Основные направления улучшения использования основных фондов и производственых мощностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучить вопросы, касающиеся программы выпуска продукции и производственной мощности, необходимые для выработки управленческих решений.
Главными задачами является:
· Изучить сущность и принципы планирования
· Раскрыть методы планирования
· Рассмотреть, как можно совершенствовать планирование производственно программы
· Увидеть основные черты производственной структуры предприятия

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО ПРОГРАММЫ И ПРОИЗВОДСТВЕННО МОЩНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1Теоретические основы и понятия производственно программы и производственно мощности предприятия
1.2 Методика планирования производственно программы
1.3 Совершенствование планирование производственной программы
2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
2.1 Составление сметы на производство и реализацию продукции
2.2 Составление калькуляции
2.3Расчет прибыли
2.4 Расчет годового экономического эффекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 71.25 Кб (Скачать)

          На участке мощность определяется по ведущему оборудованию. Ведущее оборудование — это оборудование, на котором выполняются основные наиболее трудоёмкие операции. Если существует несколько групп оборудования, то производственная мощность определяется по той группе, где обработка деталей наиболее трудоёмкая. При этом необходимо учесть все оборудование, закрепленное за цехом, включая бездействующее вследствие неисправности, находящееся в ремонте и подлежащее установке в плановом периоде. Не учитывается только оборудование, находящееся в резерве, а также на опытно-экспериментальных и специальных участках для профессионально-технического обучения.

     Существует 2 основные методики определения производственной мощности:

     1. для цехов, где можно выделить основное, общее оборудование: 

     где Тэ – эффективное время работы оборудования, ч.; ti – трудоемкость изготовления i – го изделия, ч.; q –  количество однотипного оборудования, ед.

     2.для цехов, где нет ведущего оборудования (монтажный, сборочный и т.д.): 

     где Тн – номинальный фонд времени  цеха, ч.; ti – трудоемкость изготовления i – го изделия, ч.; S – площадь  цеха, кв.м.; s – площадь одного рабочего места, кв.м.

     При расчете производственной мощности предприятий необходимо учитывать  производственные площади. Расчет выполняется  по формуле: 

     где S — производственная площадь цеха, выделяемая для организации производственных потоков, кв. м.; Sн — производственная нормативная площадь (с учетом проходов) на одно рабочее место, кв. м.;  Т  — эффективный фонд времени использования  производственной площади цеха, ч.;  t — количество квадратных метро-часов, необходимых для изготовления (сборки, формовки и так далее, в зависимости  от отрасли производства) единицы  продукции, ч.

     Таким образом, расчёт производственной мощности предприятий различных отраслей имеет свои особенности, которые  должны учитываться в каждом конкретном случае. [3] 
 
 

       
 

     1.2 Методика планирования производственной программы 

     В процесс планирования производственной (продуктовой) программы включается определение вида и объемов производимой продукции на плановый период и его  отрезки. Оно осуществляется в разрезе  групп, видов и вариантов продуктов  и заказов по возможности раздельно  по уровням производства в натуральном  выражении. Однозначно назвать конкретные методы, пригодные во всех случаях  для определения планового объема сбыта, невозможно. На уровне предприятия  с использованием количественных и  качественных методов анализа и  прогнозирования необходимо разработать  производственную программу с учетом комбинации ассортимента и объема выпуска  продукции и услуг, при которой  реализуется установленная миссия в соответствии с разработанными функциональными стратегиями и  максимизируется прибыль, повышается конкурентоспособность предприятия. В первую очередь при планировании производственной программы учитывается  ассортиментная политика.

     Ассортимент представляет собой совокупность результатов  деятельности предприятий, причем в  состав этих результатов могут входить  как самостоятельно изготовленные, так и приобретенные материальные и нематериальные блага. Кроме товаров  и услуг в состав ассортимента может входить и все, что связано  с послепродажным обслуживанием (запасные части, услуги и консультации по эксплуатации и т.п.).

     Важнейшим фактором, определяющим уровень и  рентабельность продаж, является соответствие ассортимента продукции и услуг  запросам потребителей.

     При планировании ассортимента продукции  и услуг необходимо руководствоваться  следующими понятиями:

     1.широтой ассортимента (исходя из количества предлагаемых ассортиментных групп);

     2.глубиной ассортимента (исходя из количества позиций в каждой ассортиментной группе);

     3.сопоставимостью (исходя из соотношения между ассортиментными группами с точки зрения общности конечного потребления, каналов распределения, групп потребителей и диапазона цен).

     Широкий ассортимент при планировании позволяет  диверсифицировать продукт, ориентироваться  на различные требования потребителей и стимулировать покупки в  одном месте. Одновременно он требует  вложения ресурсов в различные категории  товаров и услуг, что сопряжено  с рядом сложностей.

     Глубокий  ассортимент может удовлетворять  потребности различных сегментов  рынка по одному продукту, максимизировать  использование производственных и  торговых площадей, препятствовать появлению  конкурентов, предлагать диапазон цен. Однако он также увеличивает расходы  на поддержание запасов, модификацию  и реализацию продукта. Кроме того, в процессе планирования и изготовления продукта могут возникнуть трудности  в дифференциации между схожими  ассортиментными позициями.  

     Сопоставимость  ассортимента влияет на процедуры планирования и управления. Считается, что сопоставимый ассортимент планировать легче, чем несопоставимый. Он позволяет  предприятию специализироваться в  области производства и обслуживания потребителей, создавать прочный  имидж и обеспечивать стабильные отношения в каналах сбыта. Однако чрезмерная специализация и концентрация может сделать предприятие уязвимым со стороны внешней среды, а также  привести к замедлению его роста  в силу того, что упор делается на ограниченный ассортимент товаров  и услуг.

     Важным  обстоятельством, влияющим на планирование ассортимента товаров и услуг, является определение их жизненного цикла. Жизненный  цикл продукта подчиняется определенным закономерностям и включает в  себя ряд стадий (внедрение на рынок, рост, насыщение, спад, уход с рынка  или модернизация). Скорость прохождения  продуктом данных фаз жизненного цикла зависит от многих факторов, которые влияют одновременно на рыночную конъюнктуру.

     Заранее определенное и просчитанное движение продукта по фазам жизненного цикла  позволяет хозяйствующему субъекту принять соответствующие меры»  способные продлить фазы жизненного цикла предотвратить падение  спроса на этот продукт, а в конечном итоге повлиять на финансовый результат  проекта. Применяемые при этом инструменты  маркетинга достаточно разнообразны: диапазон цен, методы распространения  и продвижения продукта, реклама  и др.

     Если  на предприятии в рамках долгосрочных или среднесрочных планов установлена  генеральная материальная цель (уровень  прибыли), при планировании производственной программы необходимо учитывать  рентабельность отдельных товаров  или услуг. С точки зрения технической  или рыночной родственности отдельных  продуктов и полей бизнеса  предприятие может сформировать однородную (гомогенную) или разнородную (гетерогенную) производственную программу.

     Задачей планирования производственной программы  на уровне предприятия в целом  является определение целевых позиций  отдельных продуктов в общем  бизнес-портфеле предприятия. Такой  бизнес-портфель показывает рыночную, технологическую и экономическую  привлекательность каждого продукта, его относительные конкурентные преимущества и другие ключевые параметры. При этом следует иметь в виду, что общефирменный бизнес-портфель должен быть в целом сбалансирован  с точки зрения результата, денежных потоков и риска и оптимален  в долгосрочном плане с позиции  путей развития предприятия. 
 
 
 

 

     

1.3 Совершенствование  планирование производственно программы

     Характер  конкретных мероприятий по улучшению  организации производства в определенно  степени определяется особенностями  предприятия и сложившейся ситуацией. Вместе с тем можно сформировать общее направление работ по рационализации и последовательность их проведения в объединении и на предприятии.

       В соответствующие формы текущего плана вносятся наиболее крупные и объединенные мероприятия по совершенствованию организации производства. Для развития перспективного и текущего планов предприятия или объединения разрабатывается рабочий план мероприятий, который представляет собой более детализированный документ, чем соответствующий раздел текущего плана.

     В качестве областей совершенствования  организации производства в объединении  и на предприятии выступают следующие: организация труда, функционирования средств труда; движение предметов труда; организация подготовки производства, производственных процессов, производственной инфраструктуры, технического контроля качества продукции, материально-технического обеспечения производства, реализации и сбыта продукции; формирование и совершенствование производственной структуры объединения, предприятия и входящих в их состав подразделений; организация оперативно-производственного планирования.

     По  каждому из этих направлений совершенствования  организации производства разрабатываются  конкретные мероприятия.

     Мероприятия разрабатываются производственными  подразделениями и соответствующими техническими и экономическими службами под методическим руководством отдела или бюро организации труда и  производства в такой последовательности: разработанные мероприятия обсуждаются в коллективах и рассматриваются советом трудового коллектива. Завершающим этапом является реализация плана и введение на предприятиях прогрессивных форм и методов организации производства.

     Реализация  мероприятий по улучшению организации  может быть осуществлена на основе разработки целевой комплексной  программы совершенствования организации  производства.

     Целевая комплексная программа совершенствования  организации производства представляет документ, в котором отражена планируемая  совокупность работ, направленных на разработку и осуществление рациональных форм и методов организации производства в условиях современного НТП. В то же время программа содержит комплекс организационных, экономических и  идеологических мероприятий, обеспечивающих ее реализацию в установленные сроки  и в пределах выделенных ресурсов.

     Цель  программы - совершенствование организации  производства для освоения новых  изделий, повышения качества продукции, роста эффективности производства и т. п.

     Результатом реализации комплексной программы  должна стать система (или подсистема) организации производства, построенная  на научной основе и передовом производственном опыте, соответствующих требованиях НТП и новых условий хозяйствования.

     В состав комплекта программной документации входят: характеристика цели и конечных результатов целевой программы; рабочий план совершенствования организации производства, содержащий задания, обеспечивающие рационализацию целей программы; ведомость необходимых для выполнения заданий программы ресурсов; перечень стандартов предприятий, положений и инструкций, подлежащих разработке и внедрению; сводная смета затрат на реализацию программы; расчет экономического эффекта от реализации программы.

     Назначение  комплекта документов целевой программы  состоит в том, чтобы все планы  и задания, а также рабочую  документацию соединить в один взаимосвязанный  комплекс, спланировать необходимые  ресурсы обеспечения, создать необходимые  предпосылки для контроля за ходом  выполнения программных заданий.

       Программно-целевые методы совершенствования организации производства позволяют сконцентрировать ресурсы и внимание коллектива на решении первоочередных задач и создают условия для ускоренного решения возникающих перед производственным коллективом новых организационных задач.

     Методические  положения оценки экономической  эффективности улучшения организации  производства базируются на общей теории и методологии определения экономической  эффективности производства.

     Эффект  совершенствования организации  производства возникает при проведении мероприятий по совершенствованию  организации производства и представляет собой качественно и количественно  иную величину, чем сумма отдельных  частных эффектов.

     Экономический эффект от внедрения конкретных мероприятий  по организационному усовершенствованию может определяться в стоимостном  или в натуральном выражении. При этом следует иметь в виду, что результаты организационных  мероприятий по-разному влияют на экономический эффект. Возникает  необходимость классифицировать источники  экономического эффекта организационных  усовершенствований.

     В основу классификации может быть положен принцип выявления источников экономического эффекта по выявлению  воздействия организации производства на использование основных ресурсов, выявляются все источники, через  которые организационные мероприятия  влияют на экономический эффект, проводятся конкретные расчеты. Методы определения  размера экономии по каждому конкретному  мероприятию строго индивидуализированы  и определяются характером этих мероприятий.

Информация о работе Основные направления улучшения использования основных фондов и производственых мощностей