Организация инфраструктуры предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:11, лекция

Описание работы

Непосредственным результатом производственных процессов является изготовление продукции, которая в соответствии с планом основной деятельности предприятия должна стать предметом народнохозяйственного оборота. Вспомогательные и обслуживающие процессы имеют иное предназначение. В результате их осуществления создается продукция, которая используется в основном производстве (собственно вспомогательное производство), либо выполняются работы, обеспечивающие его бесперебойное ведение (обслуживающие процессы). Состав этих процессов на предприятии может быть разным.

Содержание

Вопрос 1: Содержание и задачи производственной инфраструктур
Вопрос 2: Организация и управление ремонтным хозяйством
Вопрос 3: Организация и управление инструментальных хозяйством
Вопрос 4: Организация и управление транспортным хозяйством
Вопрос 5: Организация и управление складским хозяйством

Работа содержит 1 файл

05 Организация инфраструктуры предприятия.doc

— 74.50 Кб (Скачать)


ЛЕКЦИЯ № 5

 

ТЕМА: Организация инфраструктуры предприятия

 

Вопрос 1: Содержание и задачи производственной инфраструктуры

Вопрос 2: Организация и управление ремонтным хозяйством

Вопрос 3: Организация и управление инструментальных хозяйством

Вопрос 4: Организация и управление транспортным хозяйством

Вопрос 5: Организация и управление складским хозяйством

 

Вопрос 1: . Содержание и задачи производственной инфраструктуры

Непосредственным результатом  производственных процессов является изготовление продукции, которая в соответствии с планом основной деятельности предприятия должна стать предметом народнохозяйственного оборота. Вспомогательные и обслуживающие процессы имеют иное предназначение. В результате их осуществления создается продукция, которая используется в основном производстве (собственно вспомогательное производство), либо выполняются работы, обеспечивающие его бесперебойное ведение (обслуживающие процессы). Состав этих процессов на предприятии может быть разным.

К вспомогательным и  обслуживающим процессам относятся работы по уходу и надзору за оборудованием, по его наладке, ремонту, модернизации; транспортные работы, обеспечивающие перемещение предметов труда от одного рабочего места к другому, из цеха в цех, от рабочих мест на склад; экспедиционно-складские работы; работы по техническому контролю качества исполнения основных, вспомогательных и обслуживающих процессов, а также готовой продукции и некоторые другие. Одни из этих процессов выполняются основными производственными рабочими, другие ведутся специальными рабочими — вспомогательными. При этом многие из таких процессов организационно обосабливаются,

Совокупность вспомогательных  и обслуживающих подразделений  предприятия образуют его производственную инфраструктуру, состав и масштабы которой определяются особенностями основного производства, типом и размерами предприятия, его связями с внешней средой.

Производственная инфраструктура выполняет функции:

обеспечение основного  производственного процесса сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом и оснасткой, как собственного изготовления, так и приобретенного со стороны;

поддержание технологического и энергетического оборудования в работоспособном состоянии;

транспортирование грузов внутри предприятия и в логистических  каналах снабжения — сбыта.

Ремонтные цехи и службы предприятия обеспечивают эксплуатационную готовность технологического оборудования путем его ремонта и модернизации.

Инструментальные цехи и службы обеспечивают основное производство инструментом и оснасткой высокого качества при минимальных издержках на их изготовление и эксплуатацию.

Энергетические цехи и службы обеспечивают бесперебойное  снабжение производства всеми видами энергии, наиболее полное использование  мощности энергоустановок. Снабженческие, складские и транспортные цехи и службы обеспечивают своевременную поставку всех материальных ресурсов, их хранение и движение в процессе производства.

 

Вопрос 2. Организация и управление ремонтным хозяйством

В процессе эксплуатации технологическое оборудование подвергается физическому и моральному износу и требует постоянного технического обслуживания. Работоспособность оборудования восстанавливается путем его ремонта. Функции организации и управления ремонтом оборудования на предприятии выполняет специальная служба — ремонтное хозяйство.

Задачами ремонтного хозяйства являются:

поддержание технологического оборудования в работоспособном  состоянии и его модернизация;

изготовление запасных частей и узлов, необходимых для  ремонта;

повышение культуры эксплуатации оборудования;

улучшение качества ремонта и снижение затрат на его выполнение.

Система технического обслуживания и ремонта оборудования представляет собой совокупность взаимосвязанных положений и норм, определяющих организацию и порядок проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования, с целью сохранения в течение обусловленного времени при заданных условиях эксплуатации его производительности, точности и других показателей.

Сущность системы технического обслуживания и ремонта оборудования заключается в том, что после отработки каждой единицей оборудования определенного количества часов, вне зависимости от нагрузки и фактического состояния, его останавливают для проведения запланированных ремонтных работ. Чередование и периодичность ремонтных работ определяются назначением оборудования, его конструктивными и ремонтными особенностями, условиями эксплуатации.

Типовая система состоит  из межремонтного технического обслуживания и ремонтных работ.

Техническое обслуживание заключается в наблюдении за его состоянием и правилами эксплуатации, в регулировании механизмов и устранении мелких неисправностей. Техническое обслуживание выполняется во время перерывов в работе оборудования производственными рабочими и дежурными слесарями.

Ремонтные работы включают проведение текущего, среднего и капитального ремонта.

Текущий ремонт состоит в замене или восстановлении изношенных деталей и регулировании механизмов без разборки станка для обеспечения нормальной работы оборудования до очередного планового ремонта.

Средний ремонт предусматривает замену или восстановление деталей и узлов ограниченной номенклатуры с частичной разборкой станка для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса оборудования.

Капитальный ремонт предполагает полную разборку станка со снятием его с фундамента и с заменой всех изношенных деталей, ремонтом всех базовых деталей для полного восстановления ресурса оборудования и его модернизации.

Ремонтные работы ведутся  в строгой последовательности. Объем  и порядок их очередности зависят  от длительности службы отдельных деталей и узлов.

Ремонтный цикл — это повторяющаяся совокупность различных видов планового ремонта, выполняется через установленное для каждого вида оборудования число часов оперативного времени работы. Структура ремонтного цикла определяет перечень и чередование плановых ремонтов внутри цикла. Время работы оборудования между двумя плановыми ремонтами называется межремонтным периодом.

Типовая система предусматривает  определенную структуру ремонтных  циклов по группам оборудования, с  учетом назначения, сложности и условий эксплуатации. Так, для металлорежущих станков весом до 10 т структура имеет следующий вид:

КР - ТР - ТР - СР - ТР - ТР - КР,

где КР — капитальный  ремонт; ТР — текущий ремонт; СР —  средний ремонт.

Определение объема ремонтных работ производится с учетом ремонтосложности оборудования, которая устанавливается на механическую и электрическую части каждого станка.

Планирование ремонтных  работ ведется путем составления  плана-графика по каждому цеху. План-график ремонта конкретного станка разрабатывается с учетом вида и даты проведения последнего ремонта, структуры ремонтного цикла, длительности межремонтного периода, групп ремонтной сложности и нормативов трудоемкости.

Методы выполнения ремонтных  работ многообразны:

узловой;

последовательно-узловой;

«против потока» и  др.

Узловой метод заключается в замене изношенных узлов агрегата запасными, ранее изготовленными или отремонтированными. Время простоя оборудования значительно сокращается, так как большая часть ремонтных работ выполняется до вывода станка в ремонт.

Последовательно-узловой  метод заключается в том, что изношенные узлы агрегата ремонтируются не одновременно, а последовательно с использованием перерывов в работе агрегатов. Этот метод используется для ремонта оборудования, имеющего конструктивно обособленные узлы (агрегатные станки).

Метод «против  потока» используется для ремонта поточно-автоматизированных линий и требует серьезной подготовительной работы.

В состав ремонтной службы предприятия входят: ремонтно-механический цех, цеховые ремонтные группы, отдел главного механика. Возглавляет ремонтную службу главный механик.

Отдел главного механика выполняет конструкторскую, технологическую, производственную и планово-экономическую  работу для всего ремонтного хозяйства.

Ремонтно-механический цех (РМЦ) подчинен главному механику и проводит капитальный ремонт и модернизацию сложного оборудования, изготавливает запасные части и нестандартное оборудование, оказывает помощь цеховым ремонтным службам.

В зависимости от размеров предприятий и характера производства применяют следующие организационные структуры управления ремонтной службой: децентрализованная; смешанная; централизованная.

При децентрализованной структуре управления обслуживание и все виды ремонта технологического оборудования провидятся силами ремонтных подразделений, входящих в состав производственных цехов. Ремонтно-механический цех занимается изготовлением сложных деталей и выполнением станочных работ, которые не могут быть сделаны ремонтными подразделениями цеха.

 

 

Вопрос 3. Организация и управление инструментальным хозяйством

Задачами инструментального  хозяйства являются:

определение потребности  и планирование обеспечения предприятия  оснасткой;

нормирование расхода  оснастки и поддержание на необходимом  уровне размеров ее запасов;

комплектное обеспечение  рабочих мест оснасткой, организация  ее рациональной эксплуатации и восстановления;

организация собственного производства высокопроизводительной и эффективной  оснастки;

учет и анализ эффективности  использования технологического оснащения.

Под потребностью в инструменте понимается суммарное количество инструмента по каждому типоразмеру, которое необходимо для выполнения запланированного объема и номенклатуры продукции, а также создания запасов, требующихся для бесперебойного обеспечения цехов и рабочих мест.

Расчет потребности в инструменте  ведется исходя из норм расхода и  годовой производственной программы.

Норма расхода инструмента Нр, т.е. количество его на выполнение определенного объема работ, устанавливается в зависимости от типа производства:

в массовом производстве — на каждую операцию, деталь или изделие с  учетом величины машинного времени tM и нормативного износа инструмента Тиз;

в единичном и мелкосерийном  производстве — укрупнено, например на 1000 станко-часов работы данного вида оборудования.

Для организации планомерного использования  инструмента, бесперебойного обеспечения  цехов и рабочих мест рассчитывается необходимый запас инструмента  — оборотный фонд.

Под оборотным фондом понимается количество инструмента, которое необходимо иметь в эксплуатации (на рабочих местах, заточке) и в запасе в различных подразделениях инструментального хозяйства.

Оборотный фонд инструмента предприятия  состоит из цеховых оборотных  фондов и запасов центрального инструментального  склада (ЦИС).

Оборотный фонд инструмента цеха состоит  из эксплуатационного фонда и  запасов инструмента в цеховой  инструментально-раздаточной кладовой (ИРК), которые, в свою очередь, включают переходящий и страховой запасы.

Величина переходящего запаса определяется как произведение среднесуточной потребности на периодичность поступления инструмента в ИРК. Переходящий запас изменяется от максимальной величины (партии поступления) до нуля, когда происходит очередное поступление инструмента. Страховой запас инструмента в ИРК устанавливается в размере 5-10% от партии поступления.

Запасы инструмента на центральном инструментальном складе определяется с учетом установленных масштабов оборотных средств. Обычно они устанавливаются в размере 3-4-месячного расхода инструмента. Текущее регулирование запасов в ЦИС осуществляется по системе «максимум-минимум», которая поддерживает запасы инструмента на постоянном уровне, гарантирующем бесперебойное снабжение производства. Система «максимум-минимум» устанавливает три нормы запаса: максимальный Zmin, минимальный Zmax и запас «точки заказа» ZT3.

Запас «точки заказа» отражает такую величину запаса, при достижении которой выдается заказ на изготовление или приобретение инструмента.

Организация инструментального  обслуживания непосредственно в  производственных подразделениях предприятия  предполагает бесперебойное снабжение рабочих мест инструментом и оснасткой, их правильную эксплуатацию, своевременный и качественный ремонт.

Рабочие места производственных цехов и участков обслуживаются  ИРК, которые выполняют следующие  функции:

получение инструмента  из ЦИС, его хранение и учет;

выдача на рабочие  места и прием с рабочих  мест;

организация переточки  и ремонта инструмента;

списание изношенного  инструмента.

Информация о работе Организация инфраструктуры предприятия