Организационная структура и методы построения управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Организационная структура: принципы построения и виды. Управление персоналом на разных стадиях организации. Стили руководства. Персонал организации как объект управления: классификация и структура. Делегирование полномочий в организации.

Работа содержит 1 файл

4 Организационная структура и методы построения управления.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

     4 Организационная структура и методы построения управления

     4.1 Организационная структура: принципы построения и виды

     Элемент, без которого не может существовать ни одна организация, — ее структура – это совокупность взаимосвязанных элементов, которые обеспечивают функционирование и развитие организации как единого целого.

     Внутри  структуры выделяют три уровня связей:

     -  линейные – административное (иерархическое)  подчинение

     - функциональные – характеризуют  сферу деятельности или функции,  выполняемые данным подразделением без прямого административного подчинения

     - межфункциональные – связи между  подразделениями одного иерархического  уровня.

     Все виды организационных структур можно  разделить на две большие группы:

  • бюрократическая (классическая);
  • адаптивная;

     Бюрократическая структура – структура, при которой сотрудники, как правило, технологически дисциплинированы, работают по заранее определенным правилам, ориентируются на мнение руководства.

     Выделяют  три типа бюрократической структуры:

     1. линейная - характеризуется строгой иерархией, разделением ответственности и единоначалием. В ней каждый исполнитель имеет только одного руководителя. 

     

     Д – директор

     ЛР  – линейный руководитель

     И – исполнитель 

     
  1. функциональная  – существует множество функциональных руководителей или подразделений, которые отвечают за определенную сферу деятельности предприятия. Каждый исполнитель подчиняется и выполняет распоряжение каждого функционального руководителя.
 

       

     ФР – функциональный руководитель 

     3. линейно – функциональная –  отличается от предыдущей тем,  что функциональные руководители  лишены права отдавать распоряжения  не непосредственным исполнителям.  

     

     Адаптивная  структура – структура, которая имеет размытые границы управления, небольшое количество уровней управления, характеризуется слабым или умеренным использованием формальных процедур и правил, децентрализацию решений, амбициозностью работников, неформальными межличностными отношениями.

     Выделяют  следующие типы адаптивных структур:

     1. проектно – целевая – применяется  при разработке организационных  проектов. Управление проектом предполагает  формированием проектной команды,  которая создается временно при  функциональной структуре. Руководитель  проекта формирует концепцию управления, распределяет задания между участниками команды, распределяет ресурсы. По окончании проекта команда распадается, а работники возвращаются на свои постоянные места.

     

     ПР – проектный руководитель 

     2. матричная структура – отражает два направления в управлении: вертикальное и горизонтальное.

     Вертикальное  – управление структурными подразделениями  по функциям.

     Горизонтальное  – управление отдельными проектами, программами, товарами, к реализации которых привлечены люди, ресурсы разных подразделений организации. Исполнители работают на своих рабочих местах и вызываются на время, подчиняясь и функциональному руководителю и руководителю проекта.  

       

     3. сетевая структура – в ней  различают:

     - внутренние сети - дают возможность  использовать внутри организации  принцип свободного предпринимательства.  Организуются внутренние рынки,  которые предполагают взаимодействие  между подразделениями на основе  рыночных цен (например, подразделение  производителей комплектующих могут предлагать сборочным подразделениям комплектующие по рыночным ценам. Это же предприятие продает свою продукцию и внешним потребителям);

     - стабильные сети – значительная  часть работы передается подрядчикам,  которые находятся вне организации;

     - динамичные сети – распространены  в издательском бизнесе, производстве  одежды. Главная компания управляет  общим капиталом и др. организациями,  будучи при этом «центром».  Она привлекает внешних независимых  работников, производителей, поставщиков, посредников.

     4. множественная – объединяет различные  виды структур.

     4.2 Управление персоналом на разных стадиях организации. Стили руководства

     Вся деятельность организации проходит ряд стадий, каждая из которых характеризуется  определенным набором менеджеров и правил поведения. Характеристика персонала в зависимости от стадии развития организации представлена в таблице 4.

     Стадия  развития      Характеристика  персонала
     Формирование      Работники должны быть новаторами, инициативными, контактными, с долговременной ориентацией, готовыми рисковать, не боящимися ответственности. Малая сменяемость ведущих сотрудников.
     Развитие      Организационная  закреплённость,

     тесное  взаимодействие, гибкость в изменяющихся условиях, проблемная ориентация персонала

     Стабилизация      Служащие, достигающие максимальных результатов (количества и качества) при невысоком уровне затрат и низком уровне риска
     Спад      Работники,  не приверженные фирме, готовые работать короткое время,

     Узко  ориентированные

     Возрождение      Гибкость  к изменяющимся условиям, ориентация на долгосрочные цели, самоотверженность, готовность переносить временный дискомфорт в условиях и оплате труда
 

     Взгляд  на организацию сквозь призму циклов развития позволяет более точно идентифицировать ее основные ценностные установки и ориентации, конкретизировать задачи, стоящие перед организацией, а также особенности управленческих подходов и кадрового обеспечения.

     Сравнивая группы с высокой и с низкой производительностью труда в  различных организациях можно сказать, что разницу в производительности объясняет стиль руководства.

     Стиль руководства – это типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели. Выделяют следующие стили руководства:

  • авторитарный – основан на том, что авторитарный руководитель навязывает свою волю исполнителям, ориентируясь на потребности низших уровней. Автократ централизует полномочия, структурирует работу подчиненных, отказывает им в свободе принятия решений, психологическое давление, угрозы. Основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и команд. В управлении он практически пользуется одними и теми же методами, воспринимая все новое с осторожностью. Если автократ вместо негативного принуждения использует вознаграждение, то его называют благосклонным автократом. Как правило, руководитель становится автократом тогда, когда он по своим деловым качествам стоит ниже подчиненных, которыми руководит, или если его подчиненные имеют слишком низкую общую и профессиональную культуру. Такой стиль руководства не стимулирует инициативу подчиненных, что делает невозможным повышение эффективности работы организации. Этот руководитель навязывает неукоснительное соблюдение большого количества правил, которые жестко регламентируют поведение сотрудника.
  • демократический (либеральный) – основан на потребностях высшего уровня, а именно: потребность в причастии, желании достичь высоких целей, самореализации. Руководитель, использующий этот стиль, стремится решать вопросы коллегиально, информировать подчиненных о положении дел, правильно реагировать на критику. В общении с подчиненными вежлив и доброжелателен, находится в постоянном контакте, часть управленческих функций делегирует другим специалистам, доверяет подчиненным и заботится об обеспечении работников всеми необходимыми ресурсами. В подготовке к реализации управленческих решений принимают участие члены коллектива.
  • комбинированный – основан на соединении первых двух:

     - система стилей руководства от  Роберта Лейкерта – это стиль  руководства, который ориентирован либо на работу, либо на человека. Выделил 4 системы выбора менеджером стилей руководства, которые основаны на оценке поведения руководителя

     Система 1      Система 2      Система 3      Система 4
     эксплуататорско-автократичный      благосклонный автократизм      консультативный демократизм      на  принципах участия работников
 

     - стиль руководства через структуру  и уважение к подчиненным –  через структуру диктует такое  поведение руководителя, который  обязывает планировать и организовывать  деятельность группы и своих отношений с ней. Ориентируется на высшие потребности подчиненных, достижение должностных инструкций через доверие, уважение, двусторонние контакты.

     Влияние стилей управления на эффективность  работы в группе в течение продолжительного времени исследовали немецкие ученые. Было установлено, что результативность труда постоянно повышалась у коллектива, где преобладал демократический стиль руководства, снижение эффективности – у коллектива с авторитарным стилем.

      

     4.3 Персонал организации как объект управления: классификация и структура

     Персонал  организации – это совокупность работников, входящих в его списочный состав. Это сотрудники организации, а также партнеры, которые привлекаются к реализации некоторых проектов, эксперты, которые могут быть привлечены для проведения исследований, разработки стратегии, реализации конкретных мероприятий и т.д.

     Именно  организация эффективной деятельности персонала и является основной заботой управления персоналом организации и соответственно менеджера по персоналу. Для достижения этой цели необходимо оперировать следующими понятиями:

     1) особенности индивидуального поведения;

     2) особенности группового поведения персонала организации;

     3) особенности поведения руководителей, членов управленческой команды.

     1. Особенности индивидуального поведения включают в себя:

     • индивидуальные способности, склонности и одаренность, предрасположенность  к реализации какой-либо деятельности, ориентация на ее выполнение;

     • специфика мотивации — специфика  потребностей человека,  представление о целях профессиональной деятельности;

     • индивидуальные ценности — общие  убеждения, вера, мировоззрение;

     • демографические — половые и  возрастные особенности;

Информация о работе Организационная структура и методы построения управления