Организационная структура и методы построения управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Организационная структура: принципы построения и виды. Управление персоналом на разных стадиях организации. Стили руководства. Персонал организации как объект управления: классификация и структура. Делегирование полномочий в организации.

Работа содержит 1 файл

4 Организационная структура и методы построения управления.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

     • национальные и культурные особенности — правила и нормы поведения, которые обуславливают конкретные реакции человека в конкретных ситуациях.

     2. Особенности группового поведения представляют собой:

     • особенности корпоративной культуры — ценности, правила поведения, характерные  для конкретного трудового коллектива;

     • феномены групповой динамики — этап развития коллектива, особенности лидерства, варианты поведения в конфликтной ситуации.

     3. Особенности поведения руководителей являются одной из самых комплексных проблем, поскольку самих руководителей можно рассматривать и как:

     • субъектов, имеющих индивидуальные особенности;

     • членов некоторой группы, обладающих корпоративной культурой;

     • функционеров определенной управленческой технологии (типа управления), обладающей своими правилами поведения.

     Все работники предприятия  делятся на две  группы:

     - промышленно-производственный персонал – занятый производством и его обслуживанием;

     - непромышленный персонал – занятый  в основном в социальной сфере  занятости предприятия

     По  характеру выполняемых  функций, промышленно-производственный персонал подразделяется на 4 категории:

  • рабочие
  • руководители
  • специалисты
  • технические исполнители (служащие)

     Рабочие – это работники, непосредственно занятые производством продукции (услуг), ремонтом, перемещением грузов и т.п. К ним относятся уборщицы, гардеробщики, дворники, охранники

     В зависимости от характера участия  в производственном процессе, рабочие, в свою очередь, делятся на:

  • основных (производят продукцию);
  • вспомогательных (обслуживают технологический процесс).

     Руководители – работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений, функциональных служб и их заместителей.

     Специалисты – работники, выполняющие инженерно-технические, экономические и др. функции. К ним относятся: инженеры, экономисты, бухгалтера, социологи, юрисконсультанты.

     Технические исполнители (служащие) – работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, хозяйственное обслуживание (делопроизводители, секретари, табельщики, чертежники, агенты и т.д. ).

       Соотношение работников по категории  характеризует структуру трудовых ресурсов предприятия.

     В зависимости от характера  трудовой деятельности, персонал подразделяют по:

  • профессиям;
  • специальностям;
  • уровню квалификации.

     Профессия – определенный вид деятельности (занятия) человека, обусловленный совокупностью знаний и трудовых навыков, приобретенных в результате специального обучения.

     Специальность – это вид деятельности в рамках той или иной профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний (экономист-плановик, экономист-финансист, экономист-менеджер).

     Квалификация – это степень и вид профессиональной подготовки работника, наличие у него знаний, умения и навыков, необходимых для выполнения работы или функций определенной сложности, которая отображается в квалификационных (тарифных) разрядов и категорий.

     4.5. Делегирование полномочий в организации

     Искусство управления заключается в умении работать при помощи других людей, а не выполнять работу самому. Сегодня руководитель не в состоянии единолично решать все возникающие управленческие проблемы, даже непосредственно входящие в круг его служебных обязанностей, поскольку их слишком много, они разнообразны и специфичны, а его знания, опыт и имеющийся запас времени ограничены. Поэтому, сохраняя за собой выработку стратегии, контроль и общее управление, он передает часть своих полномочий подчиненным.

     Полномочия – это ограниченное право использовать ресурсы организации и направление усилий работников на выполнение конкретных заданий.

     Полномочия  всегда предполагают ответственность – это необходимость, обязанность должностного лица отвечать за свои действия.

     Делегирование полномочий – это передача задач и полномочий лицу, которое берет на себя ответственность за их выполнение.

     Через делегирование устанавливаются  формальные отношения между работниками.

     Выделяют 2 концепции делегирования полномочий:

  • классическая концепция – полномочия передаются от высшего к низшему уровню;
  • концепция ограниченных полномочий – подчиненный имеет право отклонять требования руководителя.

     В зависимости от степени делегирования полномочий различают:

  1. централизованные организации – все полномочия и ответственность по определенной функции сосредоточены в одном подразделении и является прерогативой только этого подразделения. Это приводит к :
  • к повышению контроля и координации специализированных функций;
  • уменьшение количества неправильных решений;
  • обеспечение сбалансированного развития всех подразделений организации.

     Такая рациональность эффективна лишь на ранних стадиях жизненного цикла организации, а с ростом масштаба организации теряет всякий смысл.

  1. децентрализованные организации – делегирование полномочий на низший уровень работников. Это приводит:
  • большинство решений принимается на низших уровнях управления и они являются очень важными;
  • уменьшается централизованный контроль над решениями;
  • топ-менеджеры принимают только стратегические решения, а менеджеры низшего и среднего звена – оперативные и текущие решения.

     Полностью централизованных и децентрализованных организаций не бывает. Степень децентрализации характеризуется:

     - количеством решений, принимаемых  на низшем уровне управления;

     - важность решения;

     - последствия этих решений;

     - организация контроля над работой  подчиненных.

     Следует помнить, что не подлежат делегированию: постановка целей, принятие решений по выработке политики предприятия, контроль результатов, задачи особой важности или высокой степени риска, рассмотрение конфиденциальных задач.

     Процесс делегирования полномочий тщательно  планируется, исходя из целей организации, обычно отдельно по каждой задаче. При необходимости разрабатываются графики работы и контроля за ней, создаются инструкции, определяющие границы ответственности подчиненных, которые заблаговременно знакомятся с этими документами и вносят в них необходимые предложения и поправки. 

Информация о работе Организационная структура и методы построения управления