Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 13:44, курсовая работа
Объектом исследования – организация складского хозяйства и направления ее совершенствования на базе программного обеспечения санкт-петербургской компании «Солво» на различных предприятиях России.
Исходя из цели исследования - изучения основных принципов организации складского хозяйства на отдельном предприятии, перед курсовой работой поставлены следующие задачи:
- рассмотреть определение, виды и функции складов;
- изучить формы организации складского хозяйства;
- рассмотреть наряду с теоретическим практический материал – организацию складского хозяйства и направления ее совершенствования на базе программного обеспечения санкт-петербургской компании «Солво» на различных предприятиях России.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. Теоретические аспекты организации и совершенствования складского хозяйства на предприятии 6
1.1. Склады, их определение и виды 6
1.2. Функции складов 8
1.3. Формы организации складского хозяйства 13
1.4. Проектирование складского хозяйства 14
II. Организация складских работ и их эффективность. 21
2.1. Организация складского комплекса 21
2.2. Пути повышения эффективности использования складских работ на предприятии. 26
III. Анализ организации и путей совершенствования складского хозяйства на ЗАО «ПКП «Теплый дом» 29
3.1. Историческая справка и общая характеристика ЗАО «ПКП «Теплый Дом» 29
3.2. Структура управления ОАО ПСК «Теплый Дом» 31
3.3. Сравнительный анализ технико-экономических показателей ОАО ПСК «Теплый Дом» 34
3.4. Анализ основных принципов организации складского хозяйства на предприятии ЗАО ПСК «Теплый Дом». 39
3.5. Направления совершенствования организации работы и технического оснащения складского хозяйства 45
Заключение 48
Приложения 50
— условия перемещения (количество груза, трасса и расстояние перемещения, строительные характеристики зданий и сооружений, особые условия перемещения грузов);
—
стоимость транспортирования (сокращение
стоимости транспортирования
— размеры грузовой массы в пути;
—
стоимость первичной
— рациональная организация труда в местах разгрузки, потребления и накопления перемещаемых грузов.
При этом необходимо также учитывать номенклатуру хранимых грузов, их запас и оборачиваемость, периодичность поступления и выдачи, вид транспорта, на котором груз прибыл на склад, перекладку, выборочный контроль и упаковку груза (при обоснованной необходимости).
На основе анализа перечисленных выше факторов определяется тип транспорта, погрузочно-разгрузочного и складского оборудования, его количество, необходимая производительность, вместимость и другие параметры, а на основании экономических расчетов — наиболее целесообразный вариант выполнения процессов перемещения грузов.
При выборе схем внутренней планировки складов принципиальное значение имеют следующие вопросы:
— размещение рядов стеллажей (штабелей) и межстеллажных проездов относительно продольной оси здания комплекса и грузовых фронтов;
— взаимное расположение грузовых фронтов, обслуживающих входящие потоки транспортных средств (вагонов, автомобилей, средств напольного транспорта);
— взаимное расположение основных технологических зон: экспедиций приемки, отправки, зон хранения, комплектации и консервации (сортировки) грузов;
— расположение массивов стеллажей, занимающих тупиковое или транзитное положение относительно входящих и выходящих грузопотоков.
В приложении 2 изображены типичные варианты внутренней планировки складов.
Различают общую, полезную (рабочую) и дополнительную площадь складов. Общая площадь склада Fобщ определяется по формуле:
Fобщ = fпол + fсл + fоб + fвсп,
где fпол — полезная площадь склада, т.е. площадь, занятая непосредственно хранимыми ресурсами (стеллажами, штабелями, закромами, бункерами и другими приспособлениями для хранения данных ресурсов);
fпр — площадь, занятая приемочными и отпускными площадками;
fсл — служебная площадь (занятая конторскими и другими служебными помещениями);
fоб — площадь, занятая стационарным подъемно-транспортным и другим оборудованием (подъемниками, конвейерами и др.);
fсл —
вспомогательная площадь, т.е. площадь,
занятая проездами и проходами.
Полезная площадь складов металлов, метизов, инструмента, запасных частей, оборудования, электротехнических, химических и других материалов и изделий определяется двумя способами:
— способом нагрузки на 1 м2 площади пола склада;
— при помощи коэффициента заполнения объема.
Способ нагрузки на 1 м2 площади пола является более удобным и простым. Однако им можно пользоваться тогда, когда для данного вида ресурсов известна нагрузка на 1 м2 площади. Расчетная формула для определения полезной площади склада в этом случае имеет следующий вид:
Fпол
= qзап/
где qзап — величина установленного запаса соответствующего вида ресурса на складе;
— нагрузка на 1 м2 площади пола;
qсут — среднесуточный расход ресурсов;
tхр
— срок хранения ресурсов на складе.
Под коэффициентом заполнения объема v понимается отношение объема V1 ресурсов, вмещающихся в штабель, закром, стеллаж и т. п., к их геометрическому объему V, т.е.:
Значение этого коэффициента всегда меньше единицы. Коэффициент v характеризует плотность закладки того или иного вида ресурсов в соответствующие устройства для его хранения. Пользуясь им, можно определять емкость любого складского оборудования qоб для хранения ресурсов (ячейки, стеллажи, штабеля, закрома, бункера и т.п.) по формуле:
qоб
= Vоб
где Vоб — геометрический объем соответствующего складского оборудования,
м3;
т — удельный вес определенного
вида ресурсов.
Для оборудования (стеллажи, закрома, бункера), имеющего простую съемную форму (кубическую, призматическую, параллелепипеда и др.), емкость рассчитывается по формуле:
qоб
= l b h
где l —длина соответствующего оборудования для хранения ресурсов;
b — ширина данного оборудования;
h — высота данного оборудования.
Зная количество qзап ресурсов, подлежащих хранению, потребное количество оборудования n (ячеек, стеллажей, бункеров, закромов или штабелей) определяется по формуле:
n = qзап / qоб
Служебная площадь складов включает конторские и необходимы бытовые устройства (гардеробные, умывальные, уборные, комнаты принятия пищи, курительные комнаты и др.). Площадь конторы склада рассчитывается в зависимости от числа работающих. При штате 3 человек площадь конторы принимается по 5 м2 на каждого человека, от 3 до 5 — по 4 м2, при штате более 5 — по 3,25 м2 и т.д.
К вспомогательной площади склада относят площадь, занятую проходами и проездами. Размеры проходов и проездов в складских помещениях определяются в зависимости от габарита хранимых на складе ресурсов, размеров грузооборота, вида применяемых для перемещения ресурсов подъемно-транспортных механизмов. Главные проходы, где перемещаются основные транспортные средства, должны быть проверены на возможность свободного поворота в них напольных подъемно-транспортных средств (тележек, погрузчиков и др.). В необходимых случаях они также должны рассчитываться на встречное движение механизмов. Для этой цели пользуются формулой:
А=2В+ЗС,
где А — ширина проезда, см;
В — ширина транспортного средства, см;
С
— ширина зазоров между транспортными
средствами, между ними и стеллажами
(штабелями) по обе стороны проезда
(принимается равным 15-20 см).
Полученные
расчетные данные составляют общую площадь
склада F и являются исходными для
его планировки.
Организация складского комплекса сложная задача: здесь задействованы различные профессиональные области и большой состав разнородных организаций-участников. В проекте переплетаются логистические, строительные, технические, финансовые и многие другие факторы, которые в конечном итоге влияют не только на успешное создание проекта, но и оптимальную работу комплекса в процессе эксплуатации.
К сожалению, пока рынок складских помещений неразвит и количество качественных предложений невелико. Любые новые, и тем более, старые здания требуют серьезной адаптации под потребности компании, и для некоторых компании оказывается предпочтительным организация собственного комплекса.
Но и в том, и в другом случае надо начать с тщательного анализа и проработки проекта. Современный складской комплекс включает в себя не только само здание и технику, но и многие другие элементы, от правильного выбора и организации которых зависят его функциональные возможности. Например, удачно выбранный участок расположенный близко к центральным автотрассам и транспортным развязкам, дает не только удобство подъезда для транспорта компании и клиентов, но и делает складской комплекс привлекательным для потенциальных арендаторов. Это может быть важным фактором для компаний, проектирующих комплекс для коммерческой аренды или предполагающих использовать дополнительные площади под склад ответственного хранения.
Множество
вариантов создания складского комплекса
диктуются целями и задачами, которые
ставят компании перед собой. Для
примера рассмотрим проектирование,
строительство и оснащение
Естественно реализация такого объема работ требует привлечения на различных этапах ряда специализированных компаний и согласования их действий. Для того чтобы эффективно реализовать такой сложный проект необходимо его предварительно рассчитать и спланировать. Поэтому желательно начать с организации координационного центра. Он может быть создан как силами самой компании-инвестора, так и привлеченной специализированной организации, которая будет заниматься проектом.
Конечно, можно и самим привлекать на каждый этап соответствующую компанию, но это требует хорошей подготовленности и наличия в штате специалистов, умеющих ставить задачи, формировать техзадания и управлять привлеченными подрядчиками.
Вторым этапом будет разработка концепции складского комплекса. Взять эту работу на себя может компания, занимающаяся организацией всего процесса, или, если компания решает проблемы создания складского комплекса самостоятельно, с помощью подрядчика, который разработает такую концепцию. Сейчас такие услуги предлагают разные компании: косалтинговые, риэлторские, строительные, даже поставщики оборудования и информационных систем. Каждая из таких компаний имеет свою специализацию, поэтому при проведении тендера следует обратить внимание на остальные составляющие, не являющиеся профильными для данной организации. На этапе разработки решения важно, чтобы были оценены все стороны – логистическая, строительная, финансовая, техническая. Чем лучше компания-подрядчик может охватить все условия, тем более успешным окажется проект.
Если
компания-инвестор не имеет на данный
момент участка, то параллельно с
разработкой концепции
Создание концепции потребует от компании-подрядчика и опыта разработки генплана: это нужно, чтобы правильно спланировать размещение зданий, прилегающей территории и коммуникаций. В разработке концепции необходимо учитывать транспортные потоки, спроектировать удобные въезды, выезды, места стоянки для разгрузки и погрузки транспорта, парковки для грузового и легкового транспорта компании и клиентов. Кроме этого надо продумать подъезды к комплексу (они должны иметь достаточно места для стоянки транспорта ожидающего разрешения на въезд), освещение территории комплекса, которое планируется в соответствии с зонами размещения транспорта, режимами работы и политикой безопасности компании.
Затем необходимо разработать организацию самих корпусов и их инженерного обеспечения. Проектирование складских площадей, антресолей и транспортных узлов должно учитывать и существующие товаропотоки компании, и перспективы роста. А офисные площади, бытовые и технические помещения рассчитываются с учетом потребностей в складском, обслуживающем и инженерном персонале. Технологии реализации элементов здания определяются не только архитектурно-строительными требованиями. Например, устройство полов рассчитывается на основании планируемых статических и динамических нагрузок. А для сбережения тепла и изоляции воздействия внешней среды транспортные узлы могут герметизироваться докшелтерами. Аналогичная ситуация и при оснащении здания инженерными сетями. Например, для складов с холодильными камерами, изначально в концепции необходимо предусмотреть автономный источник питания. Существует много современных инженерных решений, но, разумнее подбирать каждое, исходя из конкретно поставленной задачи
Информация о работе Организация складского хозяйства на предприятии