Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:11, лекция
Непосредственным результатом производственных процессов является изготовление продукции, которая в соответствии с планом основной деятельности предприятия должна стать предметом народнохозяйственного оборота. Вспомогательные и обслуживающие процессы имеют иное предназначение. В результате их осуществления создается продукция, которая используется в основном производстве (собственно вспомогательное производство), либо выполняются работы, обеспечивающие его бесперебойное ведение (обслуживающие процессы). Состав этих процессов на предприятии может быть разным.
Вопрос 1: Содержание и задачи производственной инфраструктур
Вопрос 2: Организация и управление ремонтным хозяйством
Вопрос 3: Организация и управление инструментальных хозяйством
Вопрос 4: Организация и управление транспортным хозяйством
Вопрос 5: Организация и управление складским хозяйством
ЛЕКЦИЯ № 5
ТЕМА: Организация инфраструктуры предприятия
Вопрос 1: Содержание и задачи производственной инфраструктуры
Вопрос 2: Организация и управление ремонтным хозяйством
Вопрос 3: Организация и управление инструментальных хозяйством
Вопрос 4: Организация и управление транспортным хозяйством
Вопрос 5: Организация и управление складским хозяйством
Вопрос 1: . Содержание и задачи производственной инфраструктуры
Непосредственным результатом производственных процессов является изготовление продукции, которая в соответствии с планом основной деятельности предприятия должна стать предметом народнохозяйственного оборота. Вспомогательные и обслуживающие процессы имеют иное предназначение. В результате их осуществления создается продукция, которая используется в основном производстве (собственно вспомогательное производство), либо выполняются работы, обеспечивающие его бесперебойное ведение (обслуживающие процессы). Состав этих процессов на предприятии может быть разным.
К вспомогательным и обслуживающим процессам относятся работы по уходу и надзору за оборудованием, по его наладке, ремонту, модернизации; транспортные работы, обеспечивающие перемещение предметов труда от одного рабочего места к другому, из цеха в цех, от рабочих мест на склад; экспедиционно-складские работы; работы по техническому контролю качества исполнения основных, вспомогательных и обслуживающих процессов, а также готовой продукции и некоторые другие. Одни из этих процессов выполняются основными производственными рабочими, другие ведутся специальными рабочими — вспомогательными. При этом многие из таких процессов организационно обосабливаются,
Совокупность вспомогательных и обслуживающих подразделений предприятия образуют его производственную инфраструктуру, состав и масштабы которой определяются особенностями основного производства, типом и размерами предприятия, его связями с внешней средой.
Производственная
обеспечение основного производственного процесса сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом и оснасткой, как собственного изготовления, так и приобретенного со стороны;
поддержание технологического и энергетического оборудования в работоспособном состоянии;
транспортирование грузов внутри предприятия и в логистических каналах снабжения — сбыта.
Ремонтные цехи и службы предприятия обеспечивают эксплуатационную готовность технологического оборудования путем его ремонта и модернизации.
Инструментальные цехи и службы обеспечивают основное производство инструментом и оснасткой высокого качества при минимальных издержках на их изготовление и эксплуатацию.
Энергетические цехи и службы обеспечивают бесперебойное снабжение производства всеми видами энергии, наиболее полное использование мощности энергоустановок. Снабженческие, складские и транспортные цехи и службы обеспечивают своевременную поставку всех материальных ресурсов, их хранение и движение в процессе производства.
Вопрос 2. Организация и управление ремонтным хозяйством
В процессе эксплуатации технологическое оборудование подвергается физическому и моральному износу и требует постоянного технического обслуживания. Работоспособность оборудования восстанавливается путем его ремонта. Функции организации и управления ремонтом оборудования на предприятии выполняет специальная служба — ремонтное хозяйство.
Задачами ремонтного хозяйства являются:
поддержание технологического оборудования в работоспособном состоянии и его модернизация;
изготовление запасных частей и узлов, необходимых для ремонта;
повышение культуры эксплуатации оборудования;
улучшение качества ремонта и снижение затрат на его выполнение.
Система технического обслуживания и ремонта оборудования представляет собой совокупность взаимосвязанных положений и норм, определяющих организацию и порядок проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования, с целью сохранения в течение обусловленного времени при заданных условиях эксплуатации его производительности, точности и других показателей.
Сущность системы технического обслуживания и ремонта оборудования заключается в том, что после отработки каждой единицей оборудования определенного количества часов, вне зависимости от нагрузки и фактического состояния, его останавливают для проведения запланированных ремонтных работ. Чередование и периодичность ремонтных работ определяются назначением оборудования, его конструктивными и ремонтными особенностями, условиями эксплуатации.
Типовая система состоит из межремонтного технического обслуживания и ремонтных работ.
Техническое обслуживание заключается в наблюдении за его состоянием и правилами эксплуатации, в регулировании механизмов и устранении мелких неисправностей. Техническое обслуживание выполняется во время перерывов в работе оборудования производственными рабочими и дежурными слесарями.
Ремонтные работы включают проведение текущего, среднего и капитального ремонта.
Текущий ремонт состоит в замене или восстановлении изношенных деталей и регулировании механизмов без разборки станка для обеспечения нормальной работы оборудования до очередного планового ремонта.
Средний ремонт предусматривает замену или восстановление деталей и узлов ограниченной номенклатуры с частичной разборкой станка для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса оборудования.
Капитальный ремонт предполагает полную разборку станка со снятием его с фундамента и с заменой всех изношенных деталей, ремонтом всех базовых деталей для полного восстановления ресурса оборудования и его модернизации.
Ремонтные работы ведутся в строгой последовательности. Объем и порядок их очередности зависят от длительности службы отдельных деталей и узлов.
Ремонтный цикл — это повторяющаяся совокупность различных видов планового ремонта, выполняется через установленное для каждого вида оборудования число часов оперативного времени работы. Структура ремонтного цикла определяет перечень и чередование плановых ремонтов внутри цикла. Время работы оборудования между двумя плановыми ремонтами называется межремонтным периодом.
Типовая система предусматривает определенную структуру ремонтных циклов по группам оборудования, с учетом назначения, сложности и условий эксплуатации. Так, для металлорежущих станков весом до 10 т структура имеет следующий вид:
КР - ТР - ТР - СР - ТР - ТР - КР,
где КР — капитальный ремонт; ТР — текущий ремонт; СР — средний ремонт.
Определение объема ремонтных работ производится с учетом ремонтосложности оборудования, которая устанавливается на механическую и электрическую части каждого станка.
Планирование ремонтных
работ ведется путем
Методы выполнения ремонтных работ многообразны:
узловой;
последовательно-узловой;
«против потока» и др.
Узловой метод заключается в замене изношенных узлов агрегата запасными, ранее изготовленными или отремонтированными. Время простоя оборудования значительно сокращается, так как большая часть ремонтных работ выполняется до вывода станка в ремонт.
Последовательно-узловой метод заключается в том, что изношенные узлы агрегата ремонтируются не одновременно, а последовательно с использованием перерывов в работе агрегатов. Этот метод используется для ремонта оборудования, имеющего конструктивно обособленные узлы (агрегатные станки).
Метод «против потока» используется для ремонта поточно-автоматизированных линий и требует серьезной подготовительной работы.
В состав ремонтной службы предприятия входят: ремонтно-механический цех, цеховые ремонтные группы, отдел главного механика. Возглавляет ремонтную службу главный механик.
Отдел главного механика выполняет конструкторскую, технологическую, производственную и планово-экономическую работу для всего ремонтного хозяйства.
Ремонтно-механический цех (РМЦ) подчинен главному механику и проводит капитальный ремонт и модернизацию сложного оборудования, изготавливает запасные части и нестандартное оборудование, оказывает помощь цеховым ремонтным службам.
В зависимости от размеров предприятий и характера производства применяют следующие организационные структуры управления ремонтной службой: децентрализованная; смешанная; централизованная.
При децентрализованной структуре управления обслуживание и все виды ремонта технологического оборудования провидятся силами ремонтных подразделений, входящих в состав производственных цехов. Ремонтно-механический цех занимается изготовлением сложных деталей и выполнением станочных работ, которые не могут быть сделаны ремонтными подразделениями цеха.
Вопрос 3. Организация и управление инструментальным хозяйством
Задачами инструментального хозяйства являются:
определение потребности и планирование обеспечения предприятия оснасткой;
нормирование расхода оснастки и поддержание на необходимом уровне размеров ее запасов;
комплектное обеспечение рабочих мест оснасткой, организация ее рациональной эксплуатации и восстановления;
организация собственного производства высокопроизводительной и эффективной оснастки;
учет и анализ эффективности использования технологического оснащения.
Под потребностью в инструменте понимается суммарное количество инструмента по каждому типоразмеру, которое необходимо для выполнения запланированного объема и номенклатуры продукции, а также создания запасов, требующихся для бесперебойного обеспечения цехов и рабочих мест.
Расчет потребности в
Норма расхода инструмента Нр, т.е. количество его на выполнение определенного объема работ, устанавливается в зависимости от типа производства:
в массовом производстве — на каждую операцию, деталь или изделие с учетом величины машинного времени tM и нормативного износа инструмента Тиз;
в единичном и мелкосерийном производстве — укрупнено, например на 1000 станко-часов работы данного вида оборудования.
Для организации планомерного использования инструмента, бесперебойного обеспечения цехов и рабочих мест рассчитывается необходимый запас инструмента — оборотный фонд.
Под оборотным фондом понимается количество инструмента, которое необходимо иметь в эксплуатации (на рабочих местах, заточке) и в запасе в различных подразделениях инструментального хозяйства.
Оборотный фонд инструмента предприятия состоит из цеховых оборотных фондов и запасов центрального инструментального склада (ЦИС).
Оборотный фонд инструмента цеха состоит
из эксплуатационного фонда и
запасов инструмента в цеховой
инструментально-раздаточной
Величина переходящего запаса определяется как произведение среднесуточной потребности на периодичность поступления инструмента в ИРК. Переходящий запас изменяется от максимальной величины (партии поступления) до нуля, когда происходит очередное поступление инструмента. Страховой запас инструмента в ИРК устанавливается в размере 5-10% от партии поступления.
Запасы инструмента на центральном инструментальном складе определяется с учетом установленных масштабов оборотных средств. Обычно они устанавливаются в размере 3-4-месячного расхода инструмента. Текущее регулирование запасов в ЦИС осуществляется по системе «максимум-минимум», которая поддерживает запасы инструмента на постоянном уровне, гарантирующем бесперебойное снабжение производства. Система «максимум-минимум» устанавливает три нормы запаса: максимальный Zmin, минимальный Zmax и запас «точки заказа» ZT3.
Запас «точки заказа» отражает такую величину запаса, при достижении которой выдается заказ на изготовление или приобретение инструмента.
Организация инструментального обслуживания непосредственно в производственных подразделениях предприятия предполагает бесперебойное снабжение рабочих мест инструментом и оснасткой, их правильную эксплуатацию, своевременный и качественный ремонт.
Рабочие места производственных цехов и участков обслуживаются ИРК, которые выполняют следующие функции:
получение инструмента из ЦИС, его хранение и учет;
выдача на рабочие места и прием с рабочих мест;
организация переточки и ремонта инструмента;
списание изношенного инструмента.