Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 22:00, реферат
Процесс производства на предприятии перерабатывающей промышленности связан с перемещением большого количества различных грузов. На склады систематически поступает сырье. В технологических цехах полуфабрикаты непрерывно перемещаются от одних рабочих мест к другим. Со складов сырье направляется в цехи, а выработанная продукция - из цехов в склады готовой продукции и далее к потребителям.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРИЗАВОДСКОГО
ТРАНСПОРТА
Процесс производства на предприятии перерабатывающей промышленности связан с перемещением большого количества различных грузов. На склады систематически поступает сырье. В технологических цехах полуфабрикаты непрерывно перемещаются от одних рабочих мест к другим. Со складов сырье направляется в цехи, а выработанная продукция - из цехов в склады готовой продукции и далее к потребителям. Перемещается также значительное количество других эксплуатационных материалов. Осуществляя на предприятиях производственную связь между складами, цехами, участками и рабочими местами, промышленный транспорт является органической частью материально-технической базы процесса производства. Поэтому бесперебойная работа предприятий во многом зависит от строгой согласованности транспортных операций и процессов. Расходы по транспортным операциям составляют значительный удельный вес в себестоимости продукции.
Транспорт подразделяется по назначению, видам, способу действия. По назначению транспорт делят на внешний и внутризаводской.
Внешний транспорт осуществляет завоз на предприятие сырья, материалов, топлива и вывоз готовой продукции. Эти операции совершаются периодически в соответствии с условиями снабжения и сбыта, нормами запасов, емкостью складов и осуществляются железнодорожным и автомобильным транспортом. Перерабатывающие предприятия, за исключением молокозаводов и мясокомбинатов, не распоряжаются средствами внешнего транспорта. Доставка сырья и вывоз готовой продукции осуществляются транспортными средствами с других предприятий. Поэтому задача организации работы внешнего транспорта ограничивается обеспечением и созданием необходимых условий для своевременного приема транспортных средств разгрузки сырья и погрузки готовой продукции.
Внутризаводской транспорт предназначен для перевозки грузов внутри предприятий. Он подразделяется на межцеховой, внутрицеховой и внутрискладской. Межцеховой транспорт предназначен для перевозки материалов, полуфабрикатов и прочих грузов в пределах территории предприятия между цехами, производственными и заводскими складами.
Внутрицеховой
транспорт (технологический) предназначен
для межоперационной
Внутрискладской транспорт обеспечивает прием поступающих грузов, перемещение их в складских помещениях, укладку в места хранения и отпуск грузов.
По видам промышленный транспорт подразделяют на железнодорожный, безрельсовый (автомобили, автокары, тележки), механический и водный, по способу действия - на прерывный (автомобили, локомотивы и т.д.) и непрерывный (конвейеры, трубопроводы и т.д.).
Основными вопросами организации работы внутризаводского транспорта являются:
выявление номенклатуры грузов, подлежащих перемещению;
определение грузопотоков;
маршрутизация перевозок;
выбор типа и расчет количества необходимых транспортных средств.
Исходными
материалами для составления
номенклатуры грузов служат производственная
программа предприятия или
Грузопоток показывает направление перемещения грузов. Он характеризуется также мощностью и режимом. Под мощностью грузопотока понимается количество грузов, перемещаемых в единицу времени. Для выявления грузопотоков составляют шахматную ведомость грузооборота. По вертикали отмечают пункты отправления, по горизонтали — пункты назначения, в соответствующих клетках - количество, а по возможности и виды грузов, перемещаемых между этими пунктами. Шахматная ведомость показывает полный объем перемещения грузов на предприятии, т.е. его грузооборот, все грузопотоки и их мощность.
Маршрутизация перевозок
Выбор типа транспортных средств производится с учетом их специализации, производительности и других технико-экономических показателей. Расчет необходимого количества их может быть выполнен по следующей формуле:
где Ст - количество необходимых транспортных средств;
Рт - количество груза, подлежащего перевозке в единицу времени;
Пт- производительность машины в ту же единицу времени.
На предприятиях перерабатывающей промышленности с поточностью производства, предметной специализацией цехов, наличием в основном цеховых складов и четкой их специализацией организация работы внутризаводского транспорта значительно упрощается.
Организация транспортного хозяйства должна обеспечивать правильное использование транспортных средств, внедрение научных методов организации труда, механизацию транспортных операций и погрузочно-разгрузочных работ.
На
предприятиях перерабатывающей промышленности
применяются две системы
Внутрицеховые перевозки сырья,
Значительный экономический
Уровень работы
Грузооборот предприятия
Объем и структура
Основными качественными показателями работы транспорта являются скорость движения, использование грузопрочности, пробега, рабочего времени машин, а также трудоемкость и себестоимость транспортных услуг.
Качественные
показатели работы внутризаводского транспорта
могут служить основой для
проведения тщательного анализа
использования транспортных средств
и выявления наиболее экономически эффективного
вида транспорта.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
ВНУТРИЗАВОДСКОГО
ТРАНСПОРТА
Разработку плана работы транспортного хозяйства предприятия начинают с определения общего объема перевозок и грузооборота. Для определения грузооборота и грузопотоков все количество прибываемых, отправляемых и перемещаемых на предприятии грузов разбивают на группы по видам грузов и транспортных средств. При этом учитывают характер грузов (сыпучие, жидкие, штучные и так далее), характер упаковки, массу и длину штучных материалов. Исходя из объема и структуры грузооборота планируют внешний и внутренний грузооборот, потребность по видам транспортных средств. Объем погрузочно-разгрузочных работ с разбивкой на механизированные и ручные работы; рассчитывают численность рабочих, фонд заработной платы и другие эксплуатационные расходы.
При планировании внешнего грузооборота расчеты ведут по планам сырьевого и материально-технического снабжения и сбыта готовой продукции, размерам отходов и продукции, вывозимой с предприятия другими организациями.
План внешнего грузооборота оформляют в виде таблиц плана перевозок по прибытию и отправлению грузов, в которых указывают наименование грузов, место назначения, массу (вес), объем перевозок по территории предприятия и объем погрузочно-разгрузочных работ.
Внутренний грузооборот планируют по объему межцеховых перевозок. Расчеты производятся на основании планов завоза в цехи сырья, основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов, топлива, инструментов, а также планов вывоза готовой продукции и отходов.
На базе расчета внешнего и внутреннего грузооборота определяют общий грузооборот.
План перевозок по прибытию и отправлению грузов является основанием для составления предприятием квартально-месячных заявок на транспортные средства.
По объему работы различают физический и транспортный грузообороты. Физический грузооборот выражает массу (вес) всего груза, подлежащего перевозке, включая массу продукта (массу нетто) и массу тары. Транспортный грузооборот – это масса брутто с учетом повторности перевозок одного и того же груза. Грузооборот в тонно-километрах рассчитывают по каждому виду груза, а затем составляют по всем грузам в целом по предприятию.
После составления плана грузооборота и определения грузопотоков составляют план потребности в транспортных средствах по цехам и предприятию в целом. Основными данными для расчета потребности в транспортных средствах служат грузооборот и грузопотоки между отдельными пунктами, грузоподъемность транспортных средств, время одного оборота транспортных механизмов и число рейсов за рабочий период.
Грузоподъемность транспортной единицы определяют по паспорту с учетом коэффициента грузоподъемности транспортной машины. Коэффициент грузоподъемности устанавливают в зависимости от характера грузов и условий работы транспорта.
Время оборота транспортных средств или время одного рейса рассчитывают исходя из расстояния до места назначения и обратно, скорости движения транспортной единицы с грузом и без груза и времени на погрузку и выгрузку материалов.
Время на один рейс рассчитывают по формуле:
где l – длина пути до пункта назначения, м (км);
v – скорость движения машины с грузом, м/мин (км/ч);
v1 – скорость движения машины без груза, м/мин (км/ч);
tпр – время погрузки и выгрузки, мин. (ч).
Рабочее время транспортных средств в течение суток определяют в зависимости от режима работы предприятия (цеха).Число рейсов рассчитывают делением рабочего времени в сутки (смену) на время за один рейс.