Организационная структура предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 12:33, реферат

Описание работы

Целью данной работы является выяснение степени зависимости эффективности работы предприятия от оптимальности выстроенной структуры.
В связи с поставленной целью выделяются следующие задачи:
Определение понятия организационной структуры.
Описание типов и разновидностей организационных структур и, соответственно, их недостатков и достоинств.
Умение строить структуру конкретного предприятия, выявление связей между элементами структур и их взаимозависимость.
Подбор наиболее оптимальной структуры для предприятия с учетом его особенностей и условиями окружающей среды.
Выявление необходимых требований для формирования эффективных структур управления.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…...3
I. Структура как основной элемент организации……………………..….5
1.1 Понятие и сущность организационной структуры предприятия…..5
1.2 Виды организационных структур……………………………………..6
1.2.1Типы организаций по взаимодействию с внешней средой…..….…6
1.2.2 Типы организаций по взаимодействию подразделений…………..8
1.2.3 Типы организаций по взаимодействию с человеком:…………....12
1.3 Сравнение структур управления……………………………...……...15

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа 1.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

     Иногда  такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя [10,c.68]

      б) Дивизиональная (отделенческая структура) изображена на рисунке 3. Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности или географически.

     

       

     

     

     

     Рис. 3. Дивизиональная структура управления

     Рук. – руководитель высшего уровня; рук.фил.1, рук.фил.2- руководители филиалов; штаб – штабы специалистов при руководителях высшего и среднего уровней [5,c.256].

     в) Матричная структура (рис.4) характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления). Такая схема давно применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную[7,с.118]. 
 

       

       

       

       

     Рис.4 Матричная структура управления 

     Р1-линейный руководитель высшего уровня; РА,РБ,РВ - функциональные руководители по функциям А,Б и В; РП1,РП2,РП3 – руководители производств; И - исполнители

     г) Множественная структура объединяет различные структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах - линейно-функциональная или матричная.

     д) На предприятиях могут быть использованы безцеховая, цеховая, корпусная или смешанная структуры управления.

     Наиболее  простой структурой является безцеховая, при которой производство делится на участки, возглавляемые мастерами. Мастера могут непосредственно подчиняться руководителю предприятия либо старшему мастеру, который подчиняется руководителю предприятия. Эта структура может оказаться целесообразной на мелких и средних промышленных предприятиях.

     Основным  производственным звеном крупного промышленного  предприятия является цех. При цеховой  структуре управления руководителю предприятия подчиняются начальники цехов. Начальнику цеха подчиняются  начальники участков, либо старшие мастера, либо мастера. Старшему мастеру подчиняются мастера. Начальнику участка подчиняются старшие мастера, которым в свою очередь подчиняются мастера.

     На  особо крупных предприятиях может  использоваться корпусная структура. В этом случае предприятие подразделяется на корпуса, корпуса делятся на цеха, а цеха - на участки.

     На  предприятиях могут применяться  и смешанные структуры управления. Например, на предприятиях с  структурой могут быть отдельные цеха, а на предприятиях с цеховой структурой - участки, подчиненные непосредственно руководству предприятия.[11,c.65]

     1.2.3 Типы организаций по взаимодействию с человеком.

 

     Ранее отмечалось, что различие между организациями порождается характером взаимодействия между индивидом и организацией в целом. Основой данного различия является разница в приоритетах взаимодействующих сторон по ряду важных организационных переменных, характеризующих это взаимодействие. Ключевыми среди этих переменных являются те, которые относятся к организационной культуре, а именно: ценностные ориентации, нормы и т.п

     а) Корпоративная организация

     Корпоративная организация, или, проще, - корпорация, рассматривается как особая система связи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности. В России  корпорации существуют в хозяйственной и культурной жизни в основном в форме различных государственных (министерства, ведомства и псевдоприватизированные естественные монополии) и общественных (союзы, общества, академии и политические партии) институтов.

     Поддерживая монополию на информацию, корпорация стремится стандартизировать свою деятельность и ее результаты, не допускать разрушительной для нее внутренней конкуренции. Поддержка слабых и ограничение сильных — основной принцип в борьбе против внутренних конкурентов. Отсюда — тенденция к уравниловке.

     Объединение людей через их разделение и поддержание монополии невозможно в корпоративной организации, если в ней не доминируют иерархические властные структуры. В основе данной схемы лежит принцип «разделяй и властвуй».

     Важным  условием и способом поддержания существования корпоративной организации является постоянное поддержание в ней дефицита тех или иных ресурсов, а если необходимо, то и обострение дефицита. Распределение в условиях монополии лидерами корпорации этого дефицита служит для них еще одним важным источником власти.

     Персонализация индивида осуществляется за счет деперсонализации других индивидов. В соответствии с этим устанавливается приоритет в целях, характеризуемый преобладанием целей организационных над индивидуальными. Создается обманчивое впечатление мощи организации и всесильности. На деле же нередко случается, что это «колосс на глиняных ногах».

     Корпоративная организация берет на себя ответственность за своих членов, за человека. Это позволяет ей быть свободной в своих действиях по отношению к человеку. Существует суверенитет организации. «Коллективная» ответственность ставит человека в сильную зависимость и практически лишает его самостоятельности. Действует принцип «организация всегда права».

     Принятие  решения в корпоративной организации строится по принципу большинства или старшинства. Борьба меньшинства за свое мнение нередко заканчивается его уходом из организации. Стремление завоевать поддержку большинства вынуждает руководителя к популистским действиям .

     В корпоративной организации интересы производства (или любой другой ее деятельности) определяют интересы воспроизводства самого работника. Интересы работника существуют всегда в «завтра», а интересы корпорации — в «сегодня».

     В корпоративных структурах доминирует лояльность по отношению к организации, приветствуются послушание и исполнительность, рождающие в конечном счете безответственность [15, с.23].

     б) Индивидуалистская организация

     Противоположным корпоративному является индивидуалистский тип организации. Это тоже объединение людей, осуществляющих совместную деятельность, но объединение свободное, открытое и добровольное. Сама организация представляет собой совокупность или сообщество полуавтономных образований. Например, коллективная собственность в таких организациях — это не собственность всех, а собственность каждого члена коллектива.

     Монополия в индивидуалистской организации заменяется сочетанием конкуренции и кооперации в деятельности ее членов. Это во многом обеспечивается переходом к децентрализованным структурам с «центрами прибыли», демократическим предпринимательским структурам.

     Вместо  властной иерархии в индивидуалистской организации господствует принцип увязки интересов всех членов в рамках демократических процессов.

     Субъектом интереса в индивидуалистской организации становится личность. Все в организации начинает строиться вокруг человека. Не под работу ищется человек, а под человека, под его способности и мотивированность проектируется или создается работа. В организациях с индивидуалистской культурой эффективность означает то, насколько удовлетворяются потребности каждой отдельной личности. У организации в этом случае не может быть целей, отличных от целей ее членов. Практика свидетельствует, что конкурентоспособность таких организаций очень высокая.

     В такой ситуации человек начинает отвечать сам за себя. Возникает суверенитет личности. Индивид становится свободным в рамкахорганизации, что способствует развитию творчества и инициативы в его работе.

     Принятие  решений в индивидуалистской организации строится по принципу меньшинства или права вето. Принцип меньшинства помогает устранить популизм в действиях руководства, помогает ему выработать умения слушать и убеждать других. Политиканство заменяется деловитостью и профессионализмом.

     В индивидуалистской организации интересы производства определяются интересами воспроизводства самого человека. Человеку предоставляется возможность самообеспечения своей деятельности. Его «сегодняшний» интерес превращается в «завтрашний» интерес организации.

     Общечеловеческая  мораль и здравый смысл в поведении отличают индивидуалистскую организацию от корпоративной. Индивидуализм становится основой морали и культуры в организации, так как признается и допускается всеми ее членами. Преобладает лояльность обоим убеждениям, что еще больше укрепляет уверенность индивида в правоте своих действий. [8,с.242]

     1.3 Сравнение структур  управления.

  

 Анализ достоинств и недостатков структур управления позволяет найти критерии их оптимального использования.

     Большинство специалистов видят в органическом подходе будущее и продолжают усиленно критиковать механистический подход. Однако руководители должны принимать во внимание специфические условия, в которых действует конкретная организация, и на этой основе делать окончательный выбор.

       Механистический тип организации Органический  тип организации
Характеристики Узкая специализация в работе

Работа  по правилам

Четкие  права и ответственность

Ясность в уровнях иерархии 

Объективная система вознаграждения

      

Объективные критерии отбора кадров  
 

Отношения формальные и носят официальный  характер

     
Широкая специализация  в работе

Мало  правил и процедур

Амбициозная ответственность

Уровни  управления размыты

Субъективная  система вознаграждения

Субъективные  критерии отбора кадров  

Отношения неформальные и носят личностный характер

     
Условия Несложное, стабильное окружение 

Цели  и задачи известны 

Задачи  поддаются делению

Задачи  простые и ясные

Работа  измеряема

Оплата  труда мотивирует 

Признается  данная власть

Сложное, нестабильное окружение 

Неопределенность  целей и задач

Задачи  не имеют четких границ

Задачи  сложные

Работу  измерить сложно

Мотивирование потребностей верхнего уровня

Авторитет власти завоевывается

     Табл.2 Сравнение механистической и  органической структур 

     Если  механистический подход ориентирует  организацию на высокоструктурированные  роли, то описание работы при органическом подходе может состоять всего из одной фразы: «Делайте то, что Вы считаете необходимым, чтобы выполнить работу». Так же и при принятии решения: «Вы эксперт в этом деле, Вам и решать». При органическом подходе, в силу отсутствия ясных оценок и стандартов, работником больше движет самомотивация и внутреннее вознаграждение, чем четко разработанная система формального контроля.

Информация о работе Организационная структура предприятия