Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:23, реферат
Торгово-технологический процесс — это комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций по доведению товаров до потребителей при сохранении их качества, с минимальными затратами труда и времени и высокой культуре обслуживания.
Под операцией понимается часть технологического процесса, выполняемая отдельными работниками соответствующими приемами и методами.
1. Сущность и содержание торгово-технологического процесса в магазине 3
2. Организация и технология хранения товаров в магазине 5
3. Подготовка товара к продаже 7
4. Организация и оборудование рабочих мест 9
5. Размещение товаров в торговом зале 11
6. Технология продажи товаров в магазине 15
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и
содержание торгово-
2. Организация и технология хранения товаров в магазине 5
3. Подготовка товара к продаже 7
4. Организация
и оборудование рабочих мест
5. Размещение товаров в торговом зале 11
6. Технология
продажи товаров в магазине
Сущность и содержание торгово-технологического процесса в магазине
Торгово-технологический процесс — это комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций по доведению товаров до потребителей при сохранении их качества, с минимальными затратами труда и времени и высокой культуре обслуживания.
Под операцией понимается часть технологического процесса, выполняемая отдельными работниками соответствующими приемами и методами.
Торговые (коммерческие) операции связаны главным образом со сменой формы стоимости (изучение спроса, составление заявок на завоз, формирование ассортимента, реклама и информация). Качество и своевременность этих операций влияют на широту и устойчивость ассортимента, бесперебойность продажи и культуру торговли в целом. Предмет труда — это не только товары, но и покупатели.
Технологические операции связаны с обработкой товарных потоков. Они включают транспортировку, приемку, хранение, подготовку к продаже, упаковку, перемещение, выкладку на торговом оборудовании и мебели.
Торгово-технологический процесс состоит из основных и вспомогательных операций:
основные — выявление спроса, формирование ассортимента, размещение и выкладка, отпуск, расчеты, упаковка, услуги, т.е. операции, связанные с продажей товара и обслуживанием покупателей;
вспомогательные — приемка, распаковка, хранение, подготовка, доставка в торговый зал, тарооборот, т.е. операции, связанные с обработкой товарных потоков и тары.
Факторы, влияющие на торгово-технологический процесс:
Торгово-технологический процесс можно разбить на три части:
1)
операции с товарами до
2)
операции по непосредственному
обслуживанию: встреча покупателя,
предложение товаров, отбор
3) дополнительное обслуживание: прием заказов, раскрой тканей, подгонка одежды, доставка товаров на дом и т.д.
При
организации торгово-
Организация и технология хранения товаров в магазине
Хранение
товаров - одна из важнейших операций
технологического процесса, заключающаяся
в обеспечении условий для
сохранности потребительских
Запасы товаров, хранящихся на складах, призваны обеспечить непрерывность и ритмичность движения товаров в сферу потребления.
Однако хранение и содержание запасов на складах требует значительных финансовых затрат. В связи с тем, что денежные средства, вложенные в товары, высвобождаются только при условии их продажи и расчете с покупателем, время хранения товара на складе должно быть сокращено до минимума.
Целесообразность хранения товаров определяется потребительским спросом на этот товар, а количество находящихся на складе товаров определяется конъюнктурой рынка и возможностями поставщиков обеспечить ритмичную поставку товаров.
Хранение товаров предполагает выполнение следующих операций:
Планировка складских помещений должна обеспечивать возможность применения наиболее рациональных способов размещения и укладки товаров, использования складского оборудования и обеспечения условий для полной сохранности товаров.
Принятые по количеству и качеству товары укладывают в тару, пакетируют и перемещают в зону хранения.
Для
обеспечения сохранности
Индексация - это условное цифровое обозначение мест хранения товаров.
На
составление схемы размещения и
выбор оборудования для хранения
превалирующее влияние
Одним из условий рациональной организации хранения товаров является оптимальный выбор способа укладки, который определяется свойствами, формой и массой товара, особенностями упаковки и другими факторами.
Различают два способа укладки товаров: штабельный и стеллажный.
Штабельную
укладку применяют при хранении
различных продовольственных
Стеллажную
укладку используют для товаров,
хранящихся в распакованном виде,
и товаров во внешней таре. При
стеллажном хранении товары располагают
на полках. На стеллажах товары могут
храниться в коробках, мешках, поддонах.
Стеллажный тип хранения позволяет
более рационально использовать емкость
складов за счет размещения товаров на
максимальной высоте.
Подготовка товара к продаже
В каждом магазине осуществляется предварительная подготовка к продаже, так как товары должны быть поданы в торговый зал с максимальной степенью готовности.
Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, очистке, комплектовании, фасовке, утюжке и т.д. Количество подготовительных операций зависит от сложности ассортимента и степени заводской готовности товара к продаже. В процессе подготовки совершаются общие и специальные (специфические) операции с товарами.
Общие операции включают проверку целостности упаковки, распаковку из внешней тары, проверку маркировки товаров, их качества, внешнего вида после хранения, сортировку и т.д. Они совершаются со всеми товарами.
Специальные операции требуют особых приемов, наличия должного оборудования для подготовки к продаже. По непродовольственным товарам к таким операциям можно отнести утюжку одежды, сборку и проверку сложно-технических товаров, настройку, техническое регулирование и др.). Выполнение этих операций требует наличия не только нормативно-технической документации, но и современного оборудования, технически оснащенных рабочих мест и т.д.
По продовольственным товарам данные операции включают в основном фасовку, нарезку, упаковку. Необходимость этих операций обусловливается тем, что товары, поступающие в розничную торговлю, в большинстве своем недостаточно подготовлены к продаже. Торговля вынуждена сама организовывать продолжение процесса производства в магазине, хотя это весьма неэффективно как с точки зрения производительности труда, так и расхода упаковочных материалов, товарных потерь. Особое внимание при фасовке должно уделяться размерам дозировки фасуемых товаров. Как правило, магазины дублируют промышленную дозировку (например, мука — по 2—3 кг, сахар — по 1 кг), хотя последние не учитывают спроса многих покупателей.
Для подготовки товаров к продаже могут выделяться отдельные помещения (фасовочные, разрубочные, разделочные, сборочные и т.д.), размер которых предусматривается в СНБ в зависимости от типоразмеров магазинов (как правило, в квадратных метрах на 10 м2 торгового зала по соответствующей группе товаров).
Ответственность за качественную подготовку товаров к продаже несут материально ответственные лица (заведующие отделами или секциями, директора магазинов). Подготовка товаров к продаже должна осуществляться, как правило, до открытия магазина. Подготовленные к продаже товары размещают в тележки, ящики, лотки, тару-оборудование для транспортирования в торговый зал.
Подготовка товаров к продаже должным образом способствует:
Организация и оборудование рабочих мест
Рабочее место — это зона трудовой деятельности одного или группы работников, оснащенная необходимым оборудованием и запасом товаров, предназначенная для выполнения определенного вида работ.
Рабочее место в магазине включает площади для выполнения работ, размещения средств труда, оборудования, транспортных и подъемных средств, закрепленных за рабочим местом. В торговле их можно классифицировать по различным признакам.
Организация
рабочего места заключается в
его планировке и оснащении. Планировка
рабочего места это определение
его площади и
Внешняя планировка заключается в установлении месторасположения рабочего места но отношению к другим рабочим местам в магазине или секции (руководителя, бухгалтера, товароведа, кассира-контролера и т.д.).
Площадь рабочего места и его местоположение в магазине определяется согласно СНБ, санитарным нормам проектирования, габаритам торгового оборудования, нормам техники безопасности, ширине проходов и т.д. В СНБ, например, установлены конкретные нормы состава и площадей кафетерия в магазине, различных мастерских, ширины проходов, помещений для хранения и подготовки к продаже и т.д.
Информация о работе Организация торгово-технологического процесса в магазине