачать)

 

    

Введение

 

Любое предприятие является связующим звеном, между возникающими 
потребностями людей и возможностями удовлетворения этих потребностей. 
Создаваясь, оно ставит перед собой задачу производство товаров, 
выполнение работ и услуг для потребления и имеет свой экономической 
целью создать более высокий результат своей работы в денежном выражении 
за определенный период, или получить максимальную прибыль.

Прибыль - важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия. По прибыли определяются доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов.

При этом на величину прибыли  влияют различные факторы, имеющие  как непосредственное отношение к деятельности предприятия: объем 
производства и его структура, ассортимент выпускаемой продукции, 
качество и конкурентоспособность продукции, ритмичность производства, 
уровень применяемых цен, ритмичность отгрузки, своевременное оформление платежных документов, соблюдение договорных условий, применяемые формы расчетов, так и не зависящие от его деятельности: нарушение условий поставки предприятию материально-технических ресурсов, перебои в работе транспорта, несвоевременная оплата продукции вследствие неплатежеспособности покупателя и т.д.

Анализ прибыли предприятия  позволяет выявить большое число  тенденций развития, призван указать  руководству предприятия пути дальнейшего  успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявить резервы роста  прибыли, что, в конечном счете, позволяет  предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.

Актуальной становится проблема создания таких условий 
собственной работы предприятия и разработка производителями 
соответствующей этим условиям финансово-хозяйственной политики, которые способствовали бы достижению поставленной цели увеличения прибыли и ее оптимизации.

Очевидно, что решение  этой проблемы должно проходить во взаимосвязи с совершенствованием налоговой политики, развитием предпринимательства и рыночных отношений, чтобы прибыль могла выполнять присущие ей функции стимулирования экономики, создания соответствующей ресурсной базы для ее поддержания и оздоровления.

Предметом настоящего исследования является прибыли предприятия.

Цель работы – изучить  основные принципы формирования и распределения  прибыли на предприятии в современных  условиях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- охарактеризовать экономическое  содержание прибыли;

- рассмотреть форму №2  баланса предприятия, как источника  информации о формировании прибыли;

- проанализировать значение  прибыли для предприятия и  факторы, влияющие на ее величину;

- изучить порядок распределения  прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные принципы формирования  и распределения прибыли на

предприятии

    1. Прибыль и ее экономическое содержание

 

Прибыль занимает одно из важных мест в общей системе стоимостных  взаимоотношений рыночной экономики и представляет собой важнейший элемент экономического механизма управления общественным производством. С ее помощью оценивается деятельность всех предпринимательских структур. Прибыль является самым крупным источником финансирования расширенного воспроизводства, критерием его эффективности и одним из главных источников доходов государственного бюджета. Правильное понимание экономической природы прибыли является основой для улучшения механизма практического использования этой категории в современных российских условиях.

Проблема экономического содержания, функций и значения прибыли  находится в поле зрения многих экономистов.

Согласно марксистской теории прибыль является превращенной формой прибавочной стоимости, представляющей неоплаченный прибавочный труд наемного рабочего, занятого в сфере материального производства.

В неоклассической теории обосновывается иной подход: прибыль формируется в зависимости от производительности факторов производства, каждый их владелец получает свою часть добавленной стоимости в соответствии с предельной производительностью капитала, труда, земли: прибыль, зарплату, ренту. [5, c. 97]

Многочисленные исследования на предмет изучения соответствия прибыли, исчисленной в бухгалтерском учете, ее экономическому содержанию привели к разграничению таких понятий, как «бухгалтерская» и «экономическая» прибыль.

Под бухгалтерской прибылью понимается прибыль, исчисленная в соответствии с действующими правилами бухгалтерского учета и указываемая в отчете о прибылях и убытках как разница между доходами и расходами, признаваемыми в отчетном периоде. Понятие «бухгалтерской прибыли» в России введено с 1 января 1999 г. Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н. Определения бухгалтерской прибыли базируются на двух основных концепциях:

- поддержания благосостояния или сохранения капитала;

- эффективности, или наращения, капитала. [14, c. 202]

В мировой практике признается в качестве главенствующей концепция  поддержания благосостояния, согласно которой бухгалтерская прибыль  есть прирост в течение отчетного  периода собственного капитала (средств, вложенных собственниками) и является результатом улучшения благосостояния фирмы. Данную концепцию иногда также называют концепцией прибыли, основанной на изменениях в активах и пассивах. Выручка от продаж или иные доходы могут быть признаны только вследствие увеличения какого-либо актива или уменьшения какого-либо обязательства, и, соответственно, расход не может быть признан, если он не вызван уменьшением актива или увеличением обязательства.

В соответствии со второй концепцией прибыль есть разница между доходами и расходами предприятия и  мерило эффективности деятельности предприятия и его руководства. Прибыль является результатом корректного разнесения доходов и расходов по соответствующим отчетным периодам, подразумевающее соотнесение в данном отчетном периоде «усилий» (т.е. расходов) и соответствующих им «достижений» (т.е. доходов).

Под экономической прибылью понимается прирост экономической стоимости предприятия. При этом понятие «экономическая прибыль» в последние годы в западной практике в условиях развития рынка ценных бумаг значительно трансформировалось по сравнению с первой половиной XX столетия. Существует немало разночтений в определении того, как же рассчитывать такую экономическую стоимость, однако всех их объединяет принципиальная разница по сравнению с бухгалтерской интерпретацией в понимании того, какая величина по истечении отчетного периода считается соответствующей «уровню достатка» в начале периода.

Экономическое содержание прибыли  проявляется в ее функциях. Выделяют следующие функции.

Стимулирующая функция. Прибыль  в рыночной экономике - движущая сила и источник обновления производственных фондов и выпускаемой продукции; за ней закрепляется статус цели, что предопределяет экономическое поведение хозяйствующих субъектов, благополучие которых зависит как от величины прибыли, так и от принятого в национальной экономике алгоритма ее распределения, включая налогообложение; в условиях рыночных отношений собственники и менеджеры, ориентируясь на размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимых предприятием с учетом перспектив его развития. [8, c. 140]

Показатель эффективности  деятельности предприятия. В рыночной экономике вложение капитала в предприятие  сопровождается определенной оценкой эффективности его функционирования. В противном случае вообще пропадает стимул этого экономического действия. Во все времена прибыль являлась признаком эффективного управления находившимися в распоряжении компании людскими, материальными, финансовыми и другими ресурсами. В конечном счете финансовые результаты деятельности предприятий являются основой валового внутреннего продукта государства и отражают эффективность функционирования экономики страны.

Источник формирования доходов  бюджетов. Прибыль поступает в бюджеты в виде налогов, а также экономических санкций и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета и утвержденные в законодательном порядке.

Таким образом, прибыль определяется как разность между рентабельностью вложенного капитала и средневзвешенной стоимостью капитала, позволяя сравнить рентабельность вложенного капитала с минимально необходимой для оправдания ожиданий инвесторов доходностью. Экономическую прибыль можно также определить как разницу между чистой операционной прибылью после налогообложения и величиной вложенного капитала, помноженной на средневзвешенную стоимость капитала.

Именно экономическая  прибыль служит критерием эффективности использования ресурсов предприятия. Положительное ее значение означает, что компания заработала больше, чем требуется для покрытия стоимости используемых ресурсов, следовательно, была создана дополнительная стоимость для тех, кто предоставил ей свой капитал.

 

 

 

1.2 Форма №2 баланса предприятия, как источник информации о

формировании прибыли  предприятия. Виды прибыли

 

Обобщающим показателем  анализа и оценки эффекта деятельности предприятия на определенных стадиях его формирования является финансовый результат.

Счет прибылей и убытков  связан с другими синтетическими счетами бухгалтерского учета, которые  отражают движение доходов и расходов предприятия. Так, на счет 90 «Продажи» формируется финансовый результат от экономической деятельности, который отражается в отчетности формы №2 «Отчет о финансовых результатах» в двух Показателях: валовая прибыль и прибыль от продаж. [19, c. 154]

В процессе формирования финансовых результатов рассчитывают:

- валовую прибыль (Пв);

- прибыль (убыток) от продаж (Ппр);

- прибыль (убыток) до налогообложения (Пдн);

- чистую прибыль (убыток) отчетного периода (Пч).

Если валовая прибыль  рассчитывается как разность между  выручкой от продаж и себестоимостью реализованной продукции, то прибыль от продаж (операционная прибыль) формируется как разность между выручкой от продаж и полной себестоимостью реализованной продукции, включающей в себя себестоимость реализованной продукции, коммерческие и управленческие расходы. [2, c. 82]

Валовая прибыль рассчитывается по формуле:

Пв = Впр - С                                                   (1.1)

где: В - выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг;

        С - себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.

На предприятиях торговли валовая прибыль характеризует  сумму торговой надбавки, приходящейся на проданные товары, т. е. представляет собой разность между продажной и покупной стоимостью проданных товаров.

Прибыль (убыток) от продаж рассчитывается по формуле:

Ппр = Впр – С – Рк – Рупр                                     (1.2)

где: Рк - коммерческие расходы;

         Рупр - управленческие расходы

Действующая форма № 2 «Отчет о финансовых результатах» позволяют рассчитать прибыль (убыток) от обычной деятельности как в целом за год, так и в поквартальном разрезе.

Финансовый результат  от всех видов обычной деятельности выражается показателем «Прибыль (убыток) до налогообложения», рассчитываемым по формуле:

Ппр = Ппр + ПРП – ПРУ + ДУ + ПОД – ПОР + ВРД – ВРР        (1.3)

где: ПРП, ПРУ - проценты к получению, проценты к уплате;

         ДУ - доходы от участия в других организациях;

         ПОД, ПОР - прочие операционные доходы и расходы;

         ВРД, ВРР - внереализационные доходы и расходы.

Конечным финансовым результатом  деятельности предприятия является чистая прибыль (убыток) отчетного периода, которая формируется на счете 99 «Прибыли и убытки» и рассчитывается по формуле:

                                                 Пч = Пдн + НА – НО – Нп,                              (1.4)

где: НА - отложенные налоговые активы;

        НО - отложенные налоговые обязательства;

        Нп - текущий налог на прибыль. [16, c. 132]

Чистая прибыль является основным показателем для объявления дивидендов акционерам, а также источником средств, направляемых на увеличение уставного и резервного капитала, капитализации прибыли предприятия. Заключительными записями декабря отчетного года чистая прибыль переносится на счет 84 «Нераспределенная прибыль», которая по существу должна быть равна нераспределенной прибыли, если предприятие в течение года не использовало в исключительных случаях чистую прибыль на покрытие текущих расходов по внутрихозяйственным программам.

Чистая прибыль (убыток) отчетного  периода характеризует реальный прирост (наращение) собственного капитала предприятия. В связи с этим в научной и учебной литературе по финансовому анализу при желании можно найти различные определения понятия «финансовый результат» в зависимости от того, какая сторона деятельности в каждом конкретном случае рассматривается. В целом в понятие «финансовый результат» вкладывается определенный экономический смысл:

Информация о работе Основные принципы формирования и распределения прибыли на предприятии