Оптовая торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 10:51, реферат

Описание работы

Большинство потребителей, как индивидуальных, так и корпоративных, отлично знают, что могут приобрести сотни или даже тысячи всевозможных товаров и услуг в любой из многочисленных торговых точек, входящих в состав маркетингового канала. Однако далеко не все при этом понимают, насколько сложной может быть структура этих каналов, объединяющая множество учреждений, агентств и организаций, благодаря которым товары и услуги находят своего потребителя. Самые разные организации – производственные, коммерческие, специализирующиеся на оптовой или розничной торговле, объединяют свои усилия, создавая маркетинговые каналы, позволяющие им поставлять свои товары промышленным предприятиям и конечным потребителям.
Эпоха торговли уходит корнями в далекое прошлое. С развитием транспортных сообщений в торговлю вовлекались все больше территориально обособленных регионов с различными ресурсами, как природными, так и созданными человеком. С развитием производства, новых отраслей хозяйства и появлением уникальных технологий и продуктов дифференциация между отдельными регионами неизбежно усиливалась.

Содержание

Введение
1. Характеристика оптовой торговли
1.1 Сущность оптовой торговли и перспективы её развития
2. Виды предприятий оптовой торговли
3. Анализ состояния оптовой торговли в россии
3.1 Оптовая торговля в России.
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Оптовая торговля.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

     Наибольшими преимуществами в эпоху свободного развития торговли пользовались города, обладавшие инфраструктурой для  выхода на зарубежные рынки. Санкт-Петербург  – морской порт и первый город-миллионер  перед финской границей. Владивосток – морской порт. Ростов-на-Дону, Краснодар, Новороссийск – выход к Черному морю. Москва – «порт семи морей», хотя и не имела выхода никуда, но сложившаяся привычка тащить все сначала туда, а потом распределять по всей стране осталась со времен Союза, плюс международные авиапорты и «Аэрофлот».

     Вот это и были основные точки для  роста оптовой торговли, наиболее удобно расположенные по отношению  к внешним рынкам. Дальний Восток пока остается особой территорией, где  большинство машин ездят с правым рулем, а жители, говоря «на Западе», подразумевают в Москве и Петербурге. В основном регион обслуживает транзитные потоки и пока является локальным рынком. Из Краснодара вышел крупнейший ритейлер продовольственного рынка – компания «Тандер». В Санкт-Петербурге родились сети: «Пятерочка», «О’Кей», «Лента», «Дикси», «Максидом», «Домовой», «Санта Хаус». В Калининграде выросли компании «Виктория» (супермаркеты «Виктория», дискаунтеры «Дешево», универсамы «Квартал»), «Вестер» (сейчас сеть представлена в Москве, Ярославле, Белгороде), «Алтын» (куплена в 2005г. «Седьмым Континентом»). В Москве родилось большинство крупных сетей России.

     Формирование  цивилизованной торговли в Калининграде было связано с автомобильным  бумом начала 90-х.  После распада СССР импорт автомобилей стал самым популярным бизнесом в области. Калининград наряду с Владивостоком быстро занял первое место в стране по уровню автомобилизации населения. А имея свой автомобиль, многие калининградские семьи по образцу и подобию европейских начали раз в неделю закупать крупные партии продуктов, что способствовало развитию продуктовых складов.

     Близкое знакомство с соседними рынками  Польши, Германии и прибалтийских  стран подтолкнуло оптовиков  к созданию собственных супермаркетов, а затем к их расширению до торговых сетей.

     В результате уже в 2005г. на долю сетевиков  в Калининграде приходилось более 90% всей розничной торговли. Из них 84% занимали три ведущих оператора: «Виктория», «Вектор» и «Автозапимпорт»  с сетью «Алтын».

     «Автозапимпорт» уже в 1997г. вышел в лидеры региона на рынке оптовых поставок, построив в Калининграде и области 15 складов и первый в городе крупный оптовый рынок, а затем несколько небольших магазинов под маркой «Алтын». Чуть позже в группе «Автозапимпорт» решили трансформировать оптовую торговлю в сеть супермаркетов. Таково типичное решение для многих торговцев тех времен.

     Компания  «Тандер» начала свою деятельность в 1994г. в Краснодаре как оптовый поставщик  парфюмерии, косметики и бытовой  химии. С 1996 по 1997г. она создала филиалы по всему югу России: Сочи, Ставрополь, Пятигорск, Волгоград, Новороссийск, Армавир, Саратов, Нижний Новгород и Ростов-на-Дону. Компания прочно заняла место в десятке крупнейших российских фирм-дистрибьюторов парфюмерии, косметики и бытовой химии и приступила к освоению продовольственного сегмента рынка.

     Созданная оптовая база позволила компании легко пережить кризис и, начав с 1998г. развивать розничную торговлю, уже в 2001г. стать крупнейшей розничной  сетью по количеству магазинов. При  этом дальнейшему развитию сети «Магнит» способствует наличие целых 6 распределительных центров суммарной площадью 66 тыс. м² (крупнейшая логистическая сеть среди торговых сетей России).

     Сеть  торговых комплексов «Лента» - одна из ведущих российских компаний, специализирующихся в сфере классической оптовой и розничной торговли  по принципу самообслуживания, с этого и начинала свою деятельность. 25 октября 1993г. компания открыла первый магазин-склад в торговом формате cash&carry в Санкт-Петербурге на улице Замшина, где работало всего два кассовых аппарата. В первую очередь магазин-склад был рассчитан на оптового покупателя: владельцев кафе, ресторанов, мелкорозничных продавцов. Ассортимент состоял в основном из кондитерских изделий, алкогольной продукции, самых популярных сортов чая и кофе. С самого начала основным преимуществом «Ленты» были низкие цены.

     За  несколько лет бизнес компании значительно  вырос, и уже в 1996-1997гг. было открыто  два небольших магазина «Лента», более перспективных в плане  своего местоположения: на Тихорецком и Ленинском проспектах. Магазин «лента» на Тихорецком проспекте очень запомнился петербуржцам. Он быстро завоевал популярность не только у оптовых, но и у розничных покупателей.

     Создатели компании «Лента» представили бизнес своего магазина в виде конвейерной ленты, когда все процессы четко налажены и в цепи взаимодействия нет лишних звеньев. В магазине ничто не должно способствовать удорожанию товара, поступающего напрямую от производителя или официального дистрибьютора. Именно в связи с таким представлением руководства о современной и эффективной торговле родилось название для магазинов «Лента».

     В Петербурге «Лента» стала первой российской компанией, которая начала формировать культуру оптовой торговли по западным образцам. Все больше розничных покупателей приезжали в магазины, чтобы совершить оптовые закупки для дома и семьи. «Ленте» очень скоро вновь потребовалось расширение ассортимента и торговых площадей, и в 1999г. было принято решение о создании в Санкт-Петербурге сети принципиально новых торговых комплексов под брендом «Лента». Происходит реорганизация – старые магазины закрываются в пользу строительства первого торгового комплекса будущей сети «Лента», открытие которого состоялось 15 сентября 1999г. на проспекте Энергетиков. К этому времени в Петербурге у «Ленты» уже достаточно много постоянных покупателей, как оптовых, так и розничных. Открытие более просторного по сравнению с предыдущими магазинами торгового комплекса, расширение ассортимента и появление на полках непродовольственных товаров при сохранении самых низких цен по городу очень быстро прибавило популярности «Ленте» среди горожан. Реклама была не нужна, покупатели сами знали, где найти выгоду. Новый формат развивался дальше – следующие магазины открываются в 2001-2002г.

     В Нижнем Новгороде на долю сетевой  торговли уже в 2004г. приходилось  примерно треть товарооборота. По уровню развития сетевой торговли город  занимал на тот момент четвертое  место в стране после Москвы, Петербурга и Екатеринбурга. Успех сетевой  торговли обусловлен усилиями местных оптовиков, которые озаботились конкуренцией со стороны мелкооптовых рынков и начали обзаводиться розничными магазинами эконом-класса с умеренными ценами, но высоким оборотом. Не все местные компании смогли успешно развивать розничное направление. «Альянс» смог развить сеть дискаунтеров «Пятачок» и супермаркетов «Караван», став крупнейшим ритейлером Нижегородской области. У «Альянса» были амбициозные планы по развитию национальной розничной сети, с чем связана попытка привлечь финансирование от структур «Сибнефти».

     Другие  оптовые компании Нижнего Новгорода: «Сладкая жизнь», «Саюс», «Фрукты& продукты», ВКТ, «Медведь», торговый дом «Народный» продолжают поддерживать розничные  направления для диверсификации своего бизнеса. [3] 
 
 
 
 
 
 

Динамика оптовой торговли в России

     Источник: CNews Analytics, 2007, по данным Росстата [6] 

     Таким образом, ежегодный прирост оборота  российской оптовой торговли в реальном выражении составляет 14-15%, а её объемы составляют порядка 20 трлн руб. Таким  образом, внутренняя оптовая торговля развивается весьма динамично и по темпам роста идут в ногу с предприятиями розницы.

     Структура оптовой торговли более или мене однородна, с некоторым доминированием трех основных направлений. Около 22,5% выручки  создается за счет продажи топлива, порядка 20% — за счет продажи продовольствия и чуть более 17% — за счет непродовольственных товаров.

      Структура выручки в секторе оптовой торговли 
 

     Источник: CNews Analytics, 2007 [6] 
 

     Оборот организаций оптовой торговли в округах РФ

      Источник: CNews Analytics, 2007 [6]

     Та  же картина получается, если анализировать  развитие оптовой торговли по регионам в динамике. Обороты оптовой торговли в Москве растут более высокими темпами, чем в большинстве регионов (ситуация обратная по отношению к сектору розничной торговли). В среднем за последние 2-3 года обороты оптовой торговли в Москве росли на 25-27% в год (в реальном выражении), тогда как в округах — всего на 5-10%.

     В целом в секторе оптовой торговли наблюдается медленное увеличение представленности сегмента крупных и средних предприятий. Укрупнение сектора связано с традиционными для капиталоемких и ресурсоемких отраслей факторами — эффектом масштаба, экономией затрат на реализацию товаров и общими тенденциями укрупнения бизнеса, наблюдаемыми в целом в экономике. При общих довольно высоких тенденциях развития, основная проблема сектора оптовой торговли в России — это его «столичная прописка» при недопустимо более скромном развитии в регионах.[6] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Сфера оптовой торговли состоит из множества частей, занимающихся перемещением товаров и услуг из мест их производства к местам использования.

     Оптовые торговцы помогают производителям эффективно доставлять товары множеству розничных  торговых предприятий и промышленным потребителям в любой части страны.

     С помощью оптовиков можно выполнять  более эффективно следующие функции:

  1. Стимулирование сбыта товаров. Оптовики располагают торговым персоналом, который помогает производителю охватить множество мелких клиентов при сравнительно небольших затратах. Оптовик имеет больше деловых связей. Покупатель, как правило, больше верит оптовику, чем какому-то далекому производителю;
  2. Закупки и формирование ассортимента товаров. Оптовик может подобрать изделие и сформировать необходимый товарный ассортимент, избавив клиента от значительных хлопот;
  3. Разбивка крупных партий на мелкие. Оптовики обеспечивают клиентам  значительную экономию средств закупая товары вагонами, разбивая большие партии на мелкие;
  4. Складирование. Оптовики хранят товарные запасы, способствуя тем самым снижению соответствующих издержек поставщика и потребителей;
  5. Транспортировка. Оптовики обеспечивают более оперативную доставку товаров. Они находятся ближе к клиентам, чем производители товаров;
  6. Финансирование. Оптовики финансируют своих клиентов, предоставляя им кредит, а заодно и поставщиков, заблаговременно выдают заказы и вовремя оплачивают счета;
  7. Принятие риска. Принимая право собственности на товар и неся расходы в связи с его хищением, повреждением, порчей и старением, оптовики одновременно берут на себя часть риска;
  8. Предоставление информации о рынке. Оптовики предоставляют своим поставщикам и клиентам информацию о деятельности конкурентов, о новых товарах, динамике цен и т. д.;
  9. Услуги по управлению,  консультационные услуги. Оптовик помогает розничным торговцам совершенствовать деятельность, принимая участие в разработке схемы магазина, устройстве экспозиции товаров, обучении продавцов, а также в организации бухгалтерского учета и управлении запасами товаров.           

     Всех  оптовиков можно разделить на четыре группы. Оптовики-купцы, приобретают  право собственности на товар. Их можно дополнительно подразделить на оптовых торговцев с полным циклом обслуживания (торговцы оптом, дистрибьюторы товаров промышленного назначения) и оптовых торговцев с ограниченным циклом обслуживания (оптовики, торгующие за наличный расчет без доставки товара, оптовики-коммивояжеры, оптовики-организаторы, оптовики-консигнанты, сельскохозяйственные производственные кооперативы и оптовики-посылторговцы). Агенты и брокеры не приобретают права собственности на товар, а получают комиссионное вознаграждение за содействие купле-продаже. Оптовые отделения и конторы производителей - это подразделения фирм, не являющихся предприятиями оптовой торговли, подразделения, созданные для того, чтобы обходиться без привлечения услуг профессиональных оптовиков. К числу разных специализированных оптовиков относятся оптовики-скупщики сельхозпродуктов, оптовые нефтебазы и оптовики-аукционисты.

     Оптовая торговля - самостоятельная отрасль экономики. Прогрессивно мыслящие оптовые торговцы постоянно приспосабливают свои услуги к конкретным нуждам целевых потребителей и изыскивают пути и способы сокращения издержек по ведению дел.

     Для конечного потребителя приобретать товар прошедший через большое число посредников не всегда выгодно, поскольку цена на такой товар значительно возрастает. Однако сейчас, поняв свою выгоду, многие оптовые предприятия работают не только с оптовыми покупателями, но и с конечным потребителями, и открывают оптово – розничные склады, на которых цена на товар значительно меньше, чем в той же розничной торговле.

     Благодаря этому, развитие оптового звена выгодно  и необходимо всем: государству, производителям, розничной торговле и  потребителям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федераци: в 3 ч. : федер. закон по сост. на 01.11.2006 г. – М. : Омега-Л, 2006. – 441 с.
  2. Барышева Г. Прогнозные модели развития региона / Г. Барышева,  
    А. Черданцева // Экономист. – 2007. – № 6. – С. 88–90.
  3. Ващекин, А. Роль предприятий оптовой торговли в регулировании межотраслевых связей при недостатке оборотных средств / А. Ващекин //Экономист, 2007. – № 3.
  4. Маркетинговые каналы. Луис В. Штерн, Адель И. Эль-Ансари, Энн Т. Кофлан  Пер. с англ.  -  М.: «Вильямс», 2002. – 624 с.
  5. Александров Ю. Л. Экономика торгового предприятия: учеб. пособие. Ч.1,2 / Ю. Л. Александров, Э. А. Батраева, И. В. Петрученя и др.; Краснояр. гос. торг.-экон. ун-т. – Красноярск, 2002. –258 с.
  6. Карачаровский В./ Cnews Analytics. Оптовая торговля в России — не расставаясь с «московской пропиской». – www.cnews.ru
  7. Карачаровский В./ Cnews Analytics. Развитие торговли в России. – www.soft-sib.ru/articles/analitic/razv-torg-inrussia.html
  8. Виноградова С.Н., Пигунова О.В., Гурская С.П., Кольцова Р.Н. Организация и технология торговли. – М.: Высшая школа. 2006. – 460 с.
  9. Голощапова А.И., Пармененков К.Н., Савкина Р.В. Основы коммерческой деятельности: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУК, 2000. - 170 с.
  10. ДыбскаяВ.А. Логистический взгляд на оптовый склад.//Логистика,№2,2000.
  11. Котлер Ф. Основы маркетинга : пер. с англ. / Ф. Котлер. – М. : Книга и бизнес ; ИМА-Кросс, Плюс, 2004. – 702 с.
  12. Манько А.В. Коммерция: учеб. - метод. пособие. – М., 2007. – 256с.
  13. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности : учеб. пособие  
    для вузов / ред. Н. А. Нагапетьянц. – М. : Вузовский учебник, 2006. – 272 с.
  14. Маркетинговые исследования рынка продуктов питания (региональный аспект): Учебное пособие / Фирсенко С.С., Пимашков П.И., Чижикова В.А.Смирнова Е.В. и др. Красноярск: “Универс”, ПСК “Союз”, 2000.-216с.
  15. Памбухчиянц О.В. Технология торговли. – М.: Издат.-книготоровый центр "Маркетинг", 2006. – 283 с.
  16. Панкрухин А. П. Маркетинг : учебник / А. П. Панкрухин. – М. :  
    Омега-Л, 2003. – 656 с.
  17. http://avto-velo-moto.yarsk.info/lofiversion/index.php/t2671.html
  18. www.aup.ru
  19. www.advis.ru
  20. www.allbusiness.ru
  21. www.marketing.spb.ru

Информация о работе Оптовая торговля