Организация как субъект хозяйствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 18:11, контрольная работа

Описание работы

Необходимо усвоить и нашу трактовку следующих слов и выражений, используемых в данной области: “Организовать” - значит спланировать и определить те функции и действия, которые необходимы для выполнения той или иной работы, а также объединить эти функции и действия в рамках группы, сектора, отдела, подразделения.

Содержание

1. Понятие организации, цель, задачи создания и эффективность функционирования, характерные признаки и выполняемые функции…….2
2. Классификация организаций по различным признакам: по формам собственности, отраслевой принадлежности, размерам, участию иностранного капитала, организационно-правовым формам……..………13
3. Задача……………………………………………………………………….17
Список использованных источников………………………………………..18

Работа содержит 1 файл

Классификация организаций.docx

— 209.53 Кб (Скачать)

 

Учреждение образования

«Гомельский государственный  университет

имени Франциска Скорины»

 

Заочный факультет

 

 

 

 

 

 

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ

 

Тема: Организация как субъект хозяйствования

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

 

Вариант № 3                    

 

 

 

 

Выполнил

студент группы эу-32

Бикелис Ю.В.

Домашний адрес: Гомельская обл.

г. Речица, ул. Нефтяников, д. 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомель 2012

 

Содержание:

 

1. Понятие организации, цель, задачи создания и эффективность функционирования, характерные признаки и выполняемые функции…….2

2. Классификация организаций по различным признакам: по формам собственности, отраслевой принадлежности, размерам, участию иностранного капитала, организационно-правовым формам……..………13

3. Задача……………………………………………………………………….17

Список использованных источников………………………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие организации, цель, задачи создания и эффективность функционирования, характерные признаки и выполняемые функции.

 

Понятие организации.

Важно представлять, что  понимается под организацией. Есть, к примеру, следующее определение сущности организации как процесса: это составная часть менеджмента, которая которая заключается в решении вопросов формирования структуры, касающихся: ответственности, посредством которой поставленные перед предприятием задачи распределяются между отдельными руководителями (менеджерами) :

инспекторами-контролерами и другими служащими; формальных внутренних взаимоотношений между служащими предприятия по поводу распределения ответственности.

Необходимо усвоить и  нашу трактовку следующих слов и  выражений, используемых в данной области: “Организовать” - значит спланировать и определить те функции и действия, которые необходимы для выполнения той или иной работы, а также  объединить эти функции и действия в рамках группы, сектора, отдела, подразделения.

“Организационное взаимодействие”. Если исходить из того, что менеджмент в целом распадается на отдельные  позиции менеджмента в рамках структуры, то те формальные отношения, которые существуют между отдельными позициями менеджмента, и будут  называться организационным взаимодействием.

Организация состоит из лиц, которые имеют перед собой  некую цель; работают в одной команде, группе; используют определенные знания и технические приемы; выступают  как единый и целостный организм.

Менеджмент осуществляет свои функции в направлении выполнения поставленных задач через посредство людей, используя разнообразные  технические приемы, в рамках той  или иной организации.

Организационная структура - это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы  работающие в ее рамках люди могли  наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели.

Организацией часто также  называют отдельную фирму как  производственную единицу, представляющую собой единый целостный организм.

Почему крохотная “Apple” и гигантская “IBM” заработали сотни миллионов в компьютерном бизнесе, а другие, такие как “Ар Си Эй”, потеряли свои состояния? Как “Макдоналдсу” удается готовить миллиарды гамбургеров в год, дешево продавать их и получать при этом огромные прибыли, в то время как большинство ресторанов не в состоянии обслуживать несколько сотен клиентов в день?

Успех и провал этих фирм и компаний имеют одну общую особенность.

Все они являются организациями. Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обуславливающей существование  менеджмента,

Некая группа должна соответствовать  нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться организацией. К  ним относятся:

1. Наличие, по крайней  мере, двух людей, которые считают  себя частью этой группы 

2. Наличие, по крайней  мере, одной цели (т.е. желаемого  конечного состояния или результата), которую принимают как общую  все члены данной группы.

3. Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для  всех цели.

Соединив в одну эти  существенные характеристики, мы получаем важное определение: Организация - это  группа людей, деятельность которых  сознательно координируется для  достижения общей цели или целей (определение Честера Бернарда, одного из классиков менеджмента 30-40-х годов).

Приведенное выше определение  справедливо не просто для организации, а для формальной организации. Существуют также неформальные организации, группы, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, за исключением, быть может, очень маленьких. И хотя у них нет руководителей, неформальные организации очень важны.

Таким образом, когда употребляется  слово организация, имеется в  виду формальная организация.

Из определения следует, что организация всегда имеет  хотя бы одну общую цель, разделяемую  и признаваемую таковой всеми  ее членами. Но формальное управление редко имеет дело с организациями, имеющими только одну цель. Менеджмент - это управление сложными организациями. Сложные организации имеют набор  взаимосвязанных целей [1].

Цели организации

Цель - это желаемое состояние  объекта в будущем. В управлении необходимо оценить каждую функцию  и вид деятельности внутри компании, исходя из их вклада в достижение целей  компании [2]. Цели формируют критерии для оценки целесообразности предлагаемого  образа действий, устанавливают стандарты  для оценки достигаемой эффективности  и дают общий ориентир для деятельности фирмы в целом. Это осознанная потребность в достижении определенного  результата в перспективе.

Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение  целей и интересов различных  групп людей, так или иначе  связанных с деятельностью организации  и вовлеченных в процесс ее функционирования.

Когда речь идет о целевом  начале в управлении организацией и  соответственно о целевом начале в поведении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссия и цель. Нужно установить то и другое, а после этого выработать стратегию поведения, обеспечивающую выполнение этих составляющих.

Это является одной из основных задач высшего руководства и  составляет важную часть всего управления, называемого – управление по целям  – Management by Objectives, MBO. Ориентирован на выполнение постановленной цели как будущего результата. Основной смысл целевого начала – это максимально повысить долгосрочную эффективность. Сложные организации имеют, как правило, не одну цель, а набор взаимосвязанных целей, реализация которых обеспечивается в результате взаимодействия различных частей организации.

Ключевая, внутренне присущая любой реально действующей организации  цель — собственное воспроизводство. Если у организации цель самовоспроизводства  утрачена или сознательно подавлена, то она может прекратить существование. Организация, у которой нет внутренней ориентации на выживание, может сохраниться  только под воздействием достаточно мощных внешних сил. Но в этом случае на воспроизводство потребуется гораздо больше усилий[3].

Эффективность функционирования, характерные признаки и выполняемые функции организации.

  Функция руководства — это «сверхфункция», «надфункция», мозг всего управления.

Чем сложнее система функций  управления, чем она дифференцированней, тем острее перед руководством встает задача постоянного совершенствования  управления как внутри каждой специальной  функции, так и в межфункциональном  разрезе.

Руководство — центральное  понятие в теории организации  и управления. Оно имеет несколько  определений. Руководство трактуется как:

-персонифицированная деятельность должностного лица в организации, связанная с непосредственным управлением персоналом;

- проявление лидерства в системе формальных отношений;

- тип организационного поведения, обусловленный определенным должностным статусом и предусматривающий властные полномочия.

Под руководством также понимают отношения между людьми, возникающие  в процессе выполнения и по поводу управления, поэтому оборотная сторона  отношений руководства — отношения  подчинения.

Отношения руководства реализуются  через деятельность руководителя любого уровня, т.е. должностного лица, наделенного  формальным статусом и отвечающего  за деятельность организации и ее подразделений. Здесь возникает  проблема признания власти и полномочий подчиненными.

Эффективность управления является одним из основных показателей совершенства управления, определяемым посредством  сопоставления результатов управления и ресурсов, затраченных на достижение цели. Эффективность управления есть функция двух переменных: затрат на содержание аппарата управления и результатов управленческой деятельности, отражающихся в значениях показателей, по которым оценивается состояние объекта управления.

Эффективность можно определить как сотрудничество людей в достижении результата, произведенная ценность которого превышает издержки производства, так что продукт может быть успешно реализован на рынке. Но такая  элементарная оценка не всегда оказывается  корректной вследствие следующих причин:

- имеется непосредственный и опосредованный результат, причем последний скрывает роль управления в его достижении;

- результат управления представляется не только в экономических показателях, но также социальных, психологических и других эффектах;

- затраты на управление не всегда могут быть четко выделены (управленческий учет не тождествен бухгалтерскому учету).

На практике эффективность  управления определяется аналитическим  и экспертным путем, сопоставлением многих элементов, как-то: производительность труда, степень достижения цели, управляемость, ритмичность работы, прирост качества, удовлетворенность трудом, экономия времени в процессе управления, формирование корпоративной культуры.

Регулярная и систематическая  оценка эффективности управления самым  положительным образом влияет на мотивацию сотрудников, их профессиональный рост и личностное развитие.

Проблема оценки качества управления появилась сразу же, как  только человек стал осознавать свои управленческие функции.

Любое утверждение о том, «рациональна» или «нерациональна»  управленческая деятельность, спорно, если не уточняется, какие именно цели преследуются в этой деятельности и  в какой мере предложенный план (программа) обеспечивает их достижение. Люди, столкнувшись с проблемой выбора, часто прибегают  к некой упрощенной модели реальности. Выводы делаются только в пределах предвидимости и предсказуемости  последствий.

Эффективность управленческого  труда можно определить как отношение частных положительных результатов деятельности работников, непосредственно занятых производством продукции и услуг (превышение желательных последствий над нежелательными), и допустимых затрат.

Управление следует считать эффективным, если наилучший результат достигнут при заданных вмененных издержках или если заданный результат получен при самых низких издержках выбора.

Но экономический критерий не является достаточным для оценки качества управления. Большое значение имеет и социальная эффективность  — улучшение социально-психологического климата, качества трудовой жизни. Важно, как лица, непосредственно осуществляющие производство материальных благ и услуг, реагируют на управленческие решения  по поводу производственно-технической  системы. Характер реакции весьма сильно влияет на результативность организации.

Другая сторона оценки качества управления — показатель личной работы руководителя и его  аппарата, характеризующий качество выполнения ими своих функций  и затраты на функционирование системы  управления.

Таким образом, оценка эффективности  управления носит комплексный характер на базе основных (результативность функционирования организационной системы) и вспомогательных  показателей (качество и надежность личной работы менеджеров и аппарата управления):

Эффективность деятельности современных организаций определяется в значительной степени качеством  труда управленцев, что особенно важно в условиях динамичности и  неопределенности внешней среды  предприятия.

Управленческий труд трудно поддается оценке, и, как правило, результаты труда руководителей  оцениваются косвенно. Недостаток применения прямых показателей для оценки управленческого  труда заключается в отсутствии их взаимоувязки с результатами деятельности предприятия в целом.

Информация о работе Организация как субъект хозяйствования