Организация оплаты труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение и оценка особенностей оплаты труда различных категорий персонала на предприятиях торговли Октябрьского района г. Красноярска. Цель может быть достигнута на базе решения следующих задач, определяющие внутреннюю структуру работы:
рассмотрение теоретических аспектов заработной платы, функций, видов и их классификации;
изучение организации оплаты труда на предприятиях торговли в современных условиях;
анализ современного состояния оплаты труда и ее проблем на предприятиях торговли;
оценка предприятий торговли Октябрьского района г. Красноярска;
анализ оплаты труда административно-управленческого персонала на предприятиях торговли Октябрьского района г. Красноярска;
оценка оплаты труда торгово-оперативного персонала на предприятиях торговли Октябрьского района г. Красноярска;
анализ оплаты труда вспомогательного персонала на предприятиях торговли Октябрьского района г. Красноярска;
проведение сегментации работников в зависимости от различных факторов;

Работа содержит 1 файл

ЗАЩИТА.docx

— 417.78 Кб (Скачать)

Рис. 2.16. Оценка размера заработной платы  по мнению административного персонала, %

Проведенное анкетирование показало, что среди  административного персонала занято 20% женщин и соответственно 80% мужчин.

Характеризуя уровень образования  административного персонала, следует  отметить, что основная доля (55%) управленцев  закончила высшее учебное заведение, 25% опрошенных имеют средне специальное  образование.

 

Далее В ходе исследования особенностей оплаты труда различных категорий персонала  на предприятиях розничной торговли Октябрьского района было выявлено 58 работников торгово-оперативного персонала. К  ним относятся, например, кассир, продавец, продавец-консультант. Рассмотрим специфику систем оплаты труда. Согласно данным рис. 2.26  табл. 2.14 наибольший удельный вес (53%) принадлежит повременно-премиальная оплате труда,  27%  торговому персоналу начисляется заработная плата по простой повременной системе.

Рис. 2.26 Структура систем заработной платы, %

 

то есть у работников исследуемых  предприятий заработная плата зависит  от норм выработки, от достижения установленных  качественных и количественных показателей  предприятия, от объема реализации продукции, товаров, услуг, профессионального мастерства, непрерывного стажа работы, от работы в ночное время, от расширения зон обслуживания и т.п.

Так, 59% торгово-оперативного персонала  считает, что величина вознаграждения за их труд достаточно занижена, однако (31%) утверждают, что она вполне обоснована.

Оценка обоснованности величины заработной платы у торгово-оперативного персонала, %

Анализ видов премий  торгово-оперативного персонала на предприятиях торговли

Виды премий

Численность, чел

Удельный вес, %

А

1

2

Премии за основные результаты работы;

21

36,21

Единовременное поощрение;

11

18,97

Индивидуальные премии;

8

13,79

Вознаграждение по итогам работы за год;

6

10,34

Нет премий

11

18,97

Различные премии

1

1,72

Количество респондентов

58

100,00


 

Рис. 2.37. Анализ видов премий  торгово-оперативного персонала на предприятиях торговли, %

По данным таблицы, 19% респондентов на предприятии нет системы премирования, что оценивается негативно. Более 36% респондентам выплачиваются премии за основные результаты работы, 19% начисляются  единовременные поощрения, 14%-индивидуальные премии, 10%- вознаграждения по итогам работы за год и только у 2% опрошенных на предприятии существуют различные  виды премий.

 

 

Рис. 2.38. Анализ размера заработной платы  торгово-оперативного персонала  на предприятиях торговли, %

По результатам исследования, у 59% опрошенных размер заработной платы  составляет от 10001-15000 рублей, у 19% - 7001-10000 рублей, 16% получают в месяц  свыше 15000 рублей и  около 7% свыше 5001-7000. При  опросе, торгово-оперативному персоналу  было предложено оценить отдельные критерии занимаемой должности по 5-ти бальной шкале. В результате получены следующие данные: Заработную плату большинство (48%) оценили на 3 балла, 19% - на 1 балл и 12% на 2 балла, 21 на 4 балла, на «5» свой размер заработной платы не оценил никто, что говорит в целом о неудовлетворенности уровнем оплаты труда.
Рис. 2.39. Оценка размера заработной платы по 5-ти бальной шкале, %

 

На предприятиях розничной торговли в составе вспомогательного персонала выделяются профессии фасовщиков, грузчиков, уборщиков. В ходе исследования было опрошено 22 человека на различных торговых предприятиях или 22% от общего числа респондентов.

Важным является так же то, что  у 100% опрошенных на предприятиях преобладает  повременная система оплаты труда.

Положительным моментом является то, что  большинство (около 41%) респондентов отметили на их предприятии наличии доплат и  надбавок.

Анализируя мнения обслуживающего персонала по поводу обоснованности заработной платы, можно сделать  ряд выводов: 5% респондентов считают, что их заработная плата завышена, а 73% считают заработную плату заниженной. Интересен тот факт, что считают  заработную плату обоснованной 23% респондентов. Следует отметить, что все-таки таки большинство респондентов вспомогательного персонала не удовлетворены заработной платой.

 Рис. 2.51 Анализ обоснованности  заработной платы обслуживающего  персонала, %

 

Анализ размера заработной платы  у обслуживающего персонала на предприятиях торговли

Размер заработной платы

Численность, чел

Удельный вес, %

А

1

2

До 5000 руб.

-

-

5001-7000 руб.

6

27,27

7001-10000 руб.

10

45,45

10001-15000 руб.

5

22,73

свыше 15001 руб.

1

4,55

Количество респондентов

22

100,00




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2.58. Анализ размера заработной платы  у обслуживающего персонала на               предприятиях торговли, %

По результатам исследования, у 45% опрошенных размер заработной платы  составляет от 7001-10000 рублей, у 27% - 5001-7000 рублей, 23% получают в месяц от 10001-15000 рублей и только 5% свыше 15000. В большинстве  своем низкий размер оплаты труда  объясняется спецификой занимаемых должностей. 

 

на «5» или «4» свой размер заработной платы не оценил никто, что  говорит в целом о неудовлетворенности  уровнем оплаты труда.

Заработную  плату большинство (55%) оценили на 3 балла, 27% - на 1 балл и 18% на 2 балла,  По данным исследования 50% обслуживающего персонала имеют только среднее образование, 32% средне-специальное и по 9% неполное среднее и неоконченное высшее (рис. 2.68). Данная ситуация объяснятся спецификой занимаемых должностей.

 

Рис. 2.68. Анализ обслуживающего персонала по уровню образования, %

 

 

 

По данным обработки  общих сведений только 10% респондентов удовлетворены уровнем оплаты труда, 42% удовлетворены частично, остальные (48%) не удовлетворены размером заработной платы, что оценивается отрицательно. Положительным моментом является, то, что 71-ому % работников на предприятиях выплачиваются доплаты, надбавки и премии

В ходе анализа общих  данных было выявлена структура видов  премий: 27% респондентов получают премии за основные результаты работы, 20%-единовременные поощрения, индивидуальные получает 16% работников и столько же не получает премий вообще, 14-ти % выплачиваются премии по итогам работы за год и только 7-ми % респондентов начисляют различные премии.

 

Категории персонала

Периодичность  

административный выплат соц.

20% характера

вспомогательный                             22%

торгово-

оперативный                                                                                                    никогда

                                                                   58%

Виды премий

за основные

результаты

                 работы 55%

 

      единовременные 23%    редко 

поощрения

                                                                                                                               периодически 

      индивидуальные  

               премии 


нет премий  


                                                                                                                                           17%

по итогам 5% 5% постоянно


работы за год

различные


                                                                                 

                                                                                     7%

 

Рис. 3.63 Социально-демографические  признаки сегментации торговых работников (по категориям персонала, видам премий, периодичности выплат социального  характера)

Таким образом, подводя итог всему  изложенному выше, можно сказать, что в настоящее время, на данном этапе оплата труда работников продовольственных  предприятий используется не достаточно эффективно. Можно выделить ряд встретившихся  отрицательных моментов:

    • Самое главное – не велика роль дополнительных выплат стимулирующего характера, работникам практически не к чему стремиться;
    • Отчасти стабильность кадрового состава можно отнести к отрицательным моментам, так как работники не видят опасности увольнения и тем самым не стремятся к конкуренции между собой и возможными вновь прибывшими, что вероятно может снизить качество работы и квалификацию работников. Таким образом, на предприятии практически нет возможности получения более квалифицированных работников;

Кроме отрицательных был выявлен  и ряд положительных моментов, основными из которых являются:

    • Средний  уровень заработной платы у всех сотрудников, причем стабильный, не зависящий от различных факторов (оклад), что способствует достаточно добросовестной работе, потому, что работники не стремятся потерять такую работу;
    • Так же хорошо влияет на качество и желание работать перспектива получения дополнительной надбавки в виде премии или процента от прибыли, что позволяет поощрять работников и является хорошим стимулом.

 

Так же следует позаботиться о квалификации персонала. Оплачиваемое повышение  квалификации за счет предприятия тоже будет являться стимулом для более  качественной и добросовестной работы.

Но так же необходим более  тщательный учет психологических особенностей каждого сотрудника. Далеко не для  каждого размер заработной платы  является первостепенной целью, для  некоторых работников важно признание  в коллективе его профессиональных качеств и трудовых достижений.

Таким образом, мы подтвердили свое предположение о том, что на сегодняшний  день в торговле, как и в других сферах экономики, произошли значительные изменения в отношении оплаты труда работников. Что связано  с переходом нашей страны на рыночный путь развития. Однако данное направление  требует дальнейшего контроля и  доработки со стороны государства. Но и руководство предприятий  должно прилагать максимум усилий для  достижения адекватных размеров заработной платы работников, логичное распределение  постоянной и переменной ее частей, более развернутую систему мотивирования  при помощи оплаты труда. Это позволит на микроуровне конкретного предприятия создать максимально благоприятные и взаимовыгодные условия труда работника и работодателя.

 

 

Выявив  недостатки  оплаты труда  на предприятиях продовольственных товаров г.Красноярска, мы можем порекомендовать ввести дополнительные премии, вознаграждения, доплаты и надбавки. Привязать  заработную плату работника к  относительным величинам, чтобы  заинтересовать работника в достижении важных для предприятия показателей.

А так же необходимо организовать точный учет премий, так как работники  не знают по какому принципу начисляются  им дополнительные выплаты.

Мотивировать работников к повышению уровня квалификации и повышению культуры обслуживания, что приведет к росту производительности труда.

Комплексное выполнение данных рекомендаций позволит увеличить эффективность деятельности предприятий и использования оплаты труда на продовольственных предприятиях Октябрьского р-на г.Красноярска, что обеспечит предприятию прибыльность работы и укрепление позиций на рынке.

В  заключении  необходимо  отметить,  что основная проблема организации оплаты труда  в современных условиях заключается  в установлении адекватной рыночным отношениям системы оплаты труда. Решить данную проблему достаточно сложно, так  как старая система организации  нормирования и оплаты труда разрушена, а новая еще, как правило, не создана. Существующие системы организации  оплаты труда основаны на старых принципах  ее организации, что не отвечает современным  требованиям. Для построения новой  системы организации оплаты труда  необходимо изучить существующие формы  и системы оплаты труда как  в России так и за рубежом.

 


Информация о работе Организация оплаты труда