Организация научно-исследовательской работы на предприятии ОАО «ОСВАР»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных этапов научно-исследовательской подготовки производства на примере предприятия ОАО «ОСВАР», которое занимается производством и выпуском осветительной автотракторной арматуры.

Работа содержит 1 файл

лобач курсовик.docx

— 190.61 Кб (Скачать)

На практике преобладает  жесткое закрепление сотрудников  за определенными лабораториями, группами, темами. Такая структура позволяет  вести планирование и учет работ, выполнять контрольные функции. Но жесткое закрепление работников за подразделениями не дает возможности  маневрировать трудовыми ресурсами  и приводит к увеличению численности  персонала.

На предприятиях получили распространение временные творческие коллективы. Для решения конкретной задачи создаются творческие бригады  из специалистов разного профиля  по всему циклу: теоретические исследования — опытно-конструкторские работы — технологические работы — освоение производстве. Отдельные этапы цикла  совмещаются во времени. Руководитель работ по мере необходимости привлекает отдельных специалистов для решения  конкретных вопросов. После решения  поставленной задачи бригада распадается. Такая система организации работ  позволяет сократить цикл создания и освоения новой техники, повысить качество разработок, так как появляется возможность использовать знания и  опыт разных специалистов, быстро реагировать  на последние достижения в мировой  науке и практике, приспосабливаться  к переменам в направлениях исследований. Однако такая система нарушает работу крупных специализированных подразделений, часть работников которых временно отвлекают для решения частных  задач.

Одной из рациональных форм является матричная система организации  управления созданием новой техники, предполагающая взаимоувязку функциональной ответственности научного руководителя «по вертикали» и выполнение работ «по горизонтали» специализированными подразделениями (рис. 1).

Рис 1. Матричная структура управления подготовкой производства

Планирование  научных исследований. Базой планирования НИР являются научно обоснованные прогнозы, которые определяют пути создания качественно новых изделий, оборудования, материалов на основе достигнутого уровня науки и техники и потребности в изделиях в планируемом периоде. Основной формой планирования НИР и ОКР служит перспективный тематический план, который содержит перечень проблем и тем, подлежащих разработке и реализации в период действия плана. Разработка планов осуществляется по этапам:

1.выявление основных направлений  и производственно-технических задач; 

2.разработка содержания  тем, обеспечивающих решение научно-технических  задач по направлениям;

3.рассмотрение и принятие  решений по предложениям смежных  отраслей и предприятий; 

4.определение основных  объемных показателей плана.

Одновременно разрабатываются  предложения по подготовке лабораторий  и опытно-производственной базы, подготовке кадров; ориентировочно определяется потребность в специальных материалах, оснастке, оборудовании, изготовление которых должно быть вновь организовано. Основой планово-учетной единицы является тема.

На основе перспективного плана составляется годовой тематический план НИР и ОКР.

 

1.4. Организация конструкторской  подготовки производства

В зависимости от сложности, объема и характера работ в  проведении научных исследований и  выполнении опытно-конструкторских  разработок могут участвовать несколько  организаций. В таком случае назначается  организация - головной исполнитель, которая  координирует работу организаций-соисполнителей, согласовывает планы работ, программу  постановки на производство нового изделия  и его агрегатов. Если работа заканчивается  изготовлением установочной серии  и подготовкой производства к  серийному выпуску, ОКР выполняются  по форме «А». При завершении работы выпуском опытного образца ОКР проводятся по форме «Б».

Проведение ОКР по форме  «А» предполагает наличие должности  конструктора проекта, который руководит  работой на всех стадиях, включая  постановку продукции на производство. Вводятся должности заместителей главного конструктора по технологии, на которые  назначаются представители от организации-разработчика и от предприятия-производителя, а также заместителя главного конструктора по освоению - от предприятия-производителя.

Выполнение опытно-конструкторских  работ по форме «А» требует  применения новой системы организации  планирования. Необходимо организовать переход к сквозному планированию всех стадий ОКР, включая постановку нового изделия на производство, разработать  единый план работ, соответствующие  формы плановых документов и показателей. Эффективным вариантом планирования является программно-целевое планирование.

Основанием для выполнения опытно-конструкторских работ на предприятиях служат целевые комплексные  программы и тематический план предприятия. Исходным документом для выполнения ОКР является договор с организацией (предприятием)-заказчиком на разработку и освоение нового изделия. В отраслевых стандартах и руководящих документах приводятся содержание и порядок  выполнения опытно-конструкторских  работ с учетом отраслевых особенностей.

Конструкторская подготовка производства представляет собой совокупность процессов и работ, направленных на разработку конструкторской документации для серийного изготовления новых  и совершенствования выпускаемых  изделий. Конструкторская подготовка выполняется в соответствии с  Единой системой конструкторской документации (ЕСКД), как правило, после проведения опытно-конструкторских работ.

ЕСКД является системой постоянно  действующих технических и организационных  требований, которые позволяют использовать конструкторскую документацию без  ее переоформления на предприятиях разных отраслей промышленности. ЕСКД позволяет  механизировать и автоматизировать процесс создания конструкторской  документации и обеспечить готовность предприятия к постановке на производство нового изделия и организовать его  выпуск в короткий срок.

Конструкторская подготовка производства в отделе главного конструктора, которому подчинены опытный цех  и экспериментальные участки (рис. 2), может выполняться по двум направлениям: первое включает выполнение всех основных работ, связанных с разработкой новых и модернизацией уже выпускаемых заводом изделий; второе состоит в приемке технической документации от организации-разработчика и доработке ее применительно к условиям завода по требованию технических служб.

Рис.2 Структура службы главного конструктора предприятия

Порядок конструкторской  подготовки производства первого направления  предполагает выполнение следующих  стадий: техническое задание, техническое  предложение, эскизный проект, технический  проект, рабочая документация. По каждой стадии в стандарте дается перечень этапов. Обязательность выполнения стадий и этапов разработки конструкторской  документации устанавливается в  техническом задании.

По второму направлению  работ осуществляются: прием и  учет поступившей документации, проверка ее комплектности; проработка рабочих  чертежей применительно к условиям завода; коррек-тировка документации по выявленным замечаниям, согласование с заказчиком; составление и согласование технических условий на установочную серию и серийный выпуск; корректировка  технической документации по результатам  изготовления и испытания первых образцов и др. Начинается работа с разработки технического задания.

Техническое задание разрабатывается  исполнителем проекта по поручению  заказчика. В нем устанавливаются  цель, эксплуатационное и функциональное назначение, перспективность разработки; определяются технические требования к надежности, технологичности, унификации, эстетике и эргономике и др.; дается перечень стадий и этапов разработки с указанием источников финансирования и фондов; излагается порядок контроля и приемки. Особое внимание уделяется  экономическим показателям новой  техники. Определяются ориентировочная  экономическая эффективность, лимитная цена, годовая потребность в изделии. Сопоставление ведется с лучшими  отечественными и зарубежными образцами. Таким образом, в техническом  задании на проектирование обосновываются целесообразность и эффективность  освоения нового изделия.

Техническое предложение - совокупность конструкторских документов, содержащих технико-экономическое обоснование  разработки необходимой документации изделия на основании анализа  технического задания, различных вариантов  возможных конструкторских решений, патентных исследований и т. д. На этой стадии проводится сравнительная  оценка предлагаемых решений с учетом конструкторских и эксплуатационных особенностей разрабатываемого и существующих изделий. Документам присваивается  литера «П».

Эскизный проект включает документы, содержащие принципиальные конструкторские решения, дающие представление  об устройстве и принципе работы изделия, а также данные, определяющие его  основные параметры и габаритные размеры. Документам присваивается  литера «Э».

Технический проект - совокупность документов, которые должны содержать  окончательные технические решения, дающие полное представление об устройстве изделия, и исходные данные для разработки рабочей документации. При необходимости  изготавливаются и испытываются макеты экспериментальных образцов. Документам присваивается литера «Т».

Рабочая конструкторская  документация (рабочий проект) включает конструкторскую документацию, предназначенную  для изготовления и испытания  нового (модернизированного) изделия, и разрабатывается отдельно для  опытного образца, для единичного, серийного  и массового производства.

По результатам изготовления и предварительных испытаний  опытного образца проводят корректировку  конструкторской документации и  присваивают ей литеру «О». Предварительное  испытание организует и проводит организация-разработчик с привлечением (при необходимости) представителей предприятия-изготовителя продукции. Для оценки целесообразности производства разработанной продукции создается  приемочная комиссия. После корректировки  конструкторской документации по результатам приемочных испытаний документам присваивается литера «O1».

В целях определения готовности производства к серийному (массовому) выпуску по документации с литерой  «O1» изготавливают установочную серию (первую промышленную партию) изделий. Образцы из этой серии подвергают испытаниям на предприятии-изготовителе при участии представителей разработчика. После внесения в конструкторскую  документацию необходимых уточнений  документам присваивают литеру «А».

При единичном типе производства рабочим конструкторским документам присваивают литеру «И».

Круг работ, выполняемых  на разных стадиях, зависит от типа производства, сложности конструкции, степени ее унификации, уровня кооперирования и других факторов. Для ускорения  подготовки производства к выпуску  нового изделия рекомендуется совмещать  выполнение различных стадий, этапов и работ.

В процессе конструкторской  подготовки производства создается  и используется большое количество документов: оригиналы, подлинники, дубликаты, копии. Соблюдение четкого порядка  оформления, размножения и выдачи документов возлагается на отдел  технической документации, центральный  технический архив и рабочие  технические архивы отделов и  цехов предприятия.

Для оперативного учета и  нахождения необходимой документации создается информационно-поисковая  система (ИПС), которая входит составной  частью в АСУП и способствует улучшению  учета вносимых в документы изменений, повышению уровня унификации и стандартизации конструкций.

Для повышения качества и  сокращения сроков проектирования на предприятиях создаются системы  автоматизированного проектирования (САПР), выполняющие эту работу с  оптимальным распределением функций  между человеком и ЭВМ и  максимальной автоматизацией всех проектных  процедур. Технические средства используются там, где требуются высокая точность, большой объем памяти, быстродействие в вычислениях, где есть повторяемость  однотипных операций. В случаях, когда  необходимы интуиция, эстетический вкус, принятие решений при ограниченных данных, работа возлагается на человека. Основные задачи САПР показаны на схеме (рис 3).

 

Рис.3 Задачи системы автоматизированного проектирования

САПР включает ЭВМ, чертежные  автоматы (графопостроители и координатографы), дисплеи, аппаратуру связи и передачи данных, магнитные диски, барабаны, ленты и др. Помимо технического обеспечения САПР включает программное, информационное, методическое и организационное  обеспечение. Создание, эксплуатацию и  развитие САПР на предприятиях обеспечивает специализированное подразделение - отдел  САПР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА  2.Организция научно-исследовательской работы на предприятии (на примере ОАО «ОСВАР»)

2.1.Ведение научно – исследовательской деятельности на ОАО «ОСВАР»

ОАО «ОСВАР» - это современное, конкурентоспособное и рентабельное предприятие, специализирующееся на выпуске  продукции, которая используется для  производства всех отечественных автомобилей. На сегодняшний день ОАО «ОСВАР»  является ориентиром для тех, кто  работает в сфере производства автомобильной  светотехники. Объемы поставок на вторичный  рынок в настоящее время составляют более трети производственной программы  предприятия. Вся продукция омологирована, отвечает требованиям Правил ЕЭК  ООН и находит свое применение не только на российском рынке. Предприятие  работает над освоением новых  изделий для перспективных отечественных  автомобилей. За счет внедрения новейшего  оборудования и современных технологий совершенствуется производство. Благодаря  широкому ассортименту продукции предприятие  имеет партнерские отношения  со многими автомобильными, автобусными, тракторными, мото- и велозаводами России и стран СНГ. ОАО «ОСВАР» участвует  в локализации светотехнических изделий на вновь созданных совместных предприятиях. Среди них – ТАГАЗ, ИЖ-Авто, GM-Автоваз. Номенклатура выпускаемой  продукции ОАО «ОСВАР» составляет более 500 наименований.

Информация о работе Организация научно-исследовательской работы на предприятии ОАО «ОСВАР»