Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 19:26, контрольная работа
Цель исследования – провести анализ путей совершенствования организации оплаты труда в бюджетном учреждении.
Задачи исследования:
Рассмотреть особенности действия единой тарифной сетки.
Проанализировать проблемы ЕТС и необходимость проведения реформ.
Определить сущность реформы по совершенствованию организации оплаты труда в бюджетной организации.
Обосновать недостатки введения новых систем оплаты труда.
Тарифный разряд – величина, отражающая сложность труда и ква Значительные территориальные различия в стоимости жизни населения обуславливают необходимость в различных уровнях заработной платы по регионам страны. Установленные на федеральном уровне единые для всех территорий тарифные ставки и оклады ЕТС далеко не в полной мере учитывают дифференциацию уровней стоимости жизни по регионам Российской Федерации.
В числе основных недостатков Единой тарифной сетки следует назвать:
1) низкий уровень тарифной ставки 1-го разряда (за период существования ЕТС – иногда даже ниже минимального размера оплаты труда). Это связано с тем, что для обеспечения повышения тарифной ставки первого разряда даже на 10 –20% необходимы значительные финансовые затраты бюджетов всех уровней, поскольку в тех же размерах необходимо увеличивать тарифные ставки (оклады) по всем другим разрядам;
2)
недостаточность 18 разрядов для
отражения дифференциации
3)
недостаточный учет отраслевых
особенностей в оплате труда. В основном
отраслевые особенности отражены через
систему доплат и надбавок.
Интерес к предложенной
Сегодня практически никто не сомневается
в необходимости реформирования системы
оплаты труда бюджетников. Теперешнее
ее состояние не устраивает ни самих работников,
ни граждан, пользующихся медицинскими,
образовательными и другими социальными
услугами... Социальная болезненность
этой темы очевидна. Ставки и оклады даже
тех категорий работников, которые оплачиваются
по высшим разрядам ЕТС, соответствуют
лишь величине прожиточного минимума.
Подавляющее же большинство специалистов-бюджетников
не получают и этого. Справедливо ли, что
среднемесячная заработная плата бюджетников
составляет 50-70% среднего ее уровня по
стране? В ряде регионов задержки с выплатой
зарплаты приобрели хронический характер.
Поэтому неудивителен негативизм, проявляемый
как некоторыми учеными, так и "объектами"
действия ЕТС по отношению к самим принципам
оплаты учителей, врачей, работников науки,
культуры, искусства, заложенным в ЕТС.
Вопрос повышения заработной платы работников бюджетной сферы может быть решён и при действующей ЕТС. Так, при условии приближения ставки I разряда к прожиточному минимуму, что предусмотрено Трудовым кодексом РФ, возможна дифференциация размеров тарифных ставок даже в рамках одного разряда ЕТС.
Вместе с тем, отказ от ЕТС сам по себе не сможет изменить уровень материального обеспечения работников бюджетной сферы без одновременного увеличения бюджетных ассигнований, выделяемых на заработную плату. Естественным развитием системы оплаты труда с помощью ЕТС должен стать переход к Отраслевым системам оплаты труда. Это очень серьезный шаг, и он должен быть детально продуман, потому что позволит более полно учесть значительную специфику, имеющуюся в отраслях бюджетной сферы, а в системе образования станет реальным стимулом повышения качества образования.
В настоящее время, как в целом по Российской Федерации осуществляется работа по переходу на новые системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, которые приходят на смену Единой тарифной сетки, действовавшей с 1992 года.
Российской
трехсторонней комиссией в
Целями перехода на новые условия труда являются: учет специфики каждой из бюджетных отраслей; обеспечение зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества затраченного труда; повышение качества оказываемых социальных услуг.
Правительством
Российской Федерации принято
Новая
зарплата в бюджетной сфере пока
касается только федеральных бюджетников.
Новая оплата труда бюджетников
охватывает работников медицинских
и образовательных учреждений, работников
федеральных государственных
Зарплата
бюджетников с 1 декабря 2008 года состоит
из оклада, компенсационных надбавок
за особые условия труда (у кого они
есть), и стимулирующих надбавок
(премий). При этом зарплата бюджетников
на 70% формируется из оклада и на
30% из надбавок. Размер оклада меняться
не может. Именно стимулирующие выплаты,
а также доплата за дополнительную работу
в бюджетном учреждении «сыграют» на повышение
заработной платы бюджетникам. Новая оплата
труда бюджетников должна стимулировать
работников на более качественное выполнение
своих обязанностей. Новая оплата труда
бюджетников устанавливает чёткую дифференциацию
по качеству труда и старательности конкретного
работника. Новая зарплата бюджетников
ориентирует специалистов совершенствовать
знания. Критериев оценки качества работы
персонала – много, поэтому чтобы заработать
повышение зарплаты, бюджетникам придется
приложить усилия.
В первую
очередь от НСОТ выиграли мало оплачиваемые
работники: зарплата бюджетников этой
категории увеличилась в два
с половиной раза. Минимальная заработная
плата бюджетников составляет с 1 декабря
2008 года 4 330 рублей. Увеличение зарплаты
бюджетникам по различным категориям
составило на март 2009 года от 1,2 до 1,48 раз.
Это увеличение зарплаты бюджетникам
не было равным для всех. Впервые оплата
труда бюджетников начала складываться
из индивидуального вклада работника.
Впрочем,
по действующему законодательству оплата
труда бюджетников может
Повышение
зарплаты у бюджетников теперь во
многом зависит от руководителей федеральных
учреждений. У них появились широкие возможности
для того, чтобы устанавливать надбавки
в соответствии с качеством и объемом
работы, которую выполнил работник. Важно,
что теперь зарплата руководителя напрямую
зависит от того, какова заработная плата
бюджетников – его подчиненных. Следовательно,
он заинтересован в повышении зарплаты
бюджетников.
Зарплата
в бюджетной сфере должна обеспечиваться
за счет средств от приносящей доход
деятельности. Планируя бюджет на соответствующий
год, учреждение должно предусмотреть
средства и на повышение зарплаты бюджетникам
- стимулирующие выплаты. Новые правила
предусматривают повышение зарплаты бюджетникам
в форме стимулирующих выплат и за счет
бюджетных средств, чего не было ранее.
Отражение
операций, связанных с исполнением
сметы расходов по бюджету обеспечивает
бухгалтерский учет в бюджетных
организациях. Правила ведения учета
установлены Инструкцией по бюджетному
учету, которая утверждена приказом
Минфина России от 30.12.2008 № 148н. Организация
бюджетного учета предполагает полное
отражение всех операций в балансе учреждения.
Новая
оплата труда бюджетников будет
полностью налажена к 2011 году. Благодаря
новой системе оплаты труда, зарплата
бюджетников значительно
Период
перехода на новую систему зарплаты
бюджетникам оказывается
Чтобы
заработная плата бюджетникам не
снизилась, Постановлением Правительства
РФ от 05.08.2008 № 583 было установлено, что
заработная плата бюджетников, переходящих
на новую систему оплаты труда, не может
быть ниже выплачиваемой ранее. Постановление
обязывает работодателя согласовать положение
об оплате труда с трудовым коллективом
или профсоюзом. Только в этом случае новая
заработная плата бюджетникам будет выплачиваться
правомерно.
В бюджетном
учреждении повышение зарплаты бюджетникам
привязано к специфическим
В отраслях бюджетной сферы занято более 15 млн. человек. При этом основная часть работников занята в образовании.
Несмотря на имеющий место рост заработной платы, уровень оплаты труда в бюджетной сфере остаётся крайне низким. Размер ставки первого разряда Единой тарифной сетки в 2003 году составил 23% от прожиточного минимума трудоспособного населения, а средняя заработная плата составила 2700 рублей и превышала прожиточный минимум лишь в 1.32 раза. Также неблагоприятно складывается соотношение между заработной платой работников бюджетной сферы и промышленности, которое с 70–80% в дореформенный период снизилось до 48% в 2000–2001 годах. В 2002 году это соотношение улучшилось и составило в 2003 году 55–60%, что обусловлено повышением в декабре 2001 года тарифных ставок и окладов работников бюджетной сферы в среднем в 1,89 раза1.
Основная причина такой ситуации в оплате труда работников бюджетной сферы, в первую очередь, обусловлена экономическими факторами, недостатком финансовых средств, направляемых на оплату труда. Вместе с тем существенные различия в динамике оплаты труда в отраслях промышленности и бюджетной сферы указывают на то, что подходы к организации оплаты труда в бюджетной сфере нуждаются в совершенствовании.
До 2008 года организация оплаты труда учреждений, финансируемых из бюджетов различных уровней, регулировалась на основе Единой тарифной сетки (ЕТС). Оплата труда работников этих организаций регулируется Федеральным законом «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы» и Федеральным законом «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» и осуществлялась в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС).
Единая тарифная сетка по оплате труда работников организаций бюджетной сферы (ЕТС) была введена Указом Президента РФ от 19.08.1992 №895. Таким образом, продолжительность ее действия составляет более 12 лет2.
Единая тарифная сетка является удобной и понятной системой оплаты труда для работников бюджетной сферы. Она состоит из 18 разрядов, на которых в зависимости от сложности труда и квалификации работника, «располагаются» должности работников отраслей бюджетной сферы (от дворника до руководителя организации).
В условиях нестабильной экономики с высокой инфляцией Единая тарифная сетка обеспечивала механизм поддержания соотношений по уровням оплаты труда в различных отраслях, принятие согласованных решений по повышению заработной платы во всей бюджетной сфере одновременно и в одинаковой мере через механизм индексации тарифной ставки 1-го разряда ЕТС и установления межразрядных коэффициентов3.
Кроме этого, Единая тарифная сетка являлась элементом формирования межбюджетных отношений, на ее основе определялись размеры финансовой помощи из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на оплату труда работников бюджетных организаций.
За период существования Единая тарифная сетка претерпела не одно изменение. В основном они касались пересмотра тарифной ставки 1-го разряда, соотношений между первым и последним разрядами и пересмотра отнесения должностей к разрядам4.
Соотношение между первым и последними разрядами было самым важными вопросом в применении Единой тарифной сетки, и мероприятия по его изменению проводились неоднократно. Первоначально соотношение между 1-м и 18-м разрядами Единой тарифной сетки было установлено как 1:10,07, затем в течение существования ЕТС оно, из-за дефицита финансовых средств, сокращалось до 1:7,5 и 1:8,3, однако под давлением профсоюзов возвращалось к первоначальному значению.
Величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации входит в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников и устанавливается федеральным законом. Постановлением Правительства Российской Федерации утверждаются тарифные ставки по всем разрядам Единой тарифной сетки. Межразрядные коэффициенты должны быть согласованы с представителями общероссийских объединений работодателей и профсоюзов. Соотношение между крайними разрядами ЕТС в соответствии с действующим ныне федеральным законом не может быть ниже, чем 1: 4,5. После принятия федерального закона о размере тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки, субъекты Российской Федерации принимают свои нормативные акты о размере заработной платы работников организаций бюджетной сферы5.