Организация внутризаводского транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 22:00, реферат

Описание работы

Процесс производства на предприятии перерабатывающей промышленности связан с перемещением большого количества различных грузов. На склады систематически поступает сырье. В технологических цехах полуфабрикаты непрерывно перемещаются от одних рабочих мест к другим. Со складов сырье направляется в цехи, а выработанная продукция - из цехов в склады готовой продукции и далее к потребителям.

Работа содержит 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРИЗАВОДСКОГО ТРАНСПОРТА.docx

— 33.09 Кб (Скачать)

        ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРИЗАВОДСКОГО ТРАНСПОРТА 

     Процесс производства на предприятии перерабатывающей промышленности связан с перемещением большого количества различных грузов. На склады систематически поступает сырье. В технологических цехах полуфабрикаты непрерывно перемещаются от одних рабочих мест к другим. Со складов сырье направляется в цехи, а выработанная продукция - из цехов в склады готовой продукции и далее к потребителям. Перемещается также значительное количество других эксплуатационных материалов. Осуществляя на предприятиях производственную связь между складами, цехами, участками и рабочими местами, промышленный транспорт является органической частью материально-технической базы процесса производства. Поэтому бесперебойная работа предприятий во многом зависит от строгой согласованности транспортных операций и процессов. Расходы по транспортным операциям составляют значительный удельный вес в себестоимости продукции.

     Транспорт подразделяется по назначению, видам, способу действия. По назначению транспорт делят на внешний и внутризаводской.

     Внешний транспорт осуществляет завоз на предприятие сырья, материалов, топлива и вывоз готовой продукции. Эти операции совершаются периодически в соответствии с условиями снабжения и сбыта, нормами запасов, емкостью складов и осуществляются железнодорожным и автомобильным транспортом. Перерабатывающие предприятия, за исключением молокозаводов и мясокомбинатов, не распоряжаются средствами внешнего транспорта. Доставка сырья и вывоз готовой продукции осуществляются транспортными  средствами с других предприятий. Поэтому задача организации работы внешнего транспорта ограничивается обеспечением и созданием необходимых условий для своевременного приема транспортных средств разгрузки сырья и погрузки готовой продукции.

     Внутризаводской транспорт предназначен для перевозки  грузов внутри предприятий. Он подразделяется на межцеховой, внутрицеховой и внутрискладской. Межцеховой транспорт предназначен для перевозки материалов, полуфабрикатов и прочих грузов в пределах территории предприятия между цехами, производственными и заводскими складами.

     Внутрицеховой транспорт (технологический) предназначен для межоперационной транспортировки сырья, полуфабрикатов и материалов.

     Внутрискладской транспорт обеспечивает прием поступающих грузов, перемещение их в складских помещениях, укладку в места хранения и отпуск грузов.

       По видам промышленный транспорт подразделяют на железнодорожный, безрельсовый (автомобили, автокары, тележки), механический и водный, по способу действия - на прерывный (автомобили, локомотивы и т.д.) и непрерывный (конвейеры, трубопроводы и т.д.).

     Основными вопросами организации работы внутризаводского транспорта являются:

     выявление номенклатуры грузов, подлежащих перемещению;

     определение грузопотоков;

     маршрутизация перевозок;

     выбор типа и расчет количества необходимых  транспортных средств.

     Исходными материалами для составления  номенклатуры грузов служат производственная программа предприятия или цеха, планы снабжения и сбыта, данные расчетов производственного потока. Все предметы, подлежащие перемещению, объединяют в отдельные группы и подгруппы. При этом учитывают свойства и назначение грузов, направления перемещения, особенности транспортирования.

     Грузопоток  показывает направление перемещения  грузов. Он характеризуется также мощностью и режимом. Под мощностью грузопотока понимается количество грузов, перемещаемых в единицу времени. Для выявления грузопотоков составляют шахматную ведомость грузооборота. По вертикали отмечают пункты отправления, по горизонтали — пункты назначения, в соответствующих клетках - количество, а по возможности и виды грузов, перемещаемых между этими пунктами. Шахматная ведомость показывает полный объем перемещения грузов на предприятии, т.е. его грузооборот, все грузопотоки и их мощность.

       Маршрутизация перевозок производится  с целью строгого регламентирования в пространстве отдельных транспортных средств. Маршруты выделяют для обслуживания одного или нескольких грузопотоков. Каждый из них характеризуется определенным расстоянием перемещения, скоростью, количеством и продолжительностью остановок в пути.

     Выбор типа транспортных средств производится с учетом их специализации, производительности и других технико-экономических показателей. Расчет необходимого количества их может быть выполнен по следующей формуле:

     

     где Ст - количество необходимых транспортных средств;

            Рт - количество груза, подлежащего перевозке в единицу времени;

            Пт- производительность машины в ту же единицу времени.

     На  предприятиях перерабатывающей промышленности с поточностью производства, предметной специализацией цехов, наличием в основном цеховых складов и четкой их специализацией организация работы внутризаводского транспорта значительно упрощается.

     Организация транспортного хозяйства должна обеспечивать правильное использование  транспортных средств, внедрение научных  методов организации труда, механизацию транспортных операций и погрузочно-разгрузочных работ.

     На  предприятиях перерабатывающей промышленности применяются две системы эксплуатации транспортных средств: централизованная и децентрализованная. В централизованном порядке выполняются работы внешнего и частично межцехового транспорта. Доставка сырья, материалов, топлива, оборудования на предприятия производится в основном централизованным железнодорожным и автомобильным транспортом. Для доставки потребителям готовой продукции также преимущественно используется специализированный централизованный транспорт.

       Внутрицеховые перевозки сырья,  материалов, полуфабрикатов, тары осуществляются  децентрализовано с помощью транспортных  средств, находящихся в распоряжении предприятия.

       Значительный экономический эффект  в работе транспортных средств  достигается при закреплении  транспортных рабочих за обслуживаемыми  цехами, участками и даже за отдельными транспортными механизмами. На автомобильных перевозках можно применить два способа организации погрузочно-разгрузочных работ. При нерегулярных рейсах грузчики обслуживают только закрепленные машины. При такой организации труда погрузочно-разгрузочные работы выполняются вручную. Поэтому их производительность труда весьма низкая. В условиях стабильности грузопотоков, когда рейсы машин в одни и те же места повторяются регулярно, пункты погрузки и выгрузки оснащаются ленточными транспортерами, штабелеукладчиками и другими средствами механизации, а на участках погрузки и выгрузки рабочие обслуживают все участвующие в перевозках автомашины.

       Уровень работы внутризаводского  транспорта характеризуется системой  показателей. К количественным  показателям относятся грузооборот  и объем погрузочно-разгрузочных  работ.

       Грузооборот предприятия представляет  собой количество прибывающих,  отправленных и перемещенных  на территории предприятия грузов  за определенный промежуток времени (год, квартал, месяц, сутки).

       Объем и структура грузооборота  дают возможность правильно определить объем погрузочно-разгрузочных работ, выбрать наиболее рациональные транспортные средства и рассчитать потребность в них. Объем погрузочно-разгрузочных работ предприятия определяется числом погруженных, выгруженных и перегруженных физически тонн. Этот показатель выражается числом тонно-операций и количеством нормо-часов для выполнения запланированного объема работ. Число тонно-операций исчисляется как произведение величины переработанных грузов на количество погрузочно-разгрузочных и транспортных операций.

     Основными качественными показателями работы транспорта являются скорость движения, использование грузопрочности, пробега, рабочего времени машин, а также трудоемкость и себестоимость транспортных услуг.

     Качественные  показатели работы внутризаводского транспорта могут служить основой для  проведения тщательного анализа  использования транспортных средств и выявления наиболее экономически эффективного вида транспорта. 
 

       ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ  ВНУТРИЗАВОДСКОГО  ТРАНСПОРТА 

     Разработку  плана работы транспортного хозяйства  предприятия начинают с определения  общего объема перевозок и грузооборота. Для определения грузооборота и грузопотоков все количество прибываемых, отправляемых и перемещаемых на предприятии грузов разбивают на группы по видам грузов и транспортных средств. При этом учитывают характер грузов (сыпучие, жидкие, штучные и так далее), характер упаковки, массу и длину штучных материалов. Исходя из объема и структуры грузооборота планируют внешний и внутренний грузооборот, потребность по видам транспортных средств. Объем погрузочно-разгрузочных работ с разбивкой на механизированные и ручные работы; рассчитывают численность рабочих, фонд заработной платы и другие эксплуатационные расходы.

     При планировании внешнего грузооборота расчеты  ведут по планам сырьевого и материально-технического снабжения и сбыта готовой продукции, размерам отходов и продукции, вывозимой с предприятия другими организациями.

     План  внешнего грузооборота оформляют в  виде таблиц плана перевозок по прибытию и отправлению грузов, в которых  указывают наименование грузов, место назначения, массу (вес), объем перевозок по территории предприятия и объем погрузочно-разгрузочных работ.

     Внутренний  грузооборот планируют по объему межцеховых перевозок. Расчеты производятся на основании планов завоза в цехи сырья, основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов, топлива, инструментов, а также планов вывоза готовой продукции и отходов.

     На  базе расчета внешнего и внутреннего  грузооборота определяют общий грузооборот.

     План  перевозок по прибытию и отправлению  грузов является основанием для составления  предприятием квартально-месячных заявок на транспортные средства.

     По  объему работы различают физический и транспортный грузообороты. Физический грузооборот выражает массу (вес) всего  груза, подлежащего перевозке, включая массу продукта (массу нетто) и массу тары. Транспортный грузооборот – это масса брутто с учетом повторности перевозок одного и того же груза. Грузооборот в тонно-километрах рассчитывают по каждому виду груза, а затем составляют по всем грузам в целом по предприятию.

     После составления плана грузооборота и определения грузопотоков составляют план потребности в транспортных средствах по цехам и предприятию в целом. Основными данными для расчета потребности в транспортных средствах служат грузооборот и грузопотоки между отдельными пунктами, грузоподъемность транспортных средств, время одного оборота транспортных механизмов и число рейсов за рабочий период.

     Грузоподъемность  транспортной единицы определяют по паспорту с учетом коэффициента грузоподъемности транспортной машины. Коэффициент грузоподъемности устанавливают в зависимости от характера грузов и условий работы транспорта.

     Время оборота транспортных средств или  время одного рейса рассчитывают исходя из расстояния до места назначения и обратно, скорости движения транспортной единицы с грузом и без груза и времени на погрузку и выгрузку материалов.

     Время на один рейс рассчитывают по формуле:

     

     где l – длина пути до пункта назначения, м (км);

           v – скорость движения машины с грузом, м/мин (км/ч);

           v1 – скорость движения машины без груза, м/мин (км/ч);

           tпр – время погрузки и выгрузки, мин. (ч).

     Рабочее время транспортных средств в  течение суток определяют в зависимости от режима работы предприятия (цеха).Число рейсов рассчитывают делением рабочего времени в сутки (смену) на время за один рейс.

Информация о работе Организация внутризаводского транспорта