Оплата труда работников бюджетной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 19:26, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – провести анализ путей совершенствования организации оплаты труда в бюджетном учреждении.
Задачи исследования:
Рассмотреть особенности действия единой тарифной сетки.
Проанализировать проблемы ЕТС и необходимость проведения реформ.
Определить сущность реформы по совершенствованию организации оплаты труда в бюджетной организации.
Обосновать недостатки введения новых систем оплаты труда.

Работа содержит 1 файл

КР ОП бюдж.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

     Введение

 

     Актуальность. Необходимость в совершенствовании системы оплаты труда работников организаций бюджетного сектора экономики назрела в связи с падением престижа труда основных категорий работников этого сектора экономики: врачей, учителей, преподавателей, ученых, работников культуры и искусства, государственных служащих и других из-за ошибочно возникшей негативной тенденции отведения этим сферам второстепенной роли в экономике страны.

     Несмотря  на то, что оплата труда работников организаций социально-культурных отраслей, которые составляют основную часть бюджетной сферы, производится на основе Единой тарифной сетки, а для работников органов государственного управления в соответствии с институтом государственной службы введено денежное содержание государственных служащих, вопросы материального стимулирования (оплаты труда) указанных работников взаимосвязаны.

     Принятие  же отдельных решений по этим вопросам приводит к созданию диспропорций в оплате труда, к нарушению соотношений между отраслями бюджетной сферы, категориями работников и возникновению на этой почве социального напряжения.

     Вопросы совершенствования оплаты труда  работников бюджетной сферы и  государственных органов должны рассматриваться в комплексе  для всех категорий работников с  учетом анализа действующего законодательства, соблюдения обоснованных пропорций и единых принципов.

     В основу подготовки предложений по совершенствованию  оплаты труда работников бюджетных организаций должны быть положены следующие основные принципы:

  • сохранение за Единой тарифной сеткой по оплате труда работников бюджетной сферы роли обязательной системы федеральной организации оплаты труда в бюджетной сфере;
  • повышение стимулирующей роли заработной платы как основного источника доходов трудящихся бюджетной сферы;
  • обеспечение оптимальных соотношений между заработной платой работников бюджетной и внебюджетной сфер;
  • унификация норм и параметров ETC и других условий оплаты труда с целью обеспечения единства в оценке трудовой деятельности работников различных отраслей в зависимости от квалификации работников, сложности и условий труда.

     С 1 сентября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. для работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений (ЕТС), должны быть введены новые системы оплаты труда, и в бюджетной сфере начнут применяться принципы управления результатом деятельности учреждения через стимулирование желательного служебного поведения персонала. Однако, начало реформы показывает, что эта цель не будет достигнута.

     Цель  исследования – провести анализ путей совершенствования организации оплаты труда в бюджетном учреждении.

     Задачи  исследования:

  1. Рассмотреть особенности действия единой тарифной сетки.
  2. Проанализировать проблемы ЕТС и необходимость проведения реформ.
  3. Определить сущность реформы по совершенствованию организации оплаты труда в бюджетной организации.
  4. Обосновать недостатки введения новых систем оплаты труда.

     Объект  исследования – основополагающие характеристики оплаты труда в бюджетной сфере. Предмет исследования – определение особенностей совершенствования организации оплаты труда в бюджетном учреждении.

     Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

     Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Мигранова Л.А., Ефимова Е.Г., Ивлева С.А., Шубина Л.Б. и других. 

 

      Характеристика оплаты труда работников бюджетной организации.

     Оплата  труда – главный источник, основная форма денежных поступлений работника, образующая основу его денежных доходов. Тот, кто нанимает работника, обязан компенсировать ему затраты труда, расходование рабочей силы денежной выплатой в виде заработной платы.  

     В зависимости от исходного принципа, закладываемого в основу определения величины заработной платы отдельного работника, различают две основные формы оплаты труда:

  • повременная (простая повременная; повременно-премиальная);
  • сдельная (прямая сдельная; сдельно-премиальная).

     В бюджетной сфере в основном используется повременная форма оплаты труда. [13, с. 145]

     При повременных формах оплата производится за определенное количество отработанного  времени независимо от количества выполненных  работ. Повременной форме оплаты труда принадлежит ведущее место в бюджетной сфере, финансируемой из средств федерального, регионального и местных бюджетов. Это достаточно простая и удобная форма, но и ее применение порождает ряд проблем. Если величина отработанного времени строго соответствует нормативно установленной для данной категории работников, то произведение этого времени на тарифную ставку представляет должностной оклад. Тарифные месячные оклады могут устанавливаться непосредственно и представлять тем самым месячную тарифную ставку.

     В общем случае тарифная ставка есть выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда различных категорий работников в единицу времени. Размеры тарифных ставок оплаты труда работников бюджетной сферы фиксируются в утверждаемой Правительством Российской Федерации Единой тарифной сетке, образующей основу тарифной системы оплаты труда (повременной системы, основанной на единых тарифах). Тарифная сетка представляет совокупность разделенных по разрядам оплаты труда тарифных ставок (месячных окладов) и тарифных коэффициентов, представляющих отношение тарифной ставки данного разряда к ставке первого разряда. Размеры тарифных коэффициентов тарифной сетки относительно устойчивы, тогда как тарифные ставки постоянно меняются. Обычно такое изменение происходит в сторону повышения ставок в целях индексации доходов, т.е. учета в доходах фактора инфляции, вызывающего снижение реальных доходов в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги. Повышение тарифных ставок призвано компенсировать рост цен и обусловленных ими расходов работников бюджетной сферы. В то же время повышение тарифных ставок происходит по мере появления в стране бюджетных возможностей увеличения заработной платы работникам бюджетной сферы, которая в России чрезвычайно низка в сравнении с экономически развитыми странами.

     Минимальная тарифная ставка в тарифной сетке  примерно соответствует существующему, законодательно закрепленному во всех странах минимальному размеру оплаты труда, величина которого также периодически пересматривается в сторону повышения. Следует, однако, иметь в виду, что в России минимальный размер оплаты труда представляет собой не столько наименьший тарифный оклад, сколько счетную единицу, используемую для определения величины пособий, выплат, штрафов, денежных санкций, назначаемых в МРОТах (минимальных размерах оплаты труда). Тарифная сетка представляет собой средство дифференциации величины оплаты труда работников в зависимости от их квалификации и квалификационного уровня выполняемых ими работ, характеризуемого тарифным разрядом.

     Тарифно-повременную  систему оплаты труда называют также  простой повременной, так как  она включает только тарифную часть  заработной платы, зависящую от величины отработанного времени и тарифных ставок (окладов). Простая повременная  система наиболее применима к оплате труда специалистов и служащих, но и в этом случае она далеко не исчерпывает каналы оплаты труда, не учитывает ряд возможностей дополнительных выплат сверх тарифной части оплаты. Наряду с простой повременной оплатой труда, известна повременно-премиальная оплата труда, в которой, кроме тарифного оклада, работник получает дополнительное денежное вознаграждение в виде премий за достижение количественных и качественных результатов, показателей.

     Повременная форма оплаты труда в любой из ее разновидностей несовершенна в том отношении, что она базируется не на конкретных результатах труда, а на отработанном времени, которое определяется по табелю, т.е. по факту присутствия на работе (иногда удается получить отметку в табеле, не присутствуя на рабочем месте и не будучи в командировке, служебном отъезде). Система не мобильна в том отношении, что тарифный разряд устанавливается по прошлым результатам и не подлежит динамичному пересмотру. Само установление разряда обладает рядом условностей, что не позволяет считать его объективным в достаточно полном смысле слова. Вдобавок уровень тарифных ставок оплаты труда работников бюджетной сферы в России начала XXI в. настолько низок, что без его существенного дополнения заработная плата неспособна выполнять не только стимулирующую роль, но и компенсационную и воспроизводственную функции.

     Cдельно-премиальная система предусматривает увеличение расценок или всей суммы заработной платы за высокое качество работы, экономное расходование материалов и энергии, применение прогрессивных методов труда, бережное отношение к оборудованию, оказание дополнительных услуг. Но наряду с премиями может применяться механизм депремирования в виде штрафов за нарушение правил, низкое качество работы, нанесение материального ущерба.

     В бюджетных организациях работники  вступают в отношения найма  с работодателями от имени  государства, которое в свою  очередь их нанимает. В распоряжении  работодателей передаются бюджетные  средства, которые должны обеспечить  выполнение поставленных задач в соответствии с профилем деятельности организации. Как правило, в задачи бюджетных организаций не входит получение прибыли.

     Размеры и сроки повышения  оплаты труда работников бюджетных  учреждений определяются при  формировании соответствующих бюджетов на очередной финансовый год с учетом роста потребительских цен на товары и услуги, а также исходя из имеющихся финансовых возможностей.

     Оплата труда в бюджетной организации  основывается на следующих единых  принципах:

1) принцип  обеспечения зависимости величины заработной платы от квалификации работника, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;

2) принцип  систематизации выплат за выполнение  работы в особых условиях и   в условиях, отклоняющихся от  нормальных;

3) принцип  единого подхода по исчислению  стажа работы;

4) принцип  использования  различных видов  поощрительных выплат за высокие  результаты, надбавок стимулирующего  характера, устанавливаемых к  тарифным ставкам, а также премирования  за основные результаты работы;

5) принцип  сохранения единого порядка аттестации  и квалификации работников;

6) принцип  тарификации работ и работников  с учетом ЕТКС и ЕКС;

7) принцип  обеспечения повышения уровня  реальной заработной платы.

          Взаимоотношения работников и работодателей бюджетных организаций строятся в рамках выделенных органом управления средств. Бюджетные ограничения накладывают отпечаток на организацию оплаты труда. Почти все условия ее осуществления оказываются регламентированными вышестоящими органами управления и бюджетами. Условия  тарифной оплаты в организациях бюджетной сферы: здравоохранении, просвещении, высшей школе, науке, культуре и ряде других отраслей,  определены статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации “Установление заработной платы” в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ “О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки”. В этом законе говорится в частности, что применение Единой тарифной сетки является обязательным для всех учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании.

          Единая тарифная сетка – совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работников с помощью тарифных коэффициентов. Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки и тарифные ставки Единой тарифной сетки приведены в приложении к постановлению Правительства РФ от 02 октября  2003 года № 609. Единая тарифная сетка имеет восемнадцать разрядов, с соотношением ставок 1:4,5. В целом Единая тарифная сетка позволяет во многом унифицировать оплату труда работников, вместе с тем сохраняя возможность гибкого управления этой оплатой. Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы была введена в 1992 году для уменьшения трудоемкости перерасчета заработной платы в условиях инфляции (табл. 1.1). 

     Таблица 1.1. Единая тарифная сетка

Разряды оплаты труда Тарифные  коэффициенты Единой тарифной сетки, установленные правительством РФ
1992 г. 1999 г. 2001 г. 2006 г.
1 1.00 1.00 1.00 1.00
2 1.30 1.36 1.11 1.04
3 1.69 1.59 1.23 1.09
4 1.91 1.73 1.36 1.142
5 2.16 1.82 1.51 1.268
6 2.44 2.00 1.67 1.407
7 2.76 2.27 1.84 1.546
8 3.12 2.54 2.02 1.699
9 3.53 2.91 2.22 1.866
10 3.99 3.27 2.44 2.047
11 4.51 3.68 2.68 2.242
12 5.10 4.18 2.89 2.423
13 5.76 4.73 3.12 2.618
14 6.51 5.32 3.36 2.813
15 7.36 6.00 3.62 3.036
16 8.17 6.68 3.90 3.259
17 9.07 7.41 4.20 3.51
18 10.07 8.23 4.50 4.50

Информация о работе Оплата труда работников бюджетной сферы