Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:01, дипломная работа

Описание работы

Целью написания данной дипломной работы является совершенствование управления внешнеэкономической деятельностью на основе поиска иностранных партнеров – посредников для транспортной компании.
Данная цель требует решения следующих задач:
¾ изучение форм внешнеэкономической деятельности предприятия;
¾ исследование процесса планирования внешнеэкономической деятельности предприятия;
¾ изучение методики оценки внешнеэкономической деятельности предприятия;
¾ оценка эффективности управления предприятия;
¾ стратегический анализ функционирования предприятия;
¾ разработка направлений совершенствования внешнеэкономической деятельности предприятия.
Объектом проводимого в данной дипломной работе исследования является ООО «Рошель».

Содержание

Введение 3
1 Значение внешнеэкономической деятельности для предприятия 7
1.1 Формы внешнеэкономической деятельности предприятия 7
1.2 Планирование внешнеэкономической деятельности предприятия 21
1.3 Методика оценки эффективности внешнеэкономической деятельности 30
2 Анализ внешнеэкономической деятельности ООО «Рошель» 38
2.1 Характеристика ООО «Рошель» 38
2.2 Оценка эффективности управления ООО «Рошель» 42
2.3 Стратегический анализ функционирования ООО «Рошель» 49
3 Совершенствование внешнеэкономической деятельности ООО «Рошель» 56
3.1 Совершенствование взаимоотношений с иностранными посредниками 56
3.2 Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий 62
Заключение 66
Список использованных источников 69

Работа содержит 1 файл

Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия.docx

— 137.21 Кб (Скачать)

При перевозках по железным дорогам нескольких государств грузовладелец  мо¬жет пользоваться услугами нескольких экспедиторов.

В функции экспедитора  входит весь комплекс работ по подготовке товара к отправке: затаривание; упаковка; заключение договора с перевозчиком на транс¬портировку груза и планирование необходимых транспортных средств; оценка экономичности доставки груза  до места назначения; выбор наиболее рациональных путей доставки и видов  транспорта. Он несет ответственность  за организацию грузо¬вых работ, хотя и не ведет их сам, готовит  необходимые транспортные и товаросо¬проводительные  документы, осуществляет расчеты с  перевозчиком; в отдельных случаях  ведет контроль за продвижением това¬ра  до получателя.

Все это подчеркивает актуальность выбранной мною темы.

Целью написания данной дипломной  работы является совершенствование  управления внешнеэкономической деятельностью  на основе поиска иностранных партнеров  – посредников для транспортной компании.

Данная цель требует решения  следующих задач:

¾ изучение форм внешнеэкономической деятельности предприятия;

¾ исследование процесса планирования внешнеэкономической деятельности предприятия;

¾ изучение методики оценки внешнеэкономической деятельности предприятия;

¾ оценка эффективности управления предприятия;

¾ стратегический анализ функционирования предприятия;

¾ разработка направлений совершенствования внешнеэкономической деятельности предприятия.

Объектом проводимого  в данной дипломной работе исследования является ООО «Рошель».

 

 

 

1 Значение внешнеэкономической  деятельности для предприятия 

 

1.1 Формы внешнеэкономической  деятельности предприятия 

 

В соответствии с действующими в России законами любое предприятие (организация) может выступать как  экспортером, так и импортером. В  практике выделяются три основных стимула  развития внешнеэкономической деятельности предприятий:

расширение сбыта;

приобретение ресурсов;

диверсификация источников снабжения и сбыта.

Необходимость стратегического  планирования внешнеэкономической  деятельности определяется существенными  переменами в структуре мирового рынка и попытками предприятий, осуществляющих международную деятельность методом проб и ошибок, выработать адекватные меры, гарантирующие им защиту от чрезмерных потерь в результате неверных действий или ошибочных  представлений о перспективах макроэкономических процессов.

В основе любой формы внешнеэкономических  связей лежит идея взаимовыгодного  международного обмена. В принципе международный обмен всегда выгоден. Это справедливо в отношении  промышленно развитых и слаборазвитых  стран.

Международный обмен продукцией (изделиями) целесообразен для страны, если она затрачивает на производство экспортной продукции (изделий) меньше общественного труда, чем должна затратить на производство продукции (изделий) взамен импортируемой (на средства, вырученные от экспорта). [3]

Следовательно, товарообмен  может быть выгоден всем странам  при условии правильного формирования структуры экспорта и импорта. Поэтому  необходимо увеличивать масштабы внешнеторгового  обмена. При этом экспорт первичен, так как страна должна, получив  за экспортную продукцию (изделия) валюту, обеспечить себе возможность импорта  продукции (изделий). Для достижения наибольшего экономического эффекта  от участия в международном разделении труда следует развивать производство экспортной продукции (изделий), которая  позволяет получить наибольшую валютную выручку на единицу затрат общественного  труда, и импортировать ту продукцию (изделия), собственное производство которой потребовало бы наибольших затрат общественного труда на единицу  затрачиваемых валютных средств. Наибольший эффект достигается от экспорта наукоемкой готовой продукции (изделий). В мировой  торговой практике сложилось такое  соотношение: 40 % международного товарооборота  приходится на сырьевую продукцию, 60 % — на готовую промышленную продукцию (изделия). В структуре же экспорта России сложилось обратное соотношение  — 70 % и 30 %.

Такое состояние внешнеэкономических  связей, естественно, никого не устраивает, а учитывая их потенциально высокую  рентабельность, задача совершенствования  внешнеэкономической деятельности становится одной из первоочередных. И не случайно перестройка хозяйственного механизма России началась с совершенствования  внешнеэкономической деятельности.

Начало реформирования внешнеэкономической  деятельности в какой-то степени  началось с 1985 г., однако в нормативных  актах это было отражено лишь в 1986 г. в постановлении № 991 «О мерах  по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями», с выходом которого начался  первый этап реформы внешнеэкономической  деятельности. Его можно охарактеризовать как «разрешительный» этап. Действительно, в этот период времени было разрешено  самостоятельно выходить на внешний  рынок, формировать валютные фонды, организовывать внешнеторговые фирмы. Получили право на существование  такие прогрессивные формы внешнеэкономических  связей, как прямые связи, совместное предпринимательство. [10]

Второй этап начался в 1989 г. с выходом известного постановления  № 203 «О мерах государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности». Этим постановлением устанавливались  достаточно жесткие рамки, по сути свертывающие процесс демократизации внешнеэкономической  деятельности. Были введены: обязательность регистрации такой деятельности, процедура квотирования, жесткая  система планирования. Данный этап закончился в 1991 г. Сначала отдельные  республики, а в декабре 1991 г. и  Россия заявили о новом подходе  к организации внешнеэкономической  деятельности в своих странах. Начался  третий этап реформы — этап либерализации  внешнеэкономической деятельности.

В России началом третьего этапа можно считать указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации  внешнеэкономической деятельности». Вслед за данным приказом появился ряд нормативных актов, определяющих процедуру осуществления внешнеэкономической  деятельности.

Основные правила осуществления  внешнеэкономической деятельности в России предусматривают следующее: внешнеэкономическая деятельность разрешена всем зарегистрированным на территории России предприятиям независимо от форм собственности; разрешена посредническая деятельность; значительно сокращен список лицензируемой продукции (изделий); введена аукционная продажа квот и лицензий; сняты ограничения  на открытие валютных счетов; разрешено  проведение валютных операций, при  этом курс рубля к иностранным  валютам определяется спросом и  предложением. Введено понятие коммерческого  курса рубля; введена и система  обязательных валютных отчислений; введены  экспортные тарифы (пошлины) на отдельные  группы продукции (изделий). При этом экспортная пошлина подлежит оплате до или в момент предъявления продукции (изделий) к таможенному контролю. Взимание экспортных пошлин производится в рублях. Ставка пошлины в иностранной  валюте подлежит пересчету по рыночному  курсу рубля, устанавливаемому ЦБ РФ на момент уплаты пошлины.

Список литературы 1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб: Издательство "Питер", 1999. – 416 с. – (Серия "Теория и практика менеджмента").

2. Ансофф И. Стратегическое  управление. /Пер. с англ. — М.: Экономика, 2003.

3. Артур А., Стрикленд А.  Стратегический менеджмент. – М.: Вильямс, 2003. – 928 с. 

4. Барнетт Дж., Мориарти  С. Маркетинговые коммуникации. Интегрированный  подход. – СПб., 2001. – 316 с. 

5. Боссиди Л., Чаран Р.  Искусство результативного управления. – М.: Добрая книга, 2004. – 288 с. 

6. Бочкарев А., Кондратьев  В. 7 нот менеджмента. Настольная  книга руководителя. – Изд-во: ЭКСМО, 2007. – 832 с. 

7. Вахрумина М. А. Управленческий  анализ. – М.: Омега, 2004. – 312 с.

 

 

 

 

Оценка эффективности деятельности предприятия через использование  финансовых и нефинансовых показателей 

Опубликован: журнал "Менеджмент в России и за рубежом" №5, 2007

Гурышев А.П.,

Как считают ряд исследователей [1], теория эффективности как наука  в настоящее время находится  на стадии становления. Растущая популярность понятия привела его к весьма широкой трактовке и в качественном, и в количественном плане и  использованию не только в экономике, но и во многих других науках практически  повсеместно. Вместе с тем увеличилась  неоднозначность понимания эффективности  и множественность показателей (история  понятия хорошо представлена в статье М.С. Солодкой [2]). Рассмотрим понятие  «эффективность» применительно  к деятельности предприятия и  возможности использования данного  понятия для анализа функционирования и развития предприятий и их подразделений.

 Сегодня под эффективностью  понимают:

- конкретный результат  (эффективность действия чего-либо);

- соответствие результата  или процесса максимально возможному, идеальному или плановому;

- функциональное разнообразие  систем;

- числовую характеристику  удовлетворительности функционирования;

- вероятность выполнения  целевых установок и функций;

- отношение реального  эффекта к требуемому (нормативному) эффекту» [3].

 С.Н. Яшин и Е.Н.  Пузов [4], сгруппировав ряд определений,  выделяют следующие концепции  и подходы в определении эффективности:

1. эффективность рассматривается  как относительный показатель (ресурсная  или целевая эффективность). Это  все виды рентабельности.

2. эффективность определяется  через доходные методы, дающие  абсолютные значения показателей.  В рамках этих подходов используются  метод дисконтированного денежного  потока, метод капитализации доходов,  метод срока окупаемости, расчет  точки безубыточности проекта.

3. эффективность определяется  через доходные методы, но рассчитывается  как относительный показатель  – метод индекса доходности (индекс  прибыльности) и рентабельности  проекта, метод внутренней нормы  доходности (внутренняя норма прибыли,  рентабельности, возврата инвестиций);

4. эффективность рассматривается  как индивидуальный набор финансовых  и нефинансовых показателей предприятия  (сбалансированная система показателей) [5].

 С помощью данных  показателей осуществляется оценка  и сравнение деятельности систем, то есть показатели эффективности  выступают в качестве средства  оценки<*>. Именно поэтому эффективность  как определенный показатель  весьма конкретна, она оценивает  сравниваемые параметры по отношению  к какому-либо объекту, и чем  более показатель, тем более широкие  параметры проходят сравнение.

<*> Карташев В.А., исследовавший  происхождение понятия «система»  в человеческой практике, пришел  к выводу, что «система есть  способ рассмотрения объектов  реального мира, находящихся во  взаимодействии, с точки зрения  образования того или иного  полезного эффекта» [6].

 Однако существует  потребность и в комплексной  оценке эффективности применительно  к какой-либо производственной  системе. Весьма распространенным  является деление эффективности  на целевую (результативную, целесообразную  – отношение достигнутых результатов  к установленной цели) и ресурсную  (затратная, экономическая – отношение  ресурсов к результатам). Ю.Н. Лапыгин  и его соавторы подчеркивают, что «необходим еще анализ  обоснованности самих целей деятельности  организаций» [3]. Рассматривая цель  «как вариант удовлетворения  исходной потребности» [7], можно  говорить о том, что конечная  цель функционирования системы  в отношении внутренних элементов  системы выражается финансовыми  результатами, а вот в отношении  внешней среды – удовлетворением  потребности, на которую направлено  функционирование системы – «внешней»  потребности. Помимо конечной  цели в процессе функционирования  возникает определенный набор  целей, в частности, в отношении  параметров производственной системы<*>, – стратегических целей, достижение  которых обеспечит и достижение  конечной цели.

<*> Параметры системы  – переменные, которые определяют  сущностное содержание процессов,  происходящих внутри системы,  и устанавливают поле ее поведения  [6].

 Представляя деятельность  предприятия как совокупность  процессов текущего функционирования, основная задача управления в  рамках которого – поддержание  такого поведения элементов и  подсистем в рамках оргструктуры, которое обеспечивало бы максимально  возможное и стабильное достижение  конечных целей [6] – и развития, можно утверждать, что целевая  и ресурсная эффективности отражают  эффективность текущего функционирования  предприятия. Однако в условиях  конкурентной борьбы и появления  такого феномена, как гиперконкуренция, важное значение приобретает  такая составляющая деятельности  предприятия, как развитие. В постиндустриальной  среде, когда основной задаче  менеджмента по обеспечению долгосрочной  жизнеспособности за счет устойчивых  конкурентных преимуществ приходит  на смену задача своевременной  трансформации фирмы [8], развитие, понимаемое как качественное (необратимое)  изменение параметров производственной  системы (стратегических параметров  предприятия [9]), направленное на  увеличение порога адаптивности  не теряет своей актуальности.

 Для представления  комплексного понятия эффективности  авторы [3] выделяют три вида эффективности:  потребностную (отношение целей  к потребностям, идеалам и нормам), результативную (отношение достигнутого  результата к преследуемым целям)  и затратную (отношение затрат  к достигнутым результатам). А  комплексное понятие эффективности  представляют в виде произведения трех видов эффективности: Э=Ц/П*Р/Ц*Р/З (1) , где Ц – поставленные цели; П – потребности (идеалы и нормы); Р – результат; З – затраты.

 Таким образом, вторая  и третья дробь отражают эффективность  текущего функционирования. Произведение  целевой и ресурсной эффективностей  является комплексным показателем  «внутренней эффективности» [6]. А  вот первая дробь связана с  развитием, поскольку подсистема  текущего функционирования не  предполагает проверку адекватности  целеформирования. Величина, образующая  с показателем потребностной  эффективности в сумме единицу,  отражает потенциал развития  производственной системы.

 Однако кажется целесообразным  внести еще некоторое пояснение  в представленную формулу. Потребностная  эффективность как отношение  целей к потребностям, идеалам  и нормам представляет обобщающий  показатель, в котором отражается  эффективность постановки цели  не только относительно внешней  потребности, но и относительно  наилучших вариантов таких стратегических  параметров предприятия, как ресурсы  и технология (идеалы и нормы). При этом сравнение положения  дел рассматриваемого предприятия  можно производить по отношению  к максимально возможному (например, коэффициент использования материалов (КИМ) должен стремиться к 100%), а можно – по отношению к  ближайшему конкуренту. В зависимости  от целей проводимого анализа  значимость того или иного  частного показателя потребностной  эффективности может изменяться. В результате обобщающий показатель  будет иметь следующий вид:

Информация о работе Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия