Организация инновационной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 00:20, курсовая работа

Описание работы

В современном экономическом мире инновации выступают одним из ключевых факторов, определяющих перспективы социального и экономического развития организаций.
Сегодня конкурентоспособность на отечественном и мировом рынках все больше зависит от той продукции, в основе которой лежит новое знание. И если в прошлом успех и развитие организации во многом зависели от доступа к природным ресурсам, то сегодня они нуждаются в науке, нововведениях и образовании работающих.
В настоящее время вся отве

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы организации инновационной деятельности на предприятиях…………………………………………………………………5
1.1. Определение и понятия инновационной деятельности………………….5
1.2.Организация инновационной деятельности на предприятии…………….9
1.3. Проблемы организации инновационной деятельности на предприятии…………………………………………………………………….13
Глава 2. Анализ организации инновационной деятельности на ЗАО «ПЗО «Трудовой»»……………………………………………………………………21
2.1. Характеристика ЗАО «ПЗО «Трудовой»»………………………………21
Заключение…………………………………………………………………….23
Список использованных источников……………………………………….25

Работа содержит 1 файл

Организация инновационной деятельности на предприятии.docx

— 197.36 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение Высшего профессионального  образования

«Саратовский  государственный социально-экономический  университет»

Марксовский филиал

Кафедра экономических дисциплин 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

По дисциплине «Экономика предприятия АПК» 

На тему: «Организация инновационной деятельности на предприятии» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент четвертого курса.

                                                                                Ефимова К.В.   

                                                                 Очной формы обучения                               

                                                                              Специальности «Экономика и управление  на                                     предприятии в агропромышленном  комплексе»

Руководитель: к.э.н, доцент Иванова Е.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Маркс – 2011 
 

Оглавление.

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы организации инновационной деятельности на предприятиях…………………………………………………………………5 
1.1
. Определение и понятия инновационной деятельности………………….5

1.2.Организация инновационной деятельности на предприятии…………….9

1.3. Проблемы организации инновационной деятельности на предприятии…………………………………………………………………….13

Глава 2. Анализ организации инновационной деятельности на ЗАО «ПЗО «Трудовой»»……………………………………………………………………21

2.1.  Характеристика ЗАО «ПЗО «Трудовой»»………………………………21 
Заключение…………………………………………………………………….23 
Список использованных источников……………………………………….25

Список  ссылок…………………………………………………………………26 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ.

     В современном экономическом мире инновации выступают одним из ключевых факторов, определяющих перспективы  социального и экономического развития организаций.

     Сегодня конкурентоспособность на отечественном  и мировом рынках все больше зависит  от той продукции, в основе которой  лежит новое знание. И если в  прошлом успех и развитие организации  во многом зависели от доступа к  природным ресурсам, то сегодня они  нуждаются в науке, нововведениях  и образовании работающих.

     В настоящее время вся ответственность  по осуществлению инноваций легла  на плечи руководителей отдельных  хозяйствующих субъектов. Однако сегодня  не только правильная оценка и выбор, но и успешная реализация инновационных  проектов позволяют организациям занимать лидирующие позиции в отрасли  и обеспечивают стабильную основу для  дальнейшего роста.

     Инновационная деятельность предприятия -  это  система мероприятий по использованию  научного, научно-технического и интеллектуального  потенциала с целью получения  нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения, как индивидуального  спроса, так и потребностей общества новшествах в целом.

     Целесообразность  выбора способа и варианта технико-технологического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям  рынка, в т. ч. и внешнего, стадиям  жизненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.

     В соответствии с международными стандартами  инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или  усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе  к социальным услугам.

     Данная  курсовая работа посвящена инновационной деятельности, которая понимается как процесс комплексный и многоуровневый. В него включаются не только оригинальное изобретение, но и разработка новой технологии, получение нового продукта. Чрезвычайно важны также распространение нововведения в другие отрасли, адаптация новых методов и продуктов для других сфер, формирование новых секторов рынков.

     Актуальность  данной темы объясняется, прежде всего, потребностью российской экономики  в повышении интенсивности инновационной  деятельности.

     Целью курсовой работы является исследование инновационной деятельности на предприятии. 
 
 

    Глава 1. Теоретические  основы организации  инновационной деятельности на предприятиях.

    1. Понятие инновационной деятельности.

С точки  зрения методологии очень важно  однозначное понимание категорий: нововведения, инновационные проекты, инновационная деятельность, инновационный менеджмент.

     Инновационные проекты - это преимущественно крупные  и сложные программы создания и внедрения различных новшеств, осуществляемых специализированными  научными, образовательными подразделениями  в течение длительного (более  одного года) периода.

     К инновационной деятельности организации  можно отнести деятельность, обусловленную  результатами маркетинговых исследований и охватывающую научно-технические  разработки, инженерную подготовку производства, нововведения в различных сферах производства, формирование инвестиционной политики.

     Терминами инновационный менеджмент и управление нововведениями обычно обозначают совокупность организационно - экономических методов  и форм управления всеми стадиями и видами инновационных процессов  на уровне фирмы, компании, корпорации, отрасли, региона, народного хозяйства  в целом.

     Инновационный менеджмент также является собирательным  обозначением сотрудников предприятия, в обязанности которых входит обеспечение и осуществление  инновационной деятельности.

     Нововведением является целенаправленное изменение, сознательно вносимое в процесс  воспроизводства для наиболее полного  удовлетворения текущих потребностей и формирования, новых общественных потребностей. Такой подход подчеркивает, что инновационные процессы протекают  не стихийно и нуждаются в управлении.

     Характеризуя  нововведение, следует иметь в  виду факт его внедрения в производство, что позволяет получить результат, качественно отличный от предшествующего  аналога.

     Нововведение  характеризуется более высоким  технологическим уровнем, новыми потребительскими особенностями по сравнению с  предыдущим продуктом.

     Понятие "нововведение" можно применить  не только к новшествам в производственной, но и организационной, финансовой, образовательной, научной и другим сферам деятельности. Это понятие применимо к любым усовершенствованиям, обеспечивающим существенную экономию затрат или создающим условия для этой экономии.

     В практике инновационной деятельности применяются близкие, но не идентичные термины "инновация" и "инновационный  процесс". Последний связан с созданием, освоением и распространением нововведений, которые выступают в качестве промежуточного результата научно - производственного  цикла и по мере практического  применения превращаются в конкретный результат. Таким образом, научно-технические инновации, являются материализацией новых идей и знаний, воплощенных в открытиях, изобретениях, разработках в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных потребностей. Следовательно, нововведение необходимо рассматривать в единстве с инновационным процессом.

     Инновационный процесс может выступать в  трех формах: простой внутриорганизационной, простой межорганизационной и   расширенной.

    1. новшество создается и используется внутри одной организации и не приобретает товарной формы (не реализуется).
    2. новшество является предметом купли - продажи. С одной стороны наблюдается создатель и производитель новшества, а с другой - потребитель.
    3. в результате конкурентной борьбы нарушается монополия

      производителя, что приводит в результате к улучшению  технических и экономических  характеристик нововведения.

     Что касается предприятий, то инновации  здесь представляют качественно  новые изделия или технологии, впервые ввозимые на рынок либо внедряемые на предприятии (в производственной или административной сфере).

     Под инновацией в отрасли следует  понимать изделия или технологии, впервые вводимые в однородной группе конкурентов. Инноватором в этом случае считается участник однородного  рынка, опередивший на целый шаг  конкурентов вследствие внедрения  новшества.

     В зависимости от предметного содержания внедряемых инноваций различают  следующие их виды:

     а) продуктовые, ориентированные на производство и использование новых (улучшенных) продуктов в сфере производства (средства производства) или в сфере  потребления (предметы потребления);

     б) технологические, представляющие собой  новые способы, технологии производства старых или новых продуктов;

     в) управленческие, заключенные в новых  методах управления.

     Для управления нововведениями, как и  любого процесса из области менеджмента, характерны постановка цели и выбор  стратегии, а также четыре стадии управленческого цикла - планирование, определение условий и организация, исполнение и руководство.

     Этот  процесс проиллюстрирован на рисунке 1.11 

 

     

      Постановка  цели и выбор стратегии             1. Планирование             2. Определение условий и организация
                                 
      4. Руководство             3. Исполнение              

     Рисунок 1.1 - Управление нововведениями

 

     В процессе планирования составляется план реализации стратегии.

     На  второй стадии цикла определяется потребность  в ресурсах для реализации нововведения, ставятся задачи по организации процесса.

     На  третьей стадии проводятся необходимые  исследования и разработки, реализуются  намеченные задания.

     Четвертая стадия предусматривает контроль, анализ, корректировку плана, оценку эффективности  нововведения и, принятого управленческого  решения.

     Инновационная деятельность и инновационное производство являются основными источниками  внешнеэкономического потенциала любого предприятия. Поэтому для увеличения внешнеэкономической активности, прежде всего экспортного потенциала, предприятие  должно особое внимание уделять инновационным  процессам, которые позволят повысить конкурентоспособность продукции  по сравнению с конкурентами на внешнем  рынке. 
 

Информация о работе Организация инновационной деятельности предприятия