Организация производственной инфраструктуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:09, доклад

Описание работы

Совершенствование производственной инфраструктуры является одним из факторов улучшения деятельности предприятия. Работы пообслуживанию основного производства выполняются вспомогатель¬ными подразделениями и обслуживающими хозяйствами: инструментальным, ремонтным, транспортным, энергетическим, службами материально-технического снабжения и сбыта продукции.

Работа содержит 1 файл

орг произв инфр-ры.docx

— 76.71 Кб (Скачать)

Нормирование запасов материалов

Особое внимание в практике нормирования расхода  материалов должно быть обращено на нормирование их запаса.

Величина запаса должна обеспечивать предприятию устойчивую, стабильную работу в течение определенного времени и при этом не оказывать ощутимого воздействия на оборачиваемость вложенных и них оборотных средств.

Под нормой запаса материалов понимается их минимальное количество, необходимое для обеспечения текущей потребности производства при установленной схеме завоза материалов, режиме их расходования и запуска в производство. 

Запасы материалов можно представить в текущем  и страховом запасе. 

Переменной частью всего запаса материалов на предприятии  является текущий запас, который изменяется от максимального размер в момент завоза материалов почти до нуля, когда вся партия будет]израсходована и на очереди новая поставка. Величина текущего запаса зависит от двух показателей: среднесуточного расхода материалов и периодичности завоза материалов.

Страховой запас выполняет иную задачу. Он предназначен для поддержания производственного ритма в заданных параметрах в случае перебоев в поставке материалов или при увеличении объема выпускаемой продукции. Страховой запас зависит от двух величин: среднесуточного расхода материалов и длительности восстановления текущего запаса.

Таким образом, материально-техническое  снабжение, выполняя функции обеспечения предприятия производственными ресурсами способствует не только рациональной организации технологически) процессов, но и экономному, рачительному ведению хозяйства.

Организация складского хозяйства

Склады материально-технического снабжения, подчиняясь соответствующему отделу этой службы, входят в общую систему заводского складского хозяйства.

Сущность складского обслуживания сводится к приемке, хранению, учету, подготовке к отпуску и передаче материалов цехам-потребителям.

Подготовка к  приемке материалов на складе включает определение места складирования груза, осуществление приемо-сортировочных операций, обеспечение наличия контрольных и весоизмерительных приборов и приспособлений.

Поступающие материалы  подвергаются так называемому входному контролю, в ходе которого выявляется соответствие сопроводительным документам по массе, объему, количеству, а также характеристикам, установленным техническими условиями, стандартами, образцами и нашедшим отражение в договоре на поставку. Результаты входного контроля заносят в акт приема материалов, а в случае неисполнения договорных условий, обнаружения порчи, недостачи, пи рушения целостности упаковки, отсутствия пломб составляется акт претензий с предъявлением транспортным организациям или поставщикам.

Принятый материал необходимо подготовить к передаче в цехи или хранению. Подготовка к хранению осуществляется путем сортировки, маркировки с последующим затариванием.

При размещении и хранении материалов на складах  необходимо соблюдать следующие правила:

  • в процессе хранения должна быть обеспечена качественная и количественная сохранность материалов с поддержанием заданной температуры, влажности, с соблюдением противопожарных требований;
  • при размещении материалов следует исходить из удобства выполнения приемно-отпускных операций;
  • при размещении необходимо обеспечить быстроту проверки наличия материалов;
  • размещение материалов должно сопровождаться полным использованием полезной площади и кубатуры склада и эффективным использованием подъемно-транспортных средств.

Учет материалов ведется на специальных карточках  учета с применением компьютера с указанием максимального и страхового запасов, а также движения каждого вида хранимых материалов.

С целью обеспечения  сохранности материалов на складах  систематически проводится инвентаризация путем подсчета, обмера, взвешивания с последующей сверкой полученных данных с учетными, а в случае отклонений составляется акт с указанием причины и виновных лиц.

Материалы отпускаются  со складов на основе лимитно-заборных карт, которые оформляются в соответствии с принятой схемой учета.

Материально-техническое снабжение  подразделений предприятия

В деле организации  материально-технического снабжения  предприятия немаловажную роль играют так называемые лимиты, которые представляют собой своеобразную норму расхода сырья, мате риала, необходимую и достаточную для производства качественной продукции. Лимиты на все виды сырья и материалов, потребляемые на предприятии, составляют соответствующие технические службы предприятия совместно с отделом главного технолога и представителями органов материально-технического снабжения. При этом они руководствуются основными документами предприятия по решаемым проблемам с учетом соблюдения правил замены дорогостоящих природных материалов на синтетические и всемерной экономии материальных ресурсов.

Лимит всегда устанавливается  с учетом величины производственной программы предприятия и технического состояния производства. Разработанные лимиты находят отражение в сводной ведомости в соответствии с номенклатурой потребляемых материалов и утверждаются руководством предприятия. В силу сказанного этот документ 
приобретает статус распоряжения, обязательного к исполнению всеми производственными службами. 

На основе лимитов  и норм расхода сырья и материалов на предприятии организуется система обеспечения цехов и подразделений материально-техническими ресурсами.

В практике встречаются  следующие схемы обеспечения  цехов: на основе стандарт-плана и заявок. Первая схема нашла распространение в массовых и крупносерийных производствах, а вторая – на основе заявок – в серийных и единичных.

Поскольку массовому  и приближающемуся к нему по своим  технико-экономическим показателям крупносерийному производству свойствен устойчивый производственный процесс, номенклатура выпускаемой продукции и номенклатура потребляемых материалов, та система обеспечения на основе стандарт-плана носит активный характер. Для системы обеспечения мелкосерийного, единичного, а тем более индивидуального производства свойствен пассивный характер. Это объясняется особенностями организации производства и номенклатурой потребляемых материалов. При такой организации материально-технического обеспечения цехи получают материалы, заполняя лимитно-заборные карты или разовые накладные и, как правило, самостоятельно доставляют их в цеховые кладовые.

При активной системе  обеспечения доставка материалов в  цехи осуществляется заводской службой транспортного хозяйства по разработанному графику, что создает возможность существенно снизить расходы на содержание разветвленной сети заводского материально-технического обеспечения путем прямой, минуя заводские складские помещения, поставки материалов на рабочие места.

Вместе с тем  возможен и другой способ организации  системы материально-технического обеспечения цехов. Он состоит в том, что в обязанность материально-технических складов входит наряду с организацией хранения и учета товарно-материальных ценностей еще и подготовка их к запуску в производственный процесс. Это, конечно, приводит к удорожанию содержания складского хозяйства через создание участков по предварительной подготовке материалов и сырья. Набор той или иной системы, типа, характера материально-технического обеспечения зависит от специфики функционирования производства, его организационно-производственного типа и местонахождения предприятия.

 

4. Транспортное хозяйство

Основной задачей  организации и функционирования транспортного хозяйства на предприятии является своевременное и бесперебойное обслуживание производства транспортными средствами по перемещению грузов в ходе производственного процесса.

Виды транспорта

По своему назначению транспортные средства могут быть подразделены на внутренний, межцеховой и внешний транспорт.

Внешний транспорт обеспечивает связь предприятия, его материально-технических складов, складов готовой продукции с предприятиями-поставщиками, контрагентами, станциями железнодорожного, водного и воздушного транспорта.

Межцеховой  транспорт выполняет функции связующего звена между цехами предприятия, его складами, службами и другими производственными объектами.

Внутрицеховой транспорт перемещает грузы в цехе в ходе производственного процесса, осуществляя движение сырья, материалов и комплектующих деталей и узлов не только от склада к рабочим мести, но и между рабочими местами, а также контрольными постами.

На предприятиях находят применение различные виды транспортных средств, начиная с железнодорожного, автомобильного, подъемно-транспортного и кончая конвейерами разнообразного вида, типа и назначения.

Структура транспортного  хозяйства зависит от многих факторов, основными из которых являются следующие: объем внутризаводских и внешних перевозок, тип производства, масса и габариты изготавливаемой продукции, уровень кооперированных связей. Эти факторы влияют на состав подразделений службы транспортного хозяйства предприятия. Если, например, в ходе производства возникает необходимость частого использования в качестве внепроизводственного транспорта железнодорожных или автомобильных средств, то следует отдельно сформировать соответствующие цехи, кроме топы целесообразно создать цехи или участки безрельсового транспорта и электротранспорта с соответствующей ремонтной базой, техническим обслуживанием и заправкой.

К транспортным средствам непрерывного действия относятся  конвейеры, которые нашли широкое распространение на предприятиях, относящихся к массовому и крупносерийному производству. Транспортное хозяйство подчинено главному инженеру, и кроме вышеназванных цехов в него входят диспетчерское бюро и группа учета.

Грузооборот и грузопоток

В организационном  отношении работа транспортного  хозяйства строится на использовании таких понятий, как грузооборот и грузопоток.

Грузооборот представляет собой общее количество грузов, перемещаемых на территории завода, цеха, склада в единицу времени и течение учетного периода. Грузооборот складывается из отдельных грузовых потоков. Грузовым потоком называется количество грузов, транспортируемых в единицу времени между двумя смежными пунктами.

Величина грузовых потоков зависит от организационно-производственного типа производства и может быть рассчитана в условияхпостоянной номенклатуры и объемов производства аналитическим методом на основе норм расхода материалов и величины производственной программы. В условиях быстро и часто изменяющейся номенклатуры и объема производства можно применить метод специального обследования и накопления статистической информации огрузопотоках с последующей их обработкой или путем выбора типового представителя перемещаемых грузов и расчета на его основе показателя грузопотока. В конечном итоге, какой бы из названных методов ни был применен, данные о грузопотоке и грузообороте должны служить для определения необходимого количества транспортных средств и достижения их постоянной загрузки. О рациональности 
функционирования транспортного хозяйства можно судить на основе 
равномерного грузооборота. Этой же цели служат шахматная таблица 
грузооборота и схема грузопотоков. 

Шахматная таблица  грузооборота строится в разрезе  отдельных цехов, складов, а затем делается сводная таблица по предприятию в целом на основе данных о поступившей массе грузов и вывезенной с учетом отходов, потерь, порчи и т.д. В свою очередь, шахматная таблица с учетом пространственной планировки предприятия является 
исходным материалом для составления схемы грузопотоков. 

Анализ грузопотоков и грузооборота за учетный период дает основание для совершенствования организации транспортного хозяйства, ликвидации чрезмерно дальних перевозок, встречных, возвратных, пустых и не полностью загруженных транспортных средств.

Организация внутризаводских перевозок

Если на предприятии  сложились стабильные, устойчивые грузопотоки, а это характерно в основном для массового производства, то перевозки осуществляются согласно графику по постоянным маршрутам и с одинаковой интенсивностью. При неустойчивых грузопотоках в условиях серийного и единичного производства перемещение грузов возможно на основе разовых заданий или укрупненного сменного графика.

Выполнение межцеховых перевозок можно осуществлять, используя одну, из схем. Первая схема получила название «маятниковая», или «веерная», а вторая — «кольцевая». Для первой схемы характерно одностороннее, двустороннее и веерное движение транспортных средств. Одностороннее движение характеризуется тем, что транспорт перемещает груз только в одну сторону, например, детали перевозятся из гальванического цеха в сборочный. Двустороннее движение осуществляется путем взаимодействия цехов – например, перевозка деталей из механического цеха в термический и обратно. Собственно маятниковая схема, или веерная, применима при включении в нее склада и поставки через него материалов и деталей в цехи. При этом следует отметить один существенный недостаток этой схемы движения грузов. Транспортные средства, отправляясь со склада в цех, имеют максимальную загрузку, а возвращаются пустые. Это снижает эффективность грузоперевозок по этой схеме и заставляет обратить внимание на кольцевую схему движения транспортных средств. Суть ее состоит в том, что маршрут движения составляется так, чтобы можно было, загрузившись на складе, объехать по очереди цехи и вернуться на склад за новой порцией грузов. Подобная схема получила название «кольцевая с затухающим грузооборотом».

В принципе подобные схемы можно применять при  осуществлении как межзаводских, так и межцеховых и внутрицеховых процессов перемещения грузов. В качестве примера приведем организацию процесса перемещения тарно-штучных грузов, что является характерным для большинства Предприятий машиностроительного профиля. Для этого прежде всего следует осуществить выбор средств механизации и автоматизации процессов перемещения тарно-штучных грузов.

Информация о работе Организация производственной инфраструктуры