Организация торгово-технологического процесса в магазине

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:23, реферат

Описание работы

Торгово-технологический процесс — это комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций по доведению товаров до потребителей при сохранении их качества, с минимальными затратами труда и времени и высокой культуре обслуживания.
Под операцией понимается часть технологического процесса, выполняемая отдельными работниками соответствующими приемами и методами.

Содержание

1. Сущность и содержание торгово-технологического процесса в магазине 3
2. Организация и технология хранения товаров в магазине 5
3. Подготовка товара к продаже 7
4. Организация и оборудование рабочих мест 9
5. Размещение товаров в торговом зале 11
6. Технология продажи товаров в магазине 15

Работа содержит 1 файл

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

      СОДЕРЖАНИЕ 

1. Сущность и  содержание торгово-технологического  процесса в магазине 3

2. Организация и технология хранения товаров в магазине    5

3. Подготовка  товара к продаже        7

4. Организация  и оборудование рабочих мест      9

5. Размещение  товаров в торговом зале       11

6. Технология  продажи товаров в магазине      15

 

       Сущность и содержание торгово-технологического процесса в магазине

      Торгово-технологический  процесс — это комплекс взаимосвязанных  торговых (коммерческих) и технологических  операций по доведению товаров до потребителей при сохранении их качества, с минимальными затратами труда и времени и высокой культуре обслуживания.

      Под операцией понимается часть технологического процесса, выполняемая отдельными работниками  соответствующими приемами и методами.

      Торговые (коммерческие) операции связаны главным  образом со сменой формы стоимости (изучение спроса, составление заявок на завоз, формирование ассортимента, реклама и информация). Качество и своевременность этих операций влияют на широту и устойчивость ассортимента, бесперебойность продажи и культуру торговли в целом. Предмет труда — это не только товары, но и покупатели.

      Технологические операции связаны с обработкой товарных потоков. Они включают транспортировку, приемку, хранение, подготовку к продаже, упаковку, перемещение, выкладку на торговом оборудовании и мебели.

      Торгово-технологический  процесс состоит из основных и  вспомогательных операций:

      основные  — выявление спроса, формирование ассортимента, размещение и выкладка, отпуск, расчеты, упаковка, услуги, т.е. операции, связанные с продажей товара и обслуживанием покупателей;

      вспомогательные — приемка, распаковка, хранение, подготовка, доставка в торговый зал, тарооборот, т.е. операции, связанные с обработкой товарных потоков и тары.

      Факторы, влияющие на торгово-технологический процесс:

    • спрос и предложение товаров;
    • степень готовности товаров к продаже;
    • состояние товарных запасов и материально-технической базы магазинов;
    • система товароснабжения;
    • тип и размер, специализация магазинов;
    • степень хозяйственной самостоятельности магазинов.

      Торгово-технологический  процесс можно разбить на три  части:

      1)   операции с товарами до предложения  н торговом зале покупателям:  разгрузка, доставка в зону  приемки, приемка, доставка на  хранение или подготовку, хранение, подача в торговый зал, выкладка;

      2)   операции по непосредственному  обслуживанию: встреча покупателя, предложение товаров, отбор товаров,  расчет;

      3)   дополнительное обслуживание: прием  заказов, раскрой тканей, подгонка  одежды, доставка товаров на дом и т.д.

      При организации торгово-технологических  процессов в магазинах необходимо соблюдать следующие принципы:

    • создание максимума удобств для покупателей при выборе товаров, экономия их времени и высокая культура обслуживания;
    • рациональное использование торговой площади магазина;
    • рациональное использование оборудования;
    • создание благоприятных условий труда для работников;
    • достижение экономичной эффективности работы магазина путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда и расходов на реализацию;
    • создание   условий   для   сохранения   физико-химических свойств товаров и товарно-материальных ценностей;
    • обеспечение   комплексного   подхода  к   выработке   оптимальных вариантов продажи товаров;
    • соответствие применяемых технологий торгово-оперативных процессов современному научно-техническому уровню.
 
 
 
 

      Организация и технология хранения товаров в магазине

      Хранение  товаров - одна из важнейших операций технологического процесса, заключающаяся  в обеспечении условий для  сохранности потребительских свойств товаров. Процесс хранения начинается после приемки и перемещения товаров на склад.

      Запасы  товаров, хранящихся на складах, призваны обеспечить непрерывность и ритмичность  движения товаров в сферу потребления.

      Однако  хранение и содержание запасов на складах требует значительных финансовых затрат. В связи с тем, что денежные средства, вложенные в товары, высвобождаются только при условии их продажи и расчете с покупателем, время хранения товара на складе должно быть сокращено до минимума.

      Целесообразность  хранения товаров определяется потребительским спросом на этот товар, а количество находящихся на складе товаров определяется конъюнктурой рынка и возможностями поставщиков обеспечить ритмичную поставку товаров.

      Хранение  товаров предполагает выполнение следующих операций:

    • организация складского пространства;
    • размещение товаров;
    • создание необходимых условий хранения и охраны товаров;
    • организация учета товаров;
    • движение и перемещение товаров;
    • обеспечение возможности использования подъемно-транспортного оборудования.

      Планировка  складских помещений должна обеспечивать возможность применения наиболее рациональных способов размещения и укладки товаров, использования складского оборудования и обеспечения условий для  полной сохранности товаров.

      Принятые  по количеству и качеству товары укладывают в тару, пакетируют и перемещают в зону хранения.

      Для обеспечения сохранности товаров  важное значение имеет разработка рациональной схемы размещения товаров, которая  предусматривает закрепление за товарами различных групп, подгрупп и наименований постоянных мест хранения и индексацию (кодирование).

      Индексация - это условное цифровое обозначение  мест хранения товаров.

      На  составление схемы размещения и  выбор оборудования для хранения превалирующее влияние оказывает  специфика хранимых товаров. На практике хранение товаров разделяется на несколько типов:

  • хранение товаров по принципу однородности;
  • хранение товаров в зависимости от их размера и веса;
  • раздельное хранение товаров повышенного и пониженного потребительского спроса;
  • отдельное хранение специфических товаров.
  • способы укладки товаров

      Одним из условий рациональной организации  хранения товаров является оптимальный  выбор способа укладки, который  определяется свойствами, формой и  массой товара, особенностями упаковки и другими факторами.

      Различают два способа укладки товаров: штабельный и стеллажный.

      Штабельную  укладку применяют при хранении различных продовольственных товаров, затаренных в мешки, кули, ящики, бочки. Высота укладки товаров в штабеля  зависит от прочности тары и свойств товаров.

      Стеллажную  укладку используют для товаров, хранящихся в распакованном виде, и товаров во внешней таре. При  стеллажном хранении товары располагают  на полках. На стеллажах товары могут  храниться в коробках, мешках, поддонах. Стеллажный тип хранения позволяет более рационально использовать емкость складов за счет размещения товаров на максимальной высоте.  
 
 
 

      Подготовка  товара к продаже

      В каждом магазине осуществляется предварительная  подготовка к продаже, так как  товары должны быть поданы в торговый зал с максимальной степенью готовности.

      Подготовка  товаров к продаже заключается  в их распаковке, очистке, комплектовании, фасовке, утюжке и т.д. Количество подготовительных операций зависит от сложности ас­сортимента  и степени заводской готовности товара к продаже. В процессе подготовки совершаются общие и специальные (специфические) операции с товарами.

      Общие операции включают проверку целостности  упаковки, распаковку из внешней тары, проверку маркировки товаров, их качества, внешнего вида после хранения, сортировку и т.д. Они совершаются со всеми товарами.

      Специальные операции требуют особых приемов, наличия  должного оборудования для подготовки к продаже. По непродовольственным  товарам к таким операциям  можно отнести утюжку одежды, сборку и проверку сложно-технических товаров, настройку, техническое регулирование и др.). Выполнение этих операций требует наличия не только нормативно-техни­ческой документации, но и современного оборудования, технически оснащенных рабочих мест и т.д.

      По  продовольственным товарам данные операции включают в основном фасовку, нарезку, упаковку. Необходимость этих операций обусловливается тем, что товары, поступающие в розничную торговлю, в большинстве своем недостаточно подготовлены к продаже.  Торговля вынуждена сама организовывать продолжение процесса производства в магазине, хотя это весьма неэффективно как с точки зрения производительности труда, так и расхода упаковочных материалов, товарных потерь. Особое внимание при фасовке должно уделяться размерам дозировки фасуемых товаров. Как правило, магазины дублируют промышленную дозировку (например, мука — по 2—3 кг, сахар — по 1 кг), хотя последние не учитывают спроса многих покупателей.

      Для подготовки товаров к продаже  могут выделяться отдельные помещения (фасовочные, разрубочные, разделочные, сборочные и т.д.), размер которых предусматривается в СНБ в зависимости от типоразмеров магазинов (как правило, в квадратных метрах на 10 м2 торгового зала по соответствующей группе товаров).

      Ответственность за качественную подготовку товаров к продаже несут материально ответственные лица (заведующие отделами или секциями, директора магазинов). Подготовка товаров к продаже должна осуществляться, как правило, до открытия магазина. Подготовленные к продаже товары размещают в тележки, ящики, лотки, тару-оборудование для транспортирования в торговый зал.

      Подготовка  товаров к продаже должным  образом способствует:

    • снижению затрат времени покупателей на приобретение и потребление товаров;
    • улучшению внешнего вида товаров;
    • ускорению процесса продажи и росту товарооборота;
    • уменьшению потерь и снижению расходов на реализацию;
    • общему повышению уровня культуры торгового обслуживания.

 

       Организация и оборудование рабочих мест

      Рабочее место — это зона трудовой деятельности одного или группы работников, оснащенная необходимым оборудованием и запасом товаров, предназначенная для выполнения определенного вида работ.

      Рабочее место в магазине включает площади  для выполнения работ, размещения средств  труда, оборудования, транспортных и  подъемных средств, закрепленных за рабочим местом. В торговле их можно классифицировать по различным признакам.

      Организация рабочего места заключается в  его планировке и оснащении. Планировка рабочего места это определение  его площади и месторасположения. Различают внешнюю и внутреннюю планировку.

      Внешняя планировка заключается в установлении месторасположения рабочего места  но отношению к другим рабочим  местам в магазине или секции (руководителя, бухгалтера, това­роведа, кассира-контролера и т.д.).

      Площадь рабочего места и его местоположение в магазине определяется согласно СНБ, санитарным нормам проектирования, габаритам торгового оборудования, нормам техники безопасности, ширине проходов и т.д. В СНБ, например, установлены конкретные нормы состава и площадей кафетерия в магазине, различных мастерских, ширины проходов, помещений для хранения и подготовки к продаже и т.д.

Информация о работе Организация торгово-технологического процесса в магазине